Малый бизнес и муниципальные власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 14:21, курсовая работа

Описание работы

Становление и дальнейшее развитие рыночных отношений в РФ тесно связано с повышением эффективности предпринимательской деятельности субъектов хозяйствования. Процесс реформирования экономики России еще со времен перестройки вызвал значительные изменения в системе экономических отношений. Переход к рыночной экономике непосредственно связан с формированием и развитием института частной собственности.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 188.13 Кб (Скачать)

В первом разделе обосновано и раскрыто, на основе изучения теоретических работ отечественных и зарубежных авторов, содержание основных понятий, рассмотрены подходы к решению проблемы, выявлена сущность и роль малого бизнеса.

Во втором разделе содержится комплексный анализ организации системы поддержки малого бизнеса.

В третьем разделе описывается отечественный опыт системы поддержки и развития малого бизнеса на примере Иркутской области, опираясь на результаты проведенного анализа, представлены рекомендации по совершенствованию организации системы поддержки малого бизнеса в г. Нижнекамске

Четвертый раздел включает в себя социально-экономическую значимость, правовое обеспечение, социологическое обеспечение, компьютерное обеспечение.

Заключение включает в себя выводы и перспективы дальнейшего исследования проблемы.

Список использованной литературы включает 59 источников.

 

 

1. Теоретико-методологические аспекты  исследования малого бизнеса

 

1.1 Основные этапы становления  малого бизнеса 

 

Трансформация хозяйственного механизма  предполагает изменение институциональной  среды экономики. В результате в  экономике появляются не просто новые  экономические субъекты, но создаются  и включаются в конкурентную среду  новые институциональные субъекты, в число которых входят малые  и совместные предприятия [1, с. 3].

В экономике  развитых западных стран малые предприятия  занимают значительное место [2, с. 28]. Согласно исследованиям Мазоля С.И. малый бизнес является основой современной неолиберальной модели экономики. В значительной степени он обеспечивает основные конкурентные преимущества экономики рыночного типа: придает необходимую гибкость рыночному механизму, создает предпосылки инновационного развития экономики, формируя, с одной стороны, соответствующую конкурентную среду, с другой — генерируя основные нововведения. Малый бизнес является, как ни парадоксально, основой создания крупных компаний. Крупнейшие современные корпорации создавались именно как малые предприятия (IBM, Microsoft, MacDonald's и другие) [1, с. 3].

Бизнес  – это дело, деловая активность, направленная на решение задач, связанных  в конечном итоге с осуществлением на рынке операций обмена товаров  и услуг между экономическими субъектами рынка с использованием сложившихся в рыночной практике форм и методов конкретной деятельности [3, с. 51].

Бизнес, как известно, делается ради получения  дохода (прибыли) от результатов деятельности в самых различных сферах –  производстве товаров и услуг, коммерции, банковском деле и страховом деле, при проведении транспортных, арендных и многих других операций как видов  деятельности [4, с. 16].

В словаре  по экономике и финансам дано следующее  определение малого бизнеса: малый бизнес – бизнес, опирающийся на предпринимательскую деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения [5].

Согласно  экономическому словарю малый бизнес - это совокупность мелких и средних частных предприятий - наиболее мобильный сектор экономики, играет важную стабилизирующую роль и объединяет значительную часть трудовых ресурсов страны [5].

Райзберг  Б.А. определяет малый бизнес как бизнес, осуществляемый в малых формах, опирающийся на предпринимательскую деятельность частных предпринимателей, небольших фирм, малых предприятий. Малый бизнес характерен для некоторых видов и форм производства, торговли, сферы услуг [6, с. 196].

В экономическом  словаре дается следующее определении  малого бизнеса: малый бизнес – бизнес, опирающийся на предпринимательскую деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения [7].

Малый бизнес – бизнес, осуществляемый в малых  формах, опирающийся на предпринимательскую  деятельность частных предпринимателей, небольших фирм, малых предприятий, он характерен для некоторых видов  и форм производства, торговли, сферы  услуг [6].

Таким образом, из представленных определений понятия  «малый бизнес» можно заключить, что малый бизнес представляет собой  бизнес, построенный на основе предпринимательской  деятельности малых и средних  предприятий.

