Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 09:21, дипломная работа
Методология исследования базируется на диалектическом методе познания, системном подходе, методах дедукции, сравнительного и экономического анализа, экономико-статистических и социологических методах. Основными методами изучения проблем управления персоналом являются анализ и синтез, индукция и дедукция, экономико-математическое моделирование. Анализ предполагает расчленение всего процесса на отдельные элементы. Синтез означает соединение разложенных элементов изучаемого объекта в единое целое или новую организационную систему.
Введение 4
1. Кадровая работа как неотъемлемая составляющая организационной деятельности любого предприятия 6
1.1 Сущность кадровой службы и делопроизводство в кадровой службе. 6
1.2 Оценка эффективности работы кадровой службы. Формирование кадрового резерва и работа с ним. Трудовая дисциплина и способы ее обеспечения 14
1.3 Зарубежный опыт организации кадровой работы 24
Правовые вопросы кадровой службы 24
2. Анализ организации кадровой работы на ВФ РУП «Белтелеком». 43
2.1 Краткая характеристика и основные технико-экономические показатели Витебского филиала РУП «Белтелеком». Анализ основных технико-экономических показателей предприятия 43
2.1.1 Факторный анализ динамики средней заработной платы 49
2.1.2 Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами. 54
2.1.3 Анализ структуры и состава персонала 55
2.2 Анализ документооборота, правовые и организационные вопросы подбора кадров ВФ РУП «Белтелеком» 57
2.2.1 Анализ движения трудовых ресурсов ВФ РУПП «Белтелеком» 60
2.3 Показатели эффективности использования трудовых ресурсов 65
2. 4 Анализ использования рабочего времени 67
2.5 Анализ производительности труда. 68
2.6. Анализ расходов на оплату труда в составе себестоимости продукции. 69
3. Рекомендации по совершенствованию организации кадровой работы ВФ РУП «Белтелеком» 73
3.1 Рекомендации по совершенствованию и унифицированию делопроизводства ВФ РУП «Белтелеком». Расчет экономической эффективности от введения электронного документооборота. 73
3.2 Рекомендации по обобщению результатов кадровой работы для целей дальнейшего планирования и организации более эффективной кадровой работы в отчете по кадрам………………………………………………………76
3.3 Рекомендации по совершенствованию работы с коллективом. Формирование миссии и стратегии работы коллектива. 81
3.4 Рекомендации по применению социально-психологических методов подбора кадров и способов обеспечения дисциплины труда. 84
Заключение 84
Список использованных источников…………
Каковы те черты, характеризующие японский стиль управления?
Во-первых, это активность в ознакомлении с состоянием дел во всех подразделениях фирмы, с функционированием всех ее служб.
Вторая черта стиля - настойчивое стремление к тому, чтобы работники фирмы совершенствовали свое профессиональное мастерство. Преследуя эту цель, руководствуются принципами японской народной педагогики, провозглашающей, что «усидчивость и интенсивная работа над собой всегда ведут к успеху».
Третьей чертой стиля следует признать энергичное поощрение инициативы. Без инициативы нельзя в современных условиях руководить производством.
Наконец, четвертая черта - всемерное поощрение дискуссий среди менеджеров на предмет поиска лучшего из возможных решений. При этом дискуссии не должны нарушать нормы японской семейной этики: «Муж и Жена спорят не для того, чтобы разойтись, а для того, чтобы найти как можно больше точек сближения».
По мнению
японского специалиста по менеджменту
Хидеки Йосихара, есть шесть характерных
признаков японского
1) Гарантия
занятости и создание
2) Гласность
и ценности корпорации. Когда
все уровни управления и
3) Управление,
основанное на информации. Сбору
данных и их систематическому
использованию для повышения
экономической эффективности
4) Управление, ориентированное на качество. Президенты фирм и управляющие компаний на японских предприятиях чаще всего говорят о необходимости контроля качества.
