Основы муниципального менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 22:44, курс лекций

Описание работы

Цели и задачи изучения темы
Цель изучения темы «Основы муниципального менеджмента»- получение студентами необходимых теоретических знаний о сущности муниципального менеджмента и его роли в управлении России, а также практических навыков в области муниципального управления
Основные задачи:
-сформулировать основные вопросы и направления деятельности муниципального менеджмента;
-рассмотреть вопросы основ муниципального управления в России;
-раскрыть основные понятия и принципы местного самоуправления;
-показать необходимость развития местного самоуправления в России на современном этапе.

Работа содержит 1 файл

муниц.менеджмент.doc

— 724.00 Кб (Скачать)

Важность анализа качества жизни населения вытекает из роли в хозяйственном комплексе страны муниципальных образований, которые выступают как относительно самостоятельные целостные системы, которые реализуют прежде всего социальную функцию обеспечения условий жизнедеятельности населения, соответствующих принятым в обществе стандартам.

Социально-экономический потенциал муниципального образования характеризует возможности его развития при участии всего комплекса территориальных ресурсов, использовании особенностей существующей и перспективной структуры его хозяйства, географического положения в интересах повышения качества жизни местного сообщества. Как категории, характеризующей определенные резервы, возможности развития, социально-экономическому потенциалу муниципального образования свойственны изменения во времени. Поэтому можно указать на два граничных временных состояния потенциала: начальное (стартовое) и конечное (прогнозное, результирующее).

Необходимость анализа экологической обстановки на территории муниципального образования обусловлена тем обстоятельством, что экологический фактор уже сегодня оказывает весьма значительное влияние (а в перспективе это влияние усилится) практически на все сферы жизнедеятельности населения. Например, медико-экологическая обстановка является ключевым фактором, определяющим одну из важнейших составляющих качества жизни населения — состояние его здоровья. Экологические требования выступают в качестве существенных ограничений при обосновании стратегических решений в сфере экономики и градостроительства.

Анализ и оценка экономической ситуации, сложившейся в муниципальном образовании, предполагают выявление основных тенденций развития экономической сферы. Опорными направлениями анализа могут выступать, в частности, исследования структуры местной экономики, результативности институциональных преобразований в экономике муниципального образования, степени благоприятности хозяйственного климата и т.п.

Важным направлением аналитических работ, связанных с выяснением стартовых условий развития муниципального образования, является анализ состояния системы управления. Обусловлено это тем обстоятельством, что недостатки в сфере правового обеспечения деятельности органов местного самоуправления, диспропорции в организационных структурах управления, слабая профессиональная подготовка персонала муниципального управления, недостаточность регламентации во взаимодействии различных ветвей власти, отдельных звеньев аппарата исполнительной власти и т.п. отмечаются практически повсеместно.

Следует отметить, что к оценке потенциалов готовности необходимо будет вернуться еще раз — уже после разработки разделов 2, 3, 4 концепции, когда будут сформированы конкретные стратегические цели, основные положения социально-экономической политики и механизм реализации.

 

10.5.Стратегические цели социально-экономического развития муниципального образования.

Определение целей социального развития

Стратегические цели социального развития муниципального образования являются определяющим критерием при обосновании наиболее рационального варианта стратегического выбора. Именно в определяющей разработке целей социального развития реализуется общая социальная направленность концепции, приоритетность развития социальной сферы муниципального образования по сравнению с другими отраслями и сферами его жизнедеятельности.

Традиционный подход к формированию социального целевого блока заключается в выявлении наиболее острых проблем, так называемых «узких» мест социального развития, и направлении туда соответствующих средств для их решения. В условиях переживаемого в стране кризиса спектр социальных проблем повсеместно настолько широк, что выбрать из них наиболее неотложные, приоритетные подчас весьма затруднительно, особенно при ограниченных ресурсах. Причем исходная информация для принятия решения не всегда достаточно надежна и объективна.

