Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 12:42, курсовая работа
Современные изменения и процесс модернизации, происходящие в национальной экономике России, непосредственно отражаются на функционировании и развитии образовательной системы. В таких условиях образование должно проявлять особую мобильность и не только успевать за требованиями времени, но и в значительной степени опережать их.
Между тем, существует ряд проблем, как в системе общего, так и высшего профессионального образования, на решение которых сегодня должны быть направлены значительные материальные и человеческие ресурсы.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ КАЧЕСТВ И КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ………………………………………………………………………….……………7
1.1 Компетентностный подход и его роль в современном высшем образовании…………………………………………………………………………………………7
1.2 Сущность и виды компетенций преподавателя высшей школы……………..............................................................................................................................7
1.3 Качества и особенности профессиональной деятельности современного преподавателя высшего учебного заведения…………………………………………………….17
1.4 Методические основы моделирования компетенций современного преподавателя высшего учебного заведения…………………………........................................21
2. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ И КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВ И КОМПЕТЕНЦИЙ СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПЕНЗЕНСКИХ ВУЗОВ)………………………………….….…25
2.1 Анализ состава преподавателей высших учебных заведений ……………….…25
2.2 Особенности организации профессиональной деятельности современных преподавателей высшего учебного заведения…...……………………………………………... 31
2.3 Оценка и ранжирование ключевых компетенций и качеств преподавателя вуза………………………………………………………………………….…………………..…..38
3. РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ КАЧЕСТВ И ПРОФЕСССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ………………………………………………………………………..43
3.1 Модель профессионально-педагогических компетенций и качеств преподавателя высшего учебного заведения……….………………………..…………………..43
3.2 Модель формирования компетенций современного преподавателя высшей школы…………………………………….…………………………………………………...……45
3.3 Рекомендации по формированию и развитию компетенций и качеств современного преподавателя высшего учебного заведения……...………………………….…49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………...…..51
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………….……………54
ГЛОССАРИЙ………………………………………………………………………………56
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………
Профессиональная готовность специалиста является сложным, многоуровневым явлением.
Профессиональная подготовка преподавателя предполагает изучение им как общих, так и специальных дисциплин. К общим можно отнести:
психологию и педагогику,
психологические особенности возрастных периодов;
психологическую сущность развивающего обучения;
психологию инновационного обучения;
структуру учебной деятельности;
методологические и психологические основы процесса воспитания;
планирование и осуществление воспитательного процесса;
структуру аудио- и видеосредств и методику их применения;
практические навыки работы с компьютером;
принципы построения автоматизированных обучающих и контролирующих систем;
В цикл специальных дисциплин включаются:
история и методология преподаваемого предмета;
методика преподавания;
методы организации самостоятельной работы и развития творческих способностей учащихся;
новые технологии обучения;
методы диагностики знаний обучаемых;
организация учебной деятельности, разработка планов и конспектов занятий[21,стр. 43].
Профессиональная готовность педагога подразумевает предварительную подготовленность – систему знаний, умений, навыков, профессионально важных качеств, и ситуативную – настроенность на решение конкретных задач в конкретных условиях. Важной стороной профессиональной готовности педагога является психологическая настроенность на решение конкретных задач обучения и воспитания, а также на научные исследования, которые являются неотъемлемым компонентом деятельности преподавателя высшей школы.
Если говорить о теоретической готовности преподавателя к педагогической деятельности, то она связана с такими умениями, как:
анализировать педагогические ситуации и находить оптимальные способы их решения педагогических проблем;
прогнозировать обучение и его результаты, а именно: ставить цели, отбирать способы и методы их достижения, конструировать содержание обучения, предвидеть отклонения от плана решения задач и знание возможных путей их преодоления;
планировать содержание и виды деятельности участников образовательного процесса с учетом их потребностей, возможностей;
осмысливать и оценивать свои собственные педагогические действия.
