Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 18:24, курс лекций
Информатизация общества повлекла за собой возникновение новых понятий: информационная культура, информационный бизнес, информационный продукт, информационная услуга и т.д.
Информационной культурой называют уровень знаний (интеллекта) и умение целенаправленно работать с информацией, используя современные информационные технологии.
Раздел 1.Рынок информационных товаров и услуг
§1.1.Основные понятия рынка информационных товаров и услуг
§1.2.Классификации информационных товаров и услуг
§1.3. Роль информационных товаров и услуг в профессиональной деятельности
Раздел 2.Состояние мирового рынка информационных товаров и услуг
§2.1.Этапы развития мирового рынка информации
§2.2.Базы данных деловой и научно-технической информации
§2.2.1. Ресурсы международной статистики
§2.3. Деловые ресурсы и потребительская информация в Интернете
§2.4. Управляющие информационные системы и программные продукты
§2.4.1.Системы поддержки принятия решений
§2.4.3. Искусственный интеллект
§2.4.4. Экспертные системы
§2.4.5. Географические информационные системы
Раздел 3.Состояние российского рынка информационных товаров и услуг
§3.1. Базы данных деловой информации
§3.1.1.Биржевая и финансовая информация
§3.1.2.Статистическая информация
§3.1.3. Коммерческая информация
§3.2. Научно-техническая и специальная информация
§3.2.1. Справочно-правовая информация
§3.2.2.Информационные образовательные ресурсы
§3.2.3.Система научно-технической информации
Раздел 4. Практика менеджмента на рынке информационных товаров и услуг
§4.1. Государственное управление информационными ресурсами
§4.2.Управление информационными ресурсами на предприятии
§4.3. Использование управляющих информационных систем и программных продуктов
§4.4. Задачи управления с помощью геоинформационных технологий
§4.4.1.Задачи поиска
§4.4.2.Задача пространственного сегментирования
§4.4.3.Задача геомаркетингового прогнозирования
§4.4.4.Количественная оценка спроса
§4.4.5.Задача геокодирования
§4.4.6.Задача графического представления геомаркетинговых данных
§4.4.7.Задача оценки природных ресурсов
§4.4.8.Задача размещения
§4.4.9.Задача оценки земельных ресурсов
§4.4.10.Операции с недвижимостью
Точечный метод является частным случаем методов качественного или количественного фона. Он применяется для явлений рассеянного распространения, неравномерно размещенных на обширных площадях. По всей территории ставятся точки, причем каждая обозначает какое-то определенное количество объектов. Например, одна точка соответствует количеству студентов на 1000 жителей или количеству учителей на 100 учеников. Эта количественная характеристика называется весом точки. Применяя точечные обозначения разного веса, цвета, даже разной формы, можно подробно и детально отобразить на карте качественно и количественно различающиеся явления, передать их размещение, концентрацию и структуру.
Способ локализованных диаграмм. Применяют для явлений, распространенных на площадях. Он реализуется в геомаркетинге средствами деловой графики. Диаграммы строятся на определенных пунктах или точках прилегающей территории. В последнем случае они помещаются в так называемые центроиды.
Такие локализованные диаграммы показывают состав электората, структуру населения и т.д. Они воспроизводятся в центроидах и дают информацию о явлении в рамках данного территориального образования.
Для показа динамики явлений в пространстве используют знаки движения: векторы и ленты. С их помощью можно отразить направление миграции населения после распада СССР, транспортные перевозки, перемещение капиталов из одного региона в другой и т.п. Варьируя цвет, форму векторов, ширину и структуру лент, передают качественные и количественные характеристики динамики явлений.
Способы картограмм и картодиаграмм. Применяют для отображения статистических показателей. Оба способа характеризуют явления по ячейкам территориального, чаще всего административного, деления, поскольку именно по ним собираются статистические сведения. Различие способов состоит в том, что картодиаграмма отражает абсолютные показатели, а картограмма - относительные. Например, картодиаграмма может показывать общий объем выпускаемой продукции по районам, а картограмма - объем продукции в расчете на душу населения.
Таким
образом, существуют разные способы
картографического отображения
геомаркетинговых данных. Выбирая различные
сочетания графических переменных, можно
получать любые виды знаков для отображения
многообразия конкретных природных и
социально-экономических явлений.
§4.4.7.Задача
оценки природных
ресурсов
Современный период развития общества характеризуется резким увеличением использования природных ресурсов без учета реального их восстановления. Для предотвращения необратимых последствий необходимо рациональное использование природных ресурсов, включающее их оценку и учет состояния. Эти две задачи могут решаться с привлечением геомаркетинга,
Для решения задачи оценки ресурсов необходима их классификация. Она осуществляется по признаку использования в материальном производстве и в непроизводственной сфере.
Ресурсы, используемые промышленностью, можно подразделить на следующие группы:
• энергетические;
•
сырьевые для получения конструкционных
материалов производственного назначения;
• сырьевые для получения других продуктов производственного назначения (например, смазочных масел);
• сырьевые для производства предметов непосредственного потребления (вода, нефть и нефтепродукты).
Непроизводственная сфера включает ресурсы прямого потребления, косвенного использования, эстетического назначения.
Задача формирования данных о состоянии ресурсов и их величине решается на основе геомаркетинговых исследований и последующих экономических оценок. Использование геомаркетинговых исследований позволяет накапливать информацию о ресурсах и оперативно ее обрабатывать при решении различного класса задач по рациональному и эффективному использованию природных ресурсов.
