Малый бизнес и муниципальные власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 14:21, курсовая работа

Описание работы

Становление и дальнейшее развитие рыночных отношений в РФ тесно связано с повышением эффективности предпринимательской деятельности субъектов хозяйствования. Процесс реформирования экономики России еще со времен перестройки вызвал значительные изменения в системе экономических отношений. Переход к рыночной экономике непосредственно связан с формированием и развитием института частной собственности.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 188.13 Кб (Скачать)

В декабре 2006 года был проведен съезд предпринимателей республики Татарстан.

Участники Съезда предпринимателей Республики Татарстан, обсудив состояние  и проблемы малого предпринимательства, отмечают наметившиеся за последние  годы положительные тенденции в  развитии малого предпринимательства  как на федеральном уровне, так  и в Республике Татарстан.

Создание благоприятных  условий для развития предпринимательской  деятельности, привлечение малого и  среднего бизнеса к решению экономических  и социальных вопросов является одной  из приоритетных задач органов власти и управления Республики Татарстан. Несмотря на позитивное отношение региональной власти к бизнесу ряд проблем остается по-прежнему нерешённым.

Для решения указанных  проблем необходимо:

  • ускорить принятие нового Федерального Закона «О поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»; ускорить принятие Федерального закона «О саморегулируемых организациях»;
  • изменить методику формирования статистических данных по малому и среднему бизнесу, регулярно проводить статистические исследования состояния и развития малого бизнеса и публиковать их в средствах массовой информации;
  • отменить применение контрольно-кассовой техники для предпринимателей, применяющих систему налогообложения в виде единого налога на вменённый доход;
  • регламентировать работу проверяющих и контролирующих органов, определить государственный орган, осуществляющий в пределах своей компетенции статистическую деятельность и ответственный за сбор от всех контролирующих органов информации, касающейся проведения проверок субъектов частного предпринимательства;
  • упростить порядок оформления экологической разрешительной документации, внести изменения в Федеральный закон №174-ФЗ «Об экологической экспертизе»;
  • внести изменения в Налоговый кодекс РФ, Федеральный закон №129-ФЗ «О бухгалтерском учёте», приказы Министерства финансов РФ, максимально упростив бухгалтерскую и статистическую отчётность для субъектов малого предпринимательства;
  • рассмотреть возможность обязательного предоставления налогоплательщикам налоговыми органами ежемесячной информации о налогах и сборах, уплачиваемых предпринимателями, в разрезе отраслей и объёмов налоговых поступлений;
  • уменьшить величину Единого социального налога (ЕСН) и налога на прибыль;
  • внести изменения в ст. 346.13 Налогового кодекса РФ в части увеличения размера дохода налогоплательщика по итогам отчетного периода для предпринимателей, работающих по упрощённой системе налогообложения;
  • дополнить Налоговый кодекс РФ положением, предусматривающим, что в случае, если изменения налогового законодательства ухудшают условия налогообложения для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими, то в течение первых 3 лет, после вынесения изменений, они подлежат налогообложению на условиях, которые действовали на момент их государственной регистрации;
  • внести изменения в Налоговый кодекс РФ, предоставляющие предпринимателям право самостоятельного выбора специальных систем налогообложения: в форме единого налога на вмененный доход или упрощенной системы налогообложения; разработать и принять методику расчета корректирующего коэффициента К2 для расчета единого налога на вмененный доход;
  • внести изменения в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества», предусматривающие преимущественное право арендатора – субъекта малого предпринимательства на выкуп арендуемого им помещения;
  • разработать и принять Федеральный закон «О государственной поддержке товариществ и иных объединений собственников жилья»;
  • разработать и принять Федеральный закон «О порядке ликвидации недоремонта жилищного фонда»;
  • внести изменения в статьи 6.14 и 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дифференцировав размер штрафа за административное правонарушение в зависимости от степени вины и характера правонарушения участника алкогольного рынка [51, с. 23].

Также необходимо обратиться к Кабинету Министров и Государственному Совету Республики Татарстан с предложениями:

