Менеджмент организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:14, курсовая работа

Описание работы

Эффективное становление рыночных отношений в России во многом определяется формированием современных управленческих отношений, повышением управляемости экономики. Именно менеджмент, управление обеспечивает связанность, интеграцию экономических процессов в организацию. Менеджмент – важнейшее понятие в рыночной экономике. Его изучают экономисты, предприниматели, финансисты, банкиры и все, кто имеет отношение к бизнесу.

Для того чтобы предприятие работало эффективно, необходимо правильно организовать труд работников, при этом постоянно контролируя деятельность работников, используя различные методы управления персоналом. В связи с эти актуальность темы курсовой работы не вызывает сомнения.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ…………………………………………………………………..5

1.1 Система руководящей деятельности ………………………………....5
1.2 Сущность организации управления……….…………………….…….8

1.3 Методика оценки эффективности системы управления…………....13

2..АНАЛИЗ СЛОЖИВШЕЙСЯ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ В ХОЗЯЙСТВЕ……………………………………………………………………..19
2.1 Общая характеристика хозяйства и его деятельности……………..19
2.2 Организационная, производственная структура и структура управления в СПК (колхоз) «Октябрь».………………………………………..25

2.3 Оценка должностных инструкций…………………………………...27

2.4 Действующее штатное расписание…………………………………..28

2.5. Оценка эффективности действующей системы управления………28
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ……..34
3.1. Ввод должностных инструкций..……………………………………34
3.2 Изменение организации труда ………….………………….…………38
3.3 Перспективы развития СПК (колхоз) «Октябрь»…………………..41
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ………………………………………….46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...48
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………..49

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 521.00 Кб (Скачать)

          

     2.2 Организационная,  производственная  структура и структура  управления в СПК (колхоз) «Октябрь» 

     Структура предприятия – это внутреннее строение предприятия, которое характеризует состав подразделений, систему связи, соподчиненность и взаимодействие между ними. Различают:

     -общую  структуру;

     -производственную  структуру;

     -структуру  управления.

     Общая (организационная) – совокупность всех производственных, непроизводственных и управленческих подразделений и предприятий.

     Производственная  – совокупность производственных подразделений, которые прямо или косвенно участвуют  в производственном процессе.

     Внутри  каждого хозяйства создаются производственные подразделения. Их число и размер зависят от размера хозяйства, его местоположения, специализации, от рельефа и качества земель, от состава культур; поголовья и структуры стада, форм организации труда и обеспеченности рабочей силой; от обеспеченности хозяйственными помещениями, средствами производства.

     Состав  внутрихозяйственных подразделений  и служб вспомогательного, культурно – бытового и хозяйственного назначения определяет организационно – производственную структуру хозяйства. [9]

     Организационная структура хозяйства представлена  в Приложении 2.

     Производственная  структура предприятия: административное здание; автогараж; животноводческая ферма; зерноток; складские помещения в зданиях.

     Организационно  – производственная структура хозяйства представлена 2 цехами:

  1. цех растениеводства;
  2. цех животноводства;

     Данная  организационная структура практически совсем не соответствует целям предприятия. Но так как хозяйство специализируется на выпуске не одного, а нескольких видов продукции, то цеховая структура подходит для организации производства.

     Структура управления хозяйства СПК (колхоз) «Октябрь» представлена в Приложение 3.

     Регламентирующими документами, которые обуславливают  четкость и понятность соподчинения в системе управления, является Устав и Положение по оплате труда, в котором перечислены некоторые функции, выполняемые тем или иным работником.

     Кадры управления в хозяйстве представлены людьми преимущественно со средним специальным образованием и достаточным стажем работы. Они образованны и имеют авторитет среди работников.

     Структура управления – это упорядоченная совокупность звеньев управления, которые представляют собой организационно – обособленные должности и подразделения, обладающие необходимой МТБ для выполнения административных функций.

     Председатель колхоза – Шушкова Валентина Николаевна. Возраст 49 лет. Стаж работы на данном предприятии 29 лет 9 месяцев. Образование – Великоустюгский техникум по специальности: зоотехник-организатор. Председателем работает 10 лет, человек компетентный в отрасли сельского хозяйства

     Экономист по расчетам с работниками – Драчева Вера Витальевна. Возраст - 50 лет. Стаж работы на предприятии – 31 год. Образование – Грязовецкое училище подготовки кадров. Специальность – бухгалтер колхозов (стаж на должности – 10 лет).

     Характеристика  сложившейся системы  управления на предприятии  и ее эффективность.

     В хозяйстве структура управления отраслевая. Она хороша там, где связи между центральной конторой и периферийными центрами управления (в частности бригадами) надежны, постоянны. Руководство деятельностью предприятия осуществляет председатель СПК (колхоз) «Октябрь». В его непосредственном (линейном) подчинении находятся главный бухгалтер, экономист по расчетам с работниками, старший зоотехник, заведующий складом. Так, на уровень председателя выходят 4 специалиста. По норме управляемости на председателя должны выходить не более 10 специалистов, иначе нарушается уровень управляемости. Так как предприятие небольшое, то 4 специалиста на уровень председателя – это нормальный показатель.

     В хозяйстве при принятии решений используются различные методы, которые зависят от предмета решения, от ситуации. При постановке задачи перед исполнителем на предприятии применяются различные методы, в зависимости от ситуации и от качеств исполнителя (квалификация, опыт, инициативность, исполнительность). Очень важным является материальное стимулирование работников, установление прогрессивно возрастающих расценок на продукцию. Все это позволяет стимулировать как прирост производства продукции, так и повышение ее качества, что очень важно для предприятия. На предприятии отсутствует премиальный фонд.

