Модель и количественная оценка качеств и компетенций преподавателя высшего учебного заведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 12:42, курсовая работа

Описание работы

Современные изменения и процесс модернизации, происходящие в национальной экономике России, непосредственно отражаются на функционировании и развитии образовательной системы. В таких условиях образование должно проявлять особую мобильность и не только успевать за требованиями времени, но и в значительной степени опережать их.
Между тем, существует ряд проблем, как в системе общего, так и высшего профессионального образования, на решение которых сегодня должны быть направлены значительные материальные и человеческие ресурсы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ КАЧЕСТВ И КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ………………………………………………………………………….……………7
1.1 Компетентностный подход и его роль в современном высшем образовании…………………………………………………………………………………………7
1.2 Сущность и виды компетенций преподавателя высшей школы……………..............................................................................................................................7
1.3 Качества и особенности профессиональной деятельности современного преподавателя высшего учебного заведения…………………………………………………….17
1.4 Методические основы моделирования компетенций современного преподавателя высшего учебного заведения…………………………........................................21
2. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ И КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВ И КОМПЕТЕНЦИЙ СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПЕНЗЕНСКИХ ВУЗОВ)………………………………….….…25
2.1 Анализ состава преподавателей высших учебных заведений ……………….…25
2.2 Особенности организации профессиональной деятельности современных преподавателей высшего учебного заведения…...……………………………………………... 31
2.3 Оценка и ранжирование ключевых компетенций и качеств преподавателя вуза………………………………………………………………………….…………………..…..38
3. РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ КАЧЕСТВ И ПРОФЕСССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ………………………………………………………………………..43
3.1 Модель профессионально-педагогических компетенций и качеств преподавателя высшего учебного заведения……….………………………..…………………..43
3.2 Модель формирования компетенций современного преподавателя высшей школы…………………………………….…………………………………………………...……45
3.3 Рекомендации по формированию и развитию компетенций и качеств современного преподавателя высшего учебного заведения……...………………………….…49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………...…..51
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………….……………54
ГЛОССАРИЙ………………………………………………………………………………56
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Модель и количественная оценка качеств и компетенций преподавателя высшего учебного заведения.doc

— 1.53 Мб (Скачать)

В целом же по Росии данные цифры подтверждаются.

Основной возрастной состав преподавателей – это 26-30 лет, что говорит о том, что руководство привлекает и всячески способствует развитию молодых преподавателей, видя в них активную и инициативную основу  образования (Рис. 4).

Рис. 4. Распределение преподавателей по возрасту

Несомненно, опыт общий трудовой стаж преподавателей играет весомую роль в достижении эффективности деятельности. Средний опыт работы 6-10 лет (42,9%) говорит о стабильности численного состава преподавателей, приверженности, возможность карьерного роста и тех ценностей и традиций, которые существуют в вузах (Рис. 5).

 

Рис. 5. Распределение преподавателей по общему трудовому стажу.

 

32,1 % опрошенных педагогов преподают 32,1%-общепрофессиональные дисциплины, 14,3-% специальные, , 17,9%-социально-экономические 7,1%-гуманитарные дисциплины. Это может говорить  о том,что  в вузах г. Пензы основной упор делается на обучение студентов в общепрофессиональной дисциплине (Рис. 6).

 

Рис. 6. Распределение преподавателей по преподаваемой дисциплине

Далее рассмотрим какие должности занимают преподаватели в профессорско-преподавательском составе вуза. 7,1%- это старшие преподаватели и профессора кафедры; 14,3%-это преподаватели кафедры; 71.4%- это доценты кафедры (Рис.7).

Рис.7. Распределение преподавателей по должностям в профессорско-преподавательском составе вуза.

Управленческую должность в вузе занимают  3,6%- это зам.декана; 7,1%-это зам.заведующего кафедрой; 10,7%- это заведующие кафедрой, 78,6 – не занимают не какой должности (Рис.8).

 

Рис.8. Распределение преподавателей по занимаемой управленческой должности в вузе.

25% преподавателей  - не имеют ученой степени; 75%- преподавателей являются кандидатами наук (Рис.9).

 

Рис.9. Распределение преподавателей  по наличие ученой степени.

