Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 12:42, курсовая работа
Современные изменения и процесс модернизации, происходящие в национальной экономике России, непосредственно отражаются на функционировании и развитии образовательной системы. В таких условиях образование должно проявлять особую мобильность и не только успевать за требованиями времени, но и в значительной степени опережать их.
Между тем, существует ряд проблем, как в системе общего, так и высшего профессионального образования, на решение которых сегодня должны быть направлены значительные материальные и человеческие ресурсы.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ КАЧЕСТВ И КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ………………………………………………………………………….……………7
1.1 Компетентностный подход и его роль в современном высшем образовании…………………………………………………………………………………………7
1.2 Сущность и виды компетенций преподавателя высшей школы……………..............................................................................................................................7
1.3 Качества и особенности профессиональной деятельности современного преподавателя высшего учебного заведения…………………………………………………….17
1.4 Методические основы моделирования компетенций современного преподавателя высшего учебного заведения…………………………........................................21
2. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ И КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВ И КОМПЕТЕНЦИЙ СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПЕНЗЕНСКИХ ВУЗОВ)………………………………….….…25
2.1 Анализ состава преподавателей высших учебных заведений ……………….…25
2.2 Особенности организации профессиональной деятельности современных преподавателей высшего учебного заведения…...……………………………………………... 31
2.3 Оценка и ранжирование ключевых компетенций и качеств преподавателя вуза………………………………………………………………………….…………………..…..38
3. РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ КАЧЕСТВ И ПРОФЕСССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ………………………………………………………………………..43
3.1 Модель профессионально-педагогических компетенций и качеств преподавателя высшего учебного заведения……….………………………..…………………..43
3.2 Модель формирования компетенций современного преподавателя высшей школы…………………………………….…………………………………………………...……45
3.3 Рекомендации по формированию и развитию компетенций и качеств современного преподавателя высшего учебного заведения……...………………………….…49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………...…..51
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………….……………54
ГЛОССАРИЙ………………………………………………………………………………56
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………
IV. Профессионализм и педагогическое мастерство преподавателя вуза
30. Что в вашем понимании означает профессионализм и педагогическое мастерство педагога?
______________________________
31. Как Вы считаете, зависит ли успех профессиональной деятельности преподавателя высшей школы от уровня его профессиональной компетентности?
а) да, напрямую зависит
б) зависит незначительно
в) никак не зависит
32. Удовлетворены ли Вы своей преподавательской работой?
а) да, моя работа меня полностью удовлетворяет
б) принимаю свою работу как должное
в) больше привлекает научная работа
г) другое________________________
33. Находит ли признание Ваша работа в данном образовательном учреждении?
а) да, всегда б) да, часто в) иногда г) почти никогда
34. Ведете ли Вы научные исследования?
а) да б) иногда в) нет
35. На каком уровне Вы владеете методикой руководства научными работами студентов?
а) владею на высоком уровне
б) владею на достаточно хорошем уровне
в) владею недостаточно
г) не владею совсем
36. Участвуете ли Вы в работе научно-практических конференций и семинаров?
а) да, постоянно
б) иногда
в) не участвую
37. Вы считаете себя свободным в выборе методов своей педагогической деятельности?
а) всегда
б) часто
в) иногда
г) никогда
38. Как бы Вы оценили стиль своей педагогической деятельности?
а) демократический
б) либеральный
в) авторитарный
г) смешанный
39. В Вашей профессиональной деятельности со студентами преобладает:
а) общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью
б) общение на основе дружеского расположения
в) «общение-дистанция»
г) «общение-устрашение»
д) «общение-уважение»
40. Испытываете ли Вы трудности в определении перспективных и текущих целей и задач?
а) нет, никогда не затрудняюсь
б) иногда затрудняюсь
в) испытываю большие затруднения
41. Уровень своей профессиональной и методической подготовки Вы оцениваете как:
а) высокий
б) средний
в) ниже среднего
г) низкий
42. Используете ли Вы современные достижения педагогики и психологии?
а) да
б) нет
43. Как Вы считаете, насколько полно можно оценить деятельность преподавателя при помощи рейтинга?
а) я не считаю эту систему оптимальной
б) я не совсем понимаю, как вообще работает рейтинговая система
в) при помощи рейтинга можно на 100% оценить работу преподавателя
44. Как вы считаете, должен ли вуз оказывать какое-либо влияние на профессионализм и педагогическое мастерство преподавателя?
а) да, несомненно
б) нет
в) преподаватель должен сам заниматься самосовершенствованием
Приложение 2
АНКЕТА
«ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТА»
Добрый день!
Институт экономики и менеджмента Пензенского государственного университета архитектуры и строительства просит Вас принять участие в исследовании на тему: «Система и механизмы формирования профессионально-педагогических компетенций преподавателя высшего учебного заведения».
Просим Вас принять участие в исследовании и ответить на вопросы анкеты. Заранее благодарим Вас!
1. Как Вы оцениваете преподавательский состав Вашего ВУЗа?
а) полностью доволен
б) в принципе меня устраивает
в) нормально, как и везде
г) не доволен
д) совсем не доволен
2. Какой критерий для Вас является наиболее важным в преподавателе? (проранжируйте от 1 до 5)
Критерий | Ранг (1-5) |
а) Внешность, пол и возраст. |
|
б) Общительность |
|
в) Эрудированность |
|
г) Форма подачи материала |
|
д) Чему преподаватель хочет научить студента |
|
3. Насколько Вы удовлетворены качеством образовательных услуг?
(оцените по 10 балльной шкале)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
4. Оцените следующие показатели педагогической деятельности преподавателей: по степени важности от 1 до 5.
Показатели | Оценка от 1 до 5 |
Ясное и доступное изложение материала, разъяснение сложных моментов |
|
Умение вызвать и поддержать интерес к предмету, использование активных форм обучения |
|
Объективность в оценке знаний студентов |
|
Доброжелательность и тактичность в отношении со студентами |
|
Ориентирует на использование изучаемого материала в будущей профессиональной деятельности |
|
Выделение главного в теме |
|
Культура речи |
|
Проявление объективности |
|
Проявление требовательности |
|
Уважительное отношение к студентам |
|
Эрудиция, поведение, внешний вид |
|
5. Проранжируйте основные блоки структуры качеств преподавателя вуза (1-наиболее значимый, 5 - менее значимый)
Группы качеств | Ранг (1-5) |
Профессиональная компетентность преподавателя |
|
Нравственные качества преподавателя |
|
Организаторские способности преподавателя |
|
Деловые качества преподавателя |
|
Умение управлять самим собой |
|
6. Проранжируйте следующие группы профессионально-педагогических компетенций преподавателя вуза по их значимости?
Группы компетенций | Ранг (1-6) |
Глубокое знание предмета обучения |
|
Педагогическое мастерство |
|
Широкий научный кругозор |
|
Тяга к инновациям и научному творчеству |
|
Владение методиками научного поиска |
|
Инновационная мобильность |
|