Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 12:42, курсовая работа
Современные изменения и процесс модернизации, происходящие в национальной экономике России, непосредственно отражаются на функционировании и развитии образовательной системы. В таких условиях образование должно проявлять особую мобильность и не только успевать за требованиями времени, но и в значительной степени опережать их.
Между тем, существует ряд проблем, как в системе общего, так и высшего профессионального образования, на решение которых сегодня должны быть направлены значительные материальные и человеческие ресурсы.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ КАЧЕСТВ И КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ………………………………………………………………………….……………7
1.1 Компетентностный подход и его роль в современном высшем образовании…………………………………………………………………………………………7
1.2 Сущность и виды компетенций преподавателя высшей школы……………..............................................................................................................................7
1.3 Качества и особенности профессиональной деятельности современного преподавателя высшего учебного заведения…………………………………………………….17
1.4 Методические основы моделирования компетенций современного преподавателя высшего учебного заведения…………………………........................................21
2. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ И КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВ И КОМПЕТЕНЦИЙ СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПЕНЗЕНСКИХ ВУЗОВ)………………………………….….…25
2.1 Анализ состава преподавателей высших учебных заведений ……………….…25
2.2 Особенности организации профессиональной деятельности современных преподавателей высшего учебного заведения…...……………………………………………... 31
2.3 Оценка и ранжирование ключевых компетенций и качеств преподавателя вуза………………………………………………………………………….…………………..…..38
3. РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ КАЧЕСТВ И ПРОФЕСССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ………………………………………………………………………..43
3.1 Модель профессионально-педагогических компетенций и качеств преподавателя высшего учебного заведения……….………………………..…………………..43
3.2 Модель формирования компетенций современного преподавателя высшей школы…………………………………….…………………………………………………...……45
3.3 Рекомендации по формированию и развитию компетенций и качеств современного преподавателя высшего учебного заведения……...………………………….…49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………...…..51
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………….……………54
ГЛОССАРИЙ………………………………………………………………………………56
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………
8. Разработка рекомендаций по формированию и развитию компетенций современного преподавателя высшего учебного заведения, которые включают:
Современный преподаватель вуза должен иметь базовые знания информационных технологий;
- разработка и применение электронных учебно-методических материалов; овладение методическими приемами, использования слайд-лекций, интернет-семинаров; он-лайн занятий и др.;
- разрабатывать и внедрять в свою практику такие технологии обучения, как модульное обучение, персонализированное, тьюторскую систему обучения и бригадно-индивидуальное обучение.
Результаты исследований позволяют сделать вывод, что компетенции отражает предстоящую деятельность и отношение личности к этой деятельности. Компетенции является смысловой характеристикой деятельности и зависит от личностных качеств человека. Структура профессиональной компетентности преподавателя в общеобразовательном учреждении имеет сложный многоуровневый и динамичный характер, который непосредственно зависит от условий педагогической деятельности и от условий воспитания данной компетентности у него.
Результаты теоретического и методического исследования позволяют утверждать, что в работе в целом решена поставленная проблема, подтверждена выдвинутая гипотеза.
Библиографический список
1. Закон Российской Федерации "Об образовании" 1992/2000. - М.: Изд. "Ось-89", 2002.-с.4-5.
2. Федеральная целевая программа развития образования на 2006–2010 годы. Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. № 803.
3.Абдалина Л., Бережная И. Профессионализм педагога: компоненты, критерии оценки// Высшее образование в России, 2008. - №10.- с. 54-56
4.Андреев А. Подготовка преподавателей высшей школы (текст) //Высшее образование в России – 2006-№5 - с. 160-162
5.Болотова Е.Л. Правовая подготовка педагогов в условиях реформы системы образования // Высшее образование сегодня. – 2006. – №11. – С.45-50.
6.Васильева Е. Оценка и самооценка: мотивы улучшения качества деятельности преподавателей ВУЗа //alma – mater – 2006. - №1 – с. 43-45
7. Вудраф Ч. Центры развития и оценки. Определение и оценка компетенций. М.: Гиппо, 2005 г. – с. 38-41
8.Гоник И., Андросюк Е., Подлеснов В., Кучеров В., Садовников В. Совершенствование учебной и методической работы в условиях инновационного вуза//Высшее образование в России, 2008. - №10.- с. 16-20
9. Громкова М. О педагогической подготовке преподавателя высшей школы. — //Высшее образование в России. — 1994. —№4. — С. 105-108.
