Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 22:44, курс лекций
Цели и задачи изучения темы
Цель изучения темы «Основы муниципального менеджмента»- получение студентами необходимых теоретических знаний о сущности муниципального менеджмента и его роли в управлении России, а также практических навыков в области муниципального управления
Основные задачи:
-сформулировать основные вопросы и направления деятельности муниципального менеджмента;
-рассмотреть вопросы основ муниципального управления в России;
-раскрыть основные понятия и принципы местного самоуправления;
-показать необходимость развития местного самоуправления в России на современном этапе.
Кроме того, любое муниципальное образование является объектом региональной политики субъекта РФ, а значит, находится всегда в сфере региональных интересов.
Таким образом, есть полное основание утверждать, что региональная поддержка может считаться одним из элементов механизма реализации стратегического выбора муниципального образования, дополняющим и расширяющим имеющийся арсенал, инструментов. В частности, комплексная программа социально-экономического развития МО может получить статус региональной и таким образом стать более привлекательным и надежным документом для потенциальных участников, в том числе инвесторов.
Могут быть и другие формы поддержки, если региональные власти сочтут целесообразным ее оказывать. Например, достаточно сильные муниципальные образования, имеющие серьезную экономическую базу саморазвития, вряд ли могут рассчитывать на существенную региональную помощь, по крайней мере на создание льготных финансовых условий со стороны государства. В то же время, для категории «депрессивных» территорий могут быть предложены специальные инструменты, обусловленные их особенностями.
Представляется очевидным, что для депрессивных муниципальных образований расчет только на средства местных бюджетов и собственные усилия по привлечению инвестиций неконструктивен, поэтому ресурсный блок концепции должен предусматривать использование специальных инструментов государственной поддержки реализации их стратегического выбора.
Органами государственного управления используются различные методы поддержки проблемных и депрессивных муниципальных образований. Среди них можно указать на применение различных трансфертов; передачу органам местного самоуправления доходных источников федерального и регионального бюджета; приобретение контрольных пакетов акций местных предприятий-банкротов; федеральный и региональный заказ и т.п. В качестве инструмента государственной поддержки можно рекомендовать создание так называемых особых экономических зон (ОЭЗ), которые в общем случае представляют собой ограниченные участки территории Российской Федерации, в пределах которых вводится особый, льготный по сравнению с общепринятым, режим хозяйственной деятельности. Такая трактовка ОЭЗ может быть расширена и трансформирована применительно к требованиям сложившейся ситуации, что позволяет говорить о региональной, а не только федеральной, поддержке муниципальных образований при помощи этого инструмента. По существу, эти зоны рассматриваются как некие «мультипликаторы» социально-экономического развития из арсенала средств государственной политики. Особенность этого организационно-правового режима состоит в том, что он позволяет не только реабилитировать конкретную депрессивную территорию, но и дать импульс «точкам роста» экономики более высокого уровня.
Арсенал средств и методов государственной политики поддержки территориального развития достаточно обширен и разнообразен, однако именно от органов власти муниципальных образований зависит, будет ли эта поддержка оказана в интересах самих муниципальных образований, в рамках концепций их комплексного социально-экономического развития.
10.9. Прогнозирование социально-экономического развития местного сообщества
Формирование новой модели антикризисного управления процессами на муниципальном уровне в условиях формирования рыночной экономики представляется актуальной задачей.
В ходе социально-экономического развития местного сообщества сферами повышенного внимания, в зависимости от конкретных условий, должны быть такие стратегические управленческие задачи как:
1. уяснение методологических основ антикризисного муниципального управления;
2. формирование устойчивости финансово-бюджетной и налоговой системы;
3. придание рыночной экономике социальной ориентированности, цивилизованной инновационной среды развития мало предпринимательства и бизнеса, создание эффективной системы социальной и экономической поддержки интересов населения местного сообщества;
4. всемерное развитие социальной сферы местного сообщества и формирование действенной местной социально-экономической политики.
