Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 12:42, курсовая работа
Современные изменения и процесс модернизации, происходящие в национальной экономике России, непосредственно отражаются на функционировании и развитии образовательной системы. В таких условиях образование должно проявлять особую мобильность и не только успевать за требованиями времени, но и в значительной степени опережать их.
Между тем, существует ряд проблем, как в системе общего, так и высшего профессионального образования, на решение которых сегодня должны быть направлены значительные материальные и человеческие ресурсы.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ КАЧЕСТВ И КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ………………………………………………………………………….……………7
1.1 Компетентностный подход и его роль в современном высшем образовании…………………………………………………………………………………………7
1.2 Сущность и виды компетенций преподавателя высшей школы……………..............................................................................................................................7
1.3 Качества и особенности профессиональной деятельности современного преподавателя высшего учебного заведения…………………………………………………….17
1.4 Методические основы моделирования компетенций современного преподавателя высшего учебного заведения…………………………........................................21
2. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ И КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВ И КОМПЕТЕНЦИЙ СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПЕНЗЕНСКИХ ВУЗОВ)………………………………….….…25
2.1 Анализ состава преподавателей высших учебных заведений ……………….…25
2.2 Особенности организации профессиональной деятельности современных преподавателей высшего учебного заведения…...……………………………………………... 31
2.3 Оценка и ранжирование ключевых компетенций и качеств преподавателя вуза………………………………………………………………………….…………………..…..38
3. РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ КАЧЕСТВ И ПРОФЕСССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ………………………………………………………………………..43
3.1 Модель профессионально-педагогических компетенций и качеств преподавателя высшего учебного заведения……….………………………..…………………..43
3.2 Модель формирования компетенций современного преподавателя высшей школы…………………………………….…………………………………………………...……45
3.3 Рекомендации по формированию и развитию компетенций и качеств современного преподавателя высшего учебного заведения……...………………………….…49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………...…..51
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………….……………54
ГЛОССАРИЙ………………………………………………………………………………56
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………
Министерство образования и науки Российской Федерации
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства
Институт экономики и менеджмента
Кафедра «Менеджмент»
Научно-исследовательская работа
по курсу «Персональный менеджмент»
на тему «Модель и количественная оценка качеств и компетенций преподавателя высшего учебного заведения»
(в форме НИР)
Группа: МО-32
Шифр зачетной книжки 082907
Принял: д.э.н. профессор
Резник С.Д.
Пенза 2010 г.
В данной работе раскрыты теоретические и методические основы моделирования качеств и компетенций преподавателя высшего учебного заведения. Разработаны модели ключевых компетенций и качеств преподавателя высшего учебного заведения, а также рекомендации по формированию и развития ключевых компетенций преподавателя высшего учебного заведения. Данная работа будет представлять интерес преподавателям высшего учебного заведения, а также для студентов, получающих дополнительную квалификацию «Преподаватель высшего учебного заведения».
Научно-исследовательская работа включает в себя введение, 3 части, заключение, глоссарий, приложения и насчитывает 25 библиографических источников.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ КАЧЕСТВ И КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ………………………………………………………
1.1 Компетентностный подход и его роль в современном высшем образовании…………………………………………………
1.2 Сущность и виды компетенций преподавателя высшей школы……………....................
1.3 Качества и особенности профессиональной деятельности современного преподавателя высшего учебного заведения…………………………………………………….
1.4 Методические основы моделирования компетенций современного преподавателя высшего учебного заведения…………………………...........
2. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ И КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВ И КОМПЕТЕНЦИЙ СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПЕНЗЕНСКИХ ВУЗОВ)………………………………….….…25
2.1 Анализ состава преподавателей высших учебных заведений ……………….…25
2.2 Особенности организации профессиональной деятельности современных преподавателей высшего учебного заведения…...……………………………………………
2.3 Оценка и ранжирование ключевых компетенций и качеств преподавателя вуза……………………………………………………………………
3. РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ КАЧЕСТВ И ПРОФЕСССИОНАЛЬНО-
3.1 Модель профессионально-педагогических компетенций и качеств преподавателя высшего учебного заведения……….………………………..………………
3.2 Модель формирования компетенций современного преподавателя высшей школы…………………………………….…………………………
3.3 Рекомендации по формированию и развитию компетенций и качеств современного преподавателя высшего учебного заведения……...………………………….…49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………….……………54
ГЛОССАРИЙ………………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
Введение
Современные изменения и процесс модернизации, происходящие в национальной экономике России, непосредственно отражаются на функционировании и развитии образовательной системы. В таких условиях образование должно проявлять особую мобильность и не только успевать за требованиями времени, но и в значительной степени опережать их.
Между тем, существует ряд проблем, как в системе общего, так и высшего профессионального образования, на решение которых сегодня должны быть направлены значительные материальные и человеческие ресурсы.
Поэтому необходим качественно новый подход к построению образовательной системы в России, при которой должна возрасти эффективность самостоятельной работы обучающихся и созданы условия для максимальной индивидуализации обучения. На современном этапе одним из актуальных таких подходов к определению профессионализма специалиста является компетентностный подход, основанный на определенных ключевых компетенций.
