Малый бизнес и муниципальные власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 14:21, курсовая работа

Описание работы

Становление и дальнейшее развитие рыночных отношений в РФ тесно связано с повышением эффективности предпринимательской деятельности субъектов хозяйствования. Процесс реформирования экономики России еще со времен перестройки вызвал значительные изменения в системе экономических отношений. Переход к рыночной экономике непосредственно связан с формированием и развитием института частной собственности.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 188.13 Кб (Скачать)

До сих  пор отсутствуют нормативные  акты, регулирующие ипотечные и залоговые  правоотношения малых предприятий. По-прежнему идут одни лишь разговоры  о необходимости разработки проекта  федерального закона о защите прав и законных интересов предпринимателей.

Правительство РФ разработало новую федеральную  целевую программу поддержки  малого и среднего бизнеса, которая  действует с 2003 года, и с января 2003 г. введена упрощенная система  налогообложения в этом секторе  экономики.

В основе всей системы программных направлений  закладывается комплекс мероприятий  по совершенствованию нормативно-правовой базы, обеспечивающей развитие малого предпринимательства. Этот комплекс мероприятий  нацелен на разработку концепции  формирования правового поля государственной  поддержки малого предпринимательства.

В Республике Татарстан уже открыт центр ускоренной и упрощенной регистрации предпринимателей, осуществляющий регистрацию в течение  одних суток. Кроме того, планируется  создание постов администраций, которые  должны будут участвовать во всех проверках малых предприятий. Представители  администраций будут также вести  банк данных о количестве и результатах  проверок.

Кроме того, реализация мероприятий по поддержке  малого бизнеса осуществляется с  привлечением средств местных бюджетов, внебюджетных финансовых источников и  собственных средств субъектов  малого предпринимательства. При этом предприниматели по упрощенной системе  могут получать до 1,5 млн. руб. на каждый проект.

В последнее  время в силу ряда причин (в частности, снижение активности на валютном и  фондовом рынках) банки вынуждены  искать другие источники вложения своих  средств. И в этом смысле малое  предпринимательство для них  представляет определенный интерес. Немаловажным фактором является надежность предпринимателей, работающих в малом бизнесе [39, с. 119].

Значительные  возможности в развитии малого предпринимательства  появились с возникновением виртуального бизнеса.

Необходимо  в республике Татарстан разработать  программу по развитию электронной  коммерции и увязать ее с государственной  комплексной программой по развитию малого предпринимательства. При этом желательно учитывать в оценке экономических  показателей республики деятельность Интернет–магазинов. Следует добавить также, что виртуальный бизнес не требует существенных капитальных  вложений на создание новых рабочих мест.

Таким образом, в данной главе были выявлены основные этапы и проблемы малого бизнеса, определены основные направления развития и совершенствования сферы малого бизнеса, а также была рассмотрена  программа развития малого бизнеса  в Татарстане. Проведенные исследования показали, что малый бизнес представляет собой бизнес, построенный на основе предпринимательской деятельности малых предприятий. При отнесении  предприятия к числу малых  используются такие критерии, как  численность занятых на предприятии, годовой объем производства, годовой  объем продаж и среднегодовая  балансовая стоимость активов. Развитие малого бизнеса создает благоприятные  условия для оздоровления экономики, расширяется потребительский сектор. Повышение эффективности функционирования российской экономики неразрывно связано  с решением проблем становления  и развития малого предпринимательства. На республиканском уровне Татарстана существуют определенные механизмы  обеспечивающие ускоренную регистрацию  предпринимателей, инвестирование проектов малого бизнеса и другие. Руководство  республики постоянно контролирует сферу развития малого и бизнеса  и разрабатывает различные программы  и инструменты для поддержки  данного сектора экономики.

 

 

2. Анализ системы поддержки малого  бизнеса в муниципальных образованиях  в современных условиях

 

2.1 Система поддержки малого  бизнеса на территории Российской  Федерации и Республики Татарстан

 

Динамика развития малого предпринимательства в Республике Татарстан характеризуется следующими показателями.

По данным Управления Федеральной  налоговой службы по Республике Татарстан  на 1 января 2007 года, в Республике Татарстан  зарегистрировано 34944 малых предприятия  и 130146 индивидуальных предпринимателей. Из них количество отчитывающихся субъектов  малого предпринимательства составляет 107861 (65,3% от общего количества субъектов), в т.ч. 22881 (65,5%) малых предприятий  и 84980 (65,3%) индивидуальных предпринимателей.

По прогнозным данным, сумма  доходов от реализации товаров (работ  и услуг), произведенных субъектами малого предпринимательства, в 2006 году возросла на 64% по сравнению с 2005 годом  и составила 126,6 млрд. рублей, что  почти в 3 раза превышает сумму  доходов, полученных в 2003 году.