Термин  «малые и средние предприятия» впервые  использовал британский министр  М. Миллан в докладе о промышленном и финансовом состоянии Великобритании в 1931 г. Первое определение малого предприятия  появилось в США в Законе об определенных видах обслуживания (1948 г.) и Законе о малом бизнесе (1953 г.) [8, с. 240]. При отнесении предприятия к субъектам малого предпринимательства использовались следующие количественные и качественные критерии:

Количественные:

  • численность занятых на предприятии (наиболее распространенный);
  • годовой объем производства;
  • годовой объем продаж;
  • среднегодовая балансовая стоимость активов [9, с. 26].

При этом количественная шкала является дифференцированной для различных отраслей. Например, в России к малым предприятиям относятся компании со среднесписочной  численностью занятых: в промышленности и на транспорте – до 100 человек, в сельском хозяйстве и научно–технической сфере – до 60 человек, в строительстве  и оптовой торговле – до 50 человек, в розничной торговле и бытовом  обслуживании – до 30 человек, в других отраслях непроизводственной сферы  – до 25 человек; при этом малые  предприятия, осуществляющие несколько  видов деятельности, относятся к  таковым по критерию того вида деятельности, доля которого является наибольшей в  общем объеме реализации продукции  за квартал [1, с. 12].

Развитие  малого бизнеса создает благоприятные  условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие  места, активнее идет структурная перестройка; расширяется потребительский сектор. Развитие малого бизнеса ведет к  насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных  сырьевых ресурсов [4, с. 16].

В современной  России на протяжении последних лет  становление малого предпринимательства  проходит на фоне серьезных социально–политических преобразований, внося существенный вклад в экономическую жизнь  общества. Сегодня каждый гражданин  России в той или иной степени  столкнулся с феноменом малого предпринимательства. Этому экономическому явлению даются различные, порой полярные оценки. Однако отрицать реальную многогранную значимость малого предпринимательства для решения социально–экономических проблем никто не станет. Вместе с тем, пройдя определенный путь развития, малое предпринимательство в России не стало еще конкурентоспособным сектором экономики. Эта проблема остается насущной на обозримое будущее и все усилия, направленные на поддержание малого предпринимательства, должны исходить из этой прерогативы.

Повышение эффективности функционирования российской экономики неразрывно связано с  решением проблем становления и  развития малого предпринимательства  как неотъемлемой составляющей всей экономической системы. Логика развития производительных сил и социально-экономических  отношений, обусловленная современным  этапом научно–технической революции, предопределила ряд существенных структурных  сдвигов в народном хозяйстве, важное место среди которых занимают возрождение малого бизнеса и  превращение его в одного из «агентов воспроизводства» [10, с. 143].

Во второй половине XX в. в большинстве промышленно развитых стран существенно расширилась сфера малого предпринимательства, что выразилось в более быстром росте числа малых предприятий по сравнению с крупными, ускоренном росте занятости в данном секторе экономики, увеличении величины чистого продукта, созданного в этой сфере. Новые современные черты малый бизнес стал приобретать и в развивающихся странах [11].

Современная «экономика многообразия» признает приемлемым и экономически эффективным  для рынка выпуск широкого круга  вновь создаваемых товаров и  услуг малыми предприятиями. В этих условиях происходят заметные сдвиги в общественном воспроизводстве, возрастает значимость «человеческого фактора» в  генезисе производительных сил, усиливаются  трансформационные процессы в отношениях собственности.

Для выявления  закономерностей становления малого бизнеса, на наш взгляд, необходимо рассмотреть важнейшие этапы  его развития.

С точки  зрения макроэкономической политики, законодательства и институциональных  изменений, за последнее десятилетие  в развитии сектора малого предпринимательства  можно выделить по меньшей мере пять основных этапов.

Первый  этап наблюдался еще в условиях бывшего  СССР в конце 80–х гг. до начала 1992 г. Он характеризуется огромными льготами всех видов, в том числе за счет средств госбюджета, в целом более  благоприятным положением дел в  экономике, что обусловило отношение  к данному периоду как к  «золотому веку» малого предпринимательства [12, с. 30].

