Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 14:21, курсовая работа
Становление и дальнейшее развитие рыночных отношений в РФ тесно связано с повышением эффективности предпринимательской деятельности субъектов хозяйствования. Процесс реформирования экономики России еще со времен перестройки вызвал значительные изменения в системе экономических отношений. Переход к рыночной экономике непосредственно связан с формированием и развитием института частной собственности.
До сих пор отсутствуют нормативные акты, регулирующие ипотечные и залоговые правоотношения малых предприятий. По-прежнему идут одни лишь разговоры о необходимости разработки проекта федерального закона о защите прав и законных интересов предпринимателей.
Правительство РФ разработало новую федеральную целевую программу поддержки малого и среднего бизнеса, которая действует с 2003 года, и с января 2003 г. введена упрощенная система налогообложения в этом секторе экономики.
В основе
всей системы программных
В Республике
Татарстан уже открыт центр ускоренной
и упрощенной регистрации предпринимателей,
осуществляющий регистрацию в течение
одних суток. Кроме того, планируется
создание постов администраций, которые
должны будут участвовать во всех
проверках малых предприятий. Представители
администраций будут также
Кроме того, реализация мероприятий по поддержке малого бизнеса осуществляется с привлечением средств местных бюджетов, внебюджетных финансовых источников и собственных средств субъектов малого предпринимательства. При этом предприниматели по упрощенной системе могут получать до 1,5 млн. руб. на каждый проект.
В последнее время в силу ряда причин (в частности, снижение активности на валютном и фондовом рынках) банки вынуждены искать другие источники вложения своих средств. И в этом смысле малое предпринимательство для них представляет определенный интерес. Немаловажным фактором является надежность предпринимателей, работающих в малом бизнесе [39, с. 119].
Значительные возможности в развитии малого предпринимательства появились с возникновением виртуального бизнеса.
Необходимо в республике Татарстан разработать программу по развитию электронной коммерции и увязать ее с государственной комплексной программой по развитию малого предпринимательства. При этом желательно учитывать в оценке экономических показателей республики деятельность Интернет–магазинов. Следует добавить также, что виртуальный бизнес не требует существенных капитальных вложений на создание новых рабочих мест.
Таким образом,
в данной главе были выявлены основные
этапы и проблемы малого бизнеса,
определены основные направления развития
и совершенствования сферы
2. Анализ системы поддержки
2.1 Система поддержки малого
бизнеса на территории
Динамика развития малого
предпринимательства в
По данным Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан на 1 января 2007 года, в Республике Татарстан зарегистрировано 34944 малых предприятия и 130146 индивидуальных предпринимателей. Из них количество отчитывающихся субъектов малого предпринимательства составляет 107861 (65,3% от общего количества субъектов), в т.ч. 22881 (65,5%) малых предприятий и 84980 (65,3%) индивидуальных предпринимателей.
По прогнозным данным, сумма доходов от реализации товаров (работ и услуг), произведенных субъектами малого предпринимательства, в 2006 году возросла на 64% по сравнению с 2005 годом и составила 126,6 млрд. рублей, что почти в 3 раза превышает сумму доходов, полученных в 2003 году.
Данные результаты позволили увеличить удельный вес добавленной стоимости субъектов малого предпринимательства в экономике Республики Татарстан до 17%.
В 2006 году суммы налоговых
платежей субъектов малого предпринимательства
составили 8,9 млрд. рублей, или более
9% от налоговых поступлений всех
хозяйствующих субъектов
Экономическая активность малых предприятий растет. Так, за 2006 год доля предприятий малого бизнеса в общем объеме поставок для государственных нужд выросла с 23% до 38,6%.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан, объем инвестиций в основной капитал малых предприятий вырос с 345,8 млн. рублей в 2003 году до 4032,4 млн. рублей в 2006 году.
Таким образом, можно сделать
вывод, что в 2003 – 2006 годах реализация
Государственной комплексной
Расширена инфраструктура поддержки
малого предпринимательства в регионе.