Среди респодентов 42,9%-не не имеют научного звания; 57,1% - это доценты (Рис.10).

Рис. 10. Распределение преподавателей по наличие ученого звания.

По образованию преподаватели 3,6%- это экономисты и менеджеры; 25% - это  инженеры и другие специальности (Рис. 11).

Рис. 11.  Распределение преподавателей по специальностям.

Как показали результаты научно-педагогический стаж преподавателей  составляют  3,6% - это 26-30 лет 7,1%- это  16-20 лет, 14,3% - это 3-5 лет и 31 год и более, 17,9% - это 11-15 лет и до 3-х лет и 25%- это 6-10 лет(Рис.12).

Это соответствует общему стажу работы.

Рис. 12. Распределение преподавателей по научно-педагогическому стажу работы.

В ходе исследования помимо преподавателей  было опрошено 75 студентов высших учебных заведений. Это респонденты 1-5 курсов, из которых 22%-это юноши, 78%- это девушки  из 3-х государственных вузов города Пензы (Рис.13).

 

Рис.13. Распределение студентов по половому признаку.

Как показали результаты исследования, студенты, принявшие участие в исследовании, имеют возраст 6,8%-это 21 год; 8,5%-это 17 лет, 16.9% - это 20 лет 25,4% – это 18 лет, 42,4%- это лет (Рис.14).

Рис. 14. Распределение студентов  по возрасту.

В исследовании принимали участие только студенты дневного отделения очной формы обучения: 28,8%- ПГПУ и ПГУАС, 42,4%- это ПГУ (Рис.15).

Рис.15.  Распределение студентов по вузам, в которых они обучаются.

В ходе исследования были опрошены студенты 1по 5 курсы. 6,8% - 1 курс; 25,4%- 2 курс,47,5%- 3 курс; 16,9 %- 4 курс, 3,4% - 5 курс .(Рис.16).

Рис. 16. Распределение студентов по курсам.

При анализе успеваемости, бало выявлено что 8,5%- успевают только на «5»,22,0%- успеваю на «4» и «5» (отсутствуют оценки «3»), 69,5%- есть оценки «3» (Рис.17).

Рис. 17. Успеваемость студентов.

Ответы респондентов на вопросы анкеты помогут детально изучить содержание профессионально-педагогических компетенций преподавателей высшей школы, проанализировать особенности формирования профессионально-педагогических компетенций, и на основе полученных данных разработать модели и механизмы развития профессионально-педагогических компетенций преподавателей.

2.2 Особенности организации профессиональной деятельности современных преподавателей высшего учебного заведения

Профессиональную деятельность современных преподавателей высшего учебного заведения можно определить как целенаправленный процесс решения целей и задач обучения и, кроме того, развития обучаемых. Положительные изменения в личностном развитии обучаемых происходят только в том случае, когда их цели совпадают с целями деятельности педагога.

Вуз должен оказывать какое-либо влияние на профессиональное и педагогическое мастерство преподавателя (так отметили 67,9% респондентов). Системы образования и обучения специалистов в вузе должны обеспечивать возможность работникам сохранять и постоянно повышать профессиональную компетентность на протяжении всего периода их трудовой активности. Процесс накопления работниками новых знаний и умений должен быть непрерывным. Прежде всего это касается молодого поколения преподавателей. Для этого руководству необходимо проводить различные мероприятия, но не все вузы уделяют достаточное внимание этому аспекту. 39,3 % респондентов отметили, что вуз организовал курсы повышения квалификации. 10,7% - мастер-классы, 42,8% опрошенных преподавателей указали на то, что вуз привлекает их к организаторской деятельности на кафедре  и к научной деятельности поровну, 7,1% респондентов отметили, что вуз выдвигает преподавателей в резерв вуза на замещение управленческих должностей. В совокупности вуз должен проводить на должном уровне все выше перечисленные мероприятия для повышения квалификации преподавателей (Рис.18).

Рис.18.Мероприятия, проводимые вузом по повышению профессионализма и педагогического мастерства преподавателя.

