Малый бизнес и муниципальные власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 14:21, курсовая работа

Описание работы

Становление и дальнейшее развитие рыночных отношений в РФ тесно связано с повышением эффективности предпринимательской деятельности субъектов хозяйствования. Процесс реформирования экономики России еще со времен перестройки вызвал значительные изменения в системе экономических отношений. Переход к рыночной экономике непосредственно связан с формированием и развитием института частной собственности.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 188.13 Кб (Скачать)

Введение

 

Актуальность. Становление и дальнейшее развитие рыночных отношений в РФ тесно связано с повышением эффективности предпринимательской деятельности субъектов хозяйствования. Процесс реформирования экономики России еще со времен перестройки вызвал значительные изменения в системе экономических отношений. Переход к рыночной экономике непосредственно связан с формированием и развитием института частной собственности. Введение в действие рыночных механизмов экономического регулирования, с помощью которых государство пыталось решить проблемы, связанные с изменением системы хозяйствования, пока не привело к созданию благоприятных условий жизни для основной массы людей. Значительно упал и очень медленно повышается жизненный уровень, остается низким платежеспособный спрос предприятий и населения, низкими темпами ликвидируется задолженность по заработной плате, не снижается уровень безработицы.

В создавшихся  условиях важную роль в экономике  играет процесс становления малого бизнеса как инструмента регулирования  экономических отношений между  отдельными секторами и сферами  экономики, различными группами населения.

В период трансформационных преобразований развитие малого бизнеса способствует формированию рыночной структуры экономики  и конкурентной среды, росту производства товаров и услуг и насыщению  ими рынка, сокращению числа безработных, решению важных социальных проблем  в регионах. Малый бизнес является одной из главных перспектив развития, активным источником создания среднего класса – одного из основных гарантов демократического, экономически процветающего, социально благополучного общества.

Вместе  с тем малому бизнесу в России приходится сталкиваться с серьезными трудностями, среди которых можно  выделить общую экономическую нестабильность, несовершенство законодательства и налоговой системы, финансовые проблемы, отсутствие необходимых знаний, навыков и опыта. Становление и развитие малого предпринимательства в России сопряжено с необходимостью скорейшего решения проблем институционального, экономического, структурного, информационного характера. Поддержка малого предпринимательства должна стать одним из приоритетов экономической политики государства. Разработка и внедрение действенного механизма поддержки малого бизнеса возможны на основе глубокого анализа его сущности и выявления основных закономерностей и тенденций на всех этапах его развития. Сложный и противоречивый процесс развития малого бизнеса в России требует углубления проводимых исследований по различным аспектам его функционирования.

Степень разработанности и изученности. Основополагающие моменты теории предпринимательства и малого бизнеса были изложены в работах известных зарубежных экономистов А.Маршалла, Дж.К.Гэлбрейта, Х.Кена, Д.Норта, Й.Шумпетера, П.Самуэльсона, Я.Корнай и некоторых других исследователей.

Однако  следует отметить, что многие проблемы малого бизнеса, освещенные в западных публикациях, существуют в условиях развитых рыночных отношений и не являются адекватными в российских условиях. Практика показывает, что  в постсоциалистических странах, где  по существу малый бизнес практически  не функционировал, не всегда могут  быть применимы модели эффективного развития малого предпринимательства, характерные для экономически развитых стран.

Некоторые современные тенденции развития малого предпринимательства в России отражены, в той или иной степени, в исследованиях отечественных  ученых, среди которых можно отметить Ш.Агеева, А.Бусыгина, А.Блинова, Е.Бухвальда, А.Виленского, Э. Дунаева, О.Емельянова, Б.Ичитовкина, В.Королева, А.Колесникова, М.Лапуста, В.Мальгина, С.Мокичева, В.Радаева, В.Рубе, Ю.Старостина, Ю. Тарануху, В.Фадеева, Ф.Шахмалова, О.Шестоперова, А.Шулуса, А.Чепуренко и другие.

