Модель и количественная оценка качеств и компетенций преподавателя высшего учебного заведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 12:42, курсовая работа

Описание работы

Современные изменения и процесс модернизации, происходящие в национальной экономике России, непосредственно отражаются на функционировании и развитии образовательной системы. В таких условиях образование должно проявлять особую мобильность и не только успевать за требованиями времени, но и в значительной степени опережать их.
Между тем, существует ряд проблем, как в системе общего, так и высшего профессионального образования, на решение которых сегодня должны быть направлены значительные материальные и человеческие ресурсы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ КАЧЕСТВ И КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ………………………………………………………………………….……………7
1.1 Компетентностный подход и его роль в современном высшем образовании…………………………………………………………………………………………7
1.2 Сущность и виды компетенций преподавателя высшей школы……………..............................................................................................................................7
1.3 Качества и особенности профессиональной деятельности современного преподавателя высшего учебного заведения…………………………………………………….17
1.4 Методические основы моделирования компетенций современного преподавателя высшего учебного заведения…………………………........................................21
2. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ И КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВ И КОМПЕТЕНЦИЙ СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПЕНЗЕНСКИХ ВУЗОВ)………………………………….….…25
2.1 Анализ состава преподавателей высших учебных заведений ……………….…25
2.2 Особенности организации профессиональной деятельности современных преподавателей высшего учебного заведения…...……………………………………………... 31
2.3 Оценка и ранжирование ключевых компетенций и качеств преподавателя вуза………………………………………………………………………….…………………..…..38
3. РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ КАЧЕСТВ И ПРОФЕСССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ………………………………………………………………………..43
3.1 Модель профессионально-педагогических компетенций и качеств преподавателя высшего учебного заведения……….………………………..…………………..43
3.2 Модель формирования компетенций современного преподавателя высшей школы…………………………………….…………………………………………………...……45
3.3 Рекомендации по формированию и развитию компетенций и качеств современного преподавателя высшего учебного заведения……...………………………….…49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………...…..51
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………….……………54
ГЛОССАРИЙ………………………………………………………………………………56
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Модель и количественная оценка качеств и компетенций преподавателя высшего учебного заведения.doc

— 1.53 Мб (Скачать)

 

7. Какие, на Ваш взгляд, ошибки допускают преподаватели при проведении занятий и общении со студентами чаще всего? Проставьте, пожалуйста, оценку серьезности этих ошибок по 5-ти бальной шкале (1 - это не ошибка, а просто замечание; 5 - ошибка чрезвычайной важности).

 

Варианты ответов

Баллы

нелогичность (непонятность) излагаемого материала; недостаточные объяснения

 

отсутствие объективности

 

не актуальность («не нужность», бесполезность) изучаемых предметов

 

недобросовестное (или формальное, «отбывательское») отношение к работе

 

невнимательность, равнодушие по отношению к студентам

 

Некомпетентность

 

работают только с сильными студентами и не обращают внимания на тех, кто не понимает; находят себе «любимчиков»

 

не заинтересовывают студента

 

отсутствует чувство юмора

 

переоценивают возможности студентов

 

 

8. Как Вы думаете, почему эти ошибки допускаются?

а) отсутствие профессионализма у преподавателей

б) отсутствие времени у преподавателя

в) по вине студента

г) равнодушное отношение к работ

д) потому что все мы люди; усталость; «механические ошибки», «профессиональные ошибки»

е) преподаватели не повышают свой уровень образования

 

9. Какие эмоции Вы чаще всего испытываете при общении с преподавателями?

а) только отрицательные

б) только положительные

в) никаких эмоций

г) больше положительных

д) больше отрицательных

 

10. Предоставляют ли преподаватели возможность занятия научной деятельностью?

а) да

б) нет

 

11. Каково отношение преподавателей на занятии к студентам, занимающимся научной деятельностью?