При анализе мотивов, повлиявших на выбор научно-педагогической деятельности менее эффективным мотивом (7,1 %) является  забота о воспитании и будущего поколения страны, 25% респондентов ответили, что сотивом является желание заниматься научной работойю Наиболее эффективным  мотивом( ответили 60,7% преподавателей) является возможность преподавать (Рис.19).

Рис.19. Мотивы, повлиявшие на выбор научно-педагогической деятельности.

Существует несколько форм повышения квалификации преподавателей. Респонденты отметили несколько: участие в  научной работе вуза (28,6%), курсы повышения квалификации(46,4%), стажировка в вузах и средних специальных заведениях(21,4%).  Но среди всех форм повышения квалификации преподавателю необходимо использовать наиболее эффективные. Респонденты наиболее эффективными формами повышения квалификации считают стажировку в вузах и средних специальных заведениях, это отметили 32,1% опрошенных преподавателей и научно-практические семинары (21,4%), менее эффективной формой является семинары по отдельным психолого-педагогическим проблемам (мнение 14,3% респондентов) и самообразование ( указали 14,3% респондента) (Рис.20).

Рис.20. Наиболее эффективные формы повышения квалификации.

При анализе зависимости успеха профессиональной деятельности преподавателя высшей школы от уровня его профессиональной компетентности, было установлено, что 7,1% преподавателей ответили, никак не зависит, 21,4%- зависит незначительно, 71,4% - да, напрямую зависит (Рис.21).

Рис.21. Зависимость успеха профессиональной деятельности преподавателя высшей школы от уровня его профессиональной компетентности.

При анализе личной удовлетворенности преподавательской работой преподавателей ответили 10,7%- принимают  свою работу как должное и такое же количество респондентов ответили, что    их больше привлекает научная работа,  наибольшее количество преподавателей (75%) ответили, что  работа их полностью удовлетворяет, 3,6%- другое (Рис.22).

 

Рис.22. Личная удовлетворенность преподавательской работой.

Большинство преподавателей  работа полностью удовлетворяет.

На вопрос «ведет ли преподаватель научные исследования?» 75% респондентов ответили, что да,25%- иногда (Рис.23).

Рис.23. Ведение научных исследований.

Отсюда следует, что помимо преподавательской деятельности преподаватели занимаются научной деятельностью.  Как сказал В. П. Елютин: «Преподаватель — это научный работник, который хорошо овладел научными методами обучения и воспитания, умело использует технические средства в преподавании, непрерывно повышает свою квалификацию, активно участвует в научно-исследовательской работе, в общественной жизни. Словом, это передовой человек нашего социалистического общества».

При анализе уровня владения методикой руководства научными работами студентов, было выявлено, что 10,7% преподавателей  владеют недостаточно, 17,9%- владеют на высоком уровне,  71,4%- владеют на достаточно хорошем уровне (Рис.24).
 

Рис.24. Уровень владения методикой руководства научными работами студентов.

Отсюда следует, что у большинства преподавателей  достаточно хороший уровень  владения методикой руководства научными работами, поскольку научная деятельность  составляет стержень современной культуры, то преподаватель одновременно - человек высокого уровня воспитанности и как таковой обладает ведущими свойствами современного человека

При оценки степени личной свободы в выборе методов педагогической деятельности, было выявлено, что 46,4% респондентов всегда считают себя свободными в выборе методов педагогической деятельности, 50%- часто, 3,6%- иногда (Рис.25).

Рис.25. Степень личной свободы в выборе методов педагогической деятельности.

При оценки личного стиля педагогической деятельности, было выявлено, что  у 17.9% преподавателей имеют  либеральный стиль, у 39,3%- демократический, у 42,9%- смешанный (Рис.26).

Рис.26. Личная оценка стиля педагогической деятельности.

Отсюда следует, что у большинства преподавателей смешанный стиль педагогической деятельности. Отсюда следует, что в стиле преподавателя содержатся черты либерального и демократического стиля. При таком стиле преподаватель учиты­вает индивидуальные особенности студентов, их личный опыт, специфику их потребностей и возможностей. Преподаватель, вла­деющий таким стилем, осознанно ставит задачи перед студентами, не проявляет негативных установок, объективен в оценках, разносторонен и инициативен в контактах, но и  иногда характеризуется попус­тительством, фамильярностью и анархией. По сути этот стиль общения можно охарактеризовать как личностный. Выработать его может только человек, имеющий высокий уровень профессионального самосознания, способный к постоянному анализу своего поведения и адекватной самооценке.