Перспективным является подход к формированию стратегических целей социального развития, использующий систему стандартов качества жизни населения. Необходимость использования данной категории при формировании концепции развития муниципального образования обусловлена тем, что качество жизни представляет собой интегральную оценку всех сторон жизни людей, количественный и качественный аспекты удовлетворения их материальных и духовных потребностей.

Стандарты изначально задаются как нормативы расходования бюджетных средств, их основная цель — определение обязательного минимума бюджетных расходов на отдельные социальные нужды населения.

На уровне муниципального образования стандарты качества жизни должны лечь в основу стратегического выбора при определении его социальной составляющей.

При формировании стратегических целей социального развития муниципального образования повышение качества жизни населения развертывается в систему показателей в рамках основных направлений:

1) охрана здоровья населения;

2) обеспечение общественного порядка и законности;

3) улучшение экологической ситуации;

4)защита социально уязвимых групп населения;

5) обеспечение жильем и жилищно-коммунальными услугами;

6) благоустройство территории;

7) бытовое обслуживание и торговля;

8) сфера образования;

9)культура и искусство;

10)транспортное обслуживание.

Не имея в настоящее время утвержденной системы стандартов качества жизни на уровне государственного управления, муниципальное образование может приступить к разработке собственной системы социальных стандартов, учитывающей особенности его развития (уровень качества жизни, выбранные приоритеты социальной политики, действующие нормативы). Величина стандарта должна определяться исходя из специфики показателя и особенностей составляющей социальной системы, которую он описывает.

В качестве типовых стратегических условий установок социального развития муниципального образования рекомендуется использовать следующие:

 

- нормализация и улучшение демографической ситуации;

-реализация нового подхода к охране здоровья, переход от концепции «совершенствования медицинского обслуживания населения» к концепции «расширенного воспроизводства физического и психического здоровья населения»;

- переориентация социальной и социально-культурной политики на семью, обеспечение социальных гарантий семье, детям и молодежи;

- активизация социальной политики, переход к адресной социальной помощи, достижение заметного улучшения материального положения и условий жизни населения;

- обеспечение эффективной, рациональной и свободно избранной занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности трудового потенциала;

- интенсификация развития культурно-образовательного потенциала муниципального образования на основе использования духовных традиций и наиболее эффективных современных образовательных, воспитательных и культурно-просветительных технологий;

- формирование и развитие творческого потенциала населения;

-     развитие и совершенствование муниципальной социальной инфраструктуры;

-     улучшение экологии города и сохранение среды обитания

 

10.6. Разработка механизма реализации концепции.

Результативность реализации концепции комплексного социально-экономического развития муниципального образования в значительной мере определяется позицией органов местного управления, деятельность которых должна быть нацелена на создание необходимых условий и принятие конкретных мер, направленных на достижение стратегических целей развития территории.

Главные условия состоят в следующем.

Во-первых, необходимо осуществить рассмотрение и добиться одобрения исполнительными и представительными ветвями власти местного самоуправления концепции социально-экономического развития муниципального образования. Это позволяет осуществлять решение широкого спектра проблем муниципального образования, исходя из сделанного местным сообществом стратегического выбора.

Во-вторых, необходимым условием успеха в этом деле является создание органами местного самоуправления благоприятного социально-психологического климата среди населения, способствующего работе по стратегическому планированию развития муниципального образования. Это позволит включить в реализацию концепции коллективы организаций и предприятий, широкие слои населения.

В-третьих, органы местного самоуправления должны создать механизм реализации указанной концепции и обеспечить его действие.

