Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 12:15, курсовая работа
Проблема обучения персонала предприятий в настоящее время приобретает для России особое значение. Это связано с тем, что работа в условиях рыночных отношений предъявляет новые требования к уровню квалификации персонала, знаниям и навыкам работников. Требуются новые подходы к решению современных задач, специалисты новых профессий, новые организационные формы деятельности работников.
Глава 1. Теоретические аспекты организации работы по подготовке, переподготовке и повышения квалификации персонала на предприятии
1.1 Роль подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в повышении экономической эффективности организации
1.2 Основные формы обучения, повышение квалификации и подготовки кадров в условиях рыночной экономики
1.3 Использование зарубежного опыта при организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров
Глава 2. Анализ системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала в ООО «Универсал-Сервис»
2.1 Общая характеристика ООО «Универсал-Сервис»
2.2 Анализ кадрового потенциала
2.3 Анализ расчетов по оплате труда
2.4 Анализ существующей системы аттестации персонала в ООО «Универсал-Сервис»
2.5. Анализ подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала в ООО «Универсал-Сервис»
Глава 3. Направления совершенствования системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала
3.1 Рекомендации по развитию профессионально-технического обучения с учетом специфики предприятия
3.2 Совершенствование механизма управления качеством рабочей силы на предприятии
3.3 Рекомендации по совершенствованию системы обучения персонала на предприятии
Заключение
Список литературы
Приложение
1) Наставничество;
Это форма взаимодействия более опытного сотрудника - наставника с менее опытным - обучаемым сотрудником. Она отличается от обычного индивидуального обучения на рабочем месте тем, что одновременно с обучением обучаемому даются дополнительные права и ответственность. Обучение при этом идет параллельно с процессом расширения обязанностей обучаемого сотрудника. Данный метод требует особой подготовки и склада характера от наставника, которым практически невозможно стать по распоряжению сверху.
Основными целями наставничества являются:
- Передача знаний;
- Передача навыков;
- Изменение поведения;
- Передача элементов корпоративной культуры;
- Рост и развитие потенциала наставляемого;
- Эффективное использование потенциала наставника;
- Улучшение коммуникации.
Система внутрифирменной
подготовки может быть эффективной
только в том случае, если будет
проанализировано существующее положение,
оценена перспектива и
Несомненно, «плюсов» у внутрифирменного обучения много, но есть и очевидные «минусы». Например: участники встречаются только с работниками этой организации, участники могут быть отозваны простым уведомлением, в связи с производственной необходимостью решить возникшие производственные проблемы, а также неохотно обсуждаются некоторые вопросы открыто и честно в среде своих коллег или в присутствии руководителя.
2) Обучение вне организации;
Включает все виды обучения за пределами самой работы. Такое обучение производится внешними учебными структурами и, как правило, вне стен организации.
Основными видами обучения вне организации являются:
- Лекции (презентация);
- Семинары, конференции;
- Тренинги;
- Деловые игры;
- Курсы;
- Самообучение;
Выбирая из многообразия форм обучения необходимо всегда сверяться с целями: чего хочет организация достичь, отправляя своего сотрудника на семинар, тренинг, конференцию и т.д.
3) Лекция (презентация);
Пассивный метод обучения, используется для изложения теоретических и методических знаний, практического опыта. В этом процессе руководители, квалифицированные специалисты передают сотрудникам фирмы знания, убеждения, мотивацию. Однако здесь необходимо учитывать два известных фактора:
- после 10-15 минут непрерывной
лекции внимание слушателей
- усвоение лекционного материала составляет 10-15% от общего объема. Но и этот «минус» также можно победить, раздав слушателям основные лекционные материалы.
4) Семинары, конференции;
Активный метод обучения, участие в дискуссиях развивает логическое мышление и вырабатывает способы поведения в различных ситуациях. Этот метод тоже имеет свои подводные камни. На мой взгляд, на конференции, семинар нельзя отправить человека, не имеющего за плечами теоретического материала. В лучшем случае этот работник просто потеряет драгоценное для организации время, в худшем - можно отбить желание посещать в дальнейшем другие мероприятия, посвященные обучению.
4) Тренинг;
В последнее время приобретает
большую популярность, что небезосновательно.
Тренинг - это активная форма обучения.
В отечественной практике слово
тренинг употребляется для
- вид занятий, предназначен для отработки навыков;
- обучающий семинар,
включающий в качестве
- Бизнес тренинги позволяют ответить на следующие вопросы:
- Как себя организовать (самоорганизация)?
- Как научится организовать
работу других людей (
- Как научится координировать
свою деятельность с коллегами
и быть полезным членом
- Как развить способность взаимодействовать с внешними, по отношению к организации агентам?
5) Деловые игры;
Обучение манере вести себя в различных производственных ситуациях, приведении переговоров, причем обладатели ролей должны вырабатывать альтернативные точки зрения. Этот метод наиболее близкий к реальной профессиональной деятельности обучающихся. Деловые игры бывают как глобальные (управление компанией), так и локальные (проведение переговоров, подготовка бизнес-плана). Использование этого метода позволяет обучающимся исполнять различные производственные функции и за счет этого расширить собственное представление об организации и взаимоотношениях ее сотрудников.
6) Самообучение;
Это индивидуальная, самостоятельная форма обучения в том числе при помощи компьютера. На сегодняшний день эта форма недостаточно распространена. Возможно из-за того, что именно этот вид обучения требует наивысшей самоорганизации, постоянного контроля, а для большинства работников - это достаточно сложная задача. Помимо этого организации необходимо обеспечить своих сотрудников техническим оснащением, для данного вида обучения. Но и «плюсов» данного обучения также много. Обучающийся может определять темп бучения, число повторений, продолжительность занятия, т.е. контролировать важные параметры процесса обучения. Исследования американских ученых показали, что компьютеризированное обучение с использованием средств мультимедиа обеспечивает более высокую степень усвояемости материала (на 30%) и более высокий процент запоминания, чем традиционные методы.