На вопрос, что преобладает в профессиональной деятельности респондента, было выявлено, что у 17, 9% преподавателей в профессиональной деятельности преобладает «общение - уважение», у 21,4%- общение на основе дружеского расположения, у 25%- общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью, у 35,7%- «общение-дистанция» (Рис. 27).

Рис.27. Формы общения в профессиональной деятельности преподавателя со студентами

У большинства преподавателей в профессиональной деятельности преобладает «общение-дистанция». Для преподавателя важно уметь поддерживать деловой, доброжелательный тон общения, дающий максимальный образовательный и воспитательный эффект. Широко пропагандируется личностный подход к студентам, умение видеть в них не только функциональные качества (учебные успехи, подготовленность к семинарам, выполнение общественных поручений), но и другие индивидуальные особенности; умение выражать справедливые требования в наиболее приемлемых формах, сочетая их с уважением личности,  соблюдением педагогического такта.

Общение и взаимоотношения преподавателя и студента имеют очень специфичный характер. Каждый студент требует индивидуального к себе подхода, исходя из его поставленных жизненных целей и целей, касающихся обучения в вузе, стремлений и интересов, способностей и возможностей, социального положения.

             При анализе оценки личной профессиональной и методической подготовки было выявлено, что 46,4% преподавателей считают, что их оценка  личной и методической подготовки средний, 54% преподавателей высокий уровень (Рис.28).

Рис.28.Уровень личной профессиональной и методической подготовки.

Отсюда следует, что большинство преподавателей имеют высокий уровень личной профессиональной и методической подготовки.

На вопрос используют ли преподаватели современные  достижения педагогики и психологии   17,9% преподавателей не используют современные достижения педагогики и психологии , 82%- да, используют (Рис.29).

Рис.29. Использование современных достижений педагогики и психологии преподавателем.

В ходе анализа этого вопроса было выявлено, что большинство преподавателей используют современные достижения педагогики и психологии, так как преподаватель вуза должен успевать за быстротекущим временем, соизмерять свою деятельность с развитием науки, культуры, обязан расти вместе с духовным ростом современной молодежи, причем расти быстрее своих учеников.

При анализе оценки деятельности преподавателя при помощи рейтинга 10,7% - преподавателей не совсем понимают, как работает рейтинговая система и и такое же количество респондентов, считают, что при помощи рейтинга можно на 100% оценить работу преподавателя, 79%- считают систему оптимальной (Рис. 30).

Рис.30. Возможность  оценки  деятельности преподавателя при помощи рейтинга.

Большинство преподавателей считают рейтинговую систему  оценки деятельности преподавателя оптимальной, так как эта система  является важной составляющей стратегического управления вузом и позволяет сравнивать результаты деятельности преподавателей по показателям, характеризующим общественное признание, научную, учебную, методическую, культурно-массовую и воспитательную работу. Конечной целью системы рейтинговой оценки деятельности преподавателя является повышение эффективности работы и конкурентоспособности научно-педагогического коллектива высшего учебного заведения и на этой основе - повышение качества подготовки специалистов.

Подготовка высококвалифицированного специалиста является очень непростой задачей. Качество образовательной услуги напрямую зависит от профессионализма преподавателей, от их отношения к своей работе, к преподаваемому предмету. Именно от организации   профессиональной деятельности преподавателя высшего учебного заведения зависит, как будут обучены и воспитаны молодые люди, насколько они будут активны и в какой степени смогут применить знания, полученные в период обучения. В университете преподаватель в определенном смысле является ключевой фигурой: ему принадлежит стратегическая роль в развитии личности студента в ходе профессиональной подготовки. В настоящее время, в связи с появлением новых требований к социализации, профессионализации педагога, к формированию нового типа специалиста, конкурентоспособного на рынке труда, внимание общественности приковано к недостаточно изученной проблеме профессионального развития преподавателя вуза.

Информация о работе Модель и количественная оценка качеств и компетенций преподавателя высшего учебного заведения