Модель и количественная оценка качеств и компетенций преподавателя высшего учебного заведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 12:42, курсовая работа

Описание работы

Современные изменения и процесс модернизации, происходящие в национальной экономике России, непосредственно отражаются на функционировании и развитии образовательной системы. В таких условиях образование должно проявлять особую мобильность и не только успевать за требованиями времени, но и в значительной степени опережать их.
Между тем, существует ряд проблем, как в системе общего, так и высшего профессионального образования, на решение которых сегодня должны быть направлены значительные материальные и человеческие ресурсы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ КАЧЕСТВ И КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ………………………………………………………………………….……………7
1.1 Компетентностный подход и его роль в современном высшем образовании…………………………………………………………………………………………7
1.2 Сущность и виды компетенций преподавателя высшей школы……………..............................................................................................................................7
1.3 Качества и особенности профессиональной деятельности современного преподавателя высшего учебного заведения…………………………………………………….17
1.4 Методические основы моделирования компетенций современного преподавателя высшего учебного заведения…………………………........................................21
2. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ И КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВ И КОМПЕТЕНЦИЙ СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПЕНЗЕНСКИХ ВУЗОВ)………………………………….….…25
2.1 Анализ состава преподавателей высших учебных заведений ……………….…25
2.2 Особенности организации профессиональной деятельности современных преподавателей высшего учебного заведения…...……………………………………………... 31
2.3 Оценка и ранжирование ключевых компетенций и качеств преподавателя вуза………………………………………………………………………….…………………..…..38
3. РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ КАЧЕСТВ И ПРОФЕСССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ………………………………………………………………………..43
3.1 Модель профессионально-педагогических компетенций и качеств преподавателя высшего учебного заведения……….………………………..…………………..43
3.2 Модель формирования компетенций современного преподавателя высшей школы…………………………………….…………………………………………………...……45
3.3 Рекомендации по формированию и развитию компетенций и качеств современного преподавателя высшего учебного заведения……...………………………….…49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………...…..51
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………….……………54
ГЛОССАРИЙ………………………………………………………………………………56
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Модель и количественная оценка качеств и компетенций преподавателя высшего учебного заведения.doc

— 1.53 Мб (Скачать)

Приступая к сложной задаче - классификации ключевых компетенций преподавателя высшей школы, следует иметь в виду то, что компетенции в структуре личности различаются не только по своему содержанию и предназначению (коммуникативные, методические, организационные и др.), но и по роли, которую они играют в процессе развития самой личности. В некоторых исследованиях есть и другие классификации: компетенции подразделяются на стандартные, ключевые и ведущие. При этом стандартные компетенции - это те, без которых невозможно нормальное функционирование личности или организации; ключевые обеспечивают их конкурентоспособность на социально-экономическом рынке, а ведущие компетенции - это те, которые позволят творить будущее на основе инновационности, креативности, динамичности и диалогичности[19, стр. 35].

В результате анализа существующих стандартов СПО и ВПО в области педагогического образования наиболее оптимальной формой представления моделей образовательно-профессиональной компетентности педагогов будет трехуровневая модель, включающая следующие компоненты:

1) Характеристика базового уровня компетенции;

2) Характеристика промежуточного уровня компетенции;

3) Характеристика профессионального уровня компетенции [10,стр.6].

В большинстве публикаций «ключевые профессиональные компетенции»  рассматривают как компетентности, общие для всех профессий и специальностей. Ключевыми компетенциями , по мнению проф. Бабиенко О.М., можно назвать такие, которыми, во-первых должный обладать каждый преподаватель высшего учебного заведения.

Однако А.К. Маркова выделяет 4 вида профессиональной компетенции преподавателя: специальную, социальную, личностную и индивидуальную:

1. Специальная или деятельностная компетенция характеризует  владение деятельностью на высоком профессиональном уровне и включает не только наличие специальных знаний, но и умение применить их на практике.

2. Социальная компетенция характеризует владение способами владение способами  совместной профессиональной деятельности и сотрудничества, принятыми в профессиональном сообществе приемами профессионального общения.

3. Личностная компетенция характеризует владение способами самовыражения и саморазвития, средствами противостояния  профессиональной деформации.

4. Индивидуальная компетенция характеризует  владение приемами саморегуляции, готовность к профессиональному росту  [23,стр.36].

По мнению Д.А. Иванова (к. псих. н.) профессиональные  компетенции преподавателя высшего учебного заведения    заключает­ся в умении создать, организовать такую об­разовательную, развивающую среду, в кото­рой становится возможным достижение обра­зовательных результатов ребёнка, сформу­лированных как ключевые компетенции. Все остальные более частные компетенции выте­кают из общей и являются её составными ча­стями. В их числе можно выделить следую­щие компетенции:

•  Уметь определять цели и образовательные результаты ребёнка на языке умений (компе­тенций).

