Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 12:42, курсовая работа
Современные изменения и процесс модернизации, происходящие в национальной экономике России, непосредственно отражаются на функционировании и развитии образовательной системы. В таких условиях образование должно проявлять особую мобильность и не только успевать за требованиями времени, но и в значительной степени опережать их.
Между тем, существует ряд проблем, как в системе общего, так и высшего профессионального образования, на решение которых сегодня должны быть направлены значительные материальные и человеческие ресурсы.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ КАЧЕСТВ И КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ………………………………………………………………………….……………7
1.1 Компетентностный подход и его роль в современном высшем образовании…………………………………………………………………………………………7
1.2 Сущность и виды компетенций преподавателя высшей школы……………..............................................................................................................................7
1.3 Качества и особенности профессиональной деятельности современного преподавателя высшего учебного заведения…………………………………………………….17
1.4 Методические основы моделирования компетенций современного преподавателя высшего учебного заведения…………………………........................................21
2. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ И КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВ И КОМПЕТЕНЦИЙ СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПЕНЗЕНСКИХ ВУЗОВ)………………………………….….…25
2.1 Анализ состава преподавателей высших учебных заведений ……………….…25
2.2 Особенности организации профессиональной деятельности современных преподавателей высшего учебного заведения…...……………………………………………... 31
2.3 Оценка и ранжирование ключевых компетенций и качеств преподавателя вуза………………………………………………………………………….…………………..…..38
3. РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ КАЧЕСТВ И ПРОФЕСССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ………………………………………………………………………..43
3.1 Модель профессионально-педагогических компетенций и качеств преподавателя высшего учебного заведения……….………………………..…………………..43
3.2 Модель формирования компетенций современного преподавателя высшей школы…………………………………….…………………………………………………...……45
3.3 Рекомендации по формированию и развитию компетенций и качеств современного преподавателя высшего учебного заведения……...………………………….…49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………...…..51
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………….……………54
ГЛОССАРИЙ………………………………………………………………………………56
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………
Из полученных результатов, следует, что на первое место преподаватели выделяют высокий уровень знаний по преподаваемым дисциплинам, так как действительно преподаватель должен проявлять интерес к преподаваемой дисциплине (науке), его увлеченность наукой, стремление познавать глубже, раскрывать, систематизировать изучаемые явления, процессы, объекты, стремление вовлечь в процесс познания студентов, направить их познавательную деятельность в русло изучаемой науки. Преподаватель должен быть всегда готов держать себя в курсе последних событий в своей профессиональной области, знать передовые рубежи науки и практики в сфере читаемых дисциплин.
Если рассмотреть первые 10 компетенций, то мы увидим, что большинство преобладающих компетенций из третей группы – широкий научный кругозор и четвертой группы - тяга к инновациям и научному творчеству.
Преподавателя современного вуза должны отличать высокая эрудиция и широкий научный кругозор, и тягу к инновациям и научному творчеству.
Это свидетельствует, преподаватель должен быть не только знатоком своего предмета, но и если он удается заинтересовать обучающихся проблемами своей науки, вовлечь их в активную учебно-исследовательскую деятельность, организовать научный кружок, то преподаватель получает внутреннюю удовлетворенность от своей научно-педагогической деятельности. Но также работы преподавателю необходимо помимо научной одаренности обладать еще и известными чертами личности. К ним относятся энтузиазм по отношению к своей работе и ее задачам; обладать умением отвечать на вопросы аудитории, приводить новые интересные, не известные слушателям факты; широкий интеллектуальный горизонт. Эти компетенции являются одной из важных предпосылок для успеха педагогической деятельности преподавателя.
Также из полученной модели, видно, что компетенции второй- педагогическое мастерство и пятой группы- владение методиками научного поиска стоят далеко не на 1 месте. Преподаватель должен владеет методами в области преподаваемой дисциплины, но и методикой (технологией) обучения этой дисциплине, планировать и проводить учебные занятия разных видов (лекционные, семинарские, лабораторные), управлять учебной деятельностью студентов. Знание методики позволяет преподавателю представить изучаемый материал в виде системы познавательных задач, последовательное решение которых должно привести студента к овладению содержанием учебной дисциплины.
