Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 12:42, курсовая работа
Современные изменения и процесс модернизации, происходящие в национальной экономике России, непосредственно отражаются на функционировании и развитии образовательной системы. В таких условиях образование должно проявлять особую мобильность и не только успевать за требованиями времени, но и в значительной степени опережать их.
Между тем, существует ряд проблем, как в системе общего, так и высшего профессионального образования, на решение которых сегодня должны быть направлены значительные материальные и человеческие ресурсы.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ КАЧЕСТВ И КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ………………………………………………………………………….……………7
1.1 Компетентностный подход и его роль в современном высшем образовании…………………………………………………………………………………………7
1.2 Сущность и виды компетенций преподавателя высшей школы……………..............................................................................................................................7
1.3 Качества и особенности профессиональной деятельности современного преподавателя высшего учебного заведения…………………………………………………….17
1.4 Методические основы моделирования компетенций современного преподавателя высшего учебного заведения…………………………........................................21
2. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ И КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВ И КОМПЕТЕНЦИЙ СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПЕНЗЕНСКИХ ВУЗОВ)………………………………….….…25
2.1 Анализ состава преподавателей высших учебных заведений ……………….…25
2.2 Особенности организации профессиональной деятельности современных преподавателей высшего учебного заведения…...……………………………………………... 31
2.3 Оценка и ранжирование ключевых компетенций и качеств преподавателя вуза………………………………………………………………………….…………………..…..38
3. РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ КАЧЕСТВ И ПРОФЕСССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ………………………………………………………………………..43
3.1 Модель профессионально-педагогических компетенций и качеств преподавателя высшего учебного заведения……….………………………..…………………..43
3.2 Модель формирования компетенций современного преподавателя высшей школы…………………………………….…………………………………………………...……45
3.3 Рекомендации по формированию и развитию компетенций и качеств современного преподавателя высшего учебного заведения……...………………………….…49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………...…..51
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………….……………54
ГЛОССАРИЙ………………………………………………………………………………56
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………
2.3.Оценка и ранжирование ключевых компетенций и качеств преподавателя вуза
В ходе исследования преподавателей оценивались и ранжировались качества и группы профессионально-педагогических
Проранжированные респондентами сферы деятельности, профессионально-педагогические компетенции преподавателей вуза по степени значимости и приоритетности были проанализированы и получены следующие результаты (Таблица 2.1):
Таблица 2.1
Сферы деятельности | Ранг (1-6) |
Ведение учебного процесса | 1 |
Методическая работа и повышение личной квалификации | 2 |
Научная работа | 3 |
Воспитательная работа | 4 |
Личная жизнедеятельность преподавателя. | 5 |
Управление кафедрой, вузом и другая организаторская деятельность | 6 |
Из данных результатов следует, что преподаватели вуза в большей степени ориентируются на ведение учебного процесса, методическую работу и повышение личной квалификации, чем на воспитательную работу, личную жизнедеятельность и какую-либо организаторскую деятельность.
Проанализировав основные группы качеств преподавателя вуза, получили следующую расстановку по приоритетности (Таблица 2.2):
Таблица 2.2
Группы качеств | Ранг (1-5) преподаватель | Ранг (1-5)студент |
Профессиональная компетентность преподавателя | 1 | 1 |
Нравственные качества преподавателя | 2 | 3 |
Организаторские способности преподавателя | 3 | 2 |
Деловые качества преподавателя | 4 | 5 |
Умение управлять самим собой | 5 | 4 |
Проанализировав основные группы профессионально-педагогических компетенций преподавателя вуза, по мнению преподавателей и студентов, получили следующую расстановку по приоритетности (Таблица 2.3):
Таблица 2.3
Группы компетенций | Ранг (1-6) преподаватель | Ранг (1-6) студент |
Глубокое знание предмета обучения | 1 | 1 |
Широкий научный кругозор | 2 | 2 |
Педагогическое мастерство | 3 | 3 |
Тяга к инновациям и научному творчеству | 4 | 4 |
Инновационная мобильность | 5 | 5 |
Владение методиками научного поиска | 6 | 6 |
Мы видим, что в большей степени преподаватели ориентируются на глубокое знание предмета обучения, широкий научный кругозор и педагогическое мастерство, чем на инновационную мобильность и владение методиками научного поиска.
Ранжирование компетенций было проведено на основе среднеарифметических оценок каждой компетенции респондентов. Согласно теоретической базе Л. Спенсера – мл. и С. Спенсера что компетенций были разделены на 6 кластеров – групп компетенций, объединенных в совокупность по исходным признакам, свойства, функциям , обладающих общими базовыми намерениями (интенциями):
1. Глубокое знание предмета;
2. Педагогическое мастерство;
3. Широкий научный кругозор;
4. Тяга к инновациям и научному творчеству;
5. Владение методиками научного поиска;
6. Инновационная мобильность.
