Основы муниципального менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 22:44, курс лекций

Описание работы

Цели и задачи изучения темы
Цель изучения темы «Основы муниципального менеджмента»- получение студентами необходимых теоретических знаний о сущности муниципального менеджмента и его роли в управлении России, а также практических навыков в области муниципального управления
Основные задачи:
-сформулировать основные вопросы и направления деятельности муниципального менеджмента;
-рассмотреть вопросы основ муниципального управления в России;
-раскрыть основные понятия и принципы местного самоуправления;
-показать необходимость развития местного самоуправления в России на современном этапе.

Работа содержит 1 файл

муниц.менеджмент.doc

— 724.00 Кб (Скачать)

Реформа местного самоуправления постепенно переходила в новый этап, когда наиболее важным, т.е. определяющим темп движения по пути реформирования местных органов власти, является завершение формирования собственной компетенции местного самоуправления и финансово-экономической базы местного самоуправления (прежде всего – за счет разграничения с субъектами Федерации). В связи с изменением задач на новом этапе реформы неизбежно и изменение принципов деятельности и формирования Совета по местному самоуправлению при Президенте России. Создание (в 1995году) Совета обеспечивало поддержку различными федеральными органами власти и ведомствами процесса обеспечения реформы (прежде всего ее организационного этапа), согласование готовившихся федеральных законопроектов. Создание мощного координационного центра (в форме Совета) по местному самоуправлению в Российской Федерации, наряду с сильной общероссийской общественной структурой, лоббирующей как политические, так и экономические интересы муниципальных образований, должен был обеспечивать наиболее полный и эффективный учет муниципальных интересов на федеральном уровне власти.

Российская муниципальная реформа находится на том этапе, когда наиболее важным, определяющим темп движения по пути реформирования местных органов власти является завершение формирования финансово-экономической базы местного самоуправления. Именно наличие прочных экономических основ местного самоуправления, являющихся одновременно и средством улучшения качества жизни населения муниципальных образований, и источником повышения эффективности самой муниципальной экономики, должно сделать местное самоуправление по-настоящему действенным инструментом разрешения муниципальных проблем.

На данный момент в России экономические основы местного самоуправления пока не получили должного развития, что нашло отражение в крайней ограниченности муниципальной налоговой базы, преимущественно затратном характере объектов муниципальной собственности, преобладании регулирующих доходных источников в структуре местных бюджетов.

Новый вектор развития местного самоуправления связан с принятием закона N131-ФЗ 2003года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

В качестве основных причин, сдерживающих развитие местного самоуправления в российской Федерации отмечаются:

1. недооценка, недопонимание, анередко и ощибочные представления о самой сути местного самоуправления, его чрезвычайной     важности в деле демократических преобразований всего российского общества;

2. низкий уровень научного и методического обеспечения местного самоуправления;

3. отсутствие у местных органов власти опыта самостоятельного хозяйствования в системе рыночных отношений;

4. отсутствие реальной ответственности государственных должностных лиц за превышение своих полномочий, а федеральных органов власти за- несоблюдение провозглашенных в некоторых государственных актах гарантий местного самоуправления в Российской Федерации;

5. явно недостаточное использование зарубежного и прошлого отечественного опыта муниципального строительства;

6.отсутствие на федеральном уровне единой общегосударственной концепции реформирования местной власти на принципах самоуправления;

7. значительное сопротивление реформам отдельных категорий чиновников государственного исполнительного аппарата.

И самое главное- власть в муниципальных образованиях должна быть обеспечена экономически. А это значит, что судьба всей муниципальной реформы, проводимой в нашей стране, находится в прямой зависимости от результатов поиска эффективных механизмов укрепления экономических основ местного самоуправления.

 

2.4. Местное самоуправление за рубежом. Модели местного самоуправления.

Органы местного самоуправления функционируют в большинстве развитых зарубежных странах уже довольно длительный период, хотя нередко имеют различную правовую основу. Однако было бы неправомерным относить процесс децентрализации власти и развития местного самоуправления только к развитым государствам: становление органов местной власти довольно успешно идет и в развивающихся странах.

Развитие местного самоуправления в мире - объективный процесс, характерный для нынешнего века. Он распространяется и в глубь и вширь, затрагивая все новые и новые государства. В ряде стран процесс развития местного самоуправления то сдерживался центральной властью, то активизировался вновь.

Функции местных органов самоуправления в большинстве государств затрагивают все стороны жизни муниципальных образований. Главными полномочиями являются в первую очередь финансово-экономические, включая формирование и исполнение бюджета, местное планирование, ведение коммунального хзозяйства, дорожное строительство, благоустройство, развитие транспорта.В перечне полномочий в социальной сфере- строительство дешевого жилья для бедных, школ, больниц, библиотек. Местные органы самоуправления несут также ответсвенность за охрану общественного порядка, экологическую безопасность, санитарное состояние.

Анализируя прошлое и настоящее местного самоуправления нельзя не заметить, что зарубежный мир чаще всего три модели:

англосаксонскую (английскую), континентальную (французскую), советскую.

Англосаксонская модель местного саомуправления получила свое распространение в Великобритании, Канаде, Австралии, США. Деятельность местных органов в этом варианте находится в основном вне контроля государства, он осуществляется косвенно, т.е. через суд и центральные министерства и ведомства. Например, в США местные органы практически полностью в подведомственных им областях, многие полномочия и сферы деятельности переданы на уровень местного самоуправления и осуществляется без какого-либо вмешательства не только федеральных органов власти, но и руководящих структур штатов.

