Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 22:15, курсовая работа
Целью настоящего исследования является анализ совершенствования кадрового менеджмента организации на примере железнодорожного транспорта ОАО «РЖД»
Объект исследования – кадровый менеджмент современного предприятия.
Предмет исследования – система кадрового менеджмента Горьковской железной дороги.
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы кадрового менеджмента 8
1.1 Теоретические аспекты кадрового менеджмента 8
1.2 Роль кадрового планирования на предприятия 25
1.3. Современные методы кадрового планирования 38
Глава 2. Анализ системы кадрового менеджмента ОАО "РЖД" 41
2.1. Краткая характеристика предприятия 41
2.2 Организационная, производственная структуры предприятия 49
2.3.Анализ основных показателей и финансового состояния предприятия 53
2.4 Анализ маркетинговой деятельности предприятия 59
Глава 3.Основные направления совершенствования кадрового менеджмента предприятия 74
3.1.Анализ системы управления персоналом 74
3.2 Разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления персонала 76
3.3 Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом 90
Заключение 102
Список используемой литературы
3.2
Разработка рекомендаций
по совершенствованию
системы управления
персоналом.
В целях повышения эффективности кадрового менеджмента Горьковской железной дороги рекомендуется внедрение кадрового планирования:
Сущность кадрового планирования заключается в предоставлении людям рабочих мест в нужный момент времени и необходимом количестве в соответствии с их способностями, склонностями и требованиями производства. Рабочие места с точки зрения производительности и мотивации должны позволить работающим оптимальным образом развивать свои способности, повышать эффективность труда, отвечать требованиям создания достойных человека условий труда и обеспечения занятости.
Кадровое планирование осуществляется как в интересах организации, так и в интересах ее персонала. Для организации важно располагать в нужное время, в нужном месте, в нужном количестве и с соответствующей квалификацией таким персоналом, который необходим для решения производственных задач, достижения ее целей. Кадровое планирование должно создавать условия для мотивации более высокой производительности труда и удовлетворенности работой. Людей привлекают в первую очередь те рабочие места, где созданы условия для развития их способностей и гарантирован высокий и постоянный заработок. Одной из задач кадрового планирования является учет интересов всех работников организации. Следует помнить, что кадровое планирование тогда эффективно, когда оно интегрировано в общий процесс планирования организации. Кадровое планирование в организации должно дать ответ на следующие вопросы:
- Сколько работников, какой квалификации, когда и где они будут необходимы?
- Каким образом можно привлечь нужный и сократить излишний персонал без нанесения социального ущерба?
- Как лучше использовать персонал в соответствии с его способностями?
- Каким образом обеспечить развитие кадров для выполнения новых квалифицированных работ и поддержания их знаний в соответствии с запросами производства?
- Каких затрат потребуют запланированные кадровые мероприятия?
Кадровое планирование реализуется посредством осуществления целого комплекса взаимосвязанных мероприятий, объединенных в оперативном плане работы с персоналом.
Структура оперативного плана работы с персоналом.
Структура рекомендуемого типового оперативного плана работы с персоналом на Горьковской железной дороге приведена на рис. 9.
Для его разработки необходимо с помощью специально составленных анкет собрать следующую информацию:
- сведения о постоянном составе персонала (имя, отчество, фамилия, место жительства, возраст, время поступления на работу);
- данные о структуре персонала (квалификационная, половозрастная, национальная структура; удельный вес инвалидов, удельный вес рабочих, служащих, квалифицированных рабочих);
- текучесть кадров;
Рис. 9. Структура типового оперативного плана работы с персоналом организации в 2000 г.
Рис.10. Структура типового оперативного плана работы с персоналом организации в 2009 г.
- потери времени в результате простоев, по болезни;
- данные о продолжительности рабочего дня (полностью или частично занятые, работающие в одну, несколько или ночную смену, продолжительность отпусков);
- заработная плата рабочих и служащих (ее структура, дополнительная заработная плата, надбавки, оплата по тарифу и сверх тарифа);
- данные об услугах социального характера, предоставляемые государством и правовыми организациями (расходы на социальные нужды, выделяемые в соответствии с законами, тарифными договорами, добровольно).
