Основы муниципального менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 22:44, курс лекций

Описание работы

Цели и задачи изучения темы
Цель изучения темы «Основы муниципального менеджмента»- получение студентами необходимых теоретических знаний о сущности муниципального менеджмента и его роли в управлении России, а также практических навыков в области муниципального управления
Основные задачи:
-сформулировать основные вопросы и направления деятельности муниципального менеджмента;
-рассмотреть вопросы основ муниципального управления в России;
-раскрыть основные понятия и принципы местного самоуправления;
-показать необходимость развития местного самоуправления в России на современном этапе.

Работа содержит 1 файл

муниц.менеджмент.doc

— 724.00 Кб (Скачать)


Тема 1. ОСНОВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Цели и задачи изучения темы

Цель изучения темы «Основы муниципального менеджмента»- получение студентами необходимых теоретических знаний о сущности муниципального менеджмента и его роли в управлении России, а также практических навыков в области муниципального управления

Основные задачи:

-сформулировать основные вопросы и направления деятельности  муниципального менеджмента;

-рассмотреть вопросы основ муниципального управления в России;

-раскрыть основные понятия и принципы местного самоуправления;

-показать необходимость развития местного самоуправления в России  на современном этапе.

1.1. Основное содержание менеджмента

В последние годы термин «менеджмент » прочно вошел в обиход россиян и заменил привычное слово «управление». Однако, всегда надо помнить, что термин «управление» намного шире.

«УПРАВЛЕНИЕ» - есть функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программ.

«МЕНЕДЖМЕНТ» трактуется как управление социально-экономическими процессами, система теоретических и практических знаний о методах, средствах и формах управления в целях повышения эффективности и увеличения прибыли.

Следует уточнить, что термин «менеджмент» имея англо-американское происхождение не переводится на другой язык дословно и употребляется в англо - язычных странах довольно свободно и в различных значениях.

«Менеджмент» в упрощенном понимании может означать-

- вид деятельности, управленческую функцию по руководству людьми в самых разнообразных организациях

- умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения др. людей.

- область человеческого знания, помогающая осуществлять управленческие функции.

- как собирательное от слова «менеджер» - это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.

1.2. Предмет, содержание и основные понятия муниципального менеджмента

Понятие «менеджмент » может рассматриваться в современной экономической науке как наиболее эффективный тип управления, отвечающий задачам рыночной экономики.

Муниципальный менеджмент – научная дисциплина в системе экономических знаний, изучающая управление социально-экономических систем.

Муниципальный менеджмент тождественен местному самоуправлению как форма управления местной (муниципальной собственностью).

В ст.130 Конституции Российской Федерации сказано: «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью». Согласно Конституции РФ местное самоуправление в субъектах Федерации должно осуществляться с учетом исторических, природных, демографических условий и особенностей, а также местных традиций. В связи с процессом суверинизации регионов, набирающим темпы в период становления рыночных отношений, особенно важно создание правовых, фиансовых, социально-экономических условий во внутрирегиональных муниципальных образованиях для эффективного функционирования органов местного самоуправления.

 

Федеральный Закон 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации » рассматривает понятие «муниципальное образование ». Границы муниципальных образований (городов, районов, сельских поселений) устанавливаются органами государственной власти субъекта Федерации (области, края, республики с учетом исторических границ компактного проживания населения). Действуют общепринятые принципы экономического районирования –природный, экономический, демографический.

Муниципальный менеджмент как новая система управления, наиболее целесообразная в условиях становления и развития рыночных отношений, пришла на смену долголетней для России командно-административной системе управления, осуществляемой из единого центра управления Госплана СССР.

Научная дисциплина муниципальный менеджмент –тесно связана с другими экономическими дисциплинами, науками и отраслями экономических знаний.

Особенно связан муниципальный менеджмент с экономической географией и регионалистикой. Экономическая география изучает размещение производительных сил, регионалистика –территориальную организацию хозяйства, экономические районы, а муниципальный менеджмент изучает внутрирегиональные социально-экономические системы и управление ими.

Т.о. муниципальный менеджмент дополняет и углубляет знания экономической географии и регионалистики.

Муниципальный менеджмент использует знания и других научных дисциплин, а именно – менеджмента (и является составной его частью), маркетинга, основ экономической теории, отраслевых экономик, экономической истории, экономики и социологии труда, статистики, психологии и др.

Муниципальный менеджмент использует их методы и выводы. А именно - нормативный метод, балансовый метод, метод системного анализа, статистический метод.

Понятие «муниципальная собственность» предполагает собственность муниципального образования. Муниципальной собственностью распоряжаются органы местного самоуправления. Муниципальные образования имеют местный бюджет, который формируется, утверждается и используется органами местного самоуправления.

Муниципальное управление – это деятельность местного самоуправления, направленное на удовлетворение местного территориального сообщества, осуществляемая в определенных законом формах посредством муниципального хозяйства.

Муниципальное хозяйство –это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение коллективных (общественных) потребностей населения Муниципальное хозяйство –это экономическая категория, выражающая экономические отношения между органом местного самоуправления, являющимся органом власти и субъектом хозяйственных отношений.

По мнению Л.А.Велихова: «Муниципальное хозяйство-это деятельность города в лице городских публичных органов, направленная к удовлетворению известных коллективных потребностей городского населения».

