Малый бизнес и муниципальные власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 14:21, курсовая работа

Описание работы

Становление и дальнейшее развитие рыночных отношений в РФ тесно связано с повышением эффективности предпринимательской деятельности субъектов хозяйствования. Процесс реформирования экономики России еще со времен перестройки вызвал значительные изменения в системе экономических отношений. Переход к рыночной экономике непосредственно связан с формированием и развитием института частной собственности.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 188.13 Кб (Скачать)

В целях  повышения эффективности информационного  взаимодействия состоялся диалог «Бизнес  – Власть – Общество» в рамках проведенного 28 октября 2003 г. в г. Набережные Челны Республиканского съезда предпринимателей, в соответствии с которым был  разработан и задействован «План  мероприятий по выполнению решений, принятых на съезде». На текущий момент большая часть мероприятий выполнена. Ежемесячно издается определенный набор  дайджестов, где в кратком виде излагаются различные нововведения в сфере законодательства и практики ведения бизнеса, касающиеся малого предпринимательства.

Финансирование  Государственной комплексной программы  по развитию малого предпринимательства  в Республике Татарстан на 2001–2004 гг. предусматривалось ежегодно при  разработке проектов Законов о бюджете  Республики Татарстан на очередной  финансовый год.

Еще одной  из составляющих в становлении системы  поддержки и развития малого предпринимательства  Татарстан стал съезд предпринимателей Республики, проведенный в декабре 2006 года.

Участники Съезда предпринимателей Республики Татарстан, обсудив состояние и проблемы малого предпринимательства, отмечают наметившиеся за последние годы положительные  тенденции в развитии малого предпринимательства  как на федеральном уровне, так  и в Республике Татарстан [19].

Есть  основания надеяться на то, что  пятый этап станет переломным в истории  развития малого бизнеса и выведет  данный сектор экономики из состояния  саморазвития практически изолированной  системы на новые рубежи.

 

1.2 Роль малого бизнеса  в функционировании муниципального  образования и развитие системы  поддержки малого бизнеса в  России

 

Развитие банковской сферы и  экономики муниципального образования  в целом тесно связано с возможностями малого бизнеса. Для банка малое предприятие может являться надежным/ненадежным заемщиком или потребителем банковских услуг, источником его прибыли. Для муниципального управления малый бизнес участвует в решении социальных проблем: создает рабочие места, обеспечивает социальную защиту работающих; в силу гибкости к изменению внешней среды смягчает последствия кризисов; выполняет социальный муниципальный заказ, являясь основным плательщиком местных налогов, сборов и штрафов; пополняет местный бюджет. Поэтому местная администрация заинтересована в росте продуктового ряда, объемов выпуска, расширении территориального охвата, укреплении финансового положения уже существующих предприятий, в появлении или привлечении новых. Становление и развитие предпринимательства сопряжено с рядом трудностей, в частности ограничено ресурсами, зависимостью от рыночных условий и целей крупных предприятий, слабыми кредитными возможностями, недостатком маркетинговой информации. Существует также множество внутренних проблем, связанных с эффективностью менеджмента. Для создания малого предприятия необходимо наличие оригинальной идеи, перспектив сбыта, профессиональной команды, возможности получения начальных инвестиций, помещения, технологий, оборудования, доступа к информации и прочее [20, с. 78].

Малый бизнес выступает важной частью функционирования и социально-экономического развития территории. Он создает рабочие места, разрабатывает и внедряет новые  технологии, максимально учитывает  местные условия, проникает в  невыгодные для крупных предприятий  сферы, дает значительную часть регионального  и местного валового продукта. Благодаря  малому управленческому персоналу  и простым организационным формам он обладает гибкостью к изменениям внешней среды, мобильностью управления, быстрой реакцией на требования потребителей. Однако его развитие сопряжено с рядом трудностей: ограниченность ресурсов, большая зависимость от рыночной конъюнктуры, слабые кредитные возможности, подчинение целям крупных предприятий, большая длительность рабочей недели, слабая социальная защищенность работающих. Кроме того, для создания малого предприятия необходимо наличие оригинальной идеи, перспектив сбыта, профессиональной команды, возможности получения начальных инвестиций. С точки зрения муниципального менеджмента, малый бизнес выполняет функции:

  • производителя (в т.ч. выпуск продукции по прямому «муниципальному» заказу);
  • источника финансирования муниципальных программ (являясь, налогоплательщиком, плательщиком сборов и штрафов);
  • инвестора (участие в реализации инвестиционных проектов, создание организационных форм собственности, проведение благотворительных акций);
  • работодателя (создание рабочих мест, в т.ч. для инвалидов через квотирование рабочих мест);
  • участника решения социально-бытовых проблем населения (выплата зарплаты, содержание собственной социальной инфраструктуры и другие);
  • истребителя ресурсов (использование природных, материальных, энергетических, трудовых и иных ресурсов территории);
  • может быть источником экологического, финансового, социального или иного ущерба для территории [21, с. 103].