10.Зимняя. И. А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. 2005. №11.- с. 6-10
11. Козлова Н.В., Берестнева О.Г. Профессиональные компетенции: экспертно-статистический анализ. Вестник Томск. гос. ун-та. - 2007. - № 295.-с.26-31
12.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. //. Модернизация российского образования. Документы и материалы. – М.: Изд-во ВШЭ, 2002.-с.263-282.
13.О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации/Официальные документы Министерства образования и науки Российской Федерации. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. – с.34-38
14.Ожегов С.И., Шведова.Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Азбуковник, 1997.-с. 245
15.Персональный менеджмент. Учебник для вузов с грифом Минобразования РФ / Под ред. С.Д. Резника.- М.: Инфра-М, 2009.- с. 67-62
16.Преподаватель вуза. Учебник для вузов с грифом Минобразования РФ / Под ред. С.Д. Резника.- М.: Инфра-М, 2010.- с.54-60
17.Резник С.Д. Бизнес-образование: методические и педагогические основы формирования преподавателя современного типа: Учебное пособие. - Пенза: ПГАСА, 1998. –с. 10- 15.
18.Резник С.Д. Формирование компетенций преподавательского и управленческого корпуса вузов России: опыт, проблемы, методическое обеспечение // Вестник высшей школы. – 2010, № 6. – с. 70-76.
19.Скок Г. Б., Горлов Б. Б. Психолого-педагогические аспекты оценки деятельности преподавателей: Учеб. пособие. - Новосибирск, 2007.-с. 35-44
20.Сластенин В.А. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.- с. 48-50.
21. Спенсер Л., Спенсер С. Компетенции на работе. М.: Гиппо, 2010 г. – с. 38-46
22.Тюников Ю., Мазниченко М. Преподаватель и студент: сценарии взаимодействия// Высшее образование в России. – 2004. - №12-с. 20-25
23.Уиддет С., Холлифорд С. Руководство по компетенциям. Пер. с англ., - М.:ГИППО, 2008. –с. 22-28
24. Цырикова Н. П. Формирование профессионально-педагогической компетентности преподавателя вуза непедагогического профиля в процессе педагогической деятельности – диссертация.
25. http://mon.gov.ru– сайт министерства образования/
Глоссарий
Компетентностный подход – это усиление прикладного, практического характера школьного образования. Теоретические знания должны перестать быть “мертвым грузом”. Компетентностный подход заключается не в увеличении объема информированности учащегося, а в том, чтобы он самостоятельно решал проблемы в новой ситуации. Умения, необходимые для этого, называются компетенцией.
Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (ЗУН, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Педагогическая деятельность — это вид профессиональной деятельности, содержанием которой является обучение, воспитание, образование, развитие обучающихся (детей разного возраста, учащихся школ, техникумов, профессионально-технических училищ, высших учебных заведений, институтов повышения квалификации, учреждений дополнительного образования и т.д.).
Преподаватель – работник высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений, ведущий какой-либо учебный предмет и воспитательную работу с учащимися.
Профессиональная компетентность – наличие профессиональных знаний и умений в управлении производством и персоналом, знание работы на конкретной управленческой должности.
Приложение 1
АНКЕТА
ПО ИЗУЧЕНИЮ организации деятельности и ФОРМИРОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
ПРЕПОДАВАТЕЛЮ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ!
Добрый день!
Институт экономики и менеджмента Пензенского государственного университета архитектуры и строительства просит Вас принять участие в исследовании на тему: «Система и механизмы формирования профессионально-педагогических компетенций преподавателя высшего учебного заведения».
Просим Вас принять участие в работе в качестве эксперта и ответить на вопросы анкеты. Заранее благодарим Вас!
