Малый бизнес и муниципальные власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 14:21, курсовая работа

Описание работы

Становление и дальнейшее развитие рыночных отношений в РФ тесно связано с повышением эффективности предпринимательской деятельности субъектов хозяйствования. Процесс реформирования экономики России еще со времен перестройки вызвал значительные изменения в системе экономических отношений. Переход к рыночной экономике непосредственно связан с формированием и развитием института частной собственности.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 188.13 Кб (Скачать)

Бизнес-инкубаторы предназначены прежде всего для  объединения на одной площади  стартующих малых предприятий разного  профиля и создания для их развития благоприятных условий, включающих общий набор услуг и единую организационно-технологическую схему  взаимодействия. Как элементы региональной инфраструктуры они имеют ряд  общих признаков. Так, Зеленоградский бизнес-инкубатор (Москва) включает типовой  набор проектов и услуг для  предпринимателей: аренду помещений  под офис и производственную деятельность; переговорные комнаты; секретарские услуги; пользование оргтехникой и связью; почтовые услуги; деловую библиотеку; компьютерный центр, аудио- и видеооборудование; службу безопасности; уборку помещений; услуги кафе, столовой; автостоянку; обучение предпринимателей и работников малых  предприятий; консультации, в том  числе силами приглашаемых специалистов; камеру хранения; финансовые услуги по микрокредитам и лизингу [31].

В технопарках, создаваемых при высших учебных  заведениях по индивидуальным проектам на базе исследовательского и преподавательского потенциала конкретного вуза, для  его более эффективного использования  сочетается научно-техническое и  инновационное малое предпринимательство. Технопарки как объекты инфраструктуры наукоемкого бизнеса должны нести в себе черты уникальности [27, с. 51].

В рамках федеральной программы в течение 1994-1995 годов были созданы организационные основы информационной поддержки субъектов малого предпринимательства в  виде  системы  региональных  информационно-аналитических центров (РИАЦ). В эту работу, выполняемую объединенными усилиями ряда ведомств, наибольший вклад внес Госкомпром России. В настоящее время в 36 регионах страны уже действуют такие центры и еще в 21 – ведутся работы по их созданию. В Москве функционирует Федеральный информационно-аналитический центр. РИАЦ аккумулировали в регионах имеющиеся информационные ресурсы, представляющие интерес для субъектов малого предпринимательства (банки данных по адресам предприятий, законодательству, нормативно-технической документации, спросу и предложению на рынке товаров и услуг и другие). Обмен информацией между регионами идет по государственной сети Роспак.

На сегодняшний  день проблема создания основ комплексной  и эффективной системы информационного  извещения, которая учитывала бы возможности уже существующих систем и потребности малого предпринимательства  в необходимых сведениях, остается нерешенной. Ввод в эксплуатацию РИАЦ был осуществлен с недоработками, ликвидация которых требует дополнительных средств.

В то же время предпринимательские структуры  в регионах пользуются услугами информационных центров системы ТПП России, Роскоминформресурса, Госкомвуза, учебно-деловых центров  Морозовского проекта. Это означает, что до настоящего времени в Российской Федерации нет единого информационного  обеспечения малого предпринимательства [32, с. 24].

Одной из причин сложившейся ситуации является отсутствие Концепции информационного  обеспечения малого предпринимательства  и нормативно-правовых документов, определяющих порядок взаимодействия работающих в регионах информационных центров. В этой связи перед создаваемой Системой информационного обеспечения малого предпринимательства (СИОМП) стоит задача координации, разумной кооперации и интеграции всех информационных ресурсов в интересах малого бизнеса. Достаточно остра и проблема совместимости региональных банков данных на базе общероссийских и международных классификаций.

Подготовкой кадров для системы малого предпринимательства  в рамках дополнительного образования  занято значительное число московских и региональных вузов. Разрабатывают  соответствующие программы и  некоторые региональные учебные  заведения.

Широкомасштабную  подготовку кадров для рыночной экономики  и поддержки малого предпринимательства  ведет с 1992 года в рамках Морозовского проекта Академия менеджмента и рынка. Его цель - построение системы комплексной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в субъектах Российской Федерации во взаимодействии с партнерскими организациями и властными структурами. Реализуется проект путем создания и развития образовательных и консультативных структур – учебно-деловых центров (УДЦ), способных качественно, эффективно и при сравнительно небольшой финансовой и организационной помощи вести подготовку предпринимателей [27, с. 53].

