Малый бизнес и муниципальные власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 14:21, курсовая работа

Описание работы

Становление и дальнейшее развитие рыночных отношений в РФ тесно связано с повышением эффективности предпринимательской деятельности субъектов хозяйствования. Процесс реформирования экономики России еще со времен перестройки вызвал значительные изменения в системе экономических отношений. Переход к рыночной экономике непосредственно связан с формированием и развитием института частной собственности.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 188.13 Кб (Скачать)

Был необходим  кардинально иной экономический  курс, который воплотился уже в  новой России в реформах типа шоковой  терапии. Начался новый, второй этап и в развитии российского малого предпринимательства.

1992 г.  – год шоковой терапии –  характеризовался самыми высокими  с середины 80–х гг. темпами роста числа малых предприятий и численности занятых в них [15, с. 77]. Этот факт носит феноменальный характер, поскольку осуществленная тогда либерализация цен и введение налогового прессинга сильно подорвали финансовую базу малого предпринимательства. Бурная инфляция привела, с одной стороны, к обесценению сбережений населения, а с другой – к резкому увеличению процентных ставок банковского кредита. Это вызвало настоящий паралич инвестиционной деятельности, не преодоленный до сих пор [15, с. 77].

Бурное  развитие торгово-посреднического  малого предпринимательства стало  ответной реакцией на подрыв первоначальной финансовой базы. Либерализация внешней  торговли еще в условиях бывшего  СССР и снятие запретов на частную  торговлю внутри страны создали благоприятные  условия для любой торговой деятельности.

Предприниматели старались не связывать ресурсы  с неопределенной и непостоянной средой, особенно, если эти ресурсы  трудно будет высвободить, когда  условия деятельности изменятся  в неблагоприятную сторону.

Сразу же после либерализации – и не последнюю роль здесь сыграли  «челноки» – резко активизировалась внешняя торговля. Первоначальный импульс  потребительских предпочтений стимулировал рост импорта потребительских товаров. Переориентация потребления на импорт усугубила кризис в отраслях, производящих потребительские товары, но частично заглушила социальные проблемы, увеличив занятость в торговле и обеспечив  определенную стабильность физического  объема потребления, хотя и за счет низкокачественных товаров и  при резком росте социального  неравенства.

Падение потребительского платежеспособного  спроса торговое малое предпринимательство  тогда активно компенсировало импортом товаров, пользовавшихся ажиотажным спросом  у российского потребителя. Более  того, мелкая торговля быстро реагировала  на нарастающую социально-экономическую  дифференциацию российского общества, группируясь в нишах обслуживания как массовых потребителей, так и  потребителей с высоким уровнем доходов [16, с. 71].

Рынок малого предпринимательства в сторону  торговой и посреднической деятельности стал также закономерной реакцией на введенный правительством налоговый  прессинг. В бывшем СССР не было и  в принципе не могло быть налоговой  системы, адекватной рыночным условиям, поэтому введение в практику хозяйственной  жизни даже элементов нормальной налоговой ответственности должно было вызвать у не привыкших к  этому предпринимателей естественную реакцию отторжения. Но дело в том, что на эту реакцию наложился  явный экстремизм правительственной  налоговой политики, направленной на изъятие до 90% доходов малыx предприятий. Предпринимателей тем самым подталкивали к тому, чтобы искать и находить способы сокрытия доходов от налогообложения. Торговля и посредничество, ориентированные на работу с трудно контролируемыми наличными средствами, открывали большие возможности для ухода от налогов [17, с. 11].

В целом  ситуация 1992 г. характеризуется в  экономической литературе термином «грюндерство» [12, с. 60]. Малое предпринимательство  было составным элементом массового  процесса учредительства. Люди впервые  в жизни получили свободу для  самостоятельной предпринимательской  деятельности, право заниматься финансовым планированием, что ранее было абсолютной монополией государственных структур.

Многие  малые предприятия появлялись на свет не в силу экономической целесообразности, не имея какой–либо программы долговременного  развития, а только из общей надежды  их организаторов на достаточно абстрактную  «лучшую жизнь впереди». В определенном смысле психологические ожидания скорого  процветания доминировали над трезвым  экономическим расчетом и даже здравым  смыслом.

