Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 22:44, курс лекций
Цели и задачи изучения темы
Цель изучения темы «Основы муниципального менеджмента»- получение студентами необходимых теоретических знаний о сущности муниципального менеджмента и его роли в управлении России, а также практических навыков в области муниципального управления
Основные задачи:
-сформулировать основные вопросы и направления деятельности муниципального менеджмента;
-рассмотреть вопросы основ муниципального управления в России;
-раскрыть основные понятия и принципы местного самоуправления;
-показать необходимость развития местного самоуправления в России на современном этапе.
Федеральный закон:
· определяет роль местного самоуправления в осуществлении народовластия, правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления, государственные гарантии его осуществления;
· устанавливает общие принципы организации местного самоуправления;
· разграничивает полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоупраправления;
· определяет предметы ведения местного самоуправления;
· регулирует основные формы осуществления местного самоуправления - это органы местного местного самоуправления и прямое волеизъявление граждан;
· определяет законодательную основу местного самоуправления;
· рассматривает необходимые предпосылки для развития федерального и регионального законодательства в сфере местного самоуправления.
Основные Федеральные законы, которые непосредственно были созданы в современный период для регулирования вопросов организации и деятельности местного самоуправления –
· от 26.11.1996г. N 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»;
· от 25.09.1997г. N 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»;
· от 08.01.1998г. N 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации»;
· от 19.09.1997г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
Нормы федерального законодательства развиваются и конкретизируются в региональном законодательстве. В целом оно соответствует основополагающим положениям федеральной Конституции и законов, но имеет свою специфику, иногда выходящую за рамки конституционно-правовых основ местного самоуправления и содержащую нормы, не соответствующие федеральному законодательству. Наиболее типичными нарушениями в региональном законодательстве в области местного самоуправления является следующее:
· установление региональными правовыми актами ограничений на самостоятельность местного самоуправления по вопросам, подлежащим регулированию исключительно на федеральном уровне;
· ограничение региональными законами прав граждан на осуществление местного самоуправления;
· превышение региональными правовыми актами пределов правового регулирования в решении вопросов местного значения;
· передача органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий без передачи необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств;
·выделение отдельных территорий из-под действия законодательства о местном самоуправлении и ряд других нарушений.
Основы местного самоуправления в конкретном регионе устанавливаются конституциями республик, уставами других субъектов. Практически во всех субъектах приняты законы о местном самоуправлении, в которых устанавливаются формы осуществления местного самоуправления, определяется структура, порядок формирования и полномочия органов местного самоуправления, об осуществлении права законодательной инициативы органами местного самоуправления, о государственной регистрации уставов муниципальных образований, об организации территориального общественного самоуправления, о порядке проведения собраний (сходов) граждан. В ряде республик, краев, областей законами устанавливаются конкретные виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления за нарушение ими федерального и регионального законодательства.
Важным уровнем муниципального регулирования является местное нормотворчество, в котором особая роль принадлежит уставам муниципальных образований. Разработка устава производится муниципальным образованием самостоятельно. Устав муниципального образования принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно (на местном референдуме). После того, как устав принят и обнародован (опубликован), он вступает в силу.
Согласно Федеральному закону в уставе муниципального образования отражаются следующие положения:
·наименование, состав, границы территории муниципального образования, наличие собственной символики;
· вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования;
·формы, порядок, гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения;
·структура органов местного самоуправления, порядок их формирования, полномочия выборных и других органов самоуправления и должностных лиц, срок их полномочия;
·виды, порядок их формирования, полномочия выборных и других органов самоуправления и должностных лиц, срок их полномочия;
· экономическая и финансовая основа осуществления местного самоуправления, общий порядок владения, пользования, распоряжения муниципальной собственностью.
В уставе муниципального образования могут быть отражены и другие положения об организации местного самоуправления в соответствии с законами Российской Федерации и законами субъектов Федерации.
Устав каждого муниципального образования должен в обязательном порядке пройти государственную регистрацию в органах юстиции. Основанием для отказа в государственной регистрации может быть только содержание в уставе муниципального образования положений, противоречащих законодательству Российской Федерации и субъектов Федерации.
Органы и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты. Правовые акты местного самоуправления подразделяются на нормативные и ненормативные. Нормативные акты содержат общие правила поведения (нормы, права). С их помощью регулируются муниципальные отношения, устанавливаются нормы муниципального права на местном уровне. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Ненормативные (индивидуальные) акты необходимы для осуществления организационной, исполнительной и контрольной деятельности в системе местного самоуправления (приказы о назначении на муниципальную должность, о мерах воздействия на нарушителей дисциплины и пр.); принимаются правовые акты –решения, постановления, распоряжения, приказы.
