Основы муниципального менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 22:44, курс лекций

Описание работы

Цели и задачи изучения темы
Цель изучения темы «Основы муниципального менеджмента»- получение студентами необходимых теоретических знаний о сущности муниципального менеджмента и его роли в управлении России, а также практических навыков в области муниципального управления
Основные задачи:
-сформулировать основные вопросы и направления деятельности муниципального менеджмента;
-рассмотреть вопросы основ муниципального управления в России;
-раскрыть основные понятия и принципы местного самоуправления;
-показать необходимость развития местного самоуправления в России на современном этапе.

Работа содержит 1 файл

муниц.менеджмент.doc

— 724.00 Кб (Скачать)

При формировании общественного мнения необходимо учитывать интересы как общества в целом, так и интересы отдельных классов, социальных, демографических групп, трудовых коллективов и отдельных личностей. Общественное мнение чаще всего – продукт коллективного сознания, но не каждое коллективное мнение бывает общественным. Мнение группы людей, оказавшихся случайно вместе, не может претендовать на общественное мнение.

 

 

Изучение общественного мнения выступает одной из сложных задач местного самоуправления. Здесь основное – выделение актуальных проблем, которые имеют «важное» значение в жизни местного населения. Общественное мнение зачастую служит базой для выработки решения крупных социальных или народнохозяйственных проблем, проблем местного самоуправления.

В процессе изучения общественного мнения выделяют определенные соподчиненности и взаимосвязи межу его носителями. Интересы общества могут не совпадать с интересами отдельных социальных групп и даже слоев населения. Поэтому у отдельных личностей, коллективов, групп населения не всегда формируется правильное общественное мнение, т. е. которое отражало бы мнение большинства социальных групп населения. Процесс изучения общественного мнения многомерен. Он основан на специфических интересах и на различиях в знаниях, культуре, информированности людей. Формирование общественного мнения осуществляется путем обмена мнениями в ходе бесед, консультативных встреч, дискуссий, споров.

Показатели общественного мнения отличаются тем, что их нельзя получить по данным текущей государственной статистической отчетности. Их собирают на основе специально организованных опросов или на основе анализа документов. Эти показатели, как правило, отражают количественную сторону оценки местным населением событий и фактов общественной жизни. Показатели формируются в процессе специально организованного статистического наблюдения или добровольного высказывания населения по актуальным экономическим, социальным, политическим проблемам, затрагивающим общество в целом или отдельные социальные группы, регионы, коллективы. Такие показатели всегда являются суммарными, относящимися к определенному месту и времени, отличаются конкретностью и динамичностью. Они отражают общественное мнение на различных иерархических уровнях: международном, региональном, социальной группы, трудового коллектива, интересов и профессий.

Местный уровень статистического исследования чаще всего предполагает опрос населения конкретного муниципального образования. Эти опросы касаются проблем, жизненно важных для местных жителей.

Следует выделить показатели, характеризующие мнение населения о различных сторонах общественной жизни, об отношении населения к проводимым социально-политическим мероприятиям. Это политическая и социальная активность, отношение к труду и трудовая активность, быт и бытовое обслуживание, организация здравоохранения и спорта, здоровье населения, народное образование и обслуживание населения научными учреждениями, культурный уровень и работа культурно-просветительных учреждений, отношение к науке, искусству, кино, телевидению, спорту, семейные и личностные отношения, коммуникабельность в трудовых коллективах.

 

11.2. Методы изучения общественного мнения в муниципальном образовании

Выделяют следующие методы изучения общественного мнения:

-наблюдение,

- эксперимент,

- тестирование,

-различные виды опросов.

Каждый из методов обладает своими достоинствами и недостатками.

Главными методами изучения общественного мнения являются опросы. Они позволяют сравнительно быстро и экономно получать систематическую и точную информацию о мнениях людей. Опросы бывают письменные и устные. Различаются очные (когда интервьюер непосредственно общается с респондентом) и заочные (когда общение происходит косвенно, через почтовую, газетную анкету, через общение по телефону). Выделяют также массовые и экспертные опросы. Эксперты - это лица, профессионально владеющие тем или иным предметом.

 

Важным источником получения данных об общественном мнении в муниципальном образовании является опрос. Опрос – незаменимый прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях.

Существуют два больших класса опросных методов: интервью и анкетные опросы.

Интервью– проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, причем запись ответов последнего производится либо интервьюером, либо механически (на пленку).

Имеется множество разновидностей интервью. По содержанию беседы различают

·  документальные интервью (изучение событий прошлого, уточнение фактов)

·  интервью мнений, цель которых – выявление оценок, взглядов, суждений жителей, проживающих в конкретном муниципальном образовании.

Особо выделяют интервью со специалистами-экспертами, причем организация и процедура интервью с экспертами существенно отличаются от обычной системы опроса. По технике проведения существенно рознятся: свободные; нестандартизированные; формализованные; полустандартизированные интервью.

Свободные интервью – это длительная беседа (несколько часов) без строгой детализации вопросов, но по общей программе ("путеводитель интервью"). Такие интервью уместны на стадии разведки в плане исследования.

Стандартизованное интервью предполагает разработку всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов.

В зависимости от особенностей процедуры интервью может быть: интенсивным ("клиническим", т. е. глубоким, длящимся иногда часами); фокусированным - на выявление относительно узкого круга реакций опрашиваемого.

Цель клинического интервью — получить сведения о внутренних побуждениях, мотивах, склонностях опрашиваемого, а фокусированного — извлечь информацию о реакциях субъекта на заданное воздействие. С его помощью изучают, например, в какой мере человек реагирует на отдельные компоненты информации (из массовой печати, лекции и т. п.).

