Основы муниципального менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 22:44, курс лекций

Описание работы

Цели и задачи изучения темы
Цель изучения темы «Основы муниципального менеджмента»- получение студентами необходимых теоретических знаний о сущности муниципального менеджмента и его роли в управлении России, а также практических навыков в области муниципального управления
Основные задачи:
-сформулировать основные вопросы и направления деятельности муниципального менеджмента;
-рассмотреть вопросы основ муниципального управления в России;
-раскрыть основные понятия и принципы местного самоуправления;
-показать необходимость развития местного самоуправления в России на современном этапе.

Работа содержит 1 файл

муниц.менеджмент.doc

— 724.00 Кб (Скачать)

В советский период в компетенцию сходов входило: избрание органов общественной самодеятельности, выдвижение кандидатов в депутаты поселковых, сельских Советов, решение вопроса о самообложении сельского населения.

К компетенции собраний (сходов) граждан относятся следующие вопросы:

·   избрание органов территориального общественного управления населения и принятие положений (уставов) о них;

·   утверждение программ деятельности органов территориального общественного самоуправления населения coциально-экономического развития соответствующей территории, отчетов;

·   решение других вопросов, относящихся к компетенции органов территориального общественного самоуправления.

В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указывается, что в отдельных поселениях уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской федерации может быть предусмотрена возможность осуществления полномочий представительных органов местного самоуправления собраниями (сходами) граждан.

В этих случаях собрание (сход) граждан считается правомочным при участии в нем более половины жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.

Территориальное общественное самоуправление занимает особое место в осуществлении местного самоуправления. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства части территории муниципального образования для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных интересов в вопросах местного значения через создаваемые ими органы территориального общественного самоуправления. Оно является одной из важнейших форм участия населения в осуществлении местного самоуправления.

Как часть общей системы местного самоуправления Российской Федерации территориальное общественное самоуправление включает в себя уже указанные ранее общие собрания (сходы), конференции граждан и иные территориальные формы непосредственной демократии, а также органы территориального самоуправления — советы или комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, поселков, сельских населенных пунктов, кварталов, улиц, дворов и других территорий.

Территориальное общественное самоуправление способствует выявлению общественного мнения, позволяет соответствующим органам принимать решения с учетом мнения и интересов большинства населения.

Органы территориального общественного самоуправления действуют исключительно в пределах части территории муниципального образования, населенного пункта. Они объединяют население на основе совместной работы по обслуживанию общественных потребностей граждан, удовлетворению их культурно-бытовых и иных запросов, охране их прав и интересов.

Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Формирование органов территориального общественно самоуправления происходит путем выборов на общих собраниях (сходах) или конференциях граждан по месту их жительства на срок полномочий представительного органа местного самоуправления.

Приближенность органов территориального общественного самоуправления к населению, простой порядок формирования, тесная связь их деятельности с жизненными интересами граждан обеспечивают массовость этих органов, определяют необходимость повышения их роли в системе местного самоуправления.

Следует отметить, что население имеет право на законотворческую инициативу в вопросах местного значения.

Важное значение в реализации возможностей граждан участвовать в местном самоуправлении имеет закрепленное Конституцией Российской Федерации и Федеральным Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» право граждан oбращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления.

Народная законотворческая инициатива и обращение в органы местного самоуправления позволяют участвовать в определении задач и направлений деятельности органов местного самоуправления, в выработке проектов, решений органов местного управления.

В системе местного самоуправления используются и формы, служащие выявлению общественного мнения и позволяют органам общественного самоуправления принимать решения с учетом мнения и интересов большинства населения. К ним относятся: обсуждение населением вопросов местного самоуправления, проектов решений органов местного самоуправления, опросы общественного мнения. Важную роль играют и общественные инициативы граждан, как митинги, демонстрации, шествия и пикетирования, а также проявление активности в различных сферах местной жизни.

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» наряду с такими формами участия населения в осуществлении местного самоуправления, как местный референдум, муниципальные выборы, собрания (сходы) граждан, территориальное общественное самоуправление граждан, законотворческая инициатива, обращение граждан в органы местного самоуправления, граждане вправе осуществлять местное самоуправление и в других формах, которые не противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации.

Тема 6. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Цели и задачи изучения темы

Цель изучения темы «Финансово-экономические основы местного самоуправления»- получение студентами необходимых знаний о сущности финансово-экономических основ местного самоуправления.

Основные задачи:

-сформулировать содержание основных элементов экономических основ местного самоуправления;

-рассмотреть состав муниципальной собственности;

-раскрыть состав местных бюджетов как главной финансовой базы муниципальных образований;

-показать механизм и проблемы формирования доходных источников муниципальных образований.

 

6.1. Экономическая основа местного самоуправления-главный элемент местного самоуправления.