Проблемы практической реализации концепции развития муниципального образования возникают уже на этапе ее разработки. Действительно, не очертив контуры механизма использования заложенного в концепции стратегического замысла развития, можно подготовить документ преимущественно декларативного характера, который вряд ли создаст предпосылки для решения проблем комплексного социально-экономического развития муниципального образования. Поэтому в задачу муниципальных органов управления входит создание механизма реализации концепции. Механизм реализации состоит в воздействии структур представительной и исполнительной власти местного самоуправления, местного сообщества на все субъекты хозяйствования, вне зависимости от используемых форм собственности, находящиеся не только в границах муниципального образования, но и за его пределами, в интересах достижения намеченных стратегических целей развития территории. Причем главные требования, предъявляемые к организации такого воздействия, состоят в исключении методов «шоковой терапии», недопущении усугубления кризисной ситуации в экономике, снижении социальной напряженности в обществе.

 

Что касается структуры механизма реализации концепции социально-экономического развития муниципального образования, то она включает в качестве основных звеньев: принципы, методы, функции, организационные формы и кадры местного самоуправления.

Отмечу ряд принципов, определяющих построение механизма реализации концепции. Во-первых, это принцип «баланса интересов». Он подразумевает обеспечение соблюдения интересов предприятий и организаций различных форм собственности, субъектов управления различного иерархического уровня, участвующих в реализации концепции развития муниципального образования.

Во-вторых, это принцип «мягкого управления» процессами реализации концепции. Следование этому принципу означает, что органы местного самоуправления в ходе реализации концепции развития муниципального образования ориентируются преимущественно на экономические, правовые и социально-психологические методы воздействия на участников работ.

В-третьих, это принцип мониторинга. Его суть состоит в том, что органы местного самоуправления в ходе реализации концепции развития муниципального образования обеспечивают решение комплекса основных задач муниципального социально-экономического мониторинга: организация наблюдения, получения достоверной и объективной информации о ходе всех процессов на территории муниципального образования, отклонения от намеченных этапов реализации концепции; разработка прогнозов развития ситуации и подготовка рекомендаций для органов местного самоуправления, направленных на преодоление негативных и поддержку позитивных тенденций.

К методам управления, используемым органами местного самоуправления в процессе реализации концепции социально-экономического развития муниципального образования, в общем случае относятся экономические, организационно-распорядительные, социально-психологические и правовые. Анализ опыта управления на муниципальном уровне показывает, что еще в недавнем прошлом использовались в основном организационно-распорядительные, то есть административные, методы. Современная ситуация существенным образом сместила акценты при использовании тех или иных методов управления.

Предоставление всем субъектам (формам) хозяйствования на территории муниципального образования самостоятельности в производстве и реализации продукции, товаров и услуг предполагает исключение по отношению к ним со стороны органов местного самоуправления управления любых неэкономических форм воздействия, организацию взаимовыгодных, партнерских отношений. Выступая как субъект хозрасчетных отношений, муниципальные органы управления обеспечивают свои (территориальные) экономические интересы и одновременно создают условия для эффективного функционирования предприятий, расположенных в границах муниципального образования, с учетом намеченных в концепции стратегических целей и приоритетов развития.

Важно осознать, что деятельность органов местного самоуправления по реализации концепции социально-экономического развития муниципального образования (а следовательно, и управлению социально-экономическим развитием территории), учитывая ограниченность собственной экономической и финансовой базы, заключается не столько в прямом участии в делах отдельных предприятий, сколько в создании различных условий, в катализировании приоритетных с позиций местного самоуправления процессов. Именно здесь вполне уместно использование организационно-распорядительных методов управления.

В настоящее время социально-психологические методы управления еще не нашли широкого применения в практике муниципального управления. Между тем недооценка этого фактора в условиях коренных экономических преобразований недопустима, ибо внедрение в практику различных нововведений неминуемо воздвигает перед людьми психологические барьеры, в то же время готовность к их преодолению недостаточна. Происходящие инновационные процессы требуют практически от каждого муниципального служащего изменения своего отношения к действительности, то есть более или менее крутой ломки стереотипов, формировавшихся на протяжении многих лет.

Информация о работе Основы муниципального менеджмента