Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 18:24, курс лекций
Информатизация общества повлекла за собой возникновение новых понятий: информационная культура, информационный бизнес, информационный продукт, информационная услуга и т.д.
Информационной культурой называют уровень знаний (интеллекта) и умение целенаправленно работать с информацией, используя современные информационные технологии.
Раздел 1.Рынок информационных товаров и услуг
§1.1.Основные понятия рынка информационных товаров и услуг
§1.2.Классификации информационных товаров и услуг
§1.3. Роль информационных товаров и услуг в профессиональной деятельности
Раздел 2.Состояние мирового рынка информационных товаров и услуг
§2.1.Этапы развития мирового рынка информации
§2.2.Базы данных деловой и научно-технической информации
§2.2.1. Ресурсы международной статистики
§2.3. Деловые ресурсы и потребительская информация в Интернете
§2.4. Управляющие информационные системы и программные продукты
§2.4.1.Системы поддержки принятия решений
§2.4.3. Искусственный интеллект
§2.4.4. Экспертные системы
§2.4.5. Географические информационные системы
Раздел 3.Состояние российского рынка информационных товаров и услуг
§3.1. Базы данных деловой информации
§3.1.1.Биржевая и финансовая информация
§3.1.2.Статистическая информация
§3.1.3. Коммерческая информация
§3.2. Научно-техническая и специальная информация
§3.2.1. Справочно-правовая информация
§3.2.2.Информационные образовательные ресурсы
§3.2.3.Система научно-технической информации
Раздел 4. Практика менеджмента на рынке информационных товаров и услуг
§4.1. Государственное управление информационными ресурсами
§4.2.Управление информационными ресурсами на предприятии
§4.3. Использование управляющих информационных систем и программных продуктов
§4.4. Задачи управления с помощью геоинформационных технологий
§4.4.1.Задачи поиска
§4.4.2.Задача пространственного сегментирования
§4.4.3.Задача геомаркетингового прогнозирования
§4.4.4.Количественная оценка спроса
§4.4.5.Задача геокодирования
§4.4.6.Задача графического представления геомаркетинговых данных
§4.4.7.Задача оценки природных ресурсов
§4.4.8.Задача размещения
§4.4.9.Задача оценки земельных ресурсов
§4.4.10.Операции с недвижимостью
. цели должны быть совместимыми;
. цели должны быть гибкими.
Цель может быть правильно обозначена в том случае, если в организации осуществлён адекватный анализ среды.
3 Стадия.
Анализ среды включает в себя 2 основных компонента:
- анализ внешней среды;
- анализ внутренней среды.
Анализ внешней среды ориентирован на все компоненты, которые окружают
организацию. Этот анализ делят на две части: изучают макро и микро среды. Макросреда – общие условия, в которых организация находится.
Она включает в себя:
. экономический компонент;
. политический компонент;
. правовой компонент;
. социальный компонент;
. состояние технологии.
Нужно учитывать, что все элементы макросреды во взаимосвязи и степени влияния различных факторов на конкретную организацию различна.
Микросреда – непосредственное окружение организации.
. Потребители;
. Поставщики;
. Конкуренты;
. Рынок рабочей силы.
Анализ внутренней среды изучается по определённым блокам вопросов.
- Кадровые вопросы;
- Организационные вопросы;
- Производственные вопросы;
- Маркетинговые вопросы;
- Финансовые вопросы;
- Организационная культура – совокупность правил и ценностей, которых придерживаются сотрудники и руководители.
Изучение внутренней среды
. Реальное состояние
. Определить преимущества и
. Перспективы развития.
Для изучения внешней и внутренней среды используются различные методы:
1) SWOT (СВОТ) – позволяет найти возможности, наиболее рациональные
варианты действия. Работа по данному методу состоит из нескольких этапов.
V Составление перечня сильных и слабых сторон организации, возможностей и угроз внешней среды (сила, слабость – внутренняя среда; возможности, угроза – внешняя среда);
V Составление матрицы (таблицы), в которой все эти позиции указываются
V Выбор тех вариантов, которые наиболее рациональны в данных условиях для данной организации.
2) Метод позиционирования – позволяет дать оценку внешней среде.
Суть: составление
двух матриц – матрицы
3) Метод составления профиля среды – даёт возможность составить полную картину внешней среды и дать оценку каждому фактору.
4 Стадия. Анализ стратегических альтернатив.
Необходимо оценить имеющиеся стратегии или разработать собственный
стратегический вариант. Любая стратегия связана с изменением одного или
нескольких элементов:
. Продукт;
. Рынок;
. Отрасль;
. Положение организации внутри отрасли;
. Технология.
Среди традиционных стратегий можно выделить:
1. Группу стратегий концентрированного роста.