Предложенная выше модель зависит от уровня анализа научной литературы, сложившейся социально-экономической ситуации в обществе, компетентности экспертов и респондентов при проведении педагогического исследования, достаточности их числа и от ряда других факторов. Также, результаты этого анализа деятельности и личности преподавателя рекомендуется использовать при уточнении его профессионально-
3.2. Модель формирования компетенций современного преподавателя высшей школы
Модель формирования профессионально – педагогической компетентности преподавателей высшей школы представлена на схеме 1.
В предлагаемой модели формирования профессионально-педагогической компетентности преподавателей высшей школы на первой ступени рассматриваются сферы деятельности преподавателя вуза:
- ведение учебного процесса
- методическая работа и повышение квалификации
- воспитательная работа
- научная работа
- управление кафедрой, вузом и другая организаторская деятельность
- личная жизнедеятельность преподавателя
На второй ступени рассматриваются профессионально-педагогические компетентности преподавателей высшей школы(группы компетенций):
1. Глубокое знание предмета обучения
2. Педагогическое мастерство
3. Широкий научный кругозор
4. Тяга к инновациям и научному творчеству
5. Владение методиками научного поиска
6. Инновационная мобильность
Далее рассматриваются некоторые ключевые компетенции предложенных групп:
Для группы «Глубокое знание предмета обучения»:
- высокий уровень знаний по преподаваемым дисциплинам;
- эрудированность;
Для группы «Педагогическое мастерство»:
- знание психологии и педагогики;
- знание приемов совершенствования мастерства педагога.
Для группы «Широкий научный кругозор»:
- широкий интеллектуальный горизонт;
- интерес к новому в науке;
Для группы «Тяга к инновациям и научному творчеству»:
- ориентированность на научный поиск и инновации,
-умение представить научные результаты;
Для группы «Владение методиками научного поиска»:
- владение методами и приемами получения и обработки информации;
- владение методами научного исследования;
Для группы «Инновационная мобильность»:
- активная жизненная позиция.
Для сформированности профессионально-педагогической компетентности преподавателей высшей школы были использованы критерии:
1.Степень сформированности профессиональных знаний
2. Степень сформированности педагогической деятельности
3. Степень научной направленности обучения
4.Степень инновационной мобильности
5. Стремление к профессионально-
Таким образом, результатами применения модели является:
- Решение стратегических и текущих задач, связанных с достижением требуемых стандартов качества деятельности
- повышения имиджа университета
- создание идеального образа преподавателя для повышения эффективности коммуникации между руководством вуза и его подразделений с преподавательским составом.
Модель четко определяет параметры профессиональной адаптации, которыми должен овладеть любой преподаватель высшей школы – твердое умение работать самостоятельно: без наставника, постоянной помощи и контроля из вне. На достижение этой важнейшей педагогической цели должны быть направлены все усилия, весь арсенал и набор средств, которыми владеет (и должен овладеть) преподаватель и которые есть в распоряжении вуза.
3.3. Рекомендации по формированию и развитию компетенций и качеств современного преподавателя высшего учебного заведения
Теория и практика формирования и развития ключевыми компетенциями, обобщенная в этой работе, проведенные мною исследования позволяют нам сформировать ряд рекомендаций, затрагивающие систему образования, которая позволяет повысить качество образования.
В ходе исследования были разработаны следующие рекомендации:
- Для эффективной организации учебного процесса преподаватели вуза должны хорошо осознавать характерные особенности современных студентов. Подавляющее большинство студентов современной эпохи равнодушны к учебе, недисциплинированные, мало времени проводят за учебниками, испытывают скуку от учения, часто опаздывают на занятия, плохо знакомы с правилами общественного поведения, ориентированы на развлечение, хотят получать хорошие оценки при минимуме усилий.
Следовательно, необходимо пересмотреть методы и содержание высшего образования, изменить саму атмосферу учебы, с тем, чтобы повысить эффективность обучения. Необходимо формировать в студентах активное поведение к учебе, направлять их на самостоятельную, творческую и интеллектуальную деятельность, верить в своих студентов.
