Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 18:24, курс лекций
Информатизация общества повлекла за собой возникновение новых понятий: информационная культура, информационный бизнес, информационный продукт, информационная услуга и т.д.
Информационной культурой называют уровень знаний (интеллекта) и умение целенаправленно работать с информацией, используя современные информационные технологии.
Раздел 1.Рынок информационных товаров и услуг
§1.1.Основные понятия рынка информационных товаров и услуг
§1.2.Классификации информационных товаров и услуг
§1.3. Роль информационных товаров и услуг в профессиональной деятельности
Раздел 2.Состояние мирового рынка информационных товаров и услуг
§2.1.Этапы развития мирового рынка информации
§2.2.Базы данных деловой и научно-технической информации
§2.2.1. Ресурсы международной статистики
§2.3. Деловые ресурсы и потребительская информация в Интернете
§2.4. Управляющие информационные системы и программные продукты
§2.4.1.Системы поддержки принятия решений
§2.4.3. Искусственный интеллект
§2.4.4. Экспертные системы
§2.4.5. Географические информационные системы
Раздел 3.Состояние российского рынка информационных товаров и услуг
§3.1. Базы данных деловой информации
§3.1.1.Биржевая и финансовая информация
§3.1.2.Статистическая информация
§3.1.3. Коммерческая информация
§3.2. Научно-техническая и специальная информация
§3.2.1. Справочно-правовая информация
§3.2.2.Информационные образовательные ресурсы
§3.2.3.Система научно-технической информации
Раздел 4. Практика менеджмента на рынке информационных товаров и услуг
§4.1. Государственное управление информационными ресурсами
§4.2.Управление информационными ресурсами на предприятии
§4.3. Использование управляющих информационных систем и программных продуктов
§4.4. Задачи управления с помощью геоинформационных технологий
§4.4.1.Задачи поиска
§4.4.2.Задача пространственного сегментирования
§4.4.3.Задача геомаркетингового прогнозирования
§4.4.4.Количественная оценка спроса
§4.4.5.Задача геокодирования
§4.4.6.Задача графического представления геомаркетинговых данных
§4.4.7.Задача оценки природных ресурсов
§4.4.8.Задача размещения
§4.4.9.Задача оценки земельных ресурсов
§4.4.10.Операции с недвижимостью
Примечание. Например, если при предоставлении услуги предполагается взимание подписной платы, то спрос будет измеряться числом подписчиков. Если единственным показателем является цена часа подсоединения (Интернет), спрос должен выражаться общим временем работы пользователей.
В некоторых случаях оценивают условный спрос, определяемый усреднёнными характеристиками. Такие показатели могут считаться техническими константами, не зависимыми от спроса. Основными методами их нахождения являются статистические обобщения.
При анализе спроса необходимо учитывать тенденции и временные факторы. Так, существуют факторы, определяемые долговременными тенденциями, сезонными явлениями и оперативными непредсказуемыми событиями.
Другая часть показателей спроса отражает собственно потребность в услугах. Она может быть представлена общим количеством услуг, например за год, или средним количеством услуг, полученных одним пользователем, или их общим количеством.
Прогнозирование общего количества пользователей является наиболее сложной задачей оценки спроса. Для ее решения применяется набор статистических методов обработки данных, собранных в ходе маркетинговых исследований. Данные о потенциальных клиентах и их количестве получают из различных источников: справочников, БД, при анализе запросов, а также анализе клиентуры телекоммуникационных служб.
Таким
образом, решение задачи спроса в геомаркетинге
предполагает сбор статистической информации,
формирование таблиц базы данных геомаркетинговой
системы, привязку табличных данных к
выбранной заранее картографической основе,
отображение результатов обобщения статистической
информации на картографической основе,
качественную (по визуальным данным) и
количественную оценку спроса.