Морозовский проект позволяет также претворить в жизнь начатую в феврале 1995 года программу развития сети бизнес-инкубаторов – Программу «БИНК». Одна из главных ее задач – содействие развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. В соответствии с ней разработана технология создания и развития бизнес-инкубаторов, шесть из которых уже действуют в регионах. В рамках Морозовского проекта начато формирование сети консалтинговых групп при УДЦ и самостоятельных фирм.

Перспективным становится создание межрегиональных  базовых учреждений подготовки кадров, охватывающих экономические районы России. Намечено организовать двадцать межрегиональных базовых учебных  заведений для подготовки не только самих предпринимателей, но и преподавателей и консультантов. Образование сети их филиалов позволит в дальнейшем дойти до каждого района и города Российской Федерации.

Для стройной системы подготовки кадров малого предпринимательства  и обучения незанятого населения  основам предпринимательства начаты сертификация учебных заведений, занимающихся подготовкой кадров госслужащих, преподавателей и самих предпринимателей, а также  разработка программ и методик [27, с. 54].

В России, несмотря на, казалось бы, принимаемые  меры, до сих пор способствующие не только увеличению количества малых  предприятий, но и их эффективному развитию. Речь идет, прежде всего, о том, что  для субъектов малого бизнеса  практически не сформирована нормативно–правовая  база, которая учитывала бы его  интересы. Одна из причин такого положения  заключается в низком уровне самоорганизации  малых предприятий. Между тем  крупные предприниматели имеют  возможность лоббировать принятие правовых актов или решений правительства [33, с. 69].

Большие трудности связаны с  кредитованием малого бизнеса, который, как правило, не имеет надежного  залогового обеспечения, что увеличивает  риск невозврата кредитов [34, с. 71]. Банковский капитал слабо ориентирован на малый бизнес, хотя последний можно назвать самым дисциплинированным заемщиком. Средства, выделяемые на развитие малого предпринимательства, чиновники нередко направляют на поддержку «своих» предприятий [35, с. 16].

Велико и количество различных  административных барьеров (лицензии, разрешения, сертификаты, проверки и  прочее), в которых заинтересованность чиновников не снижается. Негативным фактором развития предпринимательства и  цивилизованного рынка остается несовершенство судебной системы, слабо  защищающей от коррупции и криминала  как предпринимателя, так и потребителя. Но наиболее существенным фактором, снижающим эффективность малых предприятий, является налоговая система, которая зачастую делает малый бизнес невыгодным и ведет к его уводу «в тень». Введение 2 части Налогового кодекса во многом ухудшило положение малого бизнеса [36, с. 29].

По результатам совещания Госсовета (19.12.2001 г.) принята Концепция государственной  политики поддержки малого предпринимательства  РФ, реализация которой поручена правительству. В апреле 2002 года оно внесло в  Государственную думу предложения  по снижению уровня налогообложения  малого бизнеса. Так, применение упрощенной системы налогообложения предусматривало  уменьшение ставки налога с выручки  до 8% и с чистого дохода – до 20%. Однако, по мнению исследователей и  практических работников, требуются  более радикальные действия по реальной поддержки малого бизнеса.

На совещании у Президента РФ 20 мая 2002 года правительству было дано поручение разработать меры, смягчающие налоговое бремя на малые предприятия. В результате достигнута договоренность о предстоящем снижении налога с  выручки с 8 до 6% при зачете до половины этой суммы в качестве страховой  выплаты в Пенсионный фонд. Ставка налога на чистый доход снижена с 20 до 15%. Повышена и планка отнесения  предприятий к категории малых  – оборот до 15 миллионов рублей.

Следует отметить, что поддержкой малых предприятий занимались и  занимаются многие федеральные и  региональные структуры, финансируемые  из бюджетов разного уровня. Так, в  Москве поддержку малым предприятиям оказывают более 20 различных организаций. Кроме того, для указанных целей  используется и негосударственный  капитал [37, с. 115].

Важность поддержки этого вида бизнеса подтверждена мировым опытом и практикой выживания малых  предприятий (особенно в кризисных  ситуациях). Господдержка создает условия, при которых малые предприятия  закрепляют свои позиции в экономике, начинают самостоятельно развиваться  и оказывать влияние на социально-экономические  показатели региона, а затем и страны в целом.