Экономическая основа местного самоуправления - один из главных базисных элементов местного самоуправления. Экономическая основа обеспечивает потенциал для преобразования хозяйственной жизни местных сообществ.

В настоящее время в теории и практике муниципального менеджмента наибольшее распространение получили два подхода к толкованию понятия «экономические основы местного самоуправления». Первый подход определяет экономические основы как общественные отношения, связанные с формированием и использованием муниципальной собственности, местных бюджетов и других местных финансов в интересах населения муниципальных образований. Второй подход определяет экономические основы как совокупность (систему) взаимосвязанных и иных объектов, а также финансовых ресурсов, составляющих потенциал, который может быть использован для получения доходов и удовлетворения потребностей населения муниципальных образований. Первый подход отражает политико-экономическое содержание экономических основ местного самоуправления, а именно процесс формирования и использования материально-финансовых ресурсов, механизм взаимодействия органов местного самоуправления с различными экономическими субъектами. Второй подход рассматривает экономические основы в материально-вещественном выражении, раскрывает состав и содержание. Таким образом, экономические основы рассматриваются как с материально-вещественной точки зрения (т.е. структура), так и с различных экономических позиций (отношения, функции).

Экономические основы местного самоуправления представлены совокупностью правовых норм, регулирующих отношения, которые связаны с формированием и использованием муниципальной собственности, местных бюджетов и других местных финансов в интересах населения муниципальных образований.

Экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящиеся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также в соответствии с законом иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения местного самоуправления.

Эффективность местного самоуправления определяется материально-финансовыми ресурсами, которые являются экономической основой местного самоуправления.

Экономические основы обеспечивают хозяйственную самостоятельность местного самоуправления, служат удовлетворению потребностей населения муниципальных образований, создают условия его жизнедеятельности. Укрепление и развитие экономических основ местного самоуправления оказывает влияние на экономическое положение в стране.

6.2. Сущность и содержание муниципальной собственности.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» устанавливает следующий состав муниципальной собственности:

·   средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды;

·   имущество органов местного самоуправления;

·   муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в

·   муниципальной собственности;

·   муниципальные предприятия и организации;

·   муниципальные банки и другие финансово - кредитные организации;

·   муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения;

·   муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта,

·   другое движимое и недвижимое имущество.

Состав объектов муниципальной собственности очень разнообразен. К муниципальной собственности относятся предприятия и организации местного подчинения, деятельность которых непосредственно направлена на решение задач комплексного экономического и социального развития территорий. К ним относятся предприятия сельского хозяйства, транспорта, торговли, бытового обслуживания, учреждения народного образования, здравоохранения, культуры.

Учет муниципальной собственности осуществляется согласно положению о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Данное положение разработано в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Положение определяет порядок учета муниципальной собственности, приобретения и прекращения права собственности в отношении объектов муниципальной собственности, передачу их в аренду, безвозмездное пользование и доверительное управление, а также признание жилых помещений непригодными для постоянного проживания и перехода их в нежилые.

Учет муниципальной собственности осуществляется комитетом по управлению муниципальным имуществом путем ведения реестра объектов муниципальной собственности.

Органы местного самоуправления муниципального образования управляют муниципальной собственностью самостоятельно. Они вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическими и юридическими лицами, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, которое находится в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых и предаваемых в пользование объектов.

Муниципальная собственность признается и защищается государством равным образом с государственной, частной и иными формами собственности.

6.3. Сущность и состав финансов местного самоуправления.

Муниципальные финансы - это система экономических, денежных отношений, посредством которой происходит распределение и перераспределение стоимости дохода, фонда денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие муниципальных образований.

Материальными носителями финансовых отношений являются финансовые ресурсы, находящиеся в распоряжении органов местного самоуправления и предназначенные для удовлетворения потребностей муниципальных образований.

Финансовые ресурсы муниципальных образований представляются в форме средств местного бюджета, внебюджетных фондов, прибыли муниципальных предприятий, ссуд, займов, средств от продажи муниципальной собственности, ценных бумаг и т.д.

Финансы –это не сами деньги, а совокупность денежных отношений, посредством которых происходит распределение и перераспределение валового общественного продукта, ведущее к формированию доходов и фондов денежных средств. В составе местных финансов можно выделить следующие группы денежных отношений:

Связанные с формированием и использованием местными органами власти целевых фондов денежных средств (местного бюджета, муниципальных внебюджетных фондов);

существующие между различными муниципальными образованиями;

складывающиеся у органов местного самоуправления:

а) с органами государственной власти,

б) с финансово-кредитными учреждениями,

в) с хозяйствующими субъектами,

г) с инвесторами,

д ) с налоговыми органами

Материальными носителями финансовых отношений являются финансовые ресурсы, находящиеся в распоряжении органов местного самоуправления и предназначенные для удовлетворения потребностей населения муниципальных образований.

Информация о работе Основы муниципального менеджмента