Данные результаты позволили  увеличить удельный вес добавленной  стоимости субъектов малого предпринимательства  в экономике Республики Татарстан  до 17%.

В 2006 году суммы налоговых  платежей субъектов малого предпринимательства  составили 8,9 млрд. рублей, или более 9% от налоговых поступлений всех хозяйствующих субъектов Республики Татарстан в бюджеты всех уровней, в том числе налоговые платежи  малых предприятий – 7,6 млрд. рублей (прирост на 88% к 2003 году), а налоговые  платежи индивидуальных предпринимателей – 1,2 млрд. рублей, что почти в 3 раза больше, чем в 2003 году.

Экономическая активность малых  предприятий растет. Так, за 2006 год  доля предприятий малого бизнеса в общем объеме поставок для государственных нужд выросла с 23% до 38,6%.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной  статистики по Республике Татарстан, объем  инвестиций в основной капитал малых  предприятий вырос с 345,8 млн. рублей в 2003 году до 4032,4 млн. рублей в 2006 году.

Таким образом, можно сделать  вывод, что в 2003 – 2006 годах реализация Государственной комплексной программы  Республики Татарстан по развитию малого предпринимательства на 2003 – 2006 годы положительно повлияла на основные показатели развития малого предпринимательства  в Республике Татарстан.

Расширена инфраструктура поддержки  малого предпринимательства в регионе. В 41 муниципальном образовании Республики Татарстан работают представители  Агентства по развитию предпринимательства  Республики Татарстан, в двух созданы  центры поддержки предпринимательства (в Казани и в Тукаевском районе).

Создана основа инновационной  инфраструктуры в Республике Татарстан, при этом был использован опыт таких стран, как США, Швеция и  Китай.

В ноябре 2004 года в соответствии с Постановлением Кабинета Министров  Республики Татарстан от 12.11.2004 № 640 создано ОАО «Инновационно-производственный технопарк «Идея».

В мае 2006 года в соответствии с Постановлением Кабинета Министров  Республики Татарстан от 26.03.2006 № 149 состоялось открытие Камского индустриального  парка «Мастер» в г. Набережные Челны. В г. Лениногорске создано ООО  «Инновационно-производственный технопарк  «Идея-Юго-Восток».

Упрощена процедура и  уменьшен срок для регистрации субъектов  малого предпринимательства в соответствии с Постановлением Кабинета Министров  Республики Татарстан от 22.11.2004 № 656 «Об утверждении Регламента процедуры регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по технологии «одного окна».

Принят ряд нормативных  правовых актов, регламентирующих порядок  работы контролирующих органов: Постановления  Кабинета Министров Республики Татарстан  от 12.02.2005 № 91 «О мерах по совершенствованию  системы государственного контроля (надзора) за деятельностью субъектов  предпринимательской деятельности»; от 08.09.2005 № 477 «Об утверждении и  введении в действие формы республиканского статистического наблюдения за осуществлением мероприятий по государственному контролю (надзору)»; от 13.10.2005 № 535 «О формировании открытой базы данных нормативных правовых актов органов исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченных на проведение государственного контроля (надзора), устанавливающих обязательные требования, выполнение которых проверяется  при проведении государственного контроля (надзора)». Все эти нормативные  правовые акты направлены на улучшение  положения предпринимателей в Республике Татарстан в части проведения мероприятий по контролю (надзору). Упорядочена работа контролирующих организаций, определен регламент  проведения контрольных мероприятий.

Министерством юстиции Республики Татарстан ведется работа по организации  взаимодействия уполномоченных органов  при проведении государственного контроля (надзора) за субъектами предпринимательской  деятельности.

Издан Приказ Министерства внутренних дел Республики Татарстан  от 6 января 2006 года № 4 «Об упорядочении проведения проверок субъектов малого и среднего предпринимательства  органами внутренних дел Республики Татарстан».

С целью привлечения альтернативных источников финансирования созданы: Центр  микрофинансирования «Бизнес-инкубатор», 19 лизинговых компаний, 15 сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов (СКПК), 5 кредитных потребительских  кооперативов граждан (КПКГ) и 3 кредитно-потребительских кооператива (КПК).

Агентство по развитию предпринимательства  Республики Татарстан обеспечило созданные  СКПК компьютерами и другой оргтехникой  на общую сумму 550 тыс. рублей.

Устойчиво развиваются традиционные источники финансирования субъектов  малого предпринимательства. Объем  привлечения кредитных ресурсов субъектами малого предпринимательства  у банков Республики Татарстан за 2006 год составил 61,9 млрд. рублей, что  в 1,8 раза больше, чем в 2005 году. Доля кредитов субъектов малого предпринимательства  в общем кредитном портфеле банков составляет более 30%. Также наблюдается  устойчивое увеличение количества выдаваемых кредитов субъектам малого предпринимательства. Общее количество кредитов, выданных субъектам малого предпринимательства  в 2006 году, составило 21203, что в 1,4 раза больше, чем в 2005 году.

