Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 14:21, курсовая работа
Становление и дальнейшее развитие рыночных отношений в РФ тесно связано с повышением эффективности предпринимательской деятельности субъектов хозяйствования. Процесс реформирования экономики России еще со времен перестройки вызвал значительные изменения в системе экономических отношений. Переход к рыночной экономике непосредственно связан с формированием и развитием института частной собственности.
В первом разделе обосновано и раскрыто, на основе изучения теоретических работ отечественных и зарубежных авторов, содержание основных понятий, рассмотрены подходы к решению проблемы, выявлена сущность и роль малого бизнеса.
Во втором разделе содержится комплексный анализ организации системы поддержки малого бизнеса.
В третьем разделе описывается отечественный опыт системы поддержки и развития малого бизнеса на примере Иркутской области, опираясь на результаты проведенного анализа, представлены рекомендации по совершенствованию организации системы поддержки малого бизнеса в г. Нижнекамске
Четвертый раздел включает в себя социально-экономическую значимость, правовое обеспечение, социологическое обеспечение, компьютерное обеспечение.
Заключение включает в себя выводы и перспективы дальнейшего исследования проблемы.
Список использованной литературы включает 59 источников.
1. Теоретико-методологические
1.1 Основные этапы становления малого бизнеса
Трансформация хозяйственного механизма
предполагает изменение институциональной
среды экономики. В результате в
экономике появляются не просто новые
экономические субъекты, но создаются
и включаются в конкурентную среду
новые институциональные
В экономике развитых западных стран малые предприятия занимают значительное место [2, с. 28]. Согласно исследованиям Мазоля С.И. малый бизнес является основой современной неолиберальной модели экономики. В значительной степени он обеспечивает основные конкурентные преимущества экономики рыночного типа: придает необходимую гибкость рыночному механизму, создает предпосылки инновационного развития экономики, формируя, с одной стороны, соответствующую конкурентную среду, с другой — генерируя основные нововведения. Малый бизнес является, как ни парадоксально, основой создания крупных компаний. Крупнейшие современные корпорации создавались именно как малые предприятия (IBM, Microsoft, MacDonald's и другие) [1, с. 3].
Бизнес – это дело, деловая активность, направленная на решение задач, связанных в конечном итоге с осуществлением на рынке операций обмена товаров и услуг между экономическими субъектами рынка с использованием сложившихся в рыночной практике форм и методов конкретной деятельности [3, с. 51].
Бизнес, как известно, делается ради получения дохода (прибыли) от результатов деятельности в самых различных сферах – производстве товаров и услуг, коммерции, банковском деле и страховом деле, при проведении транспортных, арендных и многих других операций как видов деятельности [4, с. 16].
В словаре по экономике и финансам дано следующее определение малого бизнеса: малый бизнес – бизнес, опирающийся на предпринимательскую деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения [5].
Согласно экономическому словарю малый бизнес - это совокупность мелких и средних частных предприятий - наиболее мобильный сектор экономики, играет важную стабилизирующую роль и объединяет значительную часть трудовых ресурсов страны [5].
Райзберг Б.А. определяет малый бизнес как бизнес, осуществляемый в малых формах, опирающийся на предпринимательскую деятельность частных предпринимателей, небольших фирм, малых предприятий. Малый бизнес характерен для некоторых видов и форм производства, торговли, сферы услуг [6, с. 196].
В экономическом словаре дается следующее определении малого бизнеса: малый бизнес – бизнес, опирающийся на предпринимательскую деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения [7].
Малый бизнес – бизнес, осуществляемый в малых формах, опирающийся на предпринимательскую деятельность частных предпринимателей, небольших фирм, малых предприятий, он характерен для некоторых видов и форм производства, торговли, сферы услуг [6].
Таким образом, из представленных определений понятия «малый бизнес» можно заключить, что малый бизнес представляет собой бизнес, построенный на основе предпринимательской деятельности малых и средних предприятий.
Термин «малые и средние предприятия» впервые использовал британский министр М. Миллан в докладе о промышленном и финансовом состоянии Великобритании в 1931 г. Первое определение малого предприятия появилось в США в Законе об определенных видах обслуживания (1948 г.) и Законе о малом бизнесе (1953 г.) [8, с. 240]. При отнесении предприятия к субъектам малого предпринимательства использовались следующие количественные и качественные критерии:
Количественные:
При этом количественная шкала является дифференцированной для различных отраслей. Например, в России к малым предприятиям относятся компании со среднесписочной численностью занятых: в промышленности и на транспорте – до 100 человек, в сельском хозяйстве и научно–технической сфере – до 60 человек, в строительстве и оптовой торговле – до 50 человек, в розничной торговле и бытовом обслуживании – до 30 человек, в других отраслях непроизводственной сферы – до 25 человек; при этом малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности, относятся к таковым по критерию того вида деятельности, доля которого является наибольшей в общем объеме реализации продукции за квартал [1, с. 12].