§4.4.5.Задача
геокодирования
При геомаркетинговых исследованиях собирается большое количество экономических или статистических данных, которые являются результатом обобщения, обработки и в общем случае не локализованы, т.е. не имеют привязки к точкам земной поверхности и не интегрированы в общую информационную основу.
Первоначально эти данные хранятся в таблицах базы данных. Для интеграции этих данных в информационную модель геомаркетинговой системы и их визуализации с помощью тематических электронных или бумажных карт их необходимо позиционировать. Напомним, что процессом позиционирования называют пространственную привязку данных к точкам земной поверхности или, как частный случай, к системе координат карты.
Позиционирование
табличных данных позволяет использовать
атрибуты объекта для визуального
отображения его свойств, например
для тематического
Для решения этой задачи используют таблицы, содержащие локализованные данные. Для каждой записи такой (локализованной) таблицы данных известны координаты X и Y.
Геокодированием называется процесс моделирования, заключающийся в сопоставлении каждой записи (строке) таблицы не-локализованных данных неких координат на основе сравнения ее с таблицей локализованных данных. В результате геокодирования нелокализованная таблица становится позиционированной, т.е. ее данные получают пространственную привязку.
Для
решения данной задачи во всех ГИС (и
соответственно геомаркетинговых системах)
предусмотрены функции и
Поскольку сравнение данных таблиц можно проводить разными путями, существуют разные способы геокодирования.
При геокодировании по полному адресу сопоставляют адреса в кодируемой таблице с информацией об улицах и адресах в таблице специального формата, которая поставляется как дополнительное приложение к конкретной ГИС.
При геокодировании таблицы по областям (площадным объектам) сравнивают название области в записи из кодируемой таблицы с названиями областей в таблице поиска и записи таблицы, присваивают координаты X и Y центроида соответствующей области из таблицы поиска. Центроид области - это условная точка центра области. Применяют грубое и точное геокодирование.
Грубое геокодирование предусматривает не точное определение местоположения объекта (например, адреса), а указание района его расположения. Для этого достаточно в качестве таблицы сравнения использовать таблицу, содержащую координаты центроидов районов.
Точное геокодирование предполагает точное определение местоположения объекта (например, адреса). Для этого в качестве таблицы сравнения используют таблицу, содержащую адреса и точные координаты объектов.
Процесс
геокодирования позволяет организовать
поиск местоположения объекта и
его графическое изображение
на карте. Найденный объект отмечается
символом, определенным заранее в
системных параметрах.
§4.4.6.Задача
графического представления
геомаркетинговых данных
Представление геомаркетинговых данных основано на применении знаковых моделей. Исследованием и построением моделей как систем представления информации на основе системы знаков занимается семиотика.
Семиотика - наука о языковых знаках, о связях их друг с другом, связях знаков с человеческим мышлением, связях с объективной, как русский, английский, немецкий и т.д., но и другие образования, такие, как математические символы, знаки уличного движения, условные знаки на топографических картах, знаки различия военнослужащих и т.п.
Переходя на формальное обозначение, следует выделить четыре группы характеристик, которые должна учитывать семиотика:
• Z - знак;
• А - мысленные образы, отражения (модели);
• О - объекты отражения;
• М - люди или их мышление.
Различные
взаимосвязи перечисленных
Синтактика - раздел семиотики, который абстрагируется от всех факторов за исключением знака. Она исследует связи между знаками некоторого языка, устанавливает правила построения составных языков, создает критерии определения принадлежности совокупности знаков к определенному языку.
Семантика (греч. semantikos - обозначающий) - раздел семиотики, изучающий интерпретацию знаковой системы, отношения между знаками Z и отражениями А, связи между словами языка и соответствующими им понятиями. Знаки Z являются формой существования мысленных образов А, последние являются значениями знаков Z. Таким образом, семантика рассматривает отношения между знаками языка и их значениями.
Сигматика - раздел семиотики, изучающий отношения между Z и О. Языковые значения