Несколько иной характер имеет континентальная модель, которую нередко называют французкой, ибо начало этого варианта местного самоуправления заложила Франция. Ее придерживается большинство франкоязычных государств, а также целый ряд европейских государств. Суть континентальной модели состоит в том, что наряду с широкими правами и значительной самостоятельностью местных органов власти сохраняется определенная подчиненность муниципальных звеньев вышестоящим уровням, а порой осуществляется и прямое государственное управление муниципальными образованиями.

В Нидерландах местное самоуправление получило правовое закрепление в 1848 году, когда муниципалитеты получили статус независимых государств. Но в конституции особо подчеркивается, что правительство страны сохраняет контроль за органами местного самоуправления.

В целом ряде государств успешно функционирует так называемая смешанная модель самоуправления, включающая элементы англосаксонской и французской моделей. Это в определенной степени относится к Японии, германии, Австрии.

Западноевропейские страны имеют тенденцию стремления к золотой середине, где-то между централизацией и децентрализацией, т.е. центральное правительство признает автономию местных органов власти, но в то же время устанавливает над ними определенный контроль.

Важное значение на Западе придается закреплению правовых гарантий местного самоуправления. Ведь без законодательного закрепления прав и гарантий местного самоуправления невозможно его нормальное функционирование.

Советская модель местной власти функционировала не только в республиках распавшегося Советского Союза и в ряде бывших социалистических стран Восточной Европы, но и действует в настоящее время в КНДР, КНР, на Кубе, во Вьетнаме.

 

2.5. Европейская хартия местного самоуправления.

 

Хорошей теоретической базой для становления идей о местном самоуправлении в постсоветской России явилась Европейская Хартия местного самоуправления, разработанная и принятая Советом Европы.Хартия была открыта для подписания 15 октября 1985года. Россия подписала Европейскую хартию местного самоуправления в 1996году.

Целью Хартии является провозглашение и проведение в жизнь общих для европейских стран стандартов самоуправлении, которых до 1985года не существовало в Европе. Хартия содержит основные принципы, которым должно отвечать местное самоуправление в европейских странах. Местное самоуправление рассматривается как одна из основ сохранения демократии и защиты прав человека. Основные положения Европейской Хартии местного самоуправления характеризуют следующее:

·органы местного самоуправления являются одной из главных основ любого демократического строя;

·  право граждан участвовать в управлении государственными делами относится к демократическим принципам, которое наиболее непосредственным образом может быть осуществлено именно на местном уровне;

· существование наделенных реальными полномочиями органов местного самоуправления обеспечивает одновременно эффективное и приближенное к гражданам управление;

·органы местного самоуправления пользуются значительной самостоятельностью в отношении полномочий, порядка их осуществления и средств, необходимых для выполнения своих функций.

Европейская Хартия местного самоуправления трактует местное самоуправление как “право и реальную способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения”. Хартия подчеркивает необходимость закрепления принципа местного самоуправления во внутреннем законодательстве.

Статья 9 Хартии “Финансовые ресурсы органов местного самоуправления” подтверждает, что финансовые ресурсы органов местного самоуправления должны быть соразмерны полномочиям, предоставленным Конституцией или законом; по меньшей мере часть финансовых ресурсов органов местного самоуправления должна пополняться за счет местных сборов и налогов, ставки которых органы местного самоуправления вправе определять в пределах, установленных законом.

 

Тема 3. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Цели и задачи изучения темы

Цель изучения темы «Правовые основы местного самоуправления»- получение студентами необходимых знаний о законодательной базе местного самоуправления по различным уровням управления, а также определение государственных полномочий в области местного самоуправления и вопросов, относящихся к компетенции местного самоуправления.

Основные задачи:

-сформулировать основные вопросы , раскрыть смысл и содержание закона «Об общих принципах организации местного самоуправления»;

-рассмотреть предметы ведения местного самоуправления;

-раскрыть основное содержание отдельных государственных полномочий в области местного самоуправления;

-изложить важность и значимость развития норм о местном самоуправлении на региональном и муниципальном уровне;

-показать неоходимость соответствия нормативно-правовых актов , издаваемых на муниципальном уровне федеральному и региональному законодательству.

 

3.1. Федеральный, региональный и муниципальный уровни управления.

Проблема местного самоуправления, как самостоятельный институт гражданского общества, в полной мере стала разрабатываться после принятия Конституции Российской Федерации 1993года. В Конституции впервые закреплены основополагающие фундаментальные начала организации деятельности местного самоуправления, определены его место и роль в государственно-правовой структуре российского общества. Это относится к местному самоуправлению как одной из форм осуществления народовластия, к признанию и гарантированности местного самоуправления, обособленности органов местного самоуправления от системы государственной власти, самостоятельности местного самоуправления в пределах своих положений, определению форм местного самоуправления, обязательному учету исторических и иных традиций, государственным гарантиям и судебной защите местного самоуправления. Конституционные положения находят развитие и конкретизацию в российском законодательстве.

Законодательное регулирование вопросов местного самоуправления подразделяется на три уровня- законодательство федеральное, региональное (законодательство субъектов российской Федерации), муниципальное (нормативные правовые акты местного самоуправления.

Федеральное законодательство включает в себя Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы и распоряжения Президента российской Федерации, постановления и распоряжения Президента Российской Федерации, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, решения Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам местного самоуправления.

Базовым исходным для построения системы местного самоуправления в нашей стране является Федеральный закон от 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ранее действующий 154-ФЗ) Все другие федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации, устанавливающие нормы муниципального права, не могут противоречить Конституции Российской Федерации и Федеральному закону N 131-ФЗ, ограничивать гарантированные ими права местного самоуправления.

Информация о работе Основы муниципального менеджмента