Развитие
малого бизнеса создает благоприятные
условия для оздоровления экономики,
поскольку развивается
В современной
России на протяжении последних лет
становление малого предпринимательства
проходит на фоне серьезных социально–
Повышение эффективности функционирования российской экономики неразрывно связано с решением проблем становления и развития малого предпринимательства как неотъемлемой составляющей всей экономической системы. Логика развития производительных сил и социально-экономических отношений, обусловленная современным этапом научно–технической революции, предопределила ряд существенных структурных сдвигов в народном хозяйстве, важное место среди которых занимают возрождение малого бизнеса и превращение его в одного из «агентов воспроизводства» [10, с. 143].
Во второй половине XX в. в большинстве промышленно развитых стран существенно расширилась сфера малого предпринимательства, что выразилось в более быстром росте числа малых предприятий по сравнению с крупными, ускоренном росте занятости в данном секторе экономики, увеличении величины чистого продукта, созданного в этой сфере. Новые современные черты малый бизнес стал приобретать и в развивающихся странах [11].
Современная «экономика многообразия» признает приемлемым и экономически эффективным для рынка выпуск широкого круга вновь создаваемых товаров и услуг малыми предприятиями. В этих условиях происходят заметные сдвиги в общественном воспроизводстве, возрастает значимость «человеческого фактора» в генезисе производительных сил, усиливаются трансформационные процессы в отношениях собственности.
Для выявления
закономерностей становления
С точки зрения макроэкономической политики, законодательства и институциональных изменений, за последнее десятилетие в развитии сектора малого предпринимательства можно выделить по меньшей мере пять основных этапов.
Первый
этап наблюдался еще в условиях бывшего
СССР в конце 80–х гг. до начала 1992 г.
Он характеризуется огромными
Действительно,
происходило очень быстрое и
легкое накопление капиталов, развивались
производство дефицитных товаров широкого
потребления и сфера
Конечно, в развитии малого предпринимательства
имели место не только негативные
процессы. В годы перестройки малый
бизнес включился в общий процесс
бурного развития кооперативного движения.
И разгосударствление, и обучение
широких масс населения основам
предпринимательства
Важнейшим
фактором, способствовавшим успешному
развитию кооперативного движения, стало
установленное Законом «О кооперации»
право кооперативов приобретать
в собственность объекты, находящиеся
в государственной
Собственность находящегося на балансе имущества принадлежала либо государству, либо общественным организациям, осуществлявшим формальный контроль за деятельностью комсомольских молодежных предприятий [13, с. 49].
Существовавшая система отчетности предусматривала ограничение количества предоставляемых в налоговые органы форм по сравнению с государственными предприятиями.
Наиболее распространенными видами деятельности, как правило, были посредничество, проектные и научные разработки, туризм, торговля, компьютеризация, строительство, производство товаров потребления [14, с. 132].
Проведенная
государством в 1991 г. первая перерегистрация
предприятий привела к резкому
сокращению числа кооперативов и
возникновению такой формы
Кроме того, одной из причин резкого снижения численности кооперативов стала ликвидация многочисленных льгот, предоставляемых государством кооператорам, – как по линии общего уровня налогообложения, так и по количеству требуемых форм отчетности.
Ослабление позиций Коммунистической партии и Комсомола стало главным условием последующей ликвидации комсомольских хозрасчетных предприятий. Собственность комсомольских предприятий за исключением крупных объектов недвижимости, в основном, перешла к учредителям (физическим лицам), перерегистрировавшим молодежные хозрасчетные предприятия в ТОО [14, с. 90].
За время
осуществления начатых реформ в
агропромышленном комплексе сформировалась
новая форма
К числу
факторов, благоприятствующих успешному
развитию предпринимательства в
целом на данном этапе, несомненно,
относится доступность кредитов
при низкой процентной ставке –
не более 7–10% годовых. В условиях относительной
избыточности у банков финансовых ресурсов
банковские кредиты выдавались без
жестких залоговых
Однако
нельзя не заметить, что «золотой век»
малого бизнеса и вменяемые ему
функции ускорителя реформ во многом
оказались в жестком