. стратегия усиления позиций на рынке. Организация работает на прежнем
рынке с прежними условиями, но пытается укрепить своё влияние. Это
заставляет
развивать маркетинговую
. стратегия развития рынка. Организация производит прежние услуги, но
пытается найти новые рынки для их реализации.
. стратегия развития продукта. Организация работает на прежних рынках, но
все свои
усилия направляет на
2. Стратегии сокращения.
. стратегия ликвидации;
. стратегия сбора урожая (снятия сливок). Фирма постепенно сокращает до
нуля одно из направления деятельности, при этом основную ставку делает на
максимальное получение прибыли.
. стратегия сокращения. Одно из направлений или одно из подразделений
закрывается.
. стратегия сокращения расхода.
Организация может ориентироваться и на отдельные стратегии, не
входящие в группы. Сегодня популярна инновационная стратегия. Достаточно
продуктивной считается кооперационная стратегия. Она ориентирована на
взаимодействие с другими организациями, структурами. Организация может
разработать собственный вариант стратегии.
3. Стадия. Выбор стратегии.
Осуществляется выявление наиболее оптимального для организации
стратегического варианта. В процессе выбора должны быть учтены факторы:
1.
знание прошлых и текущих
2. риск, степень риска;
3.
отношение к выбору
4. фактор времени;
5. цели организации;
6.
возможности организации (
7. степень зависимости организации от внешней среды;
8. обязательства организации по предыдущим стратегиям.
4 Стадия. Реализация стратегии.
Данный этап обязательно должен иметь начальную стадию, которая
предполагает следующие действия:
1. углублённый анализ среды и преимуществ выбранной стратегии, который
осуществляет руководство
2. принятие
решений по эффективному
3. принятие управленческих решений по поводу организационной
структуры;
4.осуществление необходимых изменений по организации и ресурсам.
7 Стадия. Стратегический контроль.
Включает в себя ряд элементов:
. устанавливаются
показатели, по которым будет
производиться оценка
. сравнение реального состояния параметров контроля с желаемым;
. осуществление необходимых корректировок.
Стратегический контроль осуществляется в течение всего периода
реализации стратегии. Он делает возможным достижение целей стратегии.
Стратегический план входит в систему планов организации. В этой
системе выделяют три основных элемента:
I. Основные направления деятельности (стратегический план) (от 5 до 10-
15 лет);
II. План развития организации (от 1-5 лет);
III. Тактические планы (например, план маркетинга, финансовый план,
план развития производства, план закупок, бизнес-план)
Значение планирования в целом состоит в том, что планы повышают
степень результативности деятельности организации.
Эффективность деятельности управленческого аппарата организации
зависит от целого ряда факторов:
. Оснащение организационной и вычислительной техникой;
. Использование современных технологий;
. Распределение
должностных обязанностей в
. Информационное
обеспечение управленческой
Информация представляет собой важнейший организационный ресурс. Она
входит в общий комплекс ресурсов фирмы, наряду с кадровыми, финансовыми и т.д. Информация имеет много общих черт с другими ресурсами:
. Информацию необходимо планировать с очки зрения выявления потребностей фирмы в ней;
. Расходы на получение и использование информации можно оценить с
экономической точки зрения и они должны заключаться в общий баланс фирмы.
. Информационные потребности могут и должны быть соотнесены с возможностями
их удовлетворения, как из внутренних, так и внешних источников.
При потреблении информация не исчезает, а изменяет свою ценность.
Отличия:
1) Для управления
ИР необходимо соответствующее
планировать,
оценивать и контролировать
ИР.
2) Информация выступает в качестве средства решения управленческих
проблем. Информационные массивы должны создаваться и использоваться
для решения конкретных задач. Современные технические средства позволяют собирать неограниченные информационные массивы. В результате возникает угроза перенасыщения информационных каналов
изменений и ненужной информацией. Необходим контроль за приобретением
и использованием информации. Контроль должен быть основан на том, что
для принятия управленческого решения необходимо определить количество информации. Когда расходы на приобретение информации повышают её
полезность, создаётся
положение информационного
обязательное планирование ИП организации. Важно учитывать, что планирование ИП имеет смысл только тогда, когда охватывает все необходимые информационные каналы.
3) Информация имеет свой жизненный цикл. Будучи товаром, проходит этапы от момента создания до передачи на хранение или уничтожение. Вся информация, независимо от её формы, должна периодически анализироваться с точки зрения насколько сведения сохранили свою ценность.
Главная цель
системы управления
создание эффективной системы информационного обеспечения процессов
управления. Основное внимание должно уделяться не вопросам техники и
организации, а вопросам создания информации, которая будет проходить через
систему информационного обеспечения (ИО). Необходимо обеспечить службу
реализацией определённых функций:
. Создание условий,
при которых руководство
Информация о работе Лекции по «Практический менеджмент информационных товаров и услуг»