Содержание практической готовности педагога можно определить по действиям, которые проявляются в его умениях:
развивать у обучающихся устойчивый интерес к учению,
формировать активное, творческое отношение к знаниям путем создания и решения проблемных ситуаций;
добывать информацию из всевозможных источников и перерабатывать ее применительно к целям и задачам образовательного процесса
формулировать вопросы;
стимулировать познавательную самостоятельности и творческое мышление[15,стр.67];
Таким образом, профессиональная готовность преподавателя к своей деятельности не исчерпывается приобретением фундаментальных теоретических знаний. Требуются такие педагогические умения, стремление развивать творческий потенциал свой собственный и студенческий, настрой на соответствующую деятельность, умение использовать свои личностные возможности в решении педагогических задач в конкретных условиях.
1.4. Методические основы моделирования компетенций современного преподавателя высшего учебного заведения
Цель исследования – изучить организацию деятельности и формирование профессионально-педагогической компетенций преподавателя вузы, провести анализ и количественную оценку качеств и компетенций преподавателя вуза, на основе полученных данных, разработать модель компетенций и необходимые рекомендации по формированию и развитию компетенций современного преподавателя высшего учебного заведения.
Объектом исследования являются преподаватели вузов г. Пензы. Предметом исследования – процесс формирования профессионально-педагогических компетенций преподавателя высшего учебного заведения.
В качестве метода исследования компетенций современного преподавателя высшего учебного заведения использовались 2 анкетных опроса - анкета по и изучению формированию профессионально-педагогических компетенций преподавателя высшего учебного заведения и анкета «преподаватель глазами студента».
Опрос проводился среди преподавателей и студентов 1-5 курсов различных специальностей из 3-х вузов г. Пенза: ПГУАС, ПГУ, ПГПУ.
При проведении исследования использовались вторичные или первичные данные. Вторичные данные - информация, которая уже где-то существует, будучи собранной ранее и для других целей. Первичные данные - информация, собранная впервые.
Исследование проводилось в несколько этапов. На первом этапе осуществлена подготовка к исследованию, разработана его программа и инструментарий. На втором этапе проведено пилотажное обследование вузов, неформализованное интервью с респондентами по программе исследования, в результате чего осуществлена коррекция методики и инструментария. На третьем этапе проведено анкетирование преподавателей высших учебных заведений, вошедших в выборочную совокупность. На четвертом этапе осуществлена статистическая обработка первичных данных. Пятый этап – заключительный, на котором проведен анализ и интерпретация полученных результатов, сформулированы выводы и подведены итоги исследования, разработаны методические рекомендации по направлениям исследования.
План подготовки и проведения исследования.
Таблица 1.3.
№ п/п | Название этапа | Содержание этапа |
1 | проработки теоретических основ исследования;
|
|
2 | подготовки к полевому исследованию
| а) обсуждение и утверждение программы и методического инструментария; б) составление проекта выборки и схемы ее корректировки; в) проведение пробного исследования; г) анализ результатов предварительного исследования; д) внесение коррективов в программу, методические документы и инструкции опроса в соответствии с итогами предварительного исследования; е) тиражирование методического инструментария для массового сбора информации.
|
3 | полевого исследования
| проведение полевого исследования (массовый сбор первичной информации). |
4 | подготовка первичной информации к обработке и ее обработка на ЭВМ
| а) выбраковка непригодных анкет; б) ввод первичной социологической информации в ЭВМ; в) обработка первичной социологической информации на ЭВМ. |
5 | сбор и изучения вторичной информации о деятельности ведущих предприятий области; |
|
6 | анализ результатов исследования, формулировка выводов и рекомендаций; |
|
7 | обобщение результатов полевого исследования и анализа вторичных данных о деятельности компаний, подготовка итогового отчета.
|
|
Общее количество опрошенных студентов будет определяться методом случайного отбора.
В опросе участвовали 75 преподавателей и 75 студентов.
Сбор необходимой информации осуществлялся с помощью анкет.
Анкета по изучению организации деятельности и формирования профессионально-педагогических компетенций преподавателя высшего учебного заведения.
Для анализа использовался 44 вопроса анкеты. Вопросы в анкете сформулированы таким образом, чтобы комплексно осветить содержание деятельности студентов вузов.