5) Постоянное
присутствие руководства на
6) Поддержание
чистоты и порядка. Одним из
существенных факторов
Особого внимания заслуживает опыт Германии по управлению, где слияние двух экономических систем потребовало от руководства всех уровней поиска экстраординарных подходов. Критическим моментом в развитии экономики Восточной Германии стало слияние двух денежных систем 1 июля 1990 г. - за три месяца до слияния политического. Эта вынужденная мера сопровождалась резким падением производства и катастрофическим снижением занятости. Решение проблем переподготовки и занятости стало одним из главных направлений адаптации восточных немцев к новой экономической системе. Федеральное агентство занятости приняло на себя основной удар, приняв решение о распространении своей деятельности, касающейся переподготовки кадров, консультаций по выбору места работы и выплаты пособий безработным, на Восточные земли. За каждого работающего не менее 18 часов в неделю предприятия платят взносы в специальный фонд страхования от безработицы. В настоящее время ставка составляет 6,3% общей зарплаты. Половина суммы выплачивается работником, половина - предприятием. В случае потери работы человеку выплачивается 68% «чистой» зарплаты на последнем месте работы (для бездетных - 63%). Пособие выплачивается от 6 до 32 месяцев. Если рабочее место не найдено, пособие уменьшается до 58% (для бездетных - 53%). Одно из первых нововведений в деятельности Федерального агентства занятости - решение о выходе на пенсию с 55 лет при сохранении пенсии на уровне Западных земель. Были разработаны программы неполной занятости, создания новых рабочих мест в сфере экологии, в социальной сфере и инфраструктура.
Независимые частные фирмы доказали, что могут эффективно дополнять меры государственного воздействия на занятость. Федеральное агентство занятости и другие государственные органы ФРГ строят свою деятельность по управлению по принципу «сверху вниз».
Сначала
они определяют стратегические цели
на высшем (государственном) уровне, а
затем разрабатывают
Также хочется остановиться на особенностях работы кадровой службы с коллективом в зарубежных странах.
В настоящее время термин «тимбилдинг» известен многим кадровикам. Означает он проведение мероприятий по сплочению коллектива.
Среди форм
и методов работы по сплочению
коллектива особое место занимают те
из них, которые направлены на командообразование,
т.е. формирование команды единомышленников.
Согласно своим должностным обязанностям
именно руководитель кадровой службы
организации в лице заместителя
директора по работе с персоналом
либо начальника отдела кадров должен
быть первым помощником нанимателя в
деле создания дееспособной управленческой
команды. В то же время формировать
команду только потому, что это
модно, бесполезно. Она обычно нужна,
когда предприятию или его
подразделению требуется толчок
в виде нового ресурса развития для
прорыва на более высокий уровень.
Данная потребность возникает при
наличии кризиса в
Команды, в зависимости от цели построения, можно условно разделить на несколько типов:
- управленческая,
объединяющая руководителей
- проектная,
т.е. созданная с целью
- функциональная,
т.е. команда в границах
Теория и практика командообразования показывают, что количественный состав команды - до 15 человек. Задача кадровой службы - помочь руководителю организации сформировать максимально эффективный и гармоничный состав команды, перед которой стоит общая цель.
С одной стороны, желательно, чтобы члены команды были близки друг другу по квалификации, производственному опыту и даже по темпераменту и характеру. Тогда между ними быстрее установится взаимопонимание. Однако при этом может возникнуть групповой стереотип мышления, и на сотрудников, имеющих свое мнение, отличное от общего, будет оказываться давление.
С другой стороны, подобрав членов команды больше разных, чем схожих, появляется риск того, что конфликтные ситуации в группе участятся. Поэтому нужно выбирать «золотую середину», делая крен в ту или иную сторону, в зависимости от причин создания команды и особенностей поставленных руководством целей.
У каждого члена команды должна быть своя роль и своя задача. Обычно они следующие:
Руководитель команды. Это, как правило, первое лицо организации или структурного подразделения либо рекомендованный им сотрудник. Руководитель координирует действия команды, он должен быть творческой и одновременно дисциплинированной личностью.
Мозговой центр. Эти сотрудники - источник оригинальных идей и предложений, однако они часто невосприимчивы к критике. Мыслят оригинально и масштабно, но иногда не обращают внимания на детали и частности.