Устойчивое развитие местного сообщества неразрывно связано с укреплением его финансово-бюджетной основы и совершенствованием налоговой системы. В этой связи можно выделить следующие основные требования к системе антикризисного управления: достаточность финансовых ресурсов и стабильность источников доходов. Требование «достаточности» при этом следует понимать в том смысле, что финансово-экономическая основа местного самоуправления должна быть достаточной для реализации полномочий представительных и исполнительных местных органов власти. Принципы же «стабильности» означают такую финансово-бюджетную базу местного самоуправления, объекты и источники которой закреплены законодательно в силу их отношений как формы урегулирования общественных отношений и своеобразная гарантия от произвола органов государственной власти.
Одной из главных задач антикризисного управления является разработка и осуществление программы социальной и экономической поддержки интересов населения, которая включает:
· Стабилизацию уровня жизни населения;
· Социальное обеспечение;
·Социальное страхование;
· Рынок труда, занятость и безработица;
· Мотивацию производительного труда (потребности, интересы, мотивы, стимулы, оплата труда);
· Социальную инфраструктуру;
·Социальное партнерство;
· Подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров.
Основные функции прогнозирования социально-экономического развития муниципального образования можно сформулировать следующим образом:
·Ориентирующая: оптимизация выбора целей и средств ее достижения, определение предпочтительных направлений деятельности местного самоуправления;
· Нормативное: определение важнейших тенденций динамики социальных потребностей населения местного сообщества и возможностей их удовлетворения в будущем;
·Предупредительное: описание и анализ возможных и вероятных негативных последствий, заключающихся в тенденциях социального развития города.
Основной стратегической целью проведения рыночных реформ в МС является формирование устойчивого конкурентоспособного рыночного сектора в экономике. В его основу должны быть положены следующие приоритеты:
· Развитие рынка недвижимости и муниципальных земельных участков;
· Создание конкурентной среды за счет поддержки и развития малого бизнеса и предпринимательства;
·Развитие предприятий и отраслей рыночной инфраструктуры.
Основные направления местной социальной политики и системы ее приоритетов должны предусмотреть решение следующих задач:
· Обеспечение занятости населения и предотвращение массовой безработицы в процессе рыночных преобразований экономики;
· Достижение приемлемого уровня жизни и доходов населения;
· Обеспечение гарантий и социальной защиты населения.
При проведении прогнозирования важно определить требования к их результатам, чтобы оказалось возможным их использование :
-В практической работе, обеспечении согласованности результатов различных прогнозируемых проблем с реальными возможностями;
-В определении главных направлений деятельности местных органов власти в зависимости от вида прогнозирования (долгосрочного, краткосрочного);
-В выборе стратегии действий;
-В анализе и составлении результатов других прогнозов по различным направлениям социально-экономической деятельности и возможности согласования этих результатов с целью нахождения оптимального подхода.
В настоящий период настало понимание того, что пришло время не разбрасывать камни, а собирать их. Не разрушать, а создавать. Не выживать, а развиваться, искать собственные источники саморазвития. Но осуществление идей не так просто реализовывать, так как стартовые условия муниципальных образований разные, разные возможности и социального, и экономического развития.
Принцип перспективного развития социально- экономического развития муниципального образования – это решение, вырабатываемое с учётом множества факторов. Как и любое ответственное управленческое решение, оно должно опираться на результаты всестороннего анализа сложившейся ситуации, иметь под собой социальное и экономическое обоснованиеная.
Центральной проблемой разработки концепций является обоснование стратегического выбора, формирование стратегических целей и приоритетов перспективного развития муниципальных образований. Эти проблемы существовали и в условиях административной системы управления. Однако сегодня они многократно обострились, так как каждое муниципальное образование должно самостоятельно выбирать цели и траекторию своего перспективного развития, исходя, прежде всего, из специфики собственного социально-экономического потенциала.