3.2. Полномочия органов государственной власти в области местного самоуправления.
Федеральным законодательством строго разграничиваются полномочия органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ в области местного самоуправления. К полномочиям государственной власти РФ в области местного самоуправления относятся:
·принятие и изменение федеральных законов об общих принципах организации местного самоуправления, контроль за их соблюдением;
· обеспечение соответствия законодательства субъектов РФ о местном самоуправлении Конституции РФ и федеральному законодательству;
· обеспечение соответствия законодательства субъектов РФ о местном самоуправлении Конституции РФ и федеральному законодательству;
·обеспечение гарантий осуществления предусмотренных Конституцией РФ и законами РФ обязанностей государства в области местного самоуправления;
·регулирование законами порядка передачи объектов федеральной собственности в муниципальную собственность;
·наделение органов местного самоуправления федеральным законом отдельными полномочиями Российской Федерации, передача им материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления указанных полномочий, контроль за их реализацией;
· установление государственных минимальных социальных стандартов;
· регулирование отношений между федеральным бюджетом и местными бюджетами;
· принятие федеральных программ развития местного самоуправления;
·обеспечение федеральных гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления;
· регулирование и защита прав граждан на осуществление местного самоуправления;
·установление порядка судебной защиты и судебная защита прав местного самоуправления;
· регулирование и установление ответственности органов местного самоуправления за нарушение законов;
·осуществление прокурорского надзора за соблюдением законности в деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
· регулирование основ муниципальной службы.
Основные полномочия представлены в современном российском законодательстве о местном самоуправлении.
3.3. Предметы ведения местного самоуправления.
Большое значение в законодательном регулировании местного самоуправления имеет содержание его деятельности, или предметы ведения, которые согласно Конституции Российской Федерации и Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» включают: 1) вопросы местного значения, относящиеся к ведению местного самоуправления; 2) отдельные государственные полномочия, которыми наделяются органы местного самоуправления.
Практически не существует таких сфер жизнедеятельности, которые полностью регулируются и обеспечиваются одним из уровней власти, т.е. по целому ряду вопросов, будь то финансы или охрана порядка, или жилищное строительство, необходимо разделение полномочий между муниципальным самоуправлением и органами государственного управления разных уровней с учетом основных принципов, установленных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации».
Полномочия органов местного самоуправления показывают границы самостоятельного решения вопросов местного значения, определяют права и обязанности данных органов в осуществлении местного самоуправления.
Основой для определения полномочий органов местного самоуправления являются существующие правовые нормы. Наличие муниципальной собственности и достаточные финансовые ресурсы должны обеспечивать реализацию полномочий местного самоуправления, основные из которых можно представить следующим образом:
·полномочия органов местного самоуправления в сфере финансов;
·полномочия органов местного самоуправления в управлении муниципальной собственностью;
·полномочия органов местного самоуправления в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;
·полномочия органов местного самоуправления в области строительства, производственной инфраструктуры, торговли, жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения;
· полномочия органов местного самоуправления в социально-культурной области;
· полномочия органов местного самоуправления в области образования;
· полномочия органов местного самоуправления в области культуры;
· полномочия органов местного самоуправления в области охраны здоровья;
·полномочия органов местного самоуправления в области охраны общественного порядка.
Тема 4. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ И КОМПЛЕКС МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Цели и задачи изучения темы
Цель изучения темы «Территориальные основы и комплекс местного самоуправления»- получение студентами необходимых знаний об особенностях территориальных основ в России, а также изучение районной планировки в различных муниципальных образованиях.
Основные задачи:
-сформулировать основные задачи районной планировки в муниципальных образованиях;
-рассмотреть состав территории муниципального образования;
-изложить вопросы установления и изменения границ муниципального образования.
4.1. Территориальные основы местного самоуправления.
Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских и сельских поселениях. Территории муниципальных образований - это городские и сельские районы, сельские округа, села, станицы и т.д. Эти единицы наделены конституционным правом осуществления местного самоуправления на своей территории.
Территорию муниципального образования составляют земли таксономических единиц- городов, сельских поселений, районов, а также прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения.
Вопросы образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установления границ или изменение их территорий согласно Конституции РФ решаются с учетом мнения населения соответствующей территории представительным органом местного самоуправления города или иного населенного пункта самостоятельно. При этом установление и изменение границ муниципального образования осуществляется в настоящее время с учетом исторических и иных местных традиций по инициативе населения, органов местного самоуправления, а также органов государственной власти субъекта Российской Федерации (области, края, республики). Согласно Закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при изменении границ муниципального образования органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают законом гарантии учета мнения населения муниципального образования, осуществляющего на своей территории местное самоуправление.