Вместе  с тем многие вопросы, связанные  с деятельностью малого бизнеса, исследованы еще не в полной мере, являются дискуссионными, а ряд проблем  не находится даже в стадии постановки. В связи с вышеизложенным, отметим, что:

– значительная часть исследований, как правило, посвящена отдельным (правовым, финансовым, организационно-экономическим, социальным и другие) аспектам функционирования малого бизнеса;

– в исследованиях  зарубежных и отечественных авторов  полностью отсутствуют элементы системного подхода к рассмотрению сущности малого бизнеса в качестве сложной, самостоятельной и многофункциональной  хозяйственной системы;

– в имеющейся  литературе практически нет исследований, касающихся закономерностей становления  и развития малого бизнеса в России;

– при  разработке концептуальных основ государственной  политики в отношении малого предпринимательства  необходимо учитывать диалектический характер малого бизнеса, его противоречия, позитивные и негативные черты;

– необходимо выявить наиболее действенные и жизнеспособные формы поддержки малого бизнеса в сложившихся институциональных условиях;

– для  укрепления экономической основы существования  и успешного функционирования российских малых предприятий важно определить направления разработки эффективного механизма реализации отношений  собственности в сфере малого бизнеса;

– необходимо провести исследование места и роли малого предпринимательства в современной  модели рыночного хозяйствования с  целью определения перспектив его  дальнейшего развития.              

На территории муниципального образования может  функционировать множество организаций  поддержки малого бизнеса, задача которых  состоит в решении выделенных выше проблем. Но эти структуры часто оказываются мало известны среди предпринимателей, они не координируют свои действия друг с другом, не реализуют системного подхода и в итоге оказываются неэффективными. Как повысить результативность программ поддержки малого бизнеса? Такие комплексные программы должны учитывать реальные проблемы бизнеса и муниципального менеджмента, основываться на результатах маркетинговых исследований, быть встроенными в систему управления территорией в качестве её неотъемлемой части. Например, разрабатывая стратегию развития муниципального образования, на этом этапе привлекаются представители малых предприятий–инвесторов и исполнителей, будущих потребителей ресурсов. Создавая информационную инфраструктуру. Она используется для исследования местных предприятий, продвижения товаров, работ, услуг местных фирм, снижения информационного барьера, формирования гибкой деловой среды и так далее. Трудности выполнения функций экономического развития муниципального образования связаны с традиционным недоверием бизнеса к власти, загруженностью администрации текущими вопросами, отсутствием необходимых квалифицированных специалистов. Для снятия этих проблем предлагается создать самостоятельную структуру, разрабатывающую комплексные планы и конкретные проекты социально–экономического развития муниципального образования. Мы рассмотрим функции, оргструктуру, состав учредителей, правовую форму такой организации.

Развитие  малого предпринимательства является важным условием функционирования рыночной экономики. В ведущих капиталистических  странах мира на долю малого предпринимательства  приходится до 50% в общем объеме производства продукции, товаров, услуг. В России же в целом вклад малого бизнеса  в ВВП России составляет порядка 8–10%.

В необходимости  поддержки малого предпринимательства  можно выделить следующие аспекты:

Экономический аспект – сегодня в структуре экономики мы наблюдаем увеличение доли малых предприятий. Малые предприятия, характеризующиеся более низкой потребностью в стартовом капитале, высокой степенью ликвидности, способностью к быстрой переориентации своей деятельности в условиях глобальной дифференциации рынков легче идут на коммерческий риск. Узкая специализация, характерная для большинства малых предприятий, позволяет им достичь достаточно высокой производительности и качества даже в условиях мелкосерийного и единичного производства.

Социальный  аспект – региональное предпринимательство  решает важнейшую социально-экономическую  задачу – вовлечение населения в  социальную и экономическую активность, что приводит к снижению социальных и политических рисков.

Развитие  малого предпринимательства способствует созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный  уровень жизни, являющихся основой  социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества.

Занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего  потенциала личности.

Сектор  малого предпринимательства создает  новые рабочие места, а, следовательно, способствует снижению уровня безработицы  и социальной напряженности.

Политический  аспект – в субъектно-объектных  отношениях «власть – бизнес –  общество» малые и средние  предприниматели имеют значительный удельный вес, формируя не только экономическую, но политическую среду.

Слой  мелких собственников проявляет  наибольшую активность при возникновении  угрозы в отношении собственности, так как в отличие от крупных  и средних собственников для  владельцев малых предприятий их собственность, зачастую, является единственным средством к существованию и  важнейшим способом самовыражения. Средний класс либо сам формирует свои политические движения, либо становится объектом борьбы различных политических сил за голоса избирателей.

Необходимость поддержки малого предпринимательства  связана с необходимостью компенсации  неравных условий, в которых находятся  субъекты малого предпринимательства  по сравнению с крупными предприятиями. Развитие малого предпринимательства, особенно в сфере производства и  инновационной деятельности, имея значительный потенциал, может происходить лишь при условии получения целенаправленного  содействия и координации со стороны  государственных структур.

Методологическую основу исследования составляет теория Мазоля С.И., исследующего экономику малого бизнеса, и Райзберга Б.И., определяющего сущность малого бизнеса.

 При проведении исследования  применялись определенные научные  методы и подходы:

  • описательный метод позволил собрать теоретический материал по основным концептуальным подходам к пониманию малого бизнеса, рассмотреть роль малого бизнеса в функционировании муниципального образования и развитии системы поддержки малого бизнеса в России;
  • социологический подход, позволивший провести социологическое исследование по проблемам развития и поддержки малого бизнеса;
  • метод морфологического анализа определяет результат работы в качестве эффективного решения проблемы организации системы поддержки малого бизнеса;
  • структурно-функциональный подход, с помощью которого выявлены принципы организации системы поддержки и развития малого бизнеса.

Кроме указанных подходов применялись  также теоретический и сравнительно-сопоставительный методы исследования, которые позволили  собрать, проанализировать необходимую  информацию и сделать выводы по проделанной  работе.

Целью выпускной квалификационной работы является изучение теоретико-методологических основ малого бизнеса, анализ системы поддержки малого бизнеса в Российской Федерации и разработка рекомендаций по поддержке малого бизнеса в муниципальном образовании «Нижнекамский муниципальный район». Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • представить обзор основных этапов становления малого бизнеса;
  • рассмотреть роль малого бизнеса в функционировании муниципального образования и развитие системы поддержки малого бизнеса в России;
  • исследовать систему поддержки малого бизнеса на территории Российской Федерации и в Республике Татарстан;
  • проанализировать систему поддержки малого бизнеса на территории муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район»;
  • представить опыт Иркутской области в системе поддержки и развития малого бизнеса;
  • разработать проект мероприятий поддержки малого бизнеса на территории муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район».

Объектом исследования данной выпускной квалификационной работы является малый бизнес, а предметом – организация системы поддержки малого бизнеса.

Научная новизна настоящего исследования состоит, прежде всего, в комплексном анализе организации системы поддержки малого бизнеса.

В данной выпускной квалификационной работе в научный оборот вовлечены  материалы социологического исследования, полученные в результате опроса представителей малого бизнеса Российской Федерации  и муниципального образования «Нижнекамский  муниципальный район».

Практическая значимость состоит в возможности использования результатов и выводов при организации системы поддержки малого бизнеса. Возможным также является использование их средствами массовой информации, ориентированными на проблемы малого бизнеса.

Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, четырех разделов, 11 подразделов, заключения, списка используемых источников (57), приложения.

 Во введении обосновывается актуальность выбранной темы исследования, определяется цель, объект, предмет, ставятся задачи, а также показаны методологические основы, научная новизна, разработанность проблемы, научно-практическая значимость.

Информация о работе Малый бизнес и муниципальные власти