В 41 муниципальном образовании
Создана основа инновационной инфраструктуры в Республике Татарстан, при этом был использован опыт таких стран, как США, Швеция и Китай.
В ноябре 2004 года в соответствии
с Постановлением Кабинета Министров
Республики Татарстан от 12.11.2004 № 640
создано ОАО «Инновационно-
В мае 2006 года в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.03.2006 № 149 состоялось открытие Камского индустриального парка «Мастер» в г. Набережные Челны. В г. Лениногорске создано ООО «Инновационно-производственный технопарк «Идея-Юго-Восток».
Упрощена процедура и
уменьшен срок для регистрации субъектов
малого предпринимательства в
Принят ряд нормативных
правовых актов, регламентирующих порядок
работы контролирующих органов: Постановления
Кабинета Министров Республики Татарстан
от 12.02.2005 № 91 «О мерах по совершенствованию
системы государственного контроля
(надзора) за деятельностью субъектов
предпринимательской
Министерством юстиции Республики Татарстан ведется работа по организации взаимодействия уполномоченных органов при проведении государственного контроля (надзора) за субъектами предпринимательской деятельности.
Издан Приказ Министерства внутренних дел Республики Татарстан от 6 января 2006 года № 4 «Об упорядочении проведения проверок субъектов малого и среднего предпринимательства органами внутренних дел Республики Татарстан».
С целью привлечения
Агентство по развитию предпринимательства Республики Татарстан обеспечило созданные СКПК компьютерами и другой оргтехникой на общую сумму 550 тыс. рублей.
Устойчиво развиваются традиционные источники финансирования субъектов малого предпринимательства. Объем привлечения кредитных ресурсов субъектами малого предпринимательства у банков Республики Татарстан за 2006 год составил 61,9 млрд. рублей, что в 1,8 раза больше, чем в 2005 году. Доля кредитов субъектов малого предпринимательства в общем кредитном портфеле банков составляет более 30%. Также наблюдается устойчивое увеличение количества выдаваемых кредитов субъектам малого предпринимательства. Общее количество кредитов, выданных субъектам малого предпринимательства в 2006 году, составило 21203, что в 1,4 раза больше, чем в 2005 году.
Банки Республики Татарстан
предоставляют кредиты в
Государство может использовать положительный опыт взаимодействия банков с малым предпринимательством, помогая последнему в создании положительной кредитной истории с помощью реализации мероприятий по финансированию проектов начинающих предпринимателей, что в конечном итоге повлияет на легализацию «серого» рынка.
Реализована Программа государственных гарантий по заимствованиям субъектов малого предпринимательства. В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.02.2004 № 73 выданы кредиты под государственные гарантии Республики Татарстан в 2005 г. на общую сумму 52,5 млн. рублей, сумма государственных гарантий по которым составила 43,1 млн. рублей. В 2006 г. выданы кредиты на общую сумму 64,3 млн. рублей, сумма государственных гарантий составила 55,6 млн. рублей.
Через Татарский республиканский фонд финансовой поддержки малого предпринимательства с 2003 года по 2006 год профинансировано 146 проектов субъектов малого предпринимательства на сумму 55,29 млн. рублей.
Состоялся диалог «Бизнес
– Власть – Общество» в рамках
проведенного Республиканского съезда
предпринимателей, состоявшегося 28 октября
2005 г. в г. Набережные Челны, в соответствии
с которым разработан и утвержден
План мероприятий по выполнению решений,
принятых на съезде. На текущий момент
большая часть мероприятий
Ежемесячно издается набор дайджестов, где в кратком виде излагаются различные нововведения в сфере законодательства и практики ведения бизнеса, касающиеся малого предпринимательства.
Финансирование
На основании анализа
реализации Государственной комплексной
программы Республики Татарстан
по развитию малого предпринимательства
на 2003 - 2006 годы и аналитических материалов
о состоянии и развитии малого
предпринимательства в
Рассмотрим направления решений поставленных задач.
Настоящая Программа является
составной частью Программы социально-