С другой стороны, рост числа малых предприятий  стал своеобразным инструментом увода  доходов малого бизнеса от налогообложения. В практике широко известны схемы, при  которых все затраты списываются  на деятельность одного предприятия, а доходы через обналичивающие фирмы переводятся на другое предприятие, принадлежащее одним и тем же лицам.

Реакция на экономические преобразования, их поддержка в разных формах со стороны  населения непосредственно зависят  от физических, психологических и  социальных возможностей адаптации  конкретного человека к условиям переходной экономики.

Готовность  населения поддержать рыночную реформу  вступила в острое противоречие с  реальностью и перспективой оказаться  ею раздавленным.

Колоссальный  дефицит бюджета, неустойчивое положение  предприятий госсектора и попытки  правительства удержать инфляцию путем  ограничения денежных доходов привели  к массовым задержкам выплаты  заработной платы, к значительной ее дифференциации, к крупным диспропорциям  между ростом заработной платы и  изменением ее реального содержания.

В результате значительное отставание динамики оплаты труда от роста цен сказалось  не только на уровне жизни населения, но и на состоянии социально–трудовой сферы в целом, обусловив тенденцию  к обесценению рабочей силы. Уровень  реальной заработной платы большинства  экономически активного населения  был столь низок, что затруднялось даже простое воспроизводство рабочей  силы, а по некоторым видам профессиональной деятельности оно стало практически  невозможно.

Таким образом, заработная плата в России во многом утратила свои основные функции –  воспроизводственную и стимулирующую, фактически приняв форму некоего  «пособия по труду».

С середины 1994 г происходит резкое снижение прироста численности малых предприятий. Главными причинами приостановки роста  числа малых предприятий стали: во-первых, резкое сужение границ сфер, характеризовавшихся легко достигаемой  высокой доходностью; во–вторых, исчерпание психологических ожиданий беспредельных  финансовых возможностей самостоятельной предпринимательской деятельности.

Уже к 1995 г. оказались практически исчерпанными ниши и возможности сверхприбыльной  торгово-посреднической деятельности. Многие из возникших ранее малых  предприятий преимущественно торгово-посреднической или, например, научно–консультационной  ориентации либо прекратили свое существование, либо диверсифицировались. Такая ситуация закономерно должна была генерировать новые тенденции в развитии Российского  малого предпринимательства.

Если  в России еще в 1992–1994 гг. вся экономика, включая малый бизнес, жила по стохастическим законам первоначального накопления капиталов, то в 1995 г. все четче стали  действовать закономерности цивилизованной рыночной системы. Реже встречались  случаи, когда какое–либо малое  предприятие легко скупало дорогостоящие  здания и даже средние производственные предприятия. Нормой становился доход  на одного занятого в малом предприятии  на уровне, колеблющемся вокруг средней  заработной платы по стране.

В экономике  России стала прослеживаться тенденция  к началу новой рыночной концентрации и централизации капиталов, а  также самой хозяйственной деятельности.

Менее рентабельные предприятия не выдерживают экономической  конкуренции со средними и крупными фирмами и вынуждены «свертывать» свою деятельность. Процессы централизации  и концентрации капиталов противостоят увеличению численности малых предприятий.

Обозначился очередной, третий этап качественных изменений  в динамике и структуре малого бизнеса, сопровождавшийся, как было отмечено выше, значительным сокращением  прироста числа малых предприятий.

Малый бизнес в борьбе за выживание научился самостоятельно приспосабливаться к сложностям рынка. Так, для повышения своей  жизнеспособности малые предприятия  активно диверсифицировали свою хозяйственную деятельность. Более чем половина малых предприятий неторгового профиля, помимо основной деятельности, занималась еще и торговлей как несложной, но относительно прибыльной деятельностью с быстрым сроком оборачиваемости капиталов. А торговые капиталы вследствие возрастающей конкуренции все чаще устремлялись в производство, хотя и в самых простых его формах.

В течение 1996–1997 гг. наблюдались определенные положительные сдвиги, которые стали  особенно заметны к середине 1997 г. Месячная инфляция измерялась десятыми долями процента, реальные процентные ставки опустились до 10% годовых, увеличился объем кредитования банками реального  сектора, что обусловило прекращение  спада и начало экономического роста.

Важнейшая особенность третьего этапа развития малого бизнеса –уменьшение степени  криминального давления. С другой стороны, саморегулирующий рыночный механизм нивелировал уровень доходности малого бизнеса, что явилось следствием снижения интереса криминальных структур к данному сектору экономики.