Ранжированные компетенции были разделены на 2 категории «пороговые» и «дифференцирующие», в зависимости от критерия исполнения работы, который они прогнозируют. Отправной точкой дифференцирующих компетенций была принята оценка 4,1 Пороговые компетенции являются неотъемлемой характеристикой (обычно знания или базовые навыки), в которой каждый исполнитель должен быть минимально эффективен, но которая не разграничивает средних и наилучших исполнителей от средних (Таблица 2.4).
Таблица 2.4
группа | Компетенции
| Качество компетенции | Скорректированная оценка для диф.компетенций | Итоговый вес компетенции |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | высокий уровень знаний по преподаваемым дисциплинам | д | 4,78 | 5 |
3 | умение отвечать на вопросы аудитории, приводить новые интересные, не известные слушателям факты | д | 4,67 | 5 |
4 | логическое мышление | д | 4,60 | 5 |
6 | готовность делиться опытом и перенимать его | д | 4,60 | 5 |
4 | ориентированность на научный поиск и инновации | д | 4,57 | 5 |
3 | широкий интеллектуальный горизонт | д | 4,46 | 5 |
5 | владение методами и приемами получения и обработки информации | д | 4,46 | 5 |
3 | умение осмыслить прочитанное | д | 4,42 | 5 |
6 | умение и желание учиться новому | д | 4,42 | 5 |
5 | владение методами научного исследования | д | 4,39 | 4 |
5 | умение представить научные результаты (статьи, монографии, патенты и др.) | д | 4,39 | 4 |
6 | активная жизненная позиция | д | 4,39 | 4 |
2 | знание педагогических технологий, методов, форм, приемов обучения и воспитательного воздействия | д | 4,35 | 4 |
2 | навыки планирования и проведения учебных занятий разных видов | д | 4,35 | 4 |
3 | интерес к новому в науке | д | 4,35 | 4 |
2 | навыки руководства курсовым и дипломным проектированием, учебными и производственными практиками | д | 4,32 | 4 |
3 | стремление преодолевать собственную необразованность | д | 4,32 | 4 |
5 | опыт научно-исследовательской деятельности | д | 4,28 | 4 |
6 | владение компьютерными и информационными технологиями | д | 4,28 | 4 |
1 | высокие мыслительные способности | д | 4,21 | 4 |
2 | знание методов организации самостоятельной работы студентов и диагностики их знаний | д | 4,21 | 4 |
2 | умение объективно воспринимать человека в процессе общения с ним | д | 4,21 | 4 |
4 | стремление к позитивным изменениям | д | 4,21 | 4 |
4 | умение формулировать научную проблему и искать ее творческое решение | д | 4,21 | 4 |
1 | широкий кругозор | д | 4,17 | 4 |
2 | умение разрабатывать рабочую программу дисциплины на основе ГОС и учебных планов | д | 4,17 | 4 |
2 | последовательность в словах и действиях | д | 4,17 | 4 |
3 | Начитанность | д | 4,17 | 4 |
5 | навыки применения и реализации информационных технологий в научной деятельности | д | 4,14 | 4 |
2 | знание психологии и педагогики | д | 4,14 | 4 |
2 | знание методик обучения | д | 4,14 | 4 |
1 | умение творчески использовать накопленные знания | д | 4,10 | 4 |
2 | умение учитывать состояние, настроение, мотивы воспитанников | д | 4,10 | 4 |
5 | умение использовать результаты научных исследований в учебном процессе | д | 4,10 | 4 |
1 | эрудированность | П | 4,07 | 4 |
2 | навыки разработки учебно-методических комплексов дисциплин и процессов | п | 4,03 | 4 |
2 | знание приемов совершенствования мастерства педагога | п | 4,03 | 4 |
1 | любознательность | п | 4 | 4 |
2 | знание способов организации учебной деятельности, принципов разработки планов и конспектов учебных занятий | п | 4 | 4 |
2 | умение выявлять лидеров, использовать их потенциал в воспитательной работе со студентами | п | 3,96 | 4 |
2 | знание истории и методологии преподаваемых дисциплин | п | 3,92 | 4 |
6 | знание иностранного языка | п | 3,92 | 4 |
2 | опыт воспитательной работы со студенческим активом | п | 3,85 | 4 |
2 | умение воспитывать личным примером | п | 3,82 | 4 |
6 | умение строить правильные отношения с органами управления | п | 3,75 | 4 |
1 | опыт преподавательской деятельности в вузе | п | 3,67 | 4 |
Условные обозначения:
д- дифференцирующая компетенция
п- пороговая компетенция
В ходе исследования было выявлено,что наибольший вес кластеров(группы компетенций) имеет широкий научный кругозор. Преподавателя современного вуза должны отличать высокая эрудиция и широкий научный кругозор. Основное отличие высшей школы – высокий уровень теоретического мышления, широкий кругозор выпускников, что может обеспечить преподаватель, обладающий знаниями, охватывающими множество различных областей. Отсутствие страха и умение отвечать на вопросы аудитории, приводить новые интересные, не известные слушателям факты позволят удовлетворить познавательную потребность молодого человека.