Действительно, происходило очень быстрое и  легкое накопление капиталов, развивались  производство дефицитных товаров широкого потребления и сфера всевозможных и столь же дефицитных тогда бытовых  услуг, розничной торговли, общественного  питания и прочее. Это было время  легализации теневых капиталов, интенсивного создания собственного бизнеса  предпринимателями из разных социальных слоев, период бурной ротации предпринимательской  среды, легитимизации предпринимательства  в глазах общественного мнения [12, с. 101].

Конечно, в развитии малого предпринимательства  имели место не только негативные процессы. В годы перестройки малый  бизнес включился в общий процесс  бурного развития кооперативного движения. И разгосударствление, и обучение широких масс населения основам  предпринимательства происходило  через развитие кооперации и малого бизнеса.

Важнейшим фактором, способствовавшим успешному  развитию кооперативного движения, стало  установленное Законом «О кооперации»  право кооперативов приобретать  в собственность объекты, находящиеся  в государственной собственности. Таким образом, был дан первый импульс важнейшему процессу разгосударствления собственности, кроме того, своеобразными формами малого бизнеса являлись хозрасчетные центры, существовавшие при различных государственных структурах, общественных организациях. Так, например, принятие в 1989 г. Советом министров СССР Постановления «О содействии хозяйственной деятельности Комсомола» стимулировало возникновение и развитие всевозможных комсомольских молодежных предприятий. Главными задачами были вовлечение молодых людей в предпринимательскую деятельность и зарабатывание средств для финансирования комсомольских мероприятий. Постановлением предусматривались значительные льготы в виде освобождения от уплаты в бюджет налога на прибыль и ряд других.

Собственность находящегося на балансе имущества  принадлежала либо государству, либо общественным организациям, осуществлявшим формальный контроль за деятельностью комсомольских  молодежных предприятий [13, с. 49].

Существовавшая  система отчетности предусматривала  ограничение количества предоставляемых  в налоговые органы форм по сравнению  с государственными предприятиями.

Наиболее  распространенными видами деятельности, как правило, были посредничество, проектные  и научные разработки, туризм, торговля, компьютеризация, строительство, производство товаров потребления [14, с. 132].

Проведенная государством в 1991 г. первая перерегистрация  предприятий привела к резкому  сокращению числа кооперативов и  возникновению такой формы малого предприятия, как товарищество с  ограниченной ответственностью (ТОО).

Кроме того, одной из причин резкого снижения численности кооперативов стала  ликвидация многочисленных льгот, предоставляемых  государством кооператорам, – как  по линии общего уровня налогообложения, так и по количеству требуемых  форм отчетности.

Ослабление  позиций Коммунистической партии и  Комсомола стало главным условием последующей ликвидации комсомольских хозрасчетных предприятий. Собственность комсомольских предприятий за исключением крупных объектов недвижимости, в основном, перешла к учредителям (физическим лицам), перерегистрировавшим молодежные хозрасчетные предприятия в ТОО [14, с. 90].

За время  осуществления начатых реформ в  агропромышленном комплексе сформировалась новая форма предпринимательства  – фермерское хозяйство.

К числу  факторов, благоприятствующих успешному  развитию предпринимательства в  целом на данном этапе, несомненно, относится доступность кредитов при низкой процентной ставке –  не более 7–10% годовых. В условиях относительной  избыточности у банков финансовых ресурсов банковские кредиты выдавались без  жестких залоговых обязательств, процедура оформления была достаточно простой и ограничивалась подписанием  нескольких документов [15, с. 73].

Однако  нельзя не заметить, что «золотой век» малого бизнеса и вменяемые ему  функции ускорителя реформ во многом оказались в жестком противоречии с другими направлениями экономических  преобразований, а точнее – с  неудачной попыткой проведения реформ сверху, в жестко–унитарных традициях, с опорой исключительно на аппарат  государственной власти и управления. Попытки центрального правительства  как–то ограничивать возможности получения  дутых доходов от разницы между  фиксированными ценами госсектора и  свободными ценами негосударственных  предприятий, регламентировать деятельность малых предприятий, использовать рычаги налогообложения наталкивались  на явную недееспособность государственного аппарата.

Информация о работе Малый бизнес и муниципальные власти