  • создать Гарантийный фонд малого бизнеса с привлечением бюджетных и внебюджетных источников для решения проблемы недостатка залогового обеспечения по кредитам;
  • создать совместно с бизнес-сообществом сеть частно-государственных венчурных фондов для финансирования субъектов малого предпринимательства «под старт» предпринимательской деятельности и инжиниринговых компаний;
  • разработать и утвердить программу компенсации затрат банков по страхованию финансовых рисков по недостающей сумме залогового обеспечения по кредитам субъектов малого предпринимательства;
  • обеспечить организацию совместно с Всемирным банком конкурса инновационных проектов развития «Инновации для устойчивого развития Республики Татарстан» 2006-2007 г.г. и проведение Ярмарки инновационных проектов в г. Казани;
  • использовать различные механизмы финансирования за счет бюджетных средств;
  • разработать и принять в установленном порядке ряд нормативных актов Республики Татарстан, направленных на поддержку малого бизнеса в сфере ЖКХ;
  • создать товарно-сырьевую биржу;
  • продолжить работу по сбору информации о товарах местных производителей и разместить ее на сайте Министерства торговли и внешнеэкономического сотрудничества РТ, способствовать продвижению товаров местных производителей;
  • разработать и принять программу создания и развития в Республике Татарстан предприятий розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания «шаговой доступности»;
  • обеспечить прозрачность и публичность входа крупных торговых операторов на республиканский рынок, при проведении конкурсов по реализации недвижимости и земельных участков под строительство крупных торговых центров требовать от них выделение квот на закупку товаров местных товаропроизводителей;
  • размещать публичные оферты крупных торговых операторов на сайте Министерства торговли и внешнеэкономического сотрудничества РТ и Электронного Правительства Республики Татарстан;
  • рекомендовать государственным заказчикам включать в состав конкурсных комиссий по размещению государственных заказов представителей Агентства по развитию предпринимательства Республики Татарстан, Торгово-промышленной палаты Республики Татарстан и ассоциаций и другие направления.

При этом необходимо обратиться также и к главам муниципальных районов Республики Татарстан с предложениями:

  • разработать и утвердить программы поддержки и развития предпринимательства в муниципальных районах, создать инфраструктуру поддержки предпринимательства;
  • привлекать Агентство по развитию предпринимательства Республики Татарстан, Торгово-промышленную палату Республики Татарстан, представителей субъектов малого бизнеса, общественных объединений предпринимателей к выработке муниципальной политики по развитию малого предпринимательства;
  • рассмотреть возможность создания муниципальных или муниципально-корпоративных фондов для решения проблемы недостатка залогового обеспечения и для получения кредитов под «старт» предпринимательской деятельности;
  • применять дифференцированный подход для разных видов деятельности при установлении величины корректирующего коэффициента К2 для расчета единого налога на вменённый доход, руководствоваться методическими рекомендациями по расчёту величины коэффициента К2, разработанными рабочей группой в составе представителей различных министерств и ведомств Республики Татарстан;
  • применять дифференцированный подход к установлению ставки земельного налога;
  • разработать и принять программу создания и развития в муниципальном районе предприятий розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания «шаговой доступности»;
  • обеспечить проведение аукционов на выделение земельных участков и разработать регламент работы органов, осуществляющих оформление земельных участков в аренду и собственность;
  • разработать и принять нормативно-правовой акт, уменьшающий размер земельного налога, арендной платы за землю в период строительства объектов, а также для технопарков и индустриальных парков, находящихся на территории муниципального образования;
  • усилить контроль со стороны налоговых, правоохранительных органов, органов местного самоуправления за порядком выплат заработной платы работникам с целью ликвидации практики «конвертных» выплат;
  • усилить контроль за деятельностью предпринимателей, зарегистрированных в других субъектах Российской Федерации, но осуществляющих деятельность в Республике Татарстан;
  • оказывать содействие малому бизнесу в сфере ЖКХ;
  • упростить процедуру оформления разрешений на установку рекламных конструкций, вывесок;
  • вместо аукционов проводить конкурсы с включением в их условия требований по величине заработной платы сотрудников, по основным средствам производства, по количеству рабочих мест, по участию в социальных программах и т.п.;
  • рекомендовать муниципальным заказчикам включать в состав конкурсных комиссий по размещению муниципальных заказов представителей Агентства по развитию предпринимательства Республики Татарстан, Торгово-промышленной палаты Республики Татарстан и ассоциаций;
  • привлекать Агентство по развитию предпринимательства Республики Татарстан, Торгово-промышленную палату Республики Татарстан, представителей субъектов малого бизнеса, общественных объединений предпринимателей к разработке конкурсной документации и формированию лотов при проведении тендеров (конкурсов, аукционов) в сферах деятельности малого бизнеса, а также к участию в конкурсных комиссиях;
  • разработать меры защиты и поддержки представителей малого бизнеса Республики Татарстан при проведении тендеров (конкурсов, аукционов);
  • продлить срок аренды земельных участков на три года для объектов мелкорозничной сети (павильонов и киосков), установленных ранее в порядке, установленном в соответствии с действующим в то время порядком.

 

2.2 Анализ системы поддержки  малого бизнеса на территории      муниципального образования «Нижнекамский  муниципальный район»

 

Нижнекамск – крупный промышленный и культурный центр, третий по величине город республики, который продолжает расти и развиваться [52]. Нижнекамск является третьим по численности населения городом Республики Татарстан. В городе и районе (вместе с поселком «Камские Поляны») проживает 270 тысяч человек. По промышленному потенциалу Нижнекамск отстает только от столицы республики [53].