а) преподаватели требуют больше от этих студентов

б) научная деятельность не влияет на учебный процесс

в) преподаватели относятся более снисходительно к этим студентам

г) затрудняюсь ответить

другое___________________

 

 

БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА СОДЕЙСТВИЕ В ПРОВЕДЕНИИ АНКЕТИРОВАНИЯ!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Модель профессионально-педагогических компетенций  преподавателя высшего учебного заведения

группа

Компетенции

 

 

 

 

 

Качество компетенции

Скорректированная оценка для диф.компетенций

Итоговый вес компетенции

1

2

3

4

5

1

высокий уровень знаний по преподаваемым дисциплинам

д

4,78

5

3

умение отвечать на вопросы аудитории, приводить новые интересные, не известные слушателям факты

д

4,67

5

4

логическое мышление

д

4,60

5

6

готовность делиться опытом и перенимать его

д

4,60

5

4

ориентированность на научный поиск и инновации

д

4,57

5

3

широкий интеллектуальный горизонт

д

4,46

5

5

владение методами и приемами получения и обработки информации

д

4,46

5

3

умение осмыслить прочитанное

д

4,42

5

6

умение и желание учить­ся новому

д

4,42

5

5

владение методами научного исследования

д

4,39

4

5

умение представить научные результаты (статьи, монографии, патенты и др.)

д

4,39

4

6

активная жизненная по­зиция

д

4,39

4

2

знание педагогических технологий, методов, форм, приемов обучения и воспитательного воздействия

д

4,35

4

2

навыки планирования и проведения учебных занятий разных видов

д

4,35

4

3

интерес к новому в науке

д

4,35

4

2

навыки руководства курсовым и дипломным проектированием, учебными и производственными практиками

д

4,32

4

3

стремление преодолевать собственную необразованность

д

4,32

4

5

опыт научно-исследовательской деятельности

д

4,28

4

6

владение компьютерными и информационными технологиями

д

4,28

4

1

высокие мыслительные способности

д

4,21

4

2

знание методов организации самостоятельной работы студентов и диагностики их знаний

д

4,21

4

2

умение объективно воспринимать человека в процессе общения с ним

д

4,21

4

4

стремление к позитивным изменениям

д

4,21

4

4

умение формулировать научную проблему и искать ее творческое решение

д

4,21

4

1

широкий кругозор

д

4,17

4

2

умение разрабатывать рабочую программу дисциплины на основе ГОС и учебных планов

д

4,17

4

2

последовательность в словах и действиях

д

4,17

4

3

Начитанность

д

4,17

4

5

навыки применения и реализации информационных технологий в научной деятельности

д

4,14

4

2

знание психологии и педагогики

д

4,14

4

2

знание методик обучения

д

4,14

4

1

умение творчески использовать накопленные знания

д

4,10

4

2

умение учитывать состояние, настроение, мотивы воспитанников

д

4,10

4

5

умение использовать результаты научных исследований в учебном процессе

д

4,10

4

1

эрудированность

     П

4,07

4

2

навыки разработки учебно-методических комплексов дисциплин и процессов

п

4,03

4

2

знание приемов совершенствования мастерства педагога

п

4,03

4

1

любознательность

п

4

4

2

знание способов организации учебной деятельности,  принципов разработки планов и конспектов учебных занятий

п

4

4

2

умение выявлять лидеров, использовать их потенциал в воспитательной работе со студентами