Рассмотрим планирование обучение персонала на ООО «Универсал-Сервис».
Ответственным за организацию обучения персонала на предприятии является генеральный директор.
Для подготовки высококвалифицированных
кадров в ООО «Универсал-Сервис»
реализуется «Программа подготовки,
переподготовки и повышения квалификации
кадров», которую разрабатывает
генеральный директор. Цель программы
- постоянное обновление знаний, развитие
конкретных умений и навыков, формирование
трудового потенциала исходя из потребностей
предприятия. Главной задачей обучения
является создание благоприятных условий
использования результатов
Система повышения квалификации включает:
1) Производственно-технические курсы;
2) Курсы повышения разряда;
3) Самообразование.
Производственно-технические
курсы, как наиболее массовая форма,
создается в целях повышения
производственных умений и технических
знаний рабочих до необходимого для
выполнения ими работ уровня, в
целях повышения квалификации рабочих
в пределах данной профессии и
специальности. Они организовываются
в учебных группах
Подготовка управляющих не замыкается на вузовских программах, несмотря даже на увеличение доли министерских программ. Виды обучения руководителей среднего и высшего звена многообразны: самообразование, курсы различной продолжительности с отрывом и без отрыва от производства, семинары, симпозиумы, стажировки, аспирантура, переподготовка.
Опыт системы наставничества
мы рассмотрим на примере ООО «Универсал-Сервис»
Чтобы облегчить процесс
ввода новых сотрудников в
должность, на предприятии была применена
практика обучения и развития персонала.
Это было необходимо для того, чтобы
все новые сотрудники предприятия
проходили вводное обучение: начальник
своего отдела давал общую информацию
о своем отделе предприятия, знакомил
с нормами и правилами
Однако такой подготовки
для полноценного включения сотрудников
в работу явно недостаточно: вводное
обучение занимает 2-3 дня, причем за эти
дни новички получают достаточно
большой объем информации. Поэтому
предприятию просто необходимо было
звено, которое бы не только обучало
новичков, но и способствовало их скорейшей
социально-психологической и
Наставник лично знакомит
сотрудника с будущими коллегами, что
очень важно для скорейшей
адаптации. Отдельный обязательный
пункт, за который наставник несет
персональную ответственность, инструктаж
по технике безопасности, пожарной
безопасности и соблюдению новыми сотрудниками
правил внутреннего трудового
Адаптационный период длится
три месяца и равен испытательному
сроку. Все это время наставник
не только обучает новичка, но и наблюдает
за его поведением, изучает его
профессиональные и личные качества,
делает выводы. За неделю до окончания
испытательного срока наставник
и Генеральный директор ООО «Универсал-Сервис»
оценивают нового работника и
заполняют так называемый лист оценки,
в котором содержится заключение
о результатах прохождения
Таблица 2.8 Численность персонала ООО «Универсал-Сервис», прошедших обучение
2007 2008 2009
Секретари отделов 4 2 5
Юристы 5 4 6
Менеджеры 5 3 4
Экономисты 2 1 1
Бухгалтеры 1 1 1
Инженеры 10 13 8
Мастера 8 8 8
Водители 10 15 13
Рабочие 5 4 6
Кладовщики 2 1 1
Грузчики 2 2 2
Всего 62 66 66
Затраты на обучение, тыс. руб. 465 508,2 514,8
Стоимость обучения на 1 чел./тыс. руб. 7,5 7,7 7,8
Обучение в 2009 году прошли 66 человек, что на 4 человека больше чем в 2007 году.
Затраты на обучение в 2009 году увеличились на 49,8 тыс. руб. по сравнению с 2007 годом, и составили 514,8 тыс. руб.
Затраты на одного обучающегося работника в 2007 году в среднем составляли 7,5 тыс. руб. в 2008 году – 7,7 тыс. руб., а в 2009 году – 7,8 тыс. руб.
Глава 3. направления совершенствования системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала
3.1 Рекомендации по развитию
профессионально-технического
Учитывая то обстоятельство,
что объектом внимания является автотранспортное
предприятие, целесообразно отметить
еще ряд специальных
1. Пересмотреть содержание
учебных программ на предмет
соответствия их содержания
- для технологического
персонала основного
- ремонтного персонала;
- для технологического
персонала вспомогательных
2. Поэтапный переход на
методы активного обучения. Причем,
наряду с активным освоением
новых форм организации
3. Подготовить сценарии
для съемок учебных
- производство ремонтных работ в условиях повышенной опасности;
- производство работ в цеху, складском помещении;
- производство работ на различных установках;
- изготовление и отладка запасных частей.
4. При наличии видеотехники
отснять видеофильмы по
5. Увеличить количество
семинаров среди руководящих
работников и специалистов по
курсу «Психология
6. Установить единый день недели для работы комиссий.
7. Ввести в систему, что присвоение 5 и выше квалификационного разряда возможно при наличии 2-ой профессии.
8. Организовать на договорных
началах с учебно-курсовым
9. Ввести по возможности
дополнительные учебные
10. Допуская возможность
индивидуальной формы
Совершенствование методической составляющей обучения.
Наличие на предприятиях и в организациях подготовленных в соответствии с современными требованиями нештатных преподавателей теоретического обучения является одним из обязательных условий эффективной работы по подготовке и повышению квалификации рабочих кадров. Осознание этого требует плановой и целенаправленной работы по улучшению качественного состава этой категории специалистов.
Информация о работе Организация и повышение эффективности работы по подготовке