Особое  внимание криминала чаще всего привлекали крупные бартерные операции при  непосредственном участии посреднических малых фирм.

Ко второй половине 90–х гг. бартер из явления  превратился в устойчивый общественный институт, а «дебартеризация» экономики  перешла из числа функциональных в разряд институциональных проблем. Для ее решения важно было знать, каким образом произошло укоренение бартера в российской экономике, какова институциональная поддержка  бартера и какие средства институциональной  динамики могли бы использоваться в  качестве противовеса.

Возникновение волны бартера в начале 90–х гг. было вынужденным актом – непосредственным следствием непродуманной либерализации  ценообразования, обесценившей оборотные  средства предприятий. Напротив, более позднее поддержание и расширение бартера было сознательным и вполне рациональным волеизъявлением институционально «группы поддержки» – экономических субъектов, для которых развитие бартера служит источником получения доходов.

Однако  относительная стабилизация развития малого бизнеса в целом и рост количества малых предприятий в  сфере финансов происходили на фоне углубления фундаментальных экономических  проблем: фискального кризиса, значительного  ухудшения состояния платежного баланса и нарастания предпосылок  усиления нестабильности экономической  политики.

Неблагоприятные изменения в мировой конъюнктуре  вызвали отток капиталов с  российских финансовых рынков. Долгое время назревавший и, в конце  концов, разразившийся в августе 1998 г. кризис дал отсчет началу нового, четвертого этапа в развитии малого бизнеса в России.

Следствиями кризиса стали понесенные многими  экономическими субъектами значительные финансовые потери, временный паралич  платежно-расчетной системы, фактическое  прекращение кредитования, резкое ускорение  спада реального производства, масштабное сворачивание деятельности в наиболее рыночно продвинутых секторах российской экономики, существенное сокращение реальных доходов, снижение уровня жизни населения, заметное увеличение безработицы.

Таким образом, четвертый этап в развитии малого бизнеса наглядно продемонстрировал  огромные потенциальные возможности  малого предпринимательства как  самостоятельного сектора экономики, способного в короткие сроки преодолеть кризисную ситуацию и стать одним  из решающих факторов экономического подъема в России. Задача дальнейшего  развития данного сектора должна рассматриваться в качестве одного из приоритетов экономической политики государства.

Сейчас  российская экономика подошла к  порогу, за которым при определенных организационных условиях могут  открыться горизонты экономического роста. Это и углубление процессов  развития частной собственности, многоукладности экономики, и финансовая стабилизация, и укрепление национальной валюты, и рост внутренних накоплений населения, и благоприятная реструктуризация нашего внешнего долга, и устойчивое положительное сальдо внешней торговли.

С начала 2001 г. на федеральном уровне, и особенно в Республике Татарстан, были осуществлены мероприятия, жизненно важные для дальнейшей деятельности в сфере малого предпринимательства. Отсюда берет свое начало пятый этап его развития, главная задача которого – вывод малого бизнеса на качественно  новый уровень.

Закон Республики Татарстан «Об утверждении Государственной  комплексной программы Республики Татарстан по развитию малого предпринимательства  на 2001–2004 годы» стал наглядным свидетельством того, что в республике декларировалась  последовательная, продуманная политика поддержки малого бизнеса. Основным механизмом реализации Программы было утверждение ежегодных планов выполнения программных мероприятий и заключение государственных контрактов с исполнителями  отдельных мероприятий.

Руководством  Республики Татарстан осуществлялись конкретные мероприятия по созданию благоприятных условий для дальнейшего  развития малого бизнеса. По выражению  первого вице–премьера Р.Муратова: «Малое предпринимательство должно стать становым хребтом экономики» [18].

Особую  роль в укреплении позиций малого бизнеса играет Указ Президента Республики Татарстан № УП-221 от 20 марта 2001 г. «О содействии развитию частного бизнеса  и поддержке предпринимательства  в Республике Татарстан» [18].

Для развития различных форм инвестирования субъектов  малого предпринимательства (венчурное  финансирование, франчайзинг, лизинг) были созданы дополнительные структуры, такие как Центр микрофинансирования  «Бизнес-инкубатор» (2002 г) и Ассоциация «Татарстан–Лизинг» (2004 г).

Информация о работе Малый бизнес и муниципальные власти