Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 22:44, курс лекций
Цели и задачи изучения темы
Цель изучения темы «Основы муниципального менеджмента»- получение студентами необходимых теоретических знаний о сущности муниципального менеджмента и его роли в управлении России, а также практических навыков в области муниципального управления
Основные задачи:
-сформулировать основные вопросы и направления деятельности муниципального менеджмента;
-рассмотреть вопросы основ муниципального управления в России;
-раскрыть основные понятия и принципы местного самоуправления;
-показать необходимость развития местного самоуправления в России на современном этапе.
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности. При этом социальное обслуживание осуществляется при условии добровольного согласия граждан пожилого возраста и инвалидов на получение социальных услуг, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с Федеральным законом «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» органы местного самоуправления:
· сохраняют за гражданами пожилого возраста и инвалидами, проживающими в стационарных учреждениях социального обслуживания, жилые помещения в домах муниципального жилищного фонда, занимаемые ими по договору найма или аренды, в течение шести месяцев с момента поступления в стационарное учреждение социального обслуживания, а в случаях, если в жилых помещениях остались проживать члены их семей, — в течение всего времени пребывания в этом учреждении;
·обеспечивают детей-инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющихся сиротами или лишенных попечительства родителей, по достижении 18 лет жилыми помещениями вне очереди по месту нахождения данных учреждений либо по месту их прежнего жительства по их выбору .
Деятельность органов местного самоуправления в области социальной защиты ветеранов и инвалидов определяется также в Федеральном законе «О ветеранах», Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», однако расходы на реализацию прав и льгот, предоставляемых этими законами ветеранам и инвалидам, производятся в первую очередь за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Финансирование дополнительно установленных органами местного самоуправления мер социальной защиты ветеранов осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов.
В соответствии с законом органы местного самоуправления:
·определяют условия капитального ремонта жилых помещений, принадлежащих инвалидам Великой Отечественной войны, за счет средств местных бюджетов;
· определяют условия первоочередного получения местных строительных материалов инвалидам Великой Отечественной войны для жилищного строительства;
· бесплатно предоставляют жилые помещения в муниципальном жилищном фонде в первую очередь инвалидам Великой Отечественной войны (инвалидам войны I группы вне очереди), а также обеспечивают реализацию других мер социальной защиты инвалидов Великой Отечественной войны и инвалидов боевых действий на территориях других государств, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий на территориях других государств и других групп ветеранов.
Меры социальной защиты инвалидов, осуществляемые органами местного самоуправления, предусмотрены также Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В соответствии с Законом, инвалиды освобождаются от арендной платы за землю и помещение для хранения средств передвижения, имеющихся в их личном пользовании; они имеют право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством Российской Федерации. Органы местного самоуправления с участием общественных объединений инвалидов определяют порядок и основания социально-бытового обслуживания инвалидов, а также предпринимают иные меры, связанные с реализацией Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции участвуют в социальной поддержке семьи, материнства и детства, которые находятся под защитой государства.
Деятельность органов местного самоуправления в этой сфере социальной политики предполагает их участие в решении следующих общегосударственных задач:
·обеспечение условий для преодоления негативных тенденций и стабилизации материального положения семей, уменьшение бедности и увеличение помощи малоимущим семьям;
·улучшение охраны здоровья семьи;
· увеличение помощи семье в воспитании детей;
·содействие обеспечению равных прав женщин на рынке труда;
·поддержка деятельности женских, молодежных, детских общественных организаций;
· развитие сети дошкольных и внешкольных учреждений, учреждений социального обслуживания, доступных для всех типов семей;
· поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах.
В последние годы наметились негативные тенденции, отражающие кризисные явления в семье, обществе, возрождение детской беспризорности как социального явления, обострение проблем социального сиротства, угрожающий рост детской и подростковой преступности, которые также должны учитываться органами местного самоуправления в их практической деятельности.
Органы местного самоуправления осуществляют необходимые организационные меры, обеспечивающие предоставление льгот семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с правилами.
Государственная политика в области содействия занятости населения направлена, в частности, на обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите, сочетание самостоятельности органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения с согласованностью их действий при реализации федеральной программы содействия занятости населения.
Органы местного самоуправления в соответствии с законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязаны обеспечивать удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований, на уровне, не ниже минимальных государственных социальных стандартов, выполнение которых гарантируется государством путем закрепления в доходы местных бюджетов федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации отчислений от федеральных налогов и налогов субъектов Российской Федерации.
Тема.10.КОМПЛЕКСНОЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Цель изучения темы «Комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования»- получение студентами знаний о необходимости планирования комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также об основных направлениях поддержки развития муниципального образования.
Основные задачи:
-показать необходимость стратегического планирования комплексного социально-экономического развития муниципального образования;
-сформулировать сущность, структуру концепции стратегии развития муниципального образования;
-рассмотреть старитовые условия социально-экономического развития муниципального образования;
-раскрыть механизм разработки реализации концепции комплексного социально-экономического развития муниципального образования.
