Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:14, курсовая работа
Эффективное становление рыночных отношений в России во многом определяется формированием современных управленческих отношений, повышением управляемости экономики. Именно менеджмент, управление обеспечивает связанность, интеграцию экономических процессов в организацию. Менеджмент – важнейшее понятие в рыночной экономике. Его изучают экономисты, предприниматели, финансисты, банкиры и все, кто имеет отношение к бизнесу.
Для того чтобы предприятие работало эффективно, необходимо правильно организовать труд работников, при этом постоянно контролируя деятельность работников, используя различные методы управления персоналом. В связи с эти актуальность темы курсовой работы не вызывает сомнения.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ…………………………………………………………………..5
1.1 Система руководящей деятельности ………………………………....5
1.2 Сущность организации управления……….…………………….…….8
1.3 Методика оценки эффективности системы управления…………....13
2..АНАЛИЗ СЛОЖИВШЕЙСЯ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ В ХОЗЯЙСТВЕ……………………………………………………………………..19
2.1 Общая характеристика хозяйства и его деятельности……………..19
2.2 Организационная, производственная структура и структура управления в СПК (колхоз) «Октябрь».………………………………………..25
2.3 Оценка должностных инструкций…………………………………...27
2.4 Действующее штатное расписание…………………………………..28
2.5. Оценка эффективности действующей системы управления………28
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ……..34
3.1. Ввод должностных инструкций..……………………………………34
3.2 Изменение организации труда ………….………………….…………38
3.3 Перспективы развития СПК (колхоз) «Октябрь»…………………..41
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ………………………………………….46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...48
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………..49
Данный рисунок читается следующим образом: если имеются значимые цели руководства, то руководителю необходимо располагать информацией, генерировать ее, воздействовать ею на подчиненных. На поведение людей руководитель имеет право воздействовать как косвенно, через социально-экономическую среду, так и прямо, отдавая приказы и распоряжения [1].
Под системой руководящей деятельности понимается совокупность принципов, технологии, методов и средств руководителя, применение которых в реальной практике обеспечивает квалифицированное выполнение процесса управления производством (достижения целей социальной системы).
В
целом система руководящей
Под целью предприятия понимается планируемый социально- экономический результат его деятельности на определенном отрезке времени.
Под целью руководства понимается создание гармоничного коллектива предприятия, ритмичная, согласованная работа которого обеспечивает совместное достижение целей предприятия.
Нельзя отождествлять цели предприятия и цели руководства, так как для их достижения создаются разного уровня структурные системы.
Из сущности процесса управления производством, и того, что он является трудом руководителя, выводится следующее понятие эффективности руководящей деятельности.
Эффективность руководства определяется степенью достижения руководителем (желательных) планируемых идей, программ, поставленных целей. То есть, когда задуманное становится реальностью, это свидетельствует об эффективности деятельности руководителя. Такой эффект говорит о том, что процесс управления в производстве выполняется квалифицированно и качественно. Достаточно полно характеризует эффективность руководящей деятельности ритмичность производства, которая призвана обеспечить ритм - согласованность в пространстве и во времени деятельность людей. Создание ритма выступает как необходимая функция управленческого персонала во главе с руководителем.
Для эффективной работы с людьми необходимо выполнять девять принципов:
1) отчетливая постановка цели перед подчиненными;
2) нормирование и планирование производства;
3) нормализация условий
4) дисциплина;
5) учет и контроль;
6) инструктирование подчиненных;
7) справедливое отношение к подчиненным;
8) диспетчеризация производства;
9) справедливая оплата труда.
1.2
Сущность организации
управления на предприятии
Организация управления - это деятельность руководителя по созданию системы управления. Второй смысл организации управления - это система управления, целью которой является выполнение процесса управления предприятием, что в свою очередь приводит к созданию в нем социального порядка и достижению целей коллектива. Система управления предприятия эффективна в том случае, если она обеспечивает достижение целей предприятия при нормативных затратах на ее содержание и функционирование.
Принципы организации управления:
1) системный подход, как организационная точка зрения;
2)
единоначалие, персональная ответственность
и коллегиальность в
3)
аппарат управления должен
4)
построение и корректировка
5) организация управления – индивидуальная для каждого предприятия задача, так как у каждого предприятия свои цели и условия;
6)
профессиональная
7)
экономичность и
Организационная структура – это состав взаимосвязанных и обособленных внутрихозяйственных подразделений и служб.
Структура управления – это состав взаимосвязанных и обособленных работников по должностям.