I. Преподаватель и его деятельность
1. Укажите Ваш пол
а) женский б) мужской
2. Возраст
а) 20-25 лет д) 41-45 лет
б) 26-30 лет е) 46-50 лет
в) 31-35 лет ж) 50-55 лет
г) 36-40 лет з) 56 и более
3. Преподаваемая Вами дисциплина относится к:
а) Общим гуманитарным дисциплинам
б) Социально-экономическим дисциплинам
б) Общепрофессиональным дисциплинам
в) Специальным дисциплинам
4. Ваша должность в профессорско-преподавательском составе вуза:
а) Стажер-преподаватель
б) Ассистент (преподаватель) кафедры
в) Старший преподаватель кафедры
г) Доцент кафедры
д) Профессор кафедры
5. Занимаете ли Вы управленческую должность в вузе?
а) Зам. заведующего кафедрой
б) Заведующий кафедрой
в) Зам. декана
г) Декан
д) Проректор
е) Другое________________________
6. Ваша ученая степень:
а) нет ученой степени б) Кандидат наук в) Доктор наук
7. Ваше ученое звание
а) нет ученого звания б) Доцент в) Профессор
8. Ваша специальность по образованию
а) Экономист
б) Инженер
в) Менеджер
г) Юрист
д) Педагог
е) Другое________________________
9. Ваш общий трудовой стаж
а) До 3-х лет д) 16-20 лет
б) 3-5 лет е) 21-25 лет
в) 6-10 лет ж) 26-30 лет
г) 11-15 лет з) 31 год и более
10. Ваш научно-педагогический стаж работы
а) До 3-х лет д) 16-20 лет
б) 3-5 лет е) 21-25 лет
в) 6-10 лет ж) 26-30 лет
г) 11-15 лет з) 31 год и более
II. Планирование научно-педагогической карьеры
11. Ваше место работы до поступления в вуз?
а) это первое место работы
б) другой вуз
в) промышленное предприятие
г) другое________________________
12. Планировали ли Вы во время обучения в вузе, что будете заниматься педагогической деятельностью?
а) да б) нет в) затрудняюсь ответить
13. Есть ли у Вас личный план развития своей научно-педагогической карьеры?
а) да, у меня есть такой план
б) разве можно иметь такой план, ведь жизнь так изменчива
в) другое________________________
14. Планируете ли Вы продвигаться по научно-педагогической карьере?
а) да б) нет в) не задумывался
15. Занимаетесь ли вы организацией личной работы?
а) Да, регулярно
б) Время от времени
в) Не вижу необходимости
г) Категорически нет
16. Ваш стаж работы на ранее занимаемых должностях?
а) Стажер-преподаватель - ______________________________
б) Ассистент (преподаватель) кафедры - ______________________________
в) Старший преподаватель кафедры - ______________________________
г) Доцент кафедры - ______________________________
д) Профессор кафедры - ______________________________
17. Состоите ли Вы в резерве вуза на замещение управленческих должностей?
а) да б) нет
18. Какие мероприятия проводятся Вашим вузом по повышению профессионализма и педагогического мастерства преподавателя?
а) курсы повышения квалификации
б) мастер-классы
в) привлечение к организаторской деятельности на кафедре
г) привлечение к научной деятельности на кафедре
д) выдвижение в резерв вуза на замещение управленческих должностей
19. Какие мотивы заставили Вас выбрать научно-педагогическую деятельность?
а) желание заниматься научной работой
б) возможность преподавать
в) забота о воспитании будущего поколения страны
г) другое________________________
20. Считаете ли Вы целесообразным получение преподавателем обязательной квалификации «Преподаватель вуза»?
а) да, такая практика должна стать обязательной
б) по желанию самого преподавателя
в) нет, в этом нет необходимости
21. Имеете ли Вы квалификацию «Преподаватель вуза»?
а) да б) нет
22. Когда Вы в последний раз повышали квалификацию в организованной форме (ФПК, ИПК)?
а) полгода назад
б) 1 год назад
в) 2-3 года назад
г) 4-5 лет назад
д) более 5 лет назад
е) никогда
23. Как Вы повышали свою квалификацию?
а) участие в научной работе вуза
б) курсы повышения квалификации
в) стажировка в других вузах России
г) стажировка в вузах зарубежья
д) стажировка на производстве
24. Какие формы повышения квалификации Вы считаете наиболее эффективными?
а) научно-практические семинары
б) занятия на факультетах и в институтах повышения квалификации
в) стажировка в вузах и средних специальных заведениях
г) семинары по отдельным психолого-педагогическим проблемам
д) самообразование
е) другое________________________