Тема.11.ОРГАНИЗАЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМОБРАЗОВАНИИ.
Цель изучения темы «Организация изучения общественного мнения в муниципальном образовании»- получение студентами необходимых знаний о значении изучения общественного мнения в муниципальном образовании и основных методах
Основные задачи:
-показать основные функции общественного мнения;
-сформулировать значение общественного мнения для развития местного самоуправления;
-раскрыть содержание основных методов изучения общественного мнения в муниципальном образовании.
11.1. Значение общественного мнения для развития местного самоуправления.
С термином «общественное мнение» каждый сталкивается почти ежедневно. Можно часто слышать: «общественное мнение одобряет, беспокоится, негодует, выражает горячую поддержку!». Общественное мнение является коллективным суждением людей по вопросам, затрагивающим массы, барометром оценки текущих событий и явлений.
Этот термин возник в Англии и с конца XIX века стал общепринятым.
Понятие общественного мнения несет, по крайней мере, две смысловые нагрузки: во-первых, это социальный институт, специфический механизм принятия решений на различных уровнях жизни общества, во-вторых, это суждение, разделяемое более или менее широким кругом людей по поводу различных событий, явлений общественной жизни.
«Общественное мнение» как термин почти всегда несет в себе элемент неопределенности, так как в мире социальных явлений существует не так уж много вещей, по поводу которых люди имеют вполне определенные, устойчивые взгляды, да и то суждения о них, как правило, выходят за пределы обычно называемого общественным мнением.
Общественное мнение – всегда в той или иной степени оценка фактов общественной жизни, в нем выражается то или иное отношение к ним, и в этом смысле общественное мнение всегда неоднородно, дискуссионно.
Предметом общественного мнения может быть любое событие, действие, определенный «факт» в сфере экономики, политики или культуры, которые хотя бы на короткое время приобретают общественную значимость. Это может быть принятие закона, смена должностного лица, введение или отмена налога, художественная выставка, публичное выступление какого-либо лица, шаг или жест «первой леди» и т. п. Это событие может иметь как общенациональный, так и локальный, местный резонанс.
За последние годы в российском обществе место и роль общественного мнения претерпели значительные изменения. Оно становится одним из действенных факторов общественного развития.
Общественное мнение «может» как ускорять, так и тормозить проводимые органами
власти и управления преобразования. Оно может быть и нейтральным, и даже безразличным по отношению к различным формам. Но оно не остается «равнодушным» тогда, когда осуществляемые мероприятия прямо или косвенно ущемляют интересы носителей, субъектов общественного мнения (будь то общество в целом, либо отдельные слои, группы населения). Субъекты общественного мнения вынуждены вырабатывать соответствующее отношение к проводимым реформам. И это отношение со временем проявляется в совокупности идей, взглядов, суждений, чувств и эмоций, поведенческих установок, характеризующих коллективное, групповое сознание, которое начинает противодействовать властным структурам. Часто негативное отношение населения к проводимой политике неизвестно руководящим лицам, а потому ситуация может накалиться и выйти из-под контроля. рассмотрении одного из возможных подходов к организации изучения общественного мнения в муниципальном образовании.
Общественное мнение – это способ проявления общественного сознания, выраженного в суждениях, рекомендациях, требованиях. Общественное мнение, как правило, представляет собой осознание населением социально-экономических проблем жизни муниципального образования, которые необходимо решать. Иногда оно возникает в результате высказывания мнений и суждений по наиболее острым социальным или экономическим проблемам. Оно может поддерживать или осуждать проводимые социально-экономические мероприятия администрацией. Общественное мнение может формироваться на основе жизненного опыта, но может складываться под целенаправленным воздействием на население различных организаций, учреждений, политических партий. Значение общественного мнения определяется социальной структурой муниципального образования, уровнем развития экономики, политической и общей культуры населения. Общественное мнение является эффективным инструментом проведения социальной политики.