Структура аппарата управления зависит от следующих факторов:
Структуры
для сельскохозяйственного
Выбор
типа структуры осуществляется исходя
из следующих соображений. Там, где имеют
место многоотраслевые производственные
подразделения, где нет надежных постоянных
связей с центральной конторой, где работники
хозяйства проживают в мелких, разбросанных
по территории колхоза населенных пунктах,
лучше иметь отделенческую организационную
структуру и структуру управления. В этом
случае создаются наделенные необходимыми
ресурсами отделения, комплексные бригады,
способные работать автономно без постоянной
связи с центром (относительно продолжительное
время). Отделенческая структура управления
характеризуется производственно-
В условиях углубленной специализации происходит усиление внутриотраслевых связей при ослаблении связей между отраслями по использованию техники и рабочей силы. В результате получает развитие отраслевая структура управления, при которой одинаковые по специализации внутрихозяйственные подразделения, выполняющие работы по производству однородного продукта или части его, независимо от территориального расположения объединяются в специализированные цехи. Соответственно структура управления называется цеховой или отраслевой.
Степень однородности производимого продукта в цехе зависит от размеров производства, глубины специализации и концентрации. При крупных размерах подотраслей и сравнительно высоком уровне концентрации цехи могут быть узкоспециализированными (овощеводства, птицеводства, свиноводства и т.д.). В хозяйствах, развивающих несколько отраслей растениеводства и животноводства в сравнительно небольших размерах, цехи могут объединять растениеводство и животноводство. При этом главные (старшие) специалисты становятся их руководителями и выполняют как общие (административные), так и технологические функции.
Условия,
необходимые для внедрения
-
узкая специализация
- компактность территории;
-
наличие
- надежные средства связи.
Бригадная структура управления — наиболее простая, находит применение в небольших по размеру хозяйствах (овощеводство закрытого грунта). Может быть построена как на территориальных принципах (комплексные бригады), так и на отраслевых. Однако в любом случае объем работ резко возрастает.
Комбинированная структура управления применяется в хозяйствах, где имеются многоотраслевые подразделения с организацией производства по территориальному принципу и специализированные (цехи, бригады), в основе организации которых лежат отраслевые принципы. На практике может иметь место множество таких комбинаций. Комбинированная структура является как бы переходной от отделенческой к цеховой. Она рациональна для специфических условий, где сочетаются многоотраслевые производственные подразделения (и они в этом хозяйстве необходимы) и узкоспециализированные производственные подразделения, построенные по отраслевому признаку.
Типизация структур управления имеет важное значение для разработки штатных нормативов и определения численности работников управления, позволяет шире использовать стандартизацию и унификацию отдельных его элементов и процессов, своевременно выявлять устаревшие формы и разрабатывать обоснованные рекомендации по дальнейшему совершенствованию структур, разработке положений, должностных инструкций и т. д.
Директор совхоза, председатель колхоза принимают решение о типе структуры путем подключения к этому вопросу главных специалистов, руководителей производственных подразделений. Руководитель хозяйства приглашает указанных должностных лиц на совещание, на котором детально взвешиваются «за» и «против» по отношению к тому или иному типу структуры. В том случае, когда большинство отдает предпочтение определенному типу структуры, такая точка зрения и считается наиболее рациональной. Конечно, руководитель может иметь иное решение данного вопроса, но в таком случае ему необходимо хорошо убедить своих подчиненных в избранном им варианте типа структуры. Навязывание новых структур подчиненным не приводило на практике к рационализации управления. Более того, люди начинали сопротивляться нововведениям. После того, как принято решение о рациональном типе структур, следует детальная их разработка.
Структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми. При построении структуры управления решаются такие вопросы: а) определение фактической (не нормативной) численности работников аппарата управления по должностям; б) определение назначения каждой должности; в) установление соподчиненности и взаимодействия между работниками аппарата управления.
Таким образом, при разработке структуры управления речь идет о формировании совокупности должностей аппарата управления с одновременным установлением их назначения, соподчиненности и взаимодействия.
Для того чтобы не допускать принципиальных ошибок при разработке структур, разработчикам полезно помнить принципы их построения.
3.
Необходимые и достаточные
4.
Построение структур —
С уяснением принципов построения структур начинается освоение метода их построения.
Итак, при построении структур директором совхоза (председателем колхоза), главным экономистом первоначально уясняются принципы подобной работы. Следующий шаг — определить нормативную численность работников аппарата управления на основании типовых штатных нормативов. Эту работу выполняет главный экономист со своим отделом. Затем принимается решение руководителем о типе структуры. После того, как принято решение о рациональном типе структур, следует детальная их разработка.