Банки Республики Татарстан  предоставляют кредиты в основном предприятиям, не имеющим задолженности  перед бюджетом и имеющим финансово-устойчивое положение, официально задекларированное  в налоговых документах. Такой  подход стимулирует предпринимателей к легализации бизнеса с отражением в бухгалтерской отчетности его  реального состояния. Это, в свою очередь, приводит к увеличению доходов  бюджета за счет налоговых поступлений  от субъектов малого предпринимательства.

Государство может использовать положительный опыт взаимодействия банков с малым предпринимательством, помогая последнему в создании положительной  кредитной истории с помощью  реализации мероприятий по финансированию проектов начинающих предпринимателей, что в конечном итоге повлияет на легализацию «серого» рынка.

Реализована Программа государственных  гарантий по заимствованиям субъектов  малого предпринимательства. В соответствии с Постановлением Кабинета Министров  Республики Татарстан от 19.02.2004 № 73 выданы кредиты под государственные  гарантии Республики Татарстан в 2005 г. на общую сумму 52,5 млн. рублей, сумма государственных гарантий по которым составила 43,1 млн. рублей. В 2006 г. выданы кредиты на общую сумму 64,3 млн. рублей, сумма государственных гарантий составила 55,6 млн. рублей.

Через Татарский республиканский  фонд финансовой поддержки малого предпринимательства  с 2003 года по 2006 год профинансировано 146 проектов субъектов малого предпринимательства  на сумму 55,29 млн. рублей.

Состоялся диалог «Бизнес  – Власть – Общество» в рамках проведенного Республиканского съезда предпринимателей, состоявшегося 28 октября 2005 г. в г. Набережные Челны, в соответствии с которым разработан и утвержден  План мероприятий по выполнению решений, принятых на съезде. На текущий момент большая часть мероприятий выполнена.

Ежемесячно издается набор  дайджестов, где в кратком виде излагаются различные нововведения в сфере законодательства и практики ведения бизнеса, касающиеся малого предпринимательства.

Финансирование Государственной  комплексной программы по развитию малого предпринимательства в Республике Татарстан на 2003–2006 годы предусматривалось  ежегодно при разработке проектов законов  о бюджете Республики Татарстан  на очередной финансовый год. Ассигнования из бюджета Республики Татарстан  составили 521,7 млн. рублей, в том числе  в 2003 г. – 21,7 млн. рублей, в 2004 г. – 100,0 млн. рублей, в 2005 г. – 100,0 млн. рублей, в 2006 году – 300,0 млн. рублей.

На основании анализа  реализации Государственной комплексной  программы Республики Татарстан  по развитию малого предпринимательства  на 2003 - 2006 годы и аналитических материалов о состоянии и развитии малого предпринимательства в Республике Татарстан и мерах по его государственной  поддержке, подготовленных Центром  экономических и социальных исследований Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан  в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 августа 2003 г. N 586 «О ведении мониторинга состояния и развития субъектов малого предпринимательства», выявлены следующие приоритетные направления в сфере малого предпринимательства, требующие дальнейшей государственной поддержки:

  • инновационная деятельность;
  • переориентация и адаптация существующей системы образования к потребностям в сфере малого предпринимательства и активизация инновационного процесса;
  • деятельность субъектов малого предпринимательства в жилищно-коммунальной сфере и городском хозяйстве;
  • реализация частной инициативы в сельском хозяйстве (агропромышленном комплексе);
  • развитие эффективной системы бизнес-коммуникаций, конструктивных способов ведения предпринимательской деятельности, сочетающих интересы крупного и малого бизнеса;
  • государственная политика поддержки малых предприятий, занятых в отрасли по добыче и переработке нефти, химии и нефтехимии, в машиностроении, в разработке экологических и энергосберегающих технологий, в переработке и утилизации промышленных отходов [40, с. 67].

Рассмотрим направления  решений поставленных задач.

Настоящая Программа является составной частью Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2007 – 2010 годы и представляет собой комплекс мероприятий государственной поддержки  субъектов малого предпринимательства  по увеличению количества малых предприятий, организации новых рабочих мест, увеличению заработной платы, увеличению выпуска конкурентоспособной продукции, увеличению удельного веса малого бизнеса  в экономике республики и, соответственно, увеличению доходов Республики Татарстан, оптимизации отраслевой структуры  малого бизнеса, повышению доли добавленной  стоимости и инновационной составляющей в ней [41, с. 9].

Информация о работе Малый бизнес и муниципальные власти