Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 09:21, дипломная работа
Методология исследования базируется на диалектическом методе познания, системном подходе, методах дедукции, сравнительного и экономического анализа, экономико-статистических и социологических методах. Основными методами изучения проблем управления персоналом являются анализ и синтез, индукция и дедукция, экономико-математическое моделирование. Анализ предполагает расчленение всего процесса на отдельные элементы. Синтез означает соединение разложенных элементов изучаемого объекта в единое целое или новую организационную систему.
Введение 4
1. Кадровая работа как неотъемлемая составляющая организационной деятельности любого предприятия 6
1.1 Сущность кадровой службы и делопроизводство в кадровой службе. 6
1.2 Оценка эффективности работы кадровой службы. Формирование кадрового резерва и работа с ним. Трудовая дисциплина и способы ее обеспечения 14
1.3 Зарубежный опыт организации кадровой работы 24
Правовые вопросы кадровой службы 24
2. Анализ организации кадровой работы на ВФ РУП «Белтелеком». 43
2.1 Краткая характеристика и основные технико-экономические показатели Витебского филиала РУП «Белтелеком». Анализ основных технико-экономических показателей предприятия 43
2.1.1 Факторный анализ динамики средней заработной платы 49
2.1.2 Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами. 54
2.1.3 Анализ структуры и состава персонала 55
2.2 Анализ документооборота, правовые и организационные вопросы подбора кадров ВФ РУП «Белтелеком» 57
2.2.1 Анализ движения трудовых ресурсов ВФ РУПП «Белтелеком» 60
2.3 Показатели эффективности использования трудовых ресурсов 65
2. 4 Анализ использования рабочего времени 67
2.5 Анализ производительности труда. 68
2.6. Анализ расходов на оплату труда в составе себестоимости продукции. 69
3. Рекомендации по совершенствованию организации кадровой работы ВФ РУП «Белтелеком» 73
3.1 Рекомендации по совершенствованию и унифицированию делопроизводства ВФ РУП «Белтелеком». Расчет экономической эффективности от введения электронного документооборота. 73
3.2 Рекомендации по обобщению результатов кадровой работы для целей дальнейшего планирования и организации более эффективной кадровой работы в отчете по кадрам………………………………………………………76
3.3 Рекомендации по совершенствованию работы с коллективом. Формирование миссии и стратегии работы коллектива. 81
3.4 Рекомендации по применению социально-психологических методов подбора кадров и способов обеспечения дисциплины труда. 84
Заключение 84
Список использованных источников…………
Работой с персоналом организации занимается кадровая служба, функциями которой являются:
1. планирование: постановка целей и стандартов, разработка правил и последовательности действий, разработка планов и прогнозирование некоторых возможностей в будущем;
2. организация:
постановка определенных задач
перед каждым подчиненным,
3. управление
персоналом: решение вопроса об
определении стандарта для
4. руководство:
решение вопроса, как
5. контроль:
установление таких стандартов,
как квота продаж, качество, уровень
продуктивности; проверка соответствия
выполнения работ этим
Среди важнейших направлений кадровой работы на предприятии следует выделить:
Учетное
– контрольное направление
Планово регулятивное направление кадровой работы нацелено на привлечение персонала и его рациональное использование;
Отчетное – аналитическое направление кадровой работы нацелено на изучение кадровых процессов предприятия;
Координационное – информационное направление кадровой работы нацелено на организацию работы с персоналом по вопросам, связанным с устным и письменным обращением работников;
Организационно-методическое
направление кадровой работы нацелено
на обеспечение надежного и
Организация
и ведение кадровой работы по каждому
из перечисленных направлений
Целесообразно рассмотреть основные задачи кадровой работы на предприятии по направлениям.
Учетно-контрольное направление кадровой работы предполагает решение следующих основных задач:
- прием работников на предприятие;
- учет работников;
- увольнение работников;
- работа
с временно отсутствующими
Планово-регулятивное
направление кадровой работы
предполагает решение
- подбор (поиск и отбор) работников для предприятия;
- расстановка работников предприятия;
- перемещение работников предприятия;
- становление в должности и адаптация работников. Отчетно-аналитическое направление кадровой работы предполагает решение следующих основных задач: изучение работников; оценка работы работников;
- Отчетное – аналитическое направление работы предполагает решение следующих задач:
- изучение работников;
- оценка работы работников;
- аналитическая работа;
- подготовка отчетов.
Координационно-
- профессиональная подготовка (доп. подготовка и переподготовка) работников;
- организация
приема работников предприятия
(по служебным и личным
- работа
с письменными обращениями
- архивная и справочная работа.
Организационно-методическое
направление кадровой работы
предполагает решение
- документирование
деятельности работников
- кадровая
работа в подразделениях
- планирование кадровой работы;
- руководство кадровой работой.