п

3,96

4

2

знание истории и методологии преподаваемых дисциплин

п

3,92

4

6

знание иностранного языка

п

3,92

4

2

опыт воспитательной работы со студенческим активом

п

3,85

4

2

умение воспитывать личным примером

п

3,82

4

6

умение строить пра­виль­ные отношения с органами управления

п

3,75

4

1

опыт преподавательской деятельности в вузе

п

3,67

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Сводная таблица данных

Вопросы и варианты ответов

Ответ, %

1. Пол респондента

женский

75,0

мужской

25,0

2. Возраст

20-25 лет

3,6

26-30 лет

42,9

31-35 лет

17,9

36-40 лет

10,7

41-45 лет

7,1

46-50 лет

3,6

50-55 лет

7,1

56 и более

7,1

3. Преподаваемая респондентом дисциплина относится к

общим гуманитарным дисциплинам

22,2

социально-экономическим дисциплинам

18,5

общепрофессиональным дисциплинам

25,9

специальным дисциплинам

33,3

4. Должность в профессорско-преподавательском составе вуза

ассистент (преподаватель) кафедры

14,3

старший преподаватель кафедры

7,1

доцент кафедры

71,4

профессор кафедры

7,1

5. Занимаемая управленческая должность в вузе

зам. заведующего кафедрой

7,1

заведующий кафедрой

10,7

зам. декана

3,6

нет

78,6

6. Ученая степень

нет ученой степени

25,0

кандидат наук

75,0

7. Ученое звание

нет ученого звания

57,1

доцент

42,9

8. Специальность по образованию

экономист

25,0

инженер

25,0

менеджер

3,6

педагог

42,9

другое

3,6

9. Общий трудовой стаж

до 3-х лет

7,1

3-5 лет

17,9

6-10 лет

32,1

11-15 лет

14,3

16-20 лет

3,6

21-25 лет

7,1

31 год и более

17,9

10. Научно-педагогический стаж работы

до 3-х лет

17,9

3-5 лет

14,3

6-10 лет

25,0

11-15 лет

17,9

16-20 лет

7,1

26-30 лет

3,6

31 год и более

14,3

11. Зависимость успеха профессиональной деятельности преподавателя высшей школы от уровня его профессиональной компетентности

да, напрямую зависит

71,4

зависит незначительно

21,4

никак не зависит

7,1

12. Личная удовлетворенность преподавательской работой

да, моя работа меня полностью удовлетворяет

75,0

принимаю свою работу как должное

10,7

больше привлекает научная работа

10,7

другое

3,6

13. Наличие признания личной работы в данном образовательном учреждении

да, всегда

25,0

да, часто

28,6

иногда

35,7

почти никогда

10,7

14. Ведение научных исследований

да

75,0

иногда

25,0

15. Уровень владения методикой руководства научными работами студентов

 

владею на высоком уровне

17,9

владею на достаточно хорошем уровне

71,4

владею недостаточно

10,7

16. Участие в работе научно-практических конференций и семинаров

да, постоянно

85,7

иногда

14,3

17. Степень личной свободы в выборе методов педагогической деятельности

всегда

46,4

часто

50,0

иногда

3,6

18. Личная оценка стиля педагогической деятельности

демократический

39,3

либеральный

17,9

смешанный

42,9

19. В профессиональной деятельности со студентами у респондента преобладает

общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью

25,0

общение на основе дружеского расположения

21,4

«общение-дистанция»

35,7

«общение-уважение»

17,9

20. Наличие трудностей в определении перспективных и текущих целей и задач

нет, никогда не затрудняюсь

39,3

иногда затрудняюсь

57,1

испытываю большие затруднения

3,6

21. Оценка личной профессиональной и методической подготовки

высокий

53,6

средний

46,4

22. Использование современных достижений педагогики и психологии респондентом

да

82,1

нет

17,9

23. Насколько полно можно оценить деятельность преподавателя при помощи рейтинга?

я не считаю эту систему оптимальной

78,6

я не совсем понимаю, как вообще работает рейтинговая система

10,7

при помощи рейтинга можно на 100% оценить работу преподавателя

10,7

24. Должен ли вуз оказывать какое-либо влияние на профессионализм и педагогическое мастерство преподавателя?

да, несомненно

67,9

преподаватель должен сам заниматься самосовершенствованием

32,1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

46

 

 



[1] Федеральная целевая программа развития образования на 2006–2010 годы. Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. № 803.


Информация о работе Модель и количественная оценка качеств и компетенций преподавателя высшего учебного заведения