Можно выделить две группы актуальных проблем развития малого и среднего бизнеса в РФ:

  • внешние проблемы:
    1. высокий уровень налогообложения;
    2. противоречия и пробелы в правовом поле, в т.ч. беззащитность интеллектуальной собственности;
    3. административные барьеры (оформление предприятия, аренды помещения, земельного участка, деятельность контролирующих органов);
    4. искаженная структура цены, обусловленная высокими тарифами на энергоресурсы;
    5. внешние факторы микро- и макроуровня, которые поддаются слабому влиянию со стороны местной администрации, за исключением может быть стимулирования платежеспособного спроса через создание новых рабочих мест, оказания связанной социальной помощи малоимущим слоям населения и других мер;
  • внутренние проблемы:
    1. недостаток квалифицированных кадров, прежде всего управленческих;
    2. слабость регулярного менеджмента;
    3. непродуктивная инвестиционная среда (недостаток доступных инвестиционных ресурсов);
    4. маркетинговые проблемы (например, по утверждению экспертов, 90% российских предприятий могут повысить эффективность как минимум на треть, изменив свою ценовую политику) [22, с. 83].

Для конкретной территории проблемы развития малого бизнеса требуют детализации  с учетом местных условий.

Приоритеты  выбора поддерживаемых предприятий  и проектов определяются выработанной стратегией развития муниципального образования, имеющимися ресурсами и полномочиями, социально-экономической эффективностью направлений поддержки. Текущее  состояние экономики муниципального образования является дополнительным критерием направления поддержки:

  • удержание и расширение существующих предприятий через:
    1. уменьшение действия факторов, мешающих расширению этих фирм;
    2. стимулирование спроса на их продукцию;
      • оказание помощи новым фирмам и разработка программ развития для предпринимателей;
      • привлечение новых предприятий [23, с. 96].

Согласно  исследованиям, из трех вышеперечисленных  способов активизации экономической  деятельности в муниципальном образовании, больше всего рабочих мест в сообществе создается благодаря расширению существующих и созданию новых фирм.

Выработанные  критерии поддержки малого бизнеса  должны быть формализованы, закреплены нормативными актами и доведены до сведения предпринимателей.

Инфраструктура поддержки малого предпринимательства (МП) в самом  общем плане может быть определена как совокупность органов, непосредственно  обслуживающих деятельность малых  предприятий, осуществляющих движение ресурсов в направлении конкретных субъектов малого бизнеса. Таким  образом, функции инфраструктуры состоят  в обеспечении материально-технической, информационной, технологической, консультационной, маркетинговой, кадровой, образовательной, финансовой поддержки. Институты инфраструктуры, реализующие эти функции, могут  быть специализированными (то есть обеспечивающими  только один вид поддержки) и многопрофильными [24, с. 8].

Зарубежный  и отечественный опыт позволяют  выделить следующие конкретные виды институтов поддержки малого предпринимательства: финансовые (в том числе фонды  поддержки, специализированные банки, финансовые корпорации, страховые фонды); бизнес-инкубаторы, технопарки, промышленные полигоны, агентства и центры развития, пункты информационного обеспечения; учебные центры [25, с. 59].

Результаты  анализа развитой инфраструктуры поддержки  малого предпринимательства очерчивают основные (фундаментальные) принципы построения этой системы, а именно:

– адекватность инфраструктуры уровню развития малого предпринимательства и реальным потребностям предпринимателей (по пропускной способности, отраслевой и функциональной специализации и прочее);

– доступность ее объектов для предпринимателей (по близости размещения на территории, стоимости услуг, информированности о возможностях каждого элемента инфраструктуры);

– концентрация на наиболее острых проблемах деятельности малых предприятий;

– участие государства (национальных, региональных, муниципальных бюджетов) непосредственно или через контролируемые организации в капитале объектов инфраструктуры малого предпринимательства, частичное либо полное финансирование их текущей деятельности;

– распределение основных задач и, следовательно, различных видов объектов инфраструктуры по уровням при концентрации основного объема практической работы на поддержке малого бизнеса (непосредственно на местном или региональном уровне);

– обеспечение координации деятельности и упорядочение функций различных объектов на одной территории для более эффективного использования ресурсов, комплексности и разнообразия оказываемых услуг;

– использование  для развития инфраструктуры малого бизнеса ресурсов и средств государства, общественных и профессиональных объединений  предпринимателей, крупных корпораций, научных учреждений и учебных  заведений.