10.1.Необходимость стратегического планирования комплексного социально-экономического развития муниципальных образований
В настоящее время необходимость разработки стратегии комплексного социально-экономического развития муниципальных образований России все в большей степени осознается руководителями органов местного самоуправления. Отсутствие четких ориентиров развития на фоне экономических трудностей, переживаемых страной, создает опасность нерационального использования имеющихся ограниченных ресурсов и как следствие – дальнейшего снижения качества жизни населения. Важной предпосылкой коренного перелома в рассматриваемой сфере управленческой деятельности явился Закон РФ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» (1995 год), который подвел черту дискуссии о роли и месте методов планового регулирования в условиях рыночной экономики.
Добиваясь все большей самостоятельности, независимости, руководители местного самоуправления подчас не вполне осознают, какая ответственность ложится на их плечи. Отсутствие опыта стратегического планирования, комплексного подхода к определению целей и приоритетов перспективного развития муниципальных образований создает почву для принятия неэффективных управленческих решений, приносящих лишь сиюминутную выгоду, но в конечном счете больно сказывающихся на населении, особенно на его социально уязвимых группах. Свидетельством тому является все углубляющийся разрыв в условиях социально-экономического развития муниципальных образований различного типа.
Принятие концепции перспективного социально-экономического развития муниципального образования — это политическое решение, вырабатываемое с учетом множества факторов. Как и любое ответственное управленческое решение, оно должно опираться на результаты всестороннего анализа сложившейся ситуации, иметь под собой социальное и экономическое обоснование.
Центральной проблемой разработки концепций является обоснование стратегического выбора, формирование стратегических целей и приоритетов перспективного развития муниципальных образований. Конечно, эти проблемы существовали и в условиях административной системы управления. Однако сегодня они многократно обострились, так как каждое муниципальное образование должно самостоятельно выбирать цели и траекторию своего перспективного развития, из специфики собственного социально-экономического потенциала На первый план выдвигаются проблемы разработки стратегических целей развития социальной сферы, стратегического выбора муниципального образования, то есть тех функций, которые оно будет выполнять в рассматриваемой перспективе, главным образом для достижения приоритетных целей своего социального развития, формирования стратегических целей развития в экономической и градостроительной сферах.
Достижение стратегических целей развития муниципального образования предполагает, в частности, формирование местной социально-экономической политики, под которой понимается взаимосогласованная совокупность социальных, экологических, экономических, градостроительных ориентиров и целей, а также способов их достижения, разработка и практическая реализация которых осуществляется самим местным сообществом и его органами самоуправления. В четвертом разделе настоящей работы раскрывается содержание основных видов местной социально-экономической политики, предлагаются рекомендации по их формированию.
Проблема реализации концепции перспективного развития муниципального образования возникает уже на стадии ее формирования. Не выяснив, хотя бы в общих чертах, механизм достижения намеченных целей стратегического развития, нельзя получить документ, принятие которого послужило бы существенным импульсом к решению действующих и прогнозируемых проблем местного самоуправления.
10.2.Сущность, структура концепции стратегии развития муниципального образования
Сложное социально-экономическое положение, сложившееся в большинстве муниципальных образований России, вызывает глубокую тревогу и служит источником напряженности, размывающей социальную базу реформ, в том числе и в сфере местного самоуправления. Особую озабоченность вызывает отсутствие четких согласованных с местным сообществом стратегических целей и приоритетов в социально-экономическом развитии на уровне местного самоуправления, эффективных механизмов их достижения.
Переход к современному качеству планового регулирования развития муниципальных образований предполагает: во-первых, изменение сущности планирования — из орудия административного принуждения оно превращается в инструмент научно обоснованных сбалансированных решений по достижению намеченных целей социально-экономического развития; во-вторых, усиление стратегического характера планирования; в-третьих, демократизацию процесса разработки и принятия плановых документов.
В современных условиях хозяйствования сущность планового регулирования на муниципальном уровне состоит в деятельности представительных и исполнительных органов местного самоуправления по реализации централизованного начала управления и обеспечение баланса интересов различных субъектов управления и хозяйствования, населения в решении совокупности проблем социально-экономического регулирования и комплексного развития муниципального образования.
Субъектом планового регулирования на местном уровне являются органы местного самоуправления, объектом—все отрасли и сферы жизнедеятельности муниципального образования, экономико-социальные процессы, протекающие в границах его территории.
Традиционная практика долгосрочного планирования развития муниципальных образований в условиях практически повсеместной дефицитности местных бюджетов, межтерриториальной конкуренции за инвестиционные ресурсы становится неэффективной. Лидерство захватывают муниципальные образования, развивающиеся на основе творчества, инициативы, предприимчивости, ориентации на эффективное использование собственного социально-экономического потенциала; использующие технологии планирования, которые при определении перспектив развития муниципального образования учитывают не только местные условия и сложившиеся закономерности, но и прогнозируют возможные изменения внешнего окружения, адаптируются к ним в интересах местного сообщества.
Стратегическое планирование на муниципальном уровне дает возможность руководителям местного самоуправления и гражданам видеть перспективу развития своего города, осознанно осуществлять свой стратегический выбор, а не следовать, к сожалению, сложившейся тенденции — реагировать лишь на события, которые уже наступили.
Реализация стратегического планирования на местном уровне предполагает его демократизацию, участие в формировании целей, приоритетов, механизмов их достижения различных субъектов управления и хозяйствования, взаимодействующих в границах муниципального образования, и, конечно, населения, составляющего местное сообщество. По существу, речь идет о формировании стратегических документов, принятие которых осуществляется в обстановке общественного согласия, консенсуса в рамках процесса стратегического планирования развития муниципального образования.