Экономические оценки природных ресурсов подразделяют на кадастровые, нормативные, экспертные, планово-перспективные и др.
Кадастровые оценки составляют на основе кадастровых документов (например, паспорта нефтепромыслов и т.п.), которые создаются при проведении всесторонних геомаркетинговых исследований территории и изучении всей информации, связанной с данным ресурсом или его разработкой. Кадастровые и экспертные оценки применяются на региональном и народнохозяйственном уровнях.
Нормативные оценки применяют при установлении размеров экономического стимулирования и определении народнохозяйственного и хозрасчетного эффекта (текущая деятельность действующих предприятий, перевооружение, реконструкция за счет собственных средств и кредитов).
Планово-перспективные оценки используют при разработке и внедрении новых технологических способов очистки вредных выбросов, использовании новых научно-технических решений.
Оценка ресурса определяется в общем случае в виде разности между ценой конечной продукции и индивидуальными затратами на ее получение. Считают, что ресурс имеет нулевую оценку, если затраты на получение ресурса превышают цену планируемой продукции.
Комплексная оценка ресурса включает качественные и количественные факторы. Под системой экономической оценки природных ресурсов в общем случае понимают совокупность гармонизированных народнохозяйственных нормативов с учетом эколого-экономической эффективности эксплуатации природных областей.
Качественная оценка природных ресурсов служит для разработки информационной базы, применяемой в последующей количественной (экономической) оценке объектов природопользования или единичных ресурсов.
Традиционная экономическая оценка природных ресурсов на первом этапе осуществляется поэлементно. Она достаточно просто получается статистическими методами с использованием стандартных программных пакетов прикладной статистики. В этом случае каждый ресурс оценивается независимо от остальных. Такая оценка проста, но не всегда точна.
Поэлементный
подход не учитывает эффекта
Задача
комплексной оценки
ресурсов напрямую
не решается только статистическими методами,
так как требует интеграции разнообразных
данных в единую среду и их совместной
обработки. Такая интеграция возможна
только в ГИС и геомаркетинге. Поэтому
комплексная оценка природных ресурсов
может быть получена только технологиями
геомаркетинга.
§4.4.8.Задача
размещения
Задача
размещения имеет несколько
Задача размещения, связанная с проектированием. Она формулируется следующим образом. Имеется проектируемый пространственный объект А с центром (центроидом) и габаритами, задаваемыми двумя параметрами -а х b или радиусом г.
Имеется ряд ограничительных зон: экологических, шумовых, заповедных и прочих, в которых размещение объекта запрещено. Имеется промышленный объект М, вблизи которого должен быть размещен проектируемый объект.
Необходимо найти оптимальное место для проектируемого объекта. Задача решается методом потенциала в сочетании с эвристическим визуальным моделированием и последующем применением методов линейного программирования.
В геомаркетинге реализация метода потенциала осуществляется путем построения так называемых буферных зон. Эти зоны можно строить по заданному алгоритму, параметру или их совокупности. Для точечных объектов буферные зоны представляют собой окружности, для линейных и ареальных – подобие геометрической конфигурации объекта.
Пример.
Пусть имеется промышленный объект (условно) «Разработка месторождения». Он характеризуется некой буферной зоной. Рядом расположен охраняемый лесной массив – тоже буферная зона.
Рис.
4. Задача размещения
Для
обеспечения рабочей силой
Параметры буферных зон определяются на основе нормативной документации и непосредственных измерений. Необходимо принять оптимальное решение, не нарушающее экологические и природоохранные нормы.
Метод
геомаркетинга для решения
Качественный подход заключается в определении параметров буферных зон и последующем проведении геоинформационного моделирования для определения нескольких альтернатив размещения объектов.
После
получения набора альтернатив начинается количественная
оценка, основанная
на получении наборов оптимальных решений
с помощью методов линейного программирования.
Задача размещения, связанная с распределением. Необходимо выбрать вариант размещения региональных распределительных центров, из которых в заданном регионе распространяются товары широкого ассортимента, предназначенные для удовлетворения потребностей множества потребителей.
Эта задача относится к классу логистических. Ее особенностью является то, что при доставке многономенклатурной продукции появляются дополнительные операции: упаковка, контейнеризация, подгруппировка партии грузов, выбор вида транспорта и типа транспортных средств, сортировка грузов в пути следования и др.
Требование
учёта дополнительных операций приводит
к необходимости создавать на отдельных
направлениях грузопотоков крупные распределительные
и складские базы и решать вопрос выбора
рациональных зон обслуживания потребителей
такими центрами.
Задача выбора оптимального варианта размещения распределительного центра ставится и решается в том случае, когда на определенной территории имеется несколько потребителей материального потока. Если распределительный центр находится в месте сосредоточения производства и отправки с помощью средств магистрального транспорта, то его размещают на узловой магистральной станции.
Если
распределительный центр
В соответствии с концепцией системного подхода при выборе варианта размещения распределительного центра применяется следующая последовательность действий:
1. Изучается конъюнктура рынка, определяются стратегические цели логистической системы, разрабатывается прогноз величины материального потока, проходящего через всю логистическую систему. Составляется прогноз необходимого количества запасов во всей системе, а также на отдельных участках товаропроводящей цепи.
2.
Составляется схема
Информация о работе Лекции по «Практический менеджмент информационных товаров и услуг»