•  Уметь включать учащихся в разные виды работы и деятельности в соответствии с на­меченными результатами, учитывая их склон­ности, индивидуальные особенности и инте­ресы.

•  Уметь использовать разнообразные приёмы и способы включения учащегося в разнооб­разные виды деятельности, позволяющие ему наработать требуемые компетенции.

•  Уметь подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять пример­ное направление его развития.

•  Уметь организовать и руководить групповой проектной деятельностью учащихся.

•  Уметь занимать экспертную позицию отно­сительно демонстрируемых учащимся компе­тенций в разных видах деятельности и оцени­вать их при помощи соответствующих крите­риев.

•  Уметь осуществлять рефлексию своей дея­тельности и своего поведения в процессе учебных занятий и корректировать их.

•  Уметь организовать дискуссию и участво­вать в ней, принимая, что своя собственная точка зрения может быть также подвержена сомнению и критике [9,стр. 106].

Профессор В.И. Байденко выделил следующие компетенции преподавателя высшего учебного заведения:

1.                  Способность к анализу и синтезу

2.                  Способность к организации и планирования

3.                  Профессиональные знания

4.                  Личностные качества

5.                  Организаторские способности

6.                  Коммуникабельность

7.                  Корпоративная культура

8.                  Управление по целям

9.                  Публичные выступления

10.               Высокая мотивация к работе[13].

По мнению д.э.н., профессора С.Д. Резника, ведущую роль  в структуре качеств современного преподавателя играет его профессионализм – профессиональная компетентность (табл. 1). Он  вклю­чает в профессиональную компетентность  шесть групп качеств – глубокие знания предмета обучения; педагогическое мастерство; широкий научный кругозор; тяга к инновациям и научному творчеству; наличие ученой степени, владение методами научного поиска; инновационная мобильность. Каждая из этих групп опирается на вполне конкретные по содержанию первичные качества.


Таблица 1

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА

Группы компетенций преподавателя

Содержание компетенций

Глубокое знание   предмета обучения

Знание передовых рубежей науки и практики в сфере читаемых дисциплин

Педагогическое мастерство

Умение передавать знания слушателям, прививать потребность в их постоянном обновлении

Широкий научный кругозор

Эрудированность, умение быть интересным, готовность к постоянному профессиональному и культурному саморазвитию

Тяга к инновациям и научному творчеству

Постоянное стремление к прогрессивным изменениям, творческий подход к проблемам

Владение методиками научного поиска

                            Способность вести научный поиск

Инновационная  мобильность

Владение  иностранными  языками и компьютерными технологиями

 

 


 

1 группа -  Глубокое знание   предмета обучения Знание передовых рубежей науки и практики в сфере читаемых дисциплин

2 группа - Педагогическое мастерство Умение передавать знания слушателям, прививать потребность в их постоянном обновлении

3 группа  - Широкий научный кругозор Эрудированность, умение быть интересным, готовность к постоянному профессиональному и культурному саморазвитию

4 группа- Тяга к инновациям и научному творчеству  Постоянное стремление к прогрессивным изменениям, творческий подход к проблемам

5 группа -  Владение методиками научного поиска Способность вести научный поиск

6 группа -  Инновационная  мобильность Владение  иностранными  языками и компьютерными технологиями [16,стр. 55].

В заключение отметим, подготовка компетентного специалиста, соответствующего требованиям сегодняшнего дня, наделенного качествами, знаниями, умениями, необходимыми для того, чтобы быть конкретно-способным и жизнеспособным, невозможна без построения на научной основе соответствующей системы обучения. Но  представленная классификация профессионально-педагогических компетенций не претендует на завершенность, ибо феномен большинства компетенций состоит в их изменчивости, социально-культурной обусловленности, зависимости от личностного потенциала.

1.3 Качества  и особенности профессиональной деятельности современного преподавателя высшего учебного заведения

Современный преподаватель - человек, осуществляющий деятельность по обучению, воспитанию, развитию потенциала студентов, ведущий активную научно-исследовательскую деятельность, участвующий в управлении кафедрой и других видах организационных работ.

Преподавание в вузе – это осуществление целого ряда функций, тесно связанных со спецификой преподаваемых дисциплин, уровнем подготовки студенческой группы, ее составом, особен­ностями конкретных педагогических ситуаций, а также с научными интересами преподавателя..