     Руководитель  управляет своими подчиненными с  помощью приказов, распоряжений и др. Невыполнение  подчиненным административных установок влечет за собой административные наказания или поощрения.

       Используются также и специальные  методы руководства. При постановке задач в период напряженных работ (весенне–летне–осеннего периода) или в период сложной материальной или организационной ситуации руководитель использует авторитарные методы, которые не подлежат обсуждению, выполняются беспрекословно. До бригады четко доводится задача, что необходимо делать, в каком количестве и качестве, доводится система организации труда, режимы труда и отдыха, вознаграждение за труд и строго прописывается метод выполнения задачи.

     После постановки задачи работу исполнителей следует поставить на контроль, для  чего руководителю необходимо владеть  методами контроля производства. При контроле продуктивности коров применяются контрольные дойки - зоотехнический метод, при контроле затрат - методы бухгалтерского учёта и т.д.

     И структура управления, и организационная  структура не полностью соответствуют целям и условиям предприятия.

     Неполностью укомплектованные цеха способствуют неэффективному производству, недополучению продукции, а, значит, и прибыли, что ведет к снижению рентабельности производства. К целям хозяйства относятся: удовлетворение потребностей населения в сельскохозяйственной продукции, получение прибыли, а недостаток квалифицированных кадров и нехватка специалистов не могут полностью удовлетворить цели, поставленные при создании предприятия.

     2.3 Оценка должностных инструкций

     Должностная инструкция – это организационно-правовой документ, в котором определяются основные функции, обязанности, права и ответственность сотрудника [9].

     Должностная инструкция позволяет хорошо понимать свою работу, позволяет выработать управленцу некоторый ритм в работе. Начинает формироваться творческий подход к делу. А также, описание работы на должности позволяет эффективнее проводить процедуру «Введение в должность» и аттестацию. В хозяйстве не используются даже типовые должностные инструкции.

     То  обстоятельство, что в хозяйстве должностные инструкции не разрабатываются приводит к тому, что работники не знают свои обязанности, права и ответственность, и поэтому очень часто разработанные планы на предприятии не выполняются. На исследуемом предприятии должностные инструкции не разрабатываются. 

     2.4 Действующее штатное  расписание. 

     Штатное расписание – это документ, устанавливающий должностной и численный состав работников в составе структурных подразделений с указанием должностных окладов.

     В колхозе численность работников составляет на 2009 год 17 человек, из них 2 руководителей. Необходимо установить, соответствует ли данное соотношение нормативной численности управленческого персонала для данного хозяйства. Это можно сделать с помощью следующей формулы:

     S = ,                                                            (3)                                                                                           

     где а – численность производственных рабочих;

     в – норма управляемости (7 – 10 человек на 1 управленца);

     S – нормативная численность управленческого персонала.

     Тогда, воспользовавшись формулой 3, получим:

       S=(17-2)/(7-1)=2,5 человека.

     Норматив  по аппарату управления из расчетов соответствует  реальной численности управленцев на предприятии, т.е. качество управления не ухудшается и не растет дистанция между управляющими и управляемыми.

     На  первое место целесообразно поставить  проблему качества аппарата, нежели его  количества, т.к. принятие неправильно  решения, неумелая работа с людьми, бесконтрольность могут привести хозяйство к катастрофе.

     В штатном расписании по колхозу указаны должности работников, их количество и коэффициенты, с помощью которых рассчитывается заработная плата.  

     2.5. Оценка эффективности  действующей системы  управления.

     Полная  оценка эффективности руководства  производством может быть произведена  с помощью экономических, социальных и организационных показателей.

     Об  уровне организованности системы управления можно судить по коэффициенту организованности системы управления.

     Из  организационных показателей исчисляется  общий коэффициент организованности системы управления:

     Корг = К1 * К2 * К3 * К4 * К5 * К6,                                             (4)

       где Коргобщий коэффициент организованности системы управления;

     К1 – К6 частные коэффициенты организованности;

     К1коэффициент регламентации труда в системе;

     К2 коэффициент плановости в работе;

     К3коэффициент квалификации кадров управления;

     К4коэффициент обеспеченности системы кадрами управления;

     К5коэффициент социально – психологического климата в системе управления;

     К6 коэффициент организации труда работников аппарата в системе управления.

     Идеальное значение К1 – К6 = 1, нормативное допустимое – 0,9. Поскольку нормативное допустимое значение каждого частного коэффициента равно 0,9, то

     Корг = 0, 9 * 0, 9 * 0, 9 * 0, 9 * 0, 9 * 0, 9 = 0, 54.

     С этим значением и соединяется фактическое значение общего коэффициента организованности системы управления.

     В исследуемом предприятии:

     Корг=0,4*0,6*0,6*0,65*0,55*0,5=0,026

     Общий коэффициент организованности системы  управления, определяющий уровень организационной культуры имеет  значение ниже среднего (0,026) по сравнению с нормативным 0,54, что говорит о плохой эффективности организации.

     К1=0,4, так как на предприятии должностные инструкции не разрабатываются, и работники плохо подчиняются правилам, установленным на предприятии.

     К2=0,6, так как не каждый член управленческого аппарата записывает дела на день, но в целом работа на день планируется.

     К3=0,6, так как кадры управления представлены людьми и со средним профессиональным.

     К4=0,65, так как предприятие обеспечено кадрами управления.

Информация о работе Менеджмент организации