Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 12:42, курсовая работа
Современные изменения и процесс модернизации, происходящие в национальной экономике России, непосредственно отражаются на функционировании и развитии образовательной системы. В таких условиях образование должно проявлять особую мобильность и не только успевать за требованиями времени, но и в значительной степени опережать их.
Между тем, существует ряд проблем, как в системе общего, так и высшего профессионального образования, на решение которых сегодня должны быть направлены значительные материальные и человеческие ресурсы.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ КАЧЕСТВ И КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ………………………………………………………………………….……………7
1.1 Компетентностный подход и его роль в современном высшем образовании…………………………………………………………………………………………7
1.2 Сущность и виды компетенций преподавателя высшей школы……………..............................................................................................................................7
1.3 Качества и особенности профессиональной деятельности современного преподавателя высшего учебного заведения…………………………………………………….17
1.4 Методические основы моделирования компетенций современного преподавателя высшего учебного заведения…………………………........................................21
2. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ И КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВ И КОМПЕТЕНЦИЙ СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПЕНЗЕНСКИХ ВУЗОВ)………………………………….….…25
2.1 Анализ состава преподавателей высших учебных заведений ……………….…25
2.2 Особенности организации профессиональной деятельности современных преподавателей высшего учебного заведения…...……………………………………………... 31
2.3 Оценка и ранжирование ключевых компетенций и качеств преподавателя вуза………………………………………………………………………….…………………..…..38
3. РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ КАЧЕСТВ И ПРОФЕСССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ………………………………………………………………………..43
3.1 Модель профессионально-педагогических компетенций и качеств преподавателя высшего учебного заведения……….………………………..…………………..43
3.2 Модель формирования компетенций современного преподавателя высшей школы…………………………………….…………………………………………………...……45
3.3 Рекомендации по формированию и развитию компетенций и качеств современного преподавателя высшего учебного заведения……...………………………….…49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………...…..51
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………….……………54
ГЛОССАРИЙ………………………………………………………………………………56
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………
б) Педагогическое мастерство | ||
Компетенции преподавателя | Оценка | Самооценка |
знание психологии и педагогики |
|
|
знание истории и методологии преподаваемых дисциплин |
|
|
знание методик обучения |
|
|
знание методов организации самостоятельной работы студентов и диагностики их знаний |
|
|
знание способов организации учебной деятельности, принципов разработки планов и конспектов учебных занятий |
|
|
знание педагогических технологий, методов, форм, приемов обучения и воспитательного воздействия |
|
|
умение разрабатывать рабочую программу дисциплины на основе ГОС и учебных планов |
|
|
навыки разработки учебно-методических комплексов дисциплин и процессов |
|
|
навыки руководства курсовым и дипломным проектированием, учебными и производственными практиками |
|
|
навыки планирования и проведения учебных занятий разных видов |
|
|
опыт воспитательной работы со студенческим активом |
|
|
умение выявлять лидеров, использовать их потенциал в воспитательной работе со студентами |
|
|
умение объективно воспринимать человека в процессе общения с ним |
|
|
последовательность в словах и действиях |
|
|
умение воспитывать личным примером |
|
|
умение учитывать состояние, настроение, мотивы воспитанников |
|
|
знание приемов совершенствования мастерства педагога |
|
|
в) Широкий научный кругозор | ||
Компетенции преподавателя | Оценка | Самооценка |
широкий интеллектуальный горизонт |
|
|
Начитанность |
|
|
умение осмыслить прочитанное |
|
|
стремление преодолевать собственную необразованность |
|
|
интерес к новому в науке |
|
|
умение отвечать на вопросы аудитории, приводить новые интересные, не известные слушателям факты |
|
|
г) Тяга к инновациям и научному творчеству | ||
Компетенции преподавателя | Оценка | Самооценка |
ориентированность на научный поиск и инновации |
|
|
логическое мышление |
|
|
стремление к позитивным изменениям |
|
|
умение формулировать научную проблему и искать ее творческое решение |
|
|
д) Владение методиками научного поиска | ||
Компетенции преподавателя | Оценка | Самооценка |
владение методами и приемами получения и обработки информации |
|
|
владение методами научного исследования |
|
|
опыт научно-исследовательской деятельности |
|
|
умение представить научные результаты (статьи, монографии, патенты и др.) |
|
|
умение использовать результаты научных исследований в учебном процессе |
|
|
навыки применения и реализации информационных технологий в научной деятельности |
|
|
е) Инновационная мобильность | ||
Компетенции преподавателя | Оценка | Самооценка |
знание иностранного языка |
|
|
владение компьютерными и информационными технологиями |
|
|
готовность делиться опытом и перенимать его |
|
|
активная жизненная позиция |
|
|
умение и желание учиться новому |
|
|
умение строить правильные отношения с органами управления |
|
|