Критики. Они обладают скорее аналитическим, чем творческим умом, поэтому сразу видят в предложенных идеях слабые места.
Трудоголики. На них держится работа команды. Они умелые и исполнительные, превращают толковые идеи в реальные проекты и выполненные задания.
И еще
одна важная составляющая формирования
команды - это мотивационный фактор.
Члены команды должны иметь полную
ясность, как материально они
будут поощрены в случае успеха,
а также степень
Командообразование, как его понимает современная теория управления, только начало развиваться в реальном секторе экономики республики и еще недостаточно изучено. Хотя на практике встречаются утверждения о создании на предприятии команды единомышленников, по мысли авторов, состоящей из нескольких сотен, а то и тысяч работников. Это, по нашему мнению, не совсем объективно. Речь, скорее всего, идет о том, что здесь удалось объединить большую часть коллектива одной целью, стратегией действия, системой мотивации. Действительно, положительный опыт работы по сплочению трудовых коллективов известен в республике гораздо в большей степени, чем в командообразовании.
В большинстве зарубежных стран требования к кадровой политике вырабатываются на государственном уровне.
По мнению иностранных специалистов, к основным целям кадровой политики следует отнести:
использование кадров в соответствии с их квалификацией;
обеспечение равновесия общих и специальных знаний в процессе подготовки специалистов к служебной деятельности;
стимулирование высокопродуктивной деятельности служащих в процессе выполнения служебных функций;
тщательность при отборе кандидатов на различные виды профессиональной деятельности;
обеспечение равенства шансов при продвижении по службе независимо от социального положения работников.
В большинстве стран, как показывает анализ зарубежной литературы, штаты на государственной службе комплектуются на основе оценки профессиональных, деловых качеств кандидатов. К числу таких качеств обычно относятся опыт работы, образование и квалификация, черты характера и те свойства личности, которые имеют отношение к предстоящей деятельности. В ряде стран узаконены принципы отбора лиц на государственную службу. В США это:
набор компетентных лиц из соответствующих кадровых источников с учетом представительства всех слоев населения;
набор и продвижение на основе оценки соответствующих способностей, знаний и квалификации по результатам беспристрастного и открытого конкурса, гарантирующего всем равные возможности;
предоставление льгот при поступлении на службу для ветеранов, женщин, представителей национальных меньшинств.
Учитываются и некоторые другие особенности лиц, поступающих на государственную службу (гражданство, возраст, степень профессионализма).
Составной частью кадровой политики зарубежных стран является «политика карьеры», т.е. выдвижение кадров на вышестоящие должности.
В последние
годы в зарубежных странах складывается
динамичная система ротации кадров.
Она позволяет осуществлять перестановку
кадров внутри государственной службы
и за ее пределами. Данная система
дополняет и обогащает практику
выдвижения кадров, способствует их профессиональному
и служебному росту. В зарубежной
литературе отмечается, что в настоящее
время мобильность кадров недостаточна,
хотя она является обогащающим фактором
и явно необходима. Из разных видов
мобильности: вертикальной, горизонтальной,
функциональной, предпочтение отдается
последней (должностной). О том, как
осуществляется принцип мобильности
в кадровой политике, дает представление
японский опыт. Карьера новобранца
в министерстве Японии начинается с
его стажировки в правлении данного
ведомства. Первые четыре года стажер
вращается по кругу, побывав за это
время во всех главных и ведущих
управления министерства. Он изучает
на практике функции управлений, устанавливает
знакомство с чиновниками и служащими,
что дает возможность новичку
составить общее представление
о работе министерства, установить
полезные деловые контакты с сослуживцами.
На пятом году, когда стажеру уже
27-28 лет, он отправляется на 2 года на периферию,
в одно из управлений министерства
в префектуре. Затем его возвращают
в центральный аппарат и
Кроме функциональной
(должностной) во многих странах широко
используются другие виды мобильности.
Во Франции существуют еще два
вида движения кадров: географический
и между секторами