Инфраструктура  поддержки малого бизнеса во многих регионах России отсутствует или  существует только на бумаге. Зачастую бизнес-инкубаторы, тех-нопарки, агентства  и центры развития малого предпринимательства  ограничиваются лишь организацией юридического лица с таким названием, выполняя свою основную задачу крайне слабо  либо вовсе не выполняя ее [26, с. 63].

Существующая  неравномерность в распределении  объектов инфраструктуры малого бизнеса по территории России вызвана не только различным уровнем его развития, но и отношением местных властей к проблемам малых предприятий. При реализации проектов с международным участием существенное значение имеет ориентация иностранных доноров на те регионы, где, по их сведениям, успешно проводятся экономические реформы (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург), или на те, которые представляют интерес для конкретных зарубежных стран Дальний Восток – Япония, Калининградская область – Германия, Северо-Западный район – Скандинавия) [27, с. 46].

Стихийность создания институтов поддержки  малого бизнеса и недостаток финансовых средств зачастую приводят к перерождению инфраструктурных объектов в обычные  коммерческие компании. Инициаторы и  организаторы проектов часто сами имеют  весьма нечеткое представление о  том, какими именно видами поддержки  заниматься, на выполнении каких функций  специализироваться и каким образом  получать доход для обеспечения  хотя бы частичной самоокупаемости  вновь учрежденной структуры. Поэтому, в ряде случаев институты поддержки  выполняют неспецифические виды деятельности (вплоть до внутренней и  внешней торговли), что явно выходит  за рамки функций по поддержке  предпринимательства [28, с. 132].

Во многих регионах отсутствуют концепции  развития инфраструктуры малого бизнеса  и достоверные данные о реальных потребностях предпринимателей в тех  или иных видах деловых услуг, нет четкого представления о  специфике и различиях между  отдельными видами объектов инфраструктуры. Понятийная путаница нередко приводит к тому, что инкубаторами называют чисто обучающие организации  или фирмы, специализирующиеся на регистрации  новых предприятий и предоставлении юридического адреса, а технопарками или бизнес-центрами – консультационные фирмы или торговые павильоны [27, с. 49].

Следует отметить и недостаточную информированность  предпринимателей о наличии в соответствующих регионах объектов инфраструктуры малого бизнеса, их местонахождении, перечне поставляемых ими услуг и условиях их получения (из-за нехватки средств информационные и рекламные кампании, рассказывающие об объектах инфраструктуры, как правило, не проводятся). Это во многом объясняется самоустранением федеральных, региональных и местных органов власти от активного участия в создании комплекса объектов инфраструктуры малого предпринимательства на местах [29, с. 29].

Роль  вновь создаваемых объектов инфраструктуры малого предпринимательства снижает  также их неудачное территориальное  размещение, неприспособленность помещений, отсутствие необходимого оборудования и, конечно же, острый недостаток квалифицированного персонала. В итоге это приводит к распылению и без того ограниченных средств, в том числе бюджетных  ассигнований. Деятельность созданных  объектов во многих случаях не в  полной мере, а то и вовсе не соответствует  заявленным функциям (из-за отсутствия достаточных материальных, технических, кадровых и прочих ресурсов). Многие объекты инфраструктуры оказывают  услуги весьма низкого качества или  по недоступным для малых предприятий  ценам [16, с. 70].

Региональные  фонды поддержки малого бизнеса  созданы в 69 регионах. Фонд финансовой поддержки и содействия развитию малых предприятий в Мурманске существует с 1990 года. Московский и Татарский Республиканский фонды финансовой поддержки малого предпринимательства образованы в 1991 году. В остальных регионах фонды возникли в 1992-1994 годах [27, с. 50].

Большая часть положений о региональных фондах подготовлена на основе методических рекомендаций государственного комитета по антимонопольной политике России и по инициативе территориальных  управлений комитетов, представители  которых входят в состав их наблюдательных советов и экспертных комиссий. Основными  источниками финансирования фондов служат соответствующие бюджеты, средства от приватизации государственных предприятий, имущество учредителей, доходы от собственной деятельности, возврат кредитных сумм от заемщиков, добровольные взносы юридических и физических лиц. Их организационно-правовая форма разнообразна государственные учреждения и предприятия, некоммерческие организации, общественные объединения, товарищества с ограниченной ответственностью, акционерные общества закрытого типа и открытого. А некоторые из них (например, Иркутский, Липецкий) вообще не являются юридическим лицом. В большинстве регионов отработан и утвержден механизм отбора, экспертизы и финансирования проектов [30, с. 61].

Информация о работе Малый бизнес и муниципальные власти