1.3. Основные принципы управления на местном уровне

Повышение качества жизни населения, укрепление его социального здоровья на основе духовности, благоприятной жизненной среды, всей системы жизнеобспечения должны являться приоритетными стратегиями, направленными на развитие, а не на выживание местных сообществ. В системе местного самоуправления должны выполняться основные принципы управления на местном уровне:

-самостоятельность конституционного института местного самоуправления как особой формы осуществления народной власти;

-территориально-поселенческий принцип;

 

-отнесение к компетенции органов местного самоуправления дел местного значения;

-соразмерность материально-финансовых ресурсов функциям и полномочиям органов местного самоуправления;

-формирование основных институтов местного самоуправления на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права ;

-исключительное право населения на самостоятельное определение системы, структуры и функций органов местного самоуправления;

-осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий при условии обеспечения их деятельности материально-финансовыми ресурсами;

-право органов местного самоуправления на совместную деятельность, образование ассоциаций и вступление в международные организации местного самоуправления;

-ответственность органов местного самоуправления перед населением.

1.4. О необходимости развития местного самоуправления в России.

Система местного самоуправления выполняет 2 важнейшие функции:

- связь между государством и населением,

- связь между государством и мелким собственником

Государство определяет политику и методы регулирования социально – экономических процессов для достижения сбалансированности между эффективностью и справедливостью в обществе. Эффективность обеспечивается существованием уровней управления –федерального, регионального (субъекты РФ), муниципального (органы местного самоуправления).

Наличие и функционирование муниципального уровня управления - способствует сбалансированности между эффективностью и справедливостью.

Местное самоуправление необходимо как способ, средство оптимизации государственного управления. Любое современнон демократическое государство не может обеспечить оптимальное управление экономическими и социальными процессами, если не гарантирует существование местного самоуправления. Слишком сложны и многообразны процессы (социальные и экономические), чтобы решать все вопросы общественного развития в центре. Децентрализация решений - важный способ повышения эффективности управленческой деятельности.

Местное самоуправление необходимо как одна из форм осуществления политических прав и свобод гражданина. Будучи сложной управленческой системой, государство при любой форме правления и политическом режиме (демократическом или тоталитарном) не может не допустить определенной автономии своих подсистем, в том числе структурированных по вертикали.

Органы местного самоуправления отвечают за ошибки своих решений и при этом подчиняются только закону.

Тема 2. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ СТАНОВЛЕНИЯ И РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Цели и задачи изучения темы

Цель изучения темы «Исторический опыт становления и реформирования системы местного самоуправления в России и за рубежом»- получение студентами необходимых знаний о развитии местного самоуправления в России, а также изучение опыта местного самоуправления в развитых странах с целью возможности использования элементов различных моделей.

Основные задачи:

-сформулировать основные вопросы и идеи осуществления Земской ( 1864г) и городской (1870г) реформ в России:

-рассмотреть вопросы развития местного самоуправления в период  1917-1991гг;

-раскрыть основное содержание ЕВРОПЕЙСКОЙ ХАРТИИ

МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ;

 

-изложить основные направления и проблемы развития местного  самоуправления в России в современный период;

-показать особенности развития местного самоуправления в России

2.1. Земская (1864г.) и городская (1870г) реформы в России.

Земская реформа в России связана с правлением императора Александра 2. Центральным событием царствования Александра 2 «Освободителя» стала отмена крепостного права. Затем последовала реформа местного самоуправления, которая стала важным элементом системы государственного упраления .

1 января 1864 года было утверждено “Положение о губернских и уездных земских учреждениях”. Органы местного самоуправления в губерниях и уездах –земства –были всесословными выборными учреждениями. Земства избирались на 3 года.Выборы производились на основе имущественного ценза по куриям. Первая курия землевладельческая –состояла из обладателей земли от 200 до 800десятин илинедвижимости стоимостью от 15тыс. руб.

Вторая курия –городская – объединяла собсвенников городских промышленных и торговых заведений с оборотом не менее 6000рублей в год и представителей владельцевсобственности составлявшей до 1/20 части ценза.

Выборы по третьей курии – сельских крестьянских обществ были многостепенными

Земские распорядительные органы –собрания гласных-выбирали исполнительные органы –земские управы в составе председателя и нескольких членов. Собрания гласных проходили раз в год. В их компетенцию входило распределение государственных налогов, утверждение местных налогов,местное хозяйство, медицина, образование.

В чем заключалась самая сфера деятельности земских учреждений, каковы были те средства, которыми земство располагало, и какова была та доля правительственной власти, которая земским учреждениям была дана по закону и в какой мере они располагали этой властью в действительности.

Органы земского самоуправления были введены для заведования местным хозяйством, губернским и уездным, для самостоятельного удовлетворения местных общеземских нужд, при помощи средств которые были им даны, и пользуясь известной долей правительственной власти , которая была им предоставлена по закону. Вся область деятельности земств была указана во 2 –й статье земского положения 1864г. Сюда относятся прежде всего различные так называемые «повинности: дорожная, подводная, постойная, т.е. обязанность содержать дороги в исправности , проводить новые дороги в случае надобности , содержать так называемую земскую гоньбу , т. е. земских почтовых лошадей и станции для внутреннего сообщения в уездах, и затем отводить помещения для чиновников , командируемых на места,и для проходящих войск.». К числу земских дел отнесено было и «продовольственное дело», т.е. забота о народном продовольствии, сюда же отнесено и «общественное призрение» в широком смысле слова – «попечение о калеках, неимущих людях и вообще о лицах, нуждающихся в общественной помощи, а также и содержание соответствующих общественно-филантропических учреждений». Сюда же включено и попечение о развитии торговли, промышленности и в особенности сельского хозяйства на местах, страхование имуществ, попечение о народном здравии, т.е. санитарно-медицинская часть на местах, и наконец, попечение о народном образовании в губерниях и уездах, о постройке церквей и содержании мест заключения.

Информация о работе Основы муниципального менеджмента