Анкетные опросы классифицируют: по содержанию, конструкции задаваемых вопросов.   Различают: открытые опросы, когда респонденты высказываются в свободной форме; в закрытом опросном листе все варианты ответов заранее предусмотрены; полузакрытые анкеты комбинируют обе процедуры; экспресс опрос, применяется в обследованиях общественного мнения и содержит всего 3—4 пункта основной информации плюс несколько пунктов, связанных с демографическими и социальными характеристиками опрашиваемых: Такие анкеты напоминают листы всенародных референдумов.

Экспертный опрос. Опрос специалистов — особая разновидность метода, где многие требования, применимые в массовых опросах, неприемлемы. Эти опросы не анонимны, исключают "ловушки", так как предполагают активное сотрудничество опрашиваемого в выяснении поставленных проблем.

При изучении субъективных состояний людей, мотивации, мнений и отношения к событиям опросы имеют большие преимущества перед другими методами сбора данных.

Наблюдение- прямая регистрация событий очевидцем.

В широком смысле любое научное знание начинается с наблюдения - непосредственного восприятия живой действительности. В одних случаях мы наблюдаем сами, в других - пользуемся данными наблюдений иных лиц.

Тесты. В исследовании в муниципальном образовании объектом изучения является социальная группа, некоторая социальная общность. Но очень часто сведения о социальной общности приходится получать путем анализа данных об индивидах, ее составляющих. Суммарные сведения об индивидах — их социальные ориентации, мнения, стереотипы мышления — существенные характеристики социального целого. Поэтому, а также потому, что современная наука развивается на междисциплинарной основе, исследователи активно используют методики, разработанные в психологии. Наиболее распространенные в исследовании процедуры заимствованы у психологов. Все их можно было бы назвать тестами, одни из которых меряют личностные, а другие — групповые свойства.

Психологические тесты. Тестом называют кратковременное испытание, с помощью которого измеряется уровень развития или степень выраженности некоторого психического свойства (черты, характеристики), а также совокупности психических свойств личности или же психических состояний (отношений) групп и общностей.

По предмету исследования можно выделить три класса тестов:

-общеличностные, с помощью которых фиксируют некоторую целостность психических свойств личности;

-личностные — специальные тесты, предназначенные для диагностики той или иной особой черты, характеристики, свойства субъекта (например, творческих способностей, уровня общей ответственности, самоконтроля);

Общие особенности психологических тестов определяются предметом изучения и спецификой применяемой техники.

Любой тест может быть применен только к группам испытуемых, которые аналогичны базовой — той самой, на которой отрабатывались тестовые задания. Для измерения одного и того же свойства (например, уровня импульсивности), но в разных половозрастных или социальных группах при сохранении общего принципа используются специфические наборы заданий.

Обоснование надежности теста можно искать, как это обычно принято, в корреляции с другими показателями, измеряющими то же свойство, и с данными, измеряющими частные составляющие данного свойства. Но важнейшие критерии обоснования содержатся в теоретическом представлении об объекте исследования.

Социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных связей, т. е. взаимных симпатий и антипатий между членами группы.

Назначение социометрической процедуры может быть трояким:

1) измерение степени сплоченности — разобщенности в группе;

2) выявление "социометрических позиций", т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии — антипатии, где на крайних полюсах оказывается "лидер" группы и "отвергнутый";

3) обнаружение внутригрупповых подсистем — сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

В целом, использование различных методов изучения общественного мнения в муниципальном образовании позволяет получить информацию о мнениях людей, применив различные исследовательские процедуры. При этом следует определить следующие особенности:

-исследования имеют прикладной характер, практическую направленность, и поэтому их результаты должны быть представлены в виде прогнозов, практических рекомендаций, аналитических материалов, графиков, которые могут быть непосредственно использованы для выработки и принятия решений;

-исследования обычно протекают в сжатые сроки и часто связаны с каким-либо событием в жизни местного населения (например, с избирательной кампанией главы администрации, введением нового налога и т. п.), так что у исследовательской группы не бывает возможности перенести их на более удобное время или отложить, чтобы более тщательно подготовиться;

-в каждом конкретном исследовании рассматривается ограниченный круг вопросов муниципального образования, в ряде случаев необходимо привлекать специалистов со стороны.

 

Можно утверждать, что главными методами изучения общественного мнения являются опросы, так как они позволяют сравнительно быстро получать систематическую и точную информацию о мнениях людей.

Следует отметить, во-первых, фундаментальное свойство общественного мнения как формы общественного сознания: оно не имеет естественного механизма самообнаружения. В качестве механизма выявления общественного мнения выступает исследовательская процедура в конкретном муниципальном образовании. Во-вторых, общественное мнение в том виде, в котором его привыкли представлять, есть продукт применения исследовательской процедуры, в создании которого «принимает участие» не только местное население, носитель общественного мнения, но и его исследователь, муниципальное образование.

Общественное мнение дает крепкую основу для развития своих функций. В практике социального управления и самоуправления находят выражение уже не только регулятивная и воспитательная функции общественного мнения. Оно развивается и перспективы его широки. Общественное мнение уже начало и в дальнейшем будет более широко реализовывать свои оценочные, критические, консультативные, директивные и защитные функции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              Адаптация: приспособление к определенным условиям деятельности

              Администрирование: решение проблем муниципального управления преимущественно посредством административных средств и методов управления

              Альтернатива: возможность выбора из совокупности взаимоисключающих вариантов

              Вопросы местного значения: вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения местного сообщества, отнесенные к таковым Уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и законами субъектов Федерации

Информация о работе Основы муниципального менеджмента