Преподаватель в совершенстве должен овладеть компетентностным подходом к обучению, при котором акцент делается не на запоминание энциклопедического набора знаний из разных областей, а на овладение фундаментальными умениями коммуникации, анализа, понимания, принятия решений.
- Современный преподаватель вуза должен иметь базовые знания информационных технологий;
- разработка и применение электронных учебно-методических материалов; овладение методическими приемами, использования слайд-лекций, интернет-семинаров; он-лайн занятий и др.;
- разрабатывать и внедрять в свою практику такие технологии обучения, как модульное обучение, персонализированное, тьюторскую систему обучения и бригадно-индивидуальное обучение.
Важную роль в развитии профессионализма преподавателя играет, помимо повышения педагогической квалификации, эффективное педагогическое самообразование, самосовершенствование, самостоятельная методическая работа по изучению передового педагогического опыта. Наиболее эффективный путь профессионального самообразования педагога – разработка одной из научных или методических проблем в рамках комплексной темы учебного заведения.
Эффективность работы по самообразованию зависит от степени овладения умениями и навыками самостоятельной работы. Педагогическое мастерство формируется на основе практического опыта, через педагогическую деятельность, осмысленную и проанализированную. Овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу, но при условии целенаправленной работы над собой.
Таким образом, повышение квалификации является важным звеном непрерывного профессионального образования преподавателей, стимулирующим их профессиональный рост. Оно создает условия для актуализации профессионально-
Заключение
В российском обществе на современном этапе претерпевают изменения все сферы жизни, в том числе и система образования. Ценность осуществляемых преобразований заключается в признании первостепенной роли образования для человека, необходимости реализации его личностного и профессионального потенциала. Никто уже не спорит с тем, что в центре системы вузовской подготовки должен быть человек, его мотивы, интересы, ценностные ориентации. В современной образовательной ситуации студент признается не пассивным участником учебно-воспитательного процесса, а его активным субъектом. Роль преподавателя в условиях модернизации высшей школы неизмеримо возрастает, что влечет за собой повышение требований к уровню его профессиональной деятельности.
Преподаватель вуза - это не только учитель и воспитатель, но и учёный, исследователь, организатор собственной деятельности и деятельности студентов. В сферы его деятельности входят ведение аудиторной и внеаудиторной учебной работы, методическая работа и постоянное самосовершенствование, воспитательная работа со студентами, научно-исследовательская деятельность. Кроме того, преподаватель участвует в управлении кафедрой, факультетом, вузом. Ответственность преподавателя за результаты своего труда постоянно увеличивается.
Целью данного исследования являлась разработка модели и количественной оценки качеств и компетенций преподавателя высшего учебного заведения.
В соответствии с целью были решены задачи исследования:
1. Были изучены теоретические основные понятия «компетенция» и компетентностный подход:
Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (ЗУН, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Компетентностный подход – это усиление прикладного, практического характера школьного образования. Теоретические знания должны перестать быть “мертвым грузом”. Компетентностный подход заключается не в увеличении объема информированности учащегося, а в том, чтобы он самостоятельно решал проблемы в новой ситуации.
2. Определены методические основы к исследованию моделирования и количественной оценки компетенций современного преподавателя высшего учебного заведения:
В рамках нашего исследования был проведен анкетный опрос среди преподавателей высших учебных заведений г. Пензы.
3. Проанализирован состав преподавателей высшего учебного заведения;
4. Определены группы профессионально - педагогических компетенций преподавателя высшего учебного заведения:
- Глубокое знание предмета обучения
- Педагогическое мастерство
- Широкий научный кругозор
- Тяга к инновациям и научному творчеству
- Владение методиками научного поиска
- Инновационная мобильность
5. Оценены и определены ранги приоритетности профессионально-педагогических компетенций преподавателя высшего учебного заведения:
6. Разработка модели компетенций и качеств преподавателя высшего учебного заведения:
7. В результате разработана и обоснована модель профессионально-педагогических компетенций преподавателя высшего учебного заведения; разработана система и механизмы управления формированием профессионально-