Правовое обеспечение системы управления персоналом состоит в использовании средств и форм юридического воздействия на органы и объекты управления персоналом с целью достижения эффективной деятельности организации.
Основные задачи правового обеспечения системы управления персоналом — это правовое регулирование трудовых отношений, складывающихся между работодателями и наемными работниками; защита прав и законных интересов работников, вытекающих из трудовых отношений.
Правовое
обеспечение системы управления
персоналом включает: соблюдение, исполнение
и применение норм действующего законодательства
в области труда, трудовых отношений;
разработку и утверждение локальных
нормативных и ненормативных
актов организационного, организационно-
Осуществление
правового обеспечения в
Одно
из специфических условий работы
кадровых служб заключается в
том, что их повседневная деятельность
связана непосредственно с
Это достигается путем установления правовых норм централизованного или локального характера. В трудовом законодательстве преобладающее место занимают акты централизованного регулирования — Трудовой кодекс РБ, постановления Правительства РБ, и др. Вместе с тем есть вопросы труда, которые могут решаться при помощи локальных правовых норм, принятых в каждой организации.
В условиях
рыночных отношений сфера локального
регулирования неуклонно
Таким образом, так как персонал организации - один из основных факторов производства, его характеристики и показатели эффективности использования напрямую влияют на эффективность и рациональность организации производства в целом. Именно кадровая служба предприятия во многом влияет на эти показатели работы современного предприятия.
Формирование
адекватной оценки эффективности работы
персонала связано с
Рисунок 1 – Система показателей оценки эффективности работы персонала
В соответствии
с приведенными характеристиками оценка
носит дифференцированный подход, выражающийся
в преобладании тех или иных параметров.
Что находит свое отражение в
принципах заинтересованности как
сотрудников в выполняемой
Определение
вопроса оценки труда происходит
через установление взаимосвязей между
факторами дохода персонала и
их компонентами. Так, согласно структуре
соотношения доходов
Рисунок 2 – Формирование оплаты труда
Входящие в такую взаимосвязь элементы учитывают и общие показатели деятельности, и учет личного вклада каждого сотрудника, определяемого его рабочими характеристиками. Это схема является наиболее приемлемой для многих систем оплаты труда с внесением в нее корректив, в зависимости от специфики деятельности.
Сформировавшаяся таким образом заработная плата есть экономическая составляющая, являющейся вознаграждением за труд, которая зависит от квалификации работника, количества, качества и условий выполняемой работы, ее результата, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера. Она представляет категорию, выполняющую такие функции в компании, как:
Также применяется более традиционный подход к оценке эффективности использования персонала организации.
Показателями
эффективности использования
Эксперты,
занимающиеся оценкой эффективности
использования персонала, также
выделяют и другие показатели, которые
можно применять для оценки, в
том числе: зарплатоемкость (зарплатоотдача)
персонала, коэффициент соотношения
темпов роста производительности труда
и средней заработной платы, удельный
вес ФЗП в себестоимости
Соизмерение
динамики показателей за анализируемый
и базовый периоды, а также
определение степени выполнения
их плановых и нормативных значений
позволит с высокой точностью
оценить уровень эффективности
использования персонала
Поэтому прежде чем начать оценку, необходимо: определить характеристики элементов, составляющих содержание оценки; составить программу и выбрать методы сбора и обработки информации; установить, можно ли количественно выразить наличие того или иного качества у работника и с помощью каких показателей измерить его уровень; показать, как соизмерять различные показатели для получения общей характеристики работника и т.п.
В настоящее время используются следующие методы сбора информации: изучение документов и других письменных источников, беседы, опросы и наблюдения, а также тестирование и анкетирование. Полученные результаты оценки в дальнейшем используются для принятия управленческих и административных решений, связанных с назначениями, переводами, оплатой труда, увольнениями и др. Использование персонала должно отвечать целям организации, не ущемлять интересы личности и обеспечивать строгое соблюдение законодательства о труде в процессе этой работы.
Одним из составляющих эффективной работы кадровой службы предприятия является формирование кадрового резерва и работа с ним.
Кадровый резерв — это группа руководителей и специалистов, обладающих способностью к управленческой деятельности, отвечающих требованиям, предъявляемым должностью того или иного ранга, подвергшихся отбору и прошедших систематическую целевую квалификационную подготовку.
Работа с резервом, как и многие другие технологии кадровой работы, является комплексной (рисунок 3)
Рисунок 3 – Технология работы с резервом кадров.
Можно выделить несколько типологий кадрового резерва (по виду деятельности, скорости замещения должностей, уровню подготовленности и т.д.). В зависимости от целей кадровой работы можно использовать либо одну, либо другую типологию.