При анализе причин, сдерживающих развитие российского малого бизнеса, специалисты отмечают, что интересы малых предприятий могут не совпадать  с общим ходом решения задач, связанных с реструктуризацией  экономики, обеспечением занятости  и пополнением региональных бюджетов. Именно это обстоятельство может  оказывать существенное влияние  на эффективность разрабатываемых  программ их поддержки. Надо отметить, что в развитых регионах власти стремятся  к тому, чтобы меры по поддержке  малых предприятий были увязаны  со стратегией развития и направлениями  долговременной политики экономического роста, в частности, промышленной политики государства [38, с. 26].

К основным направлениям государственной  поддержки, позволяющим реализовывать  потенциальный эффект развития малых  предприятий, относятся: формирование благоприятного предпринимательского климата; устранение нормативно-правовых, административных и организационных  барьеров; расширение доступа малого предпринимательства к финансовым ресурсам; развитие лизинга оборудования и технологий; системное развитие инфраструктуры для предоставления малым предприятиям интегральной финансовой, материальной, информационно-консультационной и организационно–методической  помощи.

Задачи повышения роли господдержки малого бизнеса и формирования ее рациональной структуры обуславливают  необходимость оценки эффекта от затрачиваемых средств. Эта проблема, решение которой имеет большое  практическое значение, пока разработана  слабо. По нашему мнению, оценка эффективности  поддержки малых предприятий  должна носить комплексный характер и включать:

  • выявление тенденций в динамике показателей, характеризующих развитие малых предприятий и эффективность их деятельности;
  • оценку вклада (доли) государственной поддержки в получение социально–экономического эффекта на всех уровнях (валовой внутренний продукт и валовой региональный продукт, налоговые доходы бюджетной системы, доходы предприятий и другие);
  • определение экономии на трансакционных издержках;
  • оценку социальных эффектов от поддержки малого бизнеса;
  • выявление и оценку негативных явлений, возникающих в том числе из–за невысокого уровня поддержки.

Обобщение результатов оценки эффективности  по названным направлениям позволит дать ответы на вопросы: в какой степени  господдержка является помощью для  саморазвития малых предприятий  и в какой выступает формой патернализма, рассчитанного на краткосрочные  эффекты и не обеспечивающего  в должной мере условий воспроизводства  и жизнеспособности малого бизнеса.

При переходе к рыночной экономике у России, также и у Татарстана – одного из субъектов РФ – возникло множество  проблем, которые надо было как можно  быстрее решать. Прежде всего, предстояло определить права собственности  и решить вопросы о том, кому будет  позволено владеть предприятиями, находящимися в собственности государства, каким образом, с помощью какого механизма и по каким ценам  будет осуществляться передача собственности.

Следовало также создать рынки капитала, банковскую, финансовую и валютную системы, разработать эффективные  системы планирования и бухгалтерского учета, позволяющие проводить оценку стоимости фирм и наиболее объективно судить о результатах их деятельности. Кроме того, необходимо было пересмотреть действующие законы, чтобы легализовать новые формы экономических отношений, новые типы собственности и новые  виды сделок.

Проблемы  дальнейшего развития малого предпринимательства  остаются в основном теми же, что  были отмечены еще в материалах первого  Всероссийского съезда представителей малых предприятий. Важнейшие из них:

  • недостаточность начального капитала и собственных оборотных средств;
  • трудности с получением банковских кредитов;
  • усиление давления криминальных структур;
  • нехватка квалифицированных кадров бухгалтеров, менеджеров, консультантов;
  • сложности с получением помещений и крайне высокая арендная плата;
  • ограниченные возможности получения лизинговых услуг;
  • отсутствие должной социальной защищенности и личной безопасности владельцев и работников малых предприятий и другие.

Малые предприятия  в Татарстане в своей деятельности сталкиваются с большими трудностями.

Президент России Владимир Путин в ежегодном  послании указал на недостаточность  поддержки малого бизнеса. Он констатировал  неоправданность надежд на то, что  малый бизнес станет мотором российской экономики. В числе причин он назвал неэффективную работу департамента по поддержке малого предпринимательства  при Министерстве по антимонопольной  политике и поддержке предпринимательства, коррупцию среди чиновников разного  уровня и сложность разрешения на открытие предприятий малого и среднего бизнеса, несовершенство правил надзора  и системы учета и налогообложения.

Информация о работе Малый бизнес и муниципальные власти