Задачей анкеты респондента являлось изучение мнений преподавателей вузов по четырем блокам:
- преподаватель и его деятельность (вопросы пункта позволяют получить информацию об поле, возрасте, должности, преподаваемой дисциплине, степень, звание, стаж преподавателя);
- планирование педагогической научно-педагогической карьеры (данный пункт позволит узнать о квалификации преподавателя и какие мероприятия по повышению квалификации преподавателя проводятся в вузе и что делает для этого сам преподаватель);
- моделирование профессионально-педагогических компетенций преподавателя вуза (в данном пункте определяется ранг приоритетности основных качеств (профессиональная компетентность преподавателя, нравственные, организаторские, деловые и т.д.) и ключевых компетенций (глубокое знание предмета обучения, педагогическое мастерство, широкий научный кругозор, тяга к инновациям и научному творчеству и т.д.) и их основных компонентов преподавателя вуза)
- профессионализм и педагогическое мастерство преподавателя вуза (вопросы пункта позволяют узнать есть ли зависимость профессиональной деятельности и профессиональной компетенции, как оценивают свою деятельность, какой стиль применяют в обучение)
В анкете «Преподаватель глазами студента » студенты оценивают
-преподавательский состав;
- критерии, которые наиболее важны в преподавателе ;
- показатели педагогической деятельности преподавателя;
- определяют ранг приоритетности групп профессионально-педагогических компетенций преподавателя вуза
- какие ошибки могут допустить преподаватели
Из уже собранных данных созданы базы данных, отдельно по каждой форме сбора исходной информации. Эти базы данных обработаны с помощью программного средства статистической обработки данных SPSS 17 и электронной таблицы Excel.
В ходе анализа использовалась Перекрестная группировка (или перекрестная классификация)- это связывание данных предварительно упорядоченных по двум признакам с целью: обнаружить взаимосвязи; осуществить взаимоконтроль показателей.
Третий этап исследования - представление полученных результатов, в виде аналитических обзоров, таблиц, графиков, прогнозов, моделей принятия решений, рекомендаций и т. п. Эти результаты дали возможность принимать правильные решения в разработке стратегии и составлении практических рекомендаций.
2. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ И КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВ И КОМПЕТЕНЦИЙ СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО (НА ПРИМЕРЕ ПЕНЗЕНСКИХ ВУЗОВ)
2.1Анализ состава преподавателей высших учебных заведений
В рамках нашего исследования по моделированию и количественной оценки качеств и компетенций преподавателя высшего учебного заведения
В качестве респондентов выступали преподаватели и студенты (1-5 курсы различных специальностей) 3-х вузов ПГУАС, ПГУ, ПГПУ.
Преподавателям была предложена анкета по изучению организации деятельности и формирования профессионально-педагогических компетенций преподавателя высшего учебного заведения (Приложение 1) и анкета студента «Преподаватель глазами студента»(Приложение 2) с целью моделирования компетенций и качеств преподавателя.
В данном исследовании было опрошено 75 преподавателей, из которых 75 %- это женщины, а 25% – это мужчины (Рис.3).
Рис. 3. Распределение преподавателей по половому признаку
Данное предположение связано с тем, что сегодня в сфере высшего образования действительно работают преподаватели-женщины, так как женщины-преподаватели эмоциональнее, настойчивее и активнее, у них яркая и эмоциональная речь. Мужчины-преподаватели отличаются добротой, терпимостью, справедливостью, а чувство юмора помогает им создавать дружескую атмосферу на занятиях. Что касается профессиональных качеств и умений преподавателей мужчин и женщин, то существенной разницы в оценке нет. Но, тем не менее, женщины более творчески подходят к процессу обучения, они стремятся разнообразить учебный процесс, могут успешно мотивировать и стимулировать учащихся. Лучше всего женщинам удается формировать познавательный интерес студентов к своему предмету, а предъявляемый женщинами учебный материал носит более научный, систематичный и актуальный характер. Зато, по данным анкет, выяснилось, что мужчины более четко определяют цель занятия и связывают изучаемый материал с профессиональными интересами аудитории, а также они лучше адаптируют учебный материал к особенностям слушателей. Женщина-преподаватель более успешно, чем мужчина-преподаватель использует невербальные средства общения, налаживает эмоциональный контакт, с большей легкостью разрешает конфликтные ситуации, создает благоприятную психологическую атмосферу. Такое качество, как умение сплотить коллектив, студенты оценили одинаково и у мужчин, и у женщин. В свою очередь, мужчинам-педагогам удается лучше поддерживать дисциплину на занятиях.