Естественным для преподавателя является признание факта, что он знает не все, его стремление преодолевать собственную необразованность. Научная работа даже в узкой области заставляет преподавателя много читать, осмысливать прочитанное, что существенно расширяет его кругозор.
Эффективно обучать и воспитывать студентов может тот педагог, который обладает широким кругозором, владеет методологией, опирается в преподавании на современные научные данные. Кроме того, широкий научный кругозор преподавателей служит основой для постоянного роста потенциала кафедры.
3.РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ КАЧЕСТВ И КОМПЕТЕНЦИЙ СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
3.1.Модель ключевых компетенций преподавателя высшего учебного заведения
По итогам анализа формирования ключевых компетенций преподавателя высшей школы, мы разработали модель, которая представлена в следующей таблице (таблица 3.1):
Таблица 3.1
группа | Компетенции
| Качество компетенции | Скорректированная оценка для диф.компетенций | Итоговый вес компетенции |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | высокий уровень знаний по преподаваемым дисциплинам | д | 4,78 | 5 |
3 | умение отвечать на вопросы аудитории, приводить новые интересные, не известные слушателям факты | д | 4,67 | 5 |
4 | логическое мышление | д | 4,60 | 5 |
6 | готовность делиться опытом и перенимать его | д | 4,60 | 5 |
4 | ориентированность на научный поиск и инновации | д | 4,57 | 5 |
3 | широкий интеллектуальный горизонт | д | 4,46 | 5 |
5 | владение методами и приемами получения и обработки информации | д | 4,46 | 5 |
3 | умение осмыслить прочитанное | д | 4,42 | 5 |
6 | умение и желание учиться новому | д | 4,42 | 5 |
5 | владение методами научного исследования | д | 4,39 | 4 |
5 | умение представить научные результаты (статьи, монографии, патенты и др.) | д | 4,39 | 4 |
6 | активная жизненная позиция | д | 4,39 | 4 |
2 | знание педагогических технологий, методов, форм, приемов обучения и воспитательного воздействия | д | 4,35 | 4 |
2 | навыки планирования и проведения учебных занятий разных видов | д | 4,35 | 4 |
3 | интерес к новому в науке | д | 4,35 | 4 |
2 | навыки руководства курсовым и дипломным проектированием, учебными и производственными практиками | д | 4,32 | 4 |
3 | стремление преодолевать собственную необразованность | д | 4,32 | 4 |
5 | опыт научно-исследовательской деятельности | д | 4,28 | 4 |
6 | владение компьютерными и информационными технологиями | д | 4,28 | 4 |
1 | высокие мыслительные способности | д | 4,21 | 4 |
2 | знание методов организации самостоятельной работы студентов и диагностики их знаний | д | 4,21 | 4 |
2 | умение объективно воспринимать человека в процессе общения с ним | д | 4,21 | 4 |
4 | стремление к позитивным изменениям | д | 4,21 | 4 |
4 | умение формулировать научную проблему и искать ее творческое решение | д | 4,21 | 4 |
1 | широкий кругозор | д | 4,17 | 4 |
2 | умение разрабатывать рабочую программу дисциплины на основе ГОС и учебных планов | д | 4,17 | 4 |
2 | последовательность в словах и действиях | д | 4,17 | 4 |
3 | Начитанность | д | 4,17 | 4 |
5 | навыки применения и реализации информационных технологий в научной деятельности | д | 4,14 | 4 |
2 | знание психологии и педагогики | д | 4,14 | 4 |
2 | знание методик обучения | д | 4,14 | 4 |
1 | умение творчески использовать накопленные знания | д | 4,10 | 4 |
2 | умение учитывать состояние, настроение, мотивы воспитанников | д | 4,10 | 4 |
5 | умение использовать результаты научных исследований в учебном процессе | д | 4,10 | 4 |
1 | эрудированность | П | 4,07 | 4 |
2 | навыки разработки учебно-методических комплексов дисциплин и процессов | п | 4,03 | 4 |
2 | знание приемов совершенствования мастерства педагога | п | 4,03 | 4 |
1 | Любознательность | п | 4 | 4 |
2 | знание способов организации учебной деятельности, принципов разработки планов и конспектов учебных занятий | п | 4 | 4 |
2 | умение выявлять лидеров, использовать их потенциал в воспитательной работе со студентами | п | 3,96 | 4 |
2 | знание истории и методологии преподаваемых дисциплин | п | 3,92 | 4 |
6 | знание иностранного языка | п | 3,92 | 4 |
2 | опыт воспитательной работы со студенческим активом | п | 3,85 | 4 |
2 | умение воспитывать личным примером | п | 3,82 | 4 |
6 | умение строить правильные отношения с органами управления | п | 3,75 | 4 |
1 | опыт преподавательской деятельности в вузе | п | 3,67 | 4 |