К настоящему времени накоплен определенный научный опыт осмысления сущности категорий «компетенция» и «компетентность» (А.Н. Дахин, О.В. Лебедев, Г.В. Голуб, Т.В. Иванова, А.В. Баранников, О.В. Чуркова, А.В. Хуторской,Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, К. С. Махмурян, Е. Н. Соловова, В. В. Сафонова, Дж. Ра.вен, Р. Уайт, Х. Хершген, Е. В. Бондаревская, И. А. Зимняя, Г. Халаж и др.), однако споры по проблеме ведутся уже не первый год, и в настоящее время оба термина прочно вошли в педагогический дискус. В то же время, желание участвовать в Болонском процессе обязывает российскую образовательную систему говорить на языке, адекватном языкам образовательных систем остальных стран-участниц. Необходимо только добиться ясности в определении новых понятий и того, чтобы их значение одинаково понималось как участникам и нынешних дискуссий, так и авторами предполагаемых изменений в российской образовательной системе.
Основная цель профессионального образования - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования.
Решение задачи коренного улучшения системы профессионального образования, качества подготовки работников в тесной взаимосвязи с развитием фундаментальной и прикладной науки имеет определяющее значение для будущего страны. Оно предполагает совместные усилия академического и педагогического сообщества, государства, предпринимательских кругов.
Для преподавателя профессиональные знания – это знания не только своего предмета, но и педагогической техники, владение методами и приемами обучения. «Передача» знаний студентам – сложный процесс. Задача преподавателя заключается вовсе не в том, чтобы поделиться имеющейся информацией и научными фактами с обучающимися. Его целью должно стать формирование гибкости мышления молодого человека, развитие у него умения добывать знания самостоятельно и применять их, адаптируясь к быстроменяющимся условиям жизни.
Таким образом, исходя из актуальности проблемы, можно сделать вывод о том, что применение компетентностного подхода во многом будет способствовать модернизации вузовской системы в целом и профессионализма и педагогического мастерства педагогов.
Целью данного исследования является разработка модели и количественной оценки качеств, компетенций преподавателя высшего учебного заведения и рекомендаций по формированию профессионально-педагогических компетенций.
В соответствии с целью были сформулированы задачи исследования:
1. Изучение теоретических основ понятия «компетенция» и компетентностный подход;
2. Определение методических основ к исследованию моделирования и количественной оценки компетенций современного преподавателя высшего учебного заведения;
3. Анализ состава преподавателей высшего учебного заведения;
4. Определение ключевых компетенций преподавателя высшего учебного заведения;
5. Оценка и определение рангов приоритетности компетенций и качеств преподавателя высшего учебного заведения;
6. Количественная оценка качеств преподавателя высшего учебного заведения;
7. Разработка модели компетенций и качеств преподавателя высшего учебного заведения;
8. Разработка рекомендаций по формированию и развитию компетенций современного преподавателя высшего учебного заведения.
Объект исследования - преподаватели высшего учебного заведения высших учебных заведений г. Пензы (ПГУ, ПГУАС, ПГПУ)
Предметом исследования является процесс формирования профессионально-педагогических компетенций.
Исходя, из актуальности исследования и приведенных выше аргументов в пользу компетентностного подхода и формирования компетенций, можно предложить следующую гипотезу исследования. Гипотеза – предполагаем, что целенаправленная систематическая работа по формированию педагогической компетентности повышает уровень профессиональной подготовки будущих преподавателей.
Практическая значимость исследования заключается в том, что модель и количественную оценку качеств и компетенций преподавателей можно применять в высших учебных заведений в системе образования в процессе подготовки и переподготовки преподавателей.
Научная новизна данного исследования заключается в совершенствовании определения «компетенция», разработка рекомендаций и модели по формированию компетенций современного преподавателя.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ КАЧЕСТВ И КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
1.1. Компетентностный подход и его роль в современном высшем образовании
Состояние образования в современном мире сложно и противоречиво. С одной стороны, образование в 21-м веке стало одной из самых важных сфер человеческой деятельности; огромные достижения в этой области легли в основу грандиозных социальных и научно-технологических преобразований, характерных для уходящего века. С другой стороны, расширение сферы образования и изменение ее статуса сопровождаются обострениями проблем в этой сфере, которые свидетельствуют о кризисе образования. И, наконец, в последние десятилетия в процессе поисков путей преодоления кризиса образования происходят радикальные изменения в этой сфере и формирование новой образовательной системы.
Основой образовательной программы на сегодняшний день является компетентностный подход. Он является основополагающим и в современной модернизации высшего образования в России[19,стр. 43].
Компетентностный подход зародился в североамериканских Соединенных Штатах, первоначально он сформировался в сфере профессионального отбора в качестве реакции на общераспространенную практику применения стандартных психометрических тестов способностей. В 1973 году компетентностный подход приобрел многих сторонников в разных образовательных структурах. Но особый размах это движение приняло в Великобритании: там оно с 1986 года получило официальную поддержку правительства, и концепция компетенций была положена в основу национальной системы квалификационных стандартов. В российской образовательной системе термин «компетентностный подход» укоренился недавно. Именно этот термин употребляется в официальных документах, в том числе в Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы[1] (раздел «Совершенствование содержания и технологий образования», п.З) и в Плане мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005-2010 годы [9, стр.105].
По самому названию подхода ясно, что главными целями образования являются компетентности и условия их формирования. Под компетентностным подходом понимается направленность образования на развитие личности обучающегося в результате формирования у него таких личностных качеств, как компетентность посредством решения профессиональных и социальных задач в образовательном процессе.
Компетентностный подход во всех своих смыслах и аспектах наиболее глубоко отражает основные аспекты процесса модернизации. Именно в рамках этой "прогрессистской" установки делаются утверждения: