Малый бизнес и муниципальные власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 14:21, курсовая работа

Описание работы

Становление и дальнейшее развитие рыночных отношений в РФ тесно связано с повышением эффективности предпринимательской деятельности субъектов хозяйствования. Процесс реформирования экономики России еще со времен перестройки вызвал значительные изменения в системе экономических отношений. Переход к рыночной экономике непосредственно связан с формированием и развитием института частной собственности.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 188.13 Кб (Скачать)

Запуск  таких проектов в массовых масштабах  позволил бы значительно активизировать:

  • товарные рынки города;
  • рынок кредитных и залоговых операций;
  • рынок рабочей силы;
  • предпринимательскую среду, — основного (и самого надёжного) налогоплательщика в бюджет муниципального образования.

При среднем  платеже ЕНВД в сумме 9 000 руб./кв. ожидаемые дополнительные поступления  от вновь создаваемых венчурных  фирм в бюджет города в 2007 году – 2 200 716 руб.

Льготы:

  • по платежам за землю;
  • по арендным платежам за муниципальное имущество.

Основания:

  • на начальной стадии бизнеса;
  • по отраслям.

По данным ГУ «Инвестиционное агентство», реализация программы потребует:

  • возмещение процентной ставки 2 500 000 руб. (без непосредственного возврата);
  • венчурное финансирование 25 744 800 руб. (на условиях платности и возвратности).

В процессе исследования поставленной в выпускной  квалификационной работе проблемы поддержки  и развития малого бизнеса было проведено  социологическое исследование методом  анкетирования.

Целью исследования явилась оценка системы поддержки  малого бизнеса в муниципальном  образовании.

Объектами исследования выступили руководители предприятий малого бизнеса, документы, касающиеся поддержки малого бизнеса.

Предметом исследования явилась поддержка  малого бизнеса в муниципальном  образовании «Нижнекамский муниципальный  район».

Основная  гипотеза исследования: предварительный  анализ ряда материалов о характере  поддержки малого бизнеса в муниципальном  образовании позволяет сделать  предположение, что основная причина  несовершенства данной поддержки заключается  в непроработанной нормативно-правовой базе и отсутствии заинтересованности местных властей в этом, а также  в пассивности самих субъектов  малого бизнеса.

Анкетирование проводилось среди представителей малого бизнеса Нижнекамского муниципального района. В основном это были члены  Ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса Республики Татарстан (90%) и другие предприниматели, являющиеся партнерами данной Ассоциации.

Проведенное исследование позволило сделать  следующие выводы.

Получение производственных, складских, офисных  и торговых площадей в собственность  практически всегда остается актуальной проблемой предприятий малого бизнеса, это было подтверждено и результатами проведенного опроса (рисунок 5).

 

Рисунок 5 – Возможность малым и средним  предприятиям получить

производственные, офисные и торговые помещения  в собственность

 

Представленная  круговая диаграмма отражает, что 15% опрошенных считают практически  невозможным или крайне сложным  приобрести площади в собственность, 33% считают, что это достаточно сложно, при этом 20 % вообще затрудняются ответить на данный вопрос, так как вообще не надеялись на возможность получения  данных помещений. Достаточно легко  могут приобрести площади в собственность 27% и очень легко лишь 5%. Это  говорит о том, что предприниматели  фактически не поддерживаются муниципальными органами власти в отношении приобретения в собственность производственных, офисных и торговых помещений.

С арендной дела обстоят ненамного лучше, но также ситуация является достаточно напряженной, что в свою очередь  наглядно представлено на рисунке 6.

 

Рисунок 6 – Возможность малым и средним  предприятиям получить

производственные, офисные и торговые помещения  в аренду

 

Опять таки ситуация с помещениями в аренду складывается также не в пользу предпринимателей малого и среднего бизнеса, так же как и в случае с приобретением  их в собственность.

Получение финансирования для малого бизнеса  является весьма актуальной проблемой  на современном этапе экономического развития в России (рисунок 7).

 

Рисунок 7 – Источники получения финансирования бизнеса

 

В ходе проведенного опроса было выявлено (рисунок 7), что  легче всего получить небанковский кредит или ссуду (от кредитных и  потребительских кооперативов, иных организаций) по мнению 43 % респондентов. При этом 23% заявили, что могут получить финансирование через банковский кредит, 28 % – имеют возможность получить финансирование посредством обмена денежных средств на долю в бизнесе, на финансирование проекта конкретным заказчиком могут рассчитывать 5%, а на помощь государственных или муниципальных фондов могут надеяться лишь 1%. Таким образом, малый бизнес не может рассчитывать на поддержку органов государственной и муниципальной власти на территории Нижнекамского муниципального района.

Различное финансирование зачастую необходимо для  развития бизнеса, для этого предварительно определяется таковая необходимость. На рисунке 8 представлена гистограмма, отражающая состояние бизнеса на современном этапе развития.

 

Рисунок 8 – Текущее финансовое состояние  бизнеса

 

Исходя  из представленных на рисунке 8 данных, можно сделать вывод, что основная масса малых предприятий (150) имеют  относительно устойчивое положение, это  является достаточным лишь для поддержания  бизнеса, но при этом недостаточно для  его развития. Неутешительным является и тот факт, что 51 предприятие является неустойчивым, им не хватает даже для поддержания текущего состояния бизнеса. Данная тенденция является настораживающей. Выявленное ухудшение связано, скорее всего, с возрастанием административных барьеров и недостаточным уровнем финансирования малого бизнеса.

Представленная  на рисунке 9 структура ответов респондентов на вопрос «Как Вы считаете, какое влияние  органы местного самоуправления оказывают  на деятельность малых предприятий?»  показала, что основная масса предпринимателей (52%) считают, что органы местной власти скорее мешают развитию малого бизнеса, чем помогают, 23 % затруднились ответить на поставленный вопрос, а 11 % посчитали, что власти не могут влиять на их бизнес. Органы местного самоуправления могут помешать тем, что создают  различные административные барьеры.

 

Рисунок 9 – Влияние органов местного самоуправления на деятельность малых  предприятий

 

Таким образом, малый бизнес в Российской Федерации  и в Республике Татарстан в  том же числе развивается, но при  этом также имеются определенные проблемы, зачастую связанные с административными  барьерами. Малый бизнес в Нижнекамском муниципальном районе также развивается, но при этом, конечно же, возникает ряд существенных проблем. Основной проблемой является отсутствие поддержки для развития со стороны муниципальных органов власти. Это является проблемой не только Нижнекамского муниципального района, но и многих других муниципалитетов России.

 

 

3. Пути и направления развития  поддержки малого бизнеса в  муниципальном образовании

 

3.1 Отечественный опыт поддержки  малого бизнеса на примере  Иркутской области

 

В 2006 году на территории Иркутской области  действовало 10440 малых предприятий. В расчете на 1000 человек населения  области приходится 4,1 малых предприятий  против 3,6 в 2005 году. По сравнению с 2005 годом наблюдается рост малых  предприятий и индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица на 13,8 и 16% соответственно.

На малых  предприятиях работало на постоянной основе 78,6 тыс. человек. В области  зарегистрировано 51,4 тыс. предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без  образования юридического лица. Общее  количество занятых в малом предпринимательстве  составило 130 тыс. человек или 17,2% от общего количества занятых в экономике  области.

В 2006 году объем выпуска продукции, работ, услуг составил 31 млрд. рублей (темп роста составит 136%) [56].

Изначально  сложившаяся отраслевая структура  практически не меняется на протяжении многих лет, как в других регионах, так и в Иркутской области.

Наибольшую  долю составляют предприятия торговли и общественного питания, что  объясняется относительно быстрой  окупаемостью вложенных средств, стабильным потребительским спросом [56].