На тысячу человек населения Нижнекамска  и Нижнекамского района приходится в среднем 51 малое предприятие. Анализ процессов, происходящих в экономике Нижнекамска и Нижнекамского района, позволяет утверждать, что малое предпринимательство в регионе уже сформировалось [54].

Проанализируем  развитие субъектов малого предпринимательства  на территории Нижнекамского муниципального района по данным, представленным в  таблице А1 (Приложение А).

Представим  динамику развития малых предприятий  на территории Нижнекамского муниципального района на рисунке 1.

Представленная  на рисунке 1 динамика показывает, что  отрицательная динамика количества представителей малого бизнеса произошла  в 2005 году. Данная тенденция связана  с перерегистрацией субъектов малого бизнеса, в результате которой нефункционирующие  предприниматели и фирмы были фактически аннулированы. Дальнейшей развитие происходит и, скорее всего, будет  происходить более плавными темпами, согласно прогнозным значениям до 2009 года.

 

Рисунок 1 – Динамика развития субъектов  малого бизнеса по Нижнекамскому  муниципальному району.

 

Представим  структуру малого бизнеса в разрезе  предприятий и предпринимателей без образования юридического лица на рисунке 2.

 

Рисунок 2 – Структура малого бизнеса  в разрезе предприятий и предпринимателей без образования юридического лица

 

Представленный  рисунок 2 показывает, что доля предпринимателей без образования юридического лица в два раза превышает количество малых предприятий. Это говорит  о том, что данная форма ведения  бизнеса является наиболее удобной  как в системе налогообложения, так и в ведении различных  видов бизнеса.

 

Рисунок 3 – Структура предприятий малого бизнеса по отраслям

 

Представленная  структура по отраслям отражает ведущими отраслями – совокупность других отраслей, на втором месте стоит торговля и общепит, а на третьем месте – строительство. Неутешительным является тот факт, что промышленность занимает малую долю в отраслевой структуре малых предприятий. Эту тенденцию необходимо корректировать посредством различных мероприятий, разрабатываемых на уровне государственных и муниципальных органов власти. В Нижнекамске была предпринята попытка активизировать нефтехимическую промышленность посредством создания промышленного округа на базе ОАО «Нижнекамскнефтехим» [55, с. 19], но данное мероприятие не принесло ожидаемых результатов.

В Нижнекамском муниципальном районе система поддержки  малого бизнеса работает весьма слабо  и неэффективно.

Общая модель программы для вновь созданных  предприятий является следующей:

  • возмещение в пределах ½ полученной процентной ставки при кредитовании или лизинге за счёт средств местного бюджета;
  • венчурное финансирование инвестиционных проектов малого и среднего бизнеса за счёт средств местного бюджета через Инвестиционное агентство;
  • льготы по платежам за землю (налог, аренда).

Эта программа  изначально разработана для поддержки  бизнеса в Нижнекамском муниципальном  районе. Начальный этап предполагает проведение мероприятий лишь в п.г.т. Камские Поляны, как в наиболее нуждающемся поселении. При достижении успеха в предстоящем году программой будут охвачены и остальные территории Нижнекамского района.

В ряде случаев  малому бизнесу вполне доступно кредитование через банк. Это могло бы быть более распространено, если бы при  ставке рефинансирования 13% банки кредитовали  малый и средний бизнес под 14-15%.

Совет Нижнекамского  муниципального района мог бы сейчас создать более мягкие условия, взяв на себя часть кредитной нагрузки предпринимателя в виде возмещения доли процентного платежа.

Эта операция оказывается условно бесплатно, ввиду небольших сумм. В результате городу это окупается через налоговый  доход бюджета. При этом будут  получены следующие результаты:

  • ожидаемый прирост предприятий малого бизнеса на 2007 год – 421 субъект;
  • процент обращений из них в банк за кредитом – 21%, т.е. 88 обращений;
  • ожидаемое количество отказов по причине дорогого кредита – 28,7 обращений;
  • средняя сумма кредита по статистике банков – 800 000 руб.;
  • средний процент в банке по кредиту – 18 процентов в год;
  • при погашении ⅓ суммы процентов, т.е. 6%/год, требуемая сумма на 
    2007 год – 2 500 000 руб.;
  • на погашение ещё ⅔ суммы из Бюджета Республики Татарстан будет выделено ещё более 5 000 000 руб.;
  • окупаемость: при среднем платеже ЕНВД в сумме 9 000 руб./кв. – 
    1 год и 3 мес.

Как правило, малый бизнес в начальной стадии представлен в форме Технико-экономического обоснования, либо бизнес-плана Инвестиционного  проекта.

Информация о работе Малый бизнес и муниципальные власти