Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 12:42, курсовая работа
Современные изменения и процесс модернизации, происходящие в национальной экономике России, непосредственно отражаются на функционировании и развитии образовательной системы. В таких условиях образование должно проявлять особую мобильность и не только успевать за требованиями времени, но и в значительной степени опережать их.
Между тем, существует ряд проблем, как в системе общего, так и высшего профессионального образования, на решение которых сегодня должны быть направлены значительные материальные и человеческие ресурсы.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ КАЧЕСТВ И КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ………………………………………………………………………….……………7
1.1 Компетентностный подход и его роль в современном высшем образовании…………………………………………………………………………………………7
1.2 Сущность и виды компетенций преподавателя высшей школы……………..............................................................................................................................7
1.3 Качества и особенности профессиональной деятельности современного преподавателя высшего учебного заведения…………………………………………………….17
1.4 Методические основы моделирования компетенций современного преподавателя высшего учебного заведения…………………………........................................21
2. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ И КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВ И КОМПЕТЕНЦИЙ СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПЕНЗЕНСКИХ ВУЗОВ)………………………………….….…25
2.1 Анализ состава преподавателей высших учебных заведений ……………….…25
2.2 Особенности организации профессиональной деятельности современных преподавателей высшего учебного заведения…...……………………………………………... 31
2.3 Оценка и ранжирование ключевых компетенций и качеств преподавателя вуза………………………………………………………………………….…………………..…..38
3. РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ КАЧЕСТВ И ПРОФЕСССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ………………………………………………………………………..43
3.1 Модель профессионально-педагогических компетенций и качеств преподавателя высшего учебного заведения……….………………………..…………………..43
3.2 Модель формирования компетенций современного преподавателя высшей школы…………………………………….…………………………………………………...……45
3.3 Рекомендации по формированию и развитию компетенций и качеств современного преподавателя высшего учебного заведения……...………………………….…49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………...…..51
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………….……………54
ГЛОССАРИЙ………………………………………………………………………………56
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………
25. Чему, как Вы считаете, следует больше уделять внимания в системе повышения квалификации преподавателей вузов (проранжируйте по степени важности: 1 – высокий ранг, 5 - низкий)
Система повышения квалификацией | Ранг (1-6) |
проблемам истории и теории педагогики |
|
проблемам дидактики (теории обучения) |
|
проблемам психологии обучения и воспитания |
|
передовому педагогическому опыту |
|
новым педагогическим технологиям в профессиональном образовании |
|
III. Моделирование профессионально-педагогических компетенций преподавателя вуза
26. Проранжируйте сферы деятельности преподавателя вуза по степени значимости (1 - наиболее значимая, 6-менее значимая)
Сферы деятельности | Ранг (1-6) |
Ведение учебного процесса |
|
Методическая работа и повышение личной квалификации |
|
Воспитательная работа |
|
Научная работа |
|
Управление кафедрой, вузом и другая организаторская деятельность |
|
Личная жизнедеятельность преподавателя. |
|
27. Проранжируйте основные блоки структуры качеств преподавателя вуза (1-наиболее значимый, 5 - менее значимый)
Группы качеств | Ранг (1-5) |
Профессиональная компетентность преподавателя |
|
Нравственные качества преподавателя |
|
Организаторские способности преподавателя |
|
Деловые качества преподавателя |
|
Умение управлять самим собой |
|
28. Проранжируйте следующие группы профессионально-педагогических компетенций преподавателя вуза по их значимости?
Группы компетенций | Ранг (1-6) |
Глубокое знание предмета обучения |
|
Педагогическое мастерство |
|
Широкий научный кругозор |
|
Тяга к инновациям и научному творчеству |
|
Владение методиками научного поиска |
|
Инновационная мобильность |
|
|
|
|
|
|
29. Оцените следующие компетенции преподавателя вуза по 5-ти бальной шкале (5 – наиболее значимая, 1 – менее значимая). Оцените свое владение данными компетенциями (по 5-ти бальной шкале).
а) Глубокое знание предмета обучения | ||
Компетенции преподавателя | Оценка | Самооценка |
высокий уровень знаний по преподаваемым дисциплинам |
|
|
умение творчески использовать накопленные знания |
|
|
высокие мыслительные способности |
|
|
эрудированность |
|
|
опыт преподавательской деятельности в вузе |
|
|
широкий кругозор |
|
|
любознательность |
|
|