Малое предпринимательство  Иркутской области сформировалось как самостоятельный сектор экономики. По многим показателям (количество малых  предприятий, число ПБОЮЛ, объем  выпущенной продукции, товаров, услуг) наблюдался рост. Малый бизнес активно  развивается в тех сферах деятельности, где крупный и средний бизнес медленно реагирует на меняющийся спрос населения. Доказательством тому служит развитие малых предприятий по производству пластиковых изделий, мебели, пищевых продуктов, в сфере услуг. Но малые предприятия крайне неравномерно размещены по территории Иркутской области, основная часть (98%) функционируют в городах Иркутск, Ангарск, Братск, Усть-Илимск, Усолье-Сибирское.

Учитывая  высокий ресурсно-сырьевой рейтинг  и научно-производственный потенциал  необходимо развитие инновационных  малых предприятий.

Малые предприятия  составляют около 9% общего количества предприятий региона, обеспечивают десятую часть рабочих мест и 11,2% оборота всех организаций. По этим показателям Иркутская область  среди регионов Сибирского федерального округа находится в «золотой середине»  – 5–6 место.

Основной  целью развития малого предпринимательства в Иркутской области на среднесрочную перспективу является повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности Иркутской области за счет создания благоприятных условий для развития предпринимательской среды.

Повышение конкурентоспособности предпринимательской  среды в Иркутской области реализуется через комплекс задач:

  • структурные изменения в предпринимательской среде. Увеличение доли малого предпринимательства в региональном валовом выпуске продукции, работ, услуг;
  • упрощение территориального и ценового доступа действующих или потенциальных предпринимателей к консалтинговым и/или образовательным услугам;
  • усиление роли общественных и профессиональных организаций и объединений предпринимателей;
  • изменение отношения населения к предпринимательской деятельности.

Инструментом  реализации поставленных задач является Программа «Поддержка и развитие малого предпринимательства в Иркутской  области на 2006-2010 годы», в которой  сформулирован комплекс логически  связанных основных направлений  поддержки малого предпринимательства  и принципиальные способы действий, посредством которых предполагается достигнуть желаемых результатов. В 2006 году на реализацию мероприятий программы  использовано 4745 тыс. рублей [57].

В 2006 году департаментом проведена работа по следующим направлениям.

С целью  снижения административных барьеров и  формирования единой региональной политики поддержки малого предпринимательства  приняты:

  • постановление администрации области от 06.05.2006 г. № 68-па «Об утверждении Положения о конкурсной комиссии по проведению конкурсов на предоставление субсидий (субвенций) юридическим и физическим лицам»;
  • распоряжение администрации области от 06.05.2006 г. № 184-ра «Об утверждении состава конкурсной комиссии по проведению конкурсов на предоставление субсидий (субвенций) юридическим и физическим лицам»;
  • распоряжение Губернатора области от 06.06.2006г. № 267-р «Об утверждении состава Совета по предпринимательству при Губернаторе Иркутской области»;
  • постановление администрации области от 24.11.2006 г. № 214-па «О Положении о порядке предоставления субсидий юридическим и физическим лицам на реализацию мероприятий областной государственной целевой программы «Поддержка и развитие малого предпринимательства в Иркутской области на 2006-2010 гг.».

Принято участие в экспертных слушаниях  «Административные барьеры для  среднего и малого бизнеса г. Иркутска».

Организовано  проведение трех фокус – групп  по административным барьерам при осуществлении  сделок с землей и недвижимостью  с участием предпринимателей и руководителей  организаций, осуществляющих разрешительные функции.

В декабре 2006 года проведено совещание на тему «О снятии избыточных административных барьеров при проведении государственного пожарного надзора» с участием предпринимателей и представителей УГПН ГУ МЧС России по Иркутской области. Перед предпринимателями  выступил начальник УГПН ГУ МЧС России по Иркутской области, проинформировал  участников совещания о состоянии  дел с пожарной безопасностью  на территории области и мерах, принимаемых  сотрудниками госпожнадзора для  профилактики, предупреждения и снижения случаев пожаров и гибели населения. Участники совещания отметили важность состоявшегося обсуждения, высказали  мнение о необходимости организации  регулярных встреч с целью взаимодействия на системной основе, соблюдения принципов  публичности, информированности и  гласности.

Информация о работе Малый бизнес и муниципальные власти