Анкеты следует составлять таким образом, чтобы наряду с производственными целями они могли служить и кадровому планированию. Информация о персонале представляет собой совокупность всех оперативных сведений, а также процессов их обработки для кадрового планирования. Она должна отвечать следующим требованиям:
- простоты – это значит, что информация должна содержать столько данных и только в том объеме, сколько необходимо в данном случае;
- наглядности – сведения должны быть представлены таким образом, чтобы можно было быстро определить главное, избежать многословия. Для этого нужно использовать таблицы, графики, цветное оформление материала;
- однозначности – сведения не должны быть неясными, в их толковании следует следить за семантической, синтаксической и логической однозначностью материала;
- сопоставимости – сведения должны приводиться в сопоставимых единицах и относиться к поддающимся сравнению объектам как внутри организации, так и вне ее;
- преемственности – сведения о кадрах, подаваемые за разные временные периоды, должны иметь одну методику подсчетов и одинаковые формы предоставления;
- актуальности – сведения должны быть свежими, оперативными и своевременными, то есть предоставляться без опозданий.
Немаловажное значение имеет внедрение в регулярную кадровую деятельность программу адаптации персонала, например по изложенной ниже программе от имени руководства. Например, кадровой службе рекомендуется обнародовать в рамках организации следующий Меморандум кадровой службы:
- Конечно, мы выращиваем собственные кадры. Если у нас открывается какая-либо вакансия, в первую очередь мы об этом сообщаем сотрудникам, которые уже у нас работают и зарекомендовали себя с положительной стороны, а потом уже занимаемся внешним поиском. В Положении о персонале, в пункте "Обучение и продвижение по службе" сказано: "При продвижении по службе отдавать предпочтение отличившимся опытным сотрудникам перед вновь поступающими на работу претендентами". До того, как у нас появляются претенденты со стороны, на доске объявлений уже несколько дней висит объявление, что есть вакансия на такую-то позицию. Тот, кто хочет перейти на работу в другую службу, должен принести заявление в отдел кадров, но заявление должно быть подписано непосредственным начальником. Наши руководители настроены так, что они заботятся о том, чтобы их сотрудники росли по служебной лестнице.
Наше предприятие существует уже не первый год, и все эти первый рабочий день новых сотрудников - понедельник. В четверг и пятницу они проходят ориентацию и обучение, в понедельник приступают к своим непосредственным обязанностям. В 9:15, в четверг, сотрудники учебного центра встречают их у служебного входа. Как правило, это группа в два-пять человек. Регулярно проводя ориентацию в течение нескольких лет, я неизменно наблюдаю одну и ту же картину: в холле меня ждет совершенно разрозненная группа людей, сидящих, уткнувшись в журналы и газеты, глядя в потолок или по сторонам, но никогда не общающихся между собой. Конечно, они пока не знакомы, но практически каждый из них, заполняя application forms (анкету), может указать: "Я хочу работать на дороге, и мне помогут мои коммуникационные навыки и контактность". Впоследствии они действительно оказываются очень общительными людьми, но в первое время, когда нужно завязывать отношения, для большинства людей большим препятствием оказывается некий психологический барьер, для скорейшего преодоления которого необходима ориентация и помощь опытных сотрудников.
Ориентация - это подробный рассказ о нашей дороге с показом фотографий и видеофильмов. Ориентация начинается в понедельник. Проводит ее руководитель кадровой службы или кто-нибудь из сотрудников учебного центра.
У нас есть ориентация по транспорту, общая ориентация, которую проводит отдел обучения и есть профессиональная ориентация непосредственно в отделе.
Сначала мы новых сотрудников ориентируем
на предприятии.
Ориентация на предприятии длится два
дня. Первый день - экскурсия по предприятию,
рассказ о структуре предприятия, ознакомление
с правилами техники безопасности, противопожарной
безопасности, изучение Положения о персонале
и правил трудового распорядка. На второй
день - программа по сервису.