Преподавателя вуза следует рассматривать, прежде всего, как личность, обладающую конкретными качествами, являющимися предпо­сылкой успешного осуществления его деятельности.

Можно также добавить, что на деятельность и результаты работы любого преподавателя оказывают влияние его темперамент, характер, тип личности, выбранные им технологии и методики обучения.

Классифицировать качества современного преподавателя вуза можно, исходя из конкретных критериев. Например, критерии можно определить следую­щими сферами деятельности преподавателя вуза:

  1. Ведение учебного процесса
  2. Методическая работа и повышение личной квалификации
  3. Воспитательная работа среди студентов
  4. Научная работа
  5. Управление кафедрой, вузом и другая организаторская деятельность
  6. Личная жизнедеятельность преподавателя.

Отсюда общая интегрированная модель качеств педагога может быть представлена как система качеств личности, каждое из которых пред­назначено для реализации вышеназванных сфер его деятель­ности[16,стр. 55].

Рассматривая блоки качеств, входящих в общую модель личностных качеств преподавателя, приведем ключевые элементы их структуры (Рис. 2).

Рис. .2. Структура качеств преподавателя вуза

 

В предлагаемой обобщенной модели (табл. 2) совокупность необходимых преподавателю качеств представлена в виде пяти крупных блоков:

I.                    Профессиональная компетентность преподавателя

II.                 Нравственные качества преподавателя

III.               Организаторские способности преподавателя

IV.               Деловые качества преподавателя

V.                 Умение управлять самим собой

Таблица 1.2

Обобщенная модель качеств преподавателя современного вуза

Название группы качеств

Критерии первого уровня

Профессиональная компетентность преподавателя

Наличие профессиональных педагогических знаний и уме­ний, понимание работы преподавателя

Нравственные качества преподавателя

Отношение к нравственности

Организаторские способности преподавателя

Взаимоотношения с людьми

Деловые качества преподавателя

Отношение к делу

Умение управлять самим собой

Умение управлять своей жизнью, временем, знание правил и приемов личной работы и умение ими пользоваться

 

Ведущую роль в структуре качеств преподавателя играет его профессиональная компетентность (табл. 1.3), которая вклю­чает в себя семь групп качеств – высокий уровень знаний  и умений по специальности (сферы обучения), методическая культура, культура научной деятельности, информационная культура, культура воспитательной деятельности, культура речи, политическая культура. [17,стр. 13].

Нравственные качества преподавателя. Поскольку высшее образование предполагает становление у сту­дентов социально одобряемых нравственных ценностей, препода­ватель должен быть носителем и выразителем социально одобряемых ценностей, иметь активную социальную позицию.

Этика предписывает преподавателю быть справедливым в оценке способностей и поведения студентов и коллег, ровным в обращении, принципиальным в деле, внимательным, тактичным и благожелательным.

Организаторские качества. Это сфера взаимодействия с людьми. Вклю­чают три подсистемы качеств: умение кон­такти­ровать с людьми, умение организовать коллективную деятельность и личную привлекательность

Деловые качества. Это сфера отношения к делу. Включает две основ­ные группы качеств: умение стратегически мыслить и динамизм повседневной деятельности.

Умение мыслить стратегически предполагает: наличие высокого ин­тел­лекта, жизненной мудрости, широкого кругозора, любознательности, рассу­дительности; умение генерировать идеи, видеть и учитывать пер­спек­тиву, ставить и формулировать задачи, выделять главное, предвидеть последст­вия принимаемых решений.

Умение управлять самим собой. Такое умение опирается на личную организованность преподавателя, самодисциплину, знание техники личной работы способность формулировать и реализовывать жизненные цели, самоконтроль[16,стр 56].

Чтобы эффективно осуществлять свои функции, современному преподавателю необходимо овладеть определенными компонентами менеджер­ского мастерства: уметь взаимодействовать с людьми разного уровня (студенты, коллеги, вспомогательный персонал, научные круги, начальство и др.), устанавливать деловые и творческие отношения с коллегами, уметь использовать устную и письменную речь, для воздействия на студентов и достижения взаимопонимания, быть способным воспринимать, усваивать и использовать информацию и др.

Эффективность деятельности преподавателя напрямую зависит от его профессиональной готовности, которая предполагает соответствие его качеств требованиям выполняемой деятельности. Известный психолог К.К. Платонов отмечал, что профессиональная готовность специалиста – это субъективное состояние личности, считающей себя способной и подготовленной к выполнению соответствующей профессиональной деятельности.

Информация о работе Модель и количественная оценка качеств и компетенций преподавателя высшего учебного заведения