Раньше слово “ориентация” было новым в сфере обучения. Извне наша дорога представляется большой организацией на которой достаточно сложно сориентироваться. И в этой организации работает очень много сотрудников как единый отлаженный механизм. Как влиться в этот механизм, не нарушив ритма его работы? Для этого ориентационные программы и нужны, чтобы помочь новичкам преодолеть эти трудности.
Большая часть ориентации - это изучение Положения о персонале, регламентирующего существующие в организации правила. Сотрудники должны их знать и понимать, чтобы в будущем не нарушать. Если следовать всему, что там написано, никаких ошибок, никаких нарушений дисциплины просто быть не может. Мы это показываем, обсуждаем различные примеры и убеждаем новых сотрудников в том, что для того, чтобы успешно и спокойно работать на нашем предприятие, необходимо следовать этому документу. В конце беседы мы задаем вопросы, чтобы убедиться, что они достаточно хорошо все поняли, и они, конечно, дают расписку о том, что ознакомились с Положением о персонале и обязуются его выполнять.
Конечно, мы заинтересованы не в расписке,
а в том, чтобы наши сотрудники следовали
всем правилам, разработанным на предприятие.
На ориентации с новыми сотрудниками проводят
собеседование инспектор службы безопасности,
инспектор по противопожарной охране,
инженер по технике безопасности и санитарный
врач.
Новым сотрудникам рассказывается и о структуре нашего предприятия. Иногда к нам заглядывает кто-нибудь из руководства, поприветствовать новых сотрудников, и им это всегда очень приятно.
Вот правило. Индивидуальный подход – это норма, стандарт клиент ориентированного сервиса. А какой именно он будет, надо вычислять в каждом случае.
Нововведение - это наша программа 100% гарантии качества услуг. Новое не только на нашем предприятие, но и в сфере услуг, потому что слово "гарантия" не новое, все мы очень любим, когда нам что-то гарантируют. Нам дают гарантию на обувь, технику и, если что-то сломается, то мы сможем в гарантийных мастерских все починить или обменять эти вещи на новые.
Что такое гарантия качества услуг? Мы говорим, что мы им гарантируем 100% удовлетворение. У нас в отделе регистрации висит плакат, на нем написано: "Мы даем 100% гарантию качества наших услуг. Если вы чем-то недовольны, пожалуйста, скажите нам об этом и мы постараемся исправить ошибку или вы не будете платить". Конечно, у нас бывают ошибки, проблемы, но главное - не бояться стараться о них узнать, стремиться к тому, чтобы ошибки не повторялись. Если какие-то положительны шаги предпринимаются, то клиенты остаются и становятся более лояльными, чем если бы вообще ничего не произошло. И даже если происходит такое, что приходится вернуть деньги, то это еще одна надежда на то, что клиенты дадут нам еще один шанс.
Некоторые выступают против скидок, подарков, против каких-то уступок со стороны предприятия. Но это зависит от категории продаж. Если предприятие продает холодильники, то, может быть оно и не заинтересовано в постоянных покупателях – не так уж часто мы меняем холодильники. Железнодорожный транспорт, строится на постоянных, возвращающихся клиентах, поэтому для нас очень важно, чтобы каждый клиент, который хотя бы раз, воспользовался нашими услугами вернулся к нам еще не раз. А если клиент уходит недовольный и ничего нам при этом не говорит, то мы теряем постоянного клиента. Вы задумывались хоть раз, сколько постоянный клиент (наверное, у всех вас есть постоянные клиенты), принесет денег в вашу организацию за всю свою жизнь, если он в течение своей жизни будет пользоваться исключительно услугами вашего предприятия. Если ему надо что-то купить, то он идет в ваш магазин, если ему нужно довезти большой груз или уехать, он идет на наше предприятие.
Анализ недовольства клиентов. К сожалению, большинство людей жаловаться не любят. 95% людей, которые уходят недовольные, ничего не говорят.
Если говорить о первоначальной ориентации "новичков" в первые дни, когда мы водим и рассказываем о предприятие, то программа одинаковая для всех. В дальнейшем, конечно, профессиональная ориентация, например, для начальника поезда и для машиниста будут разные.
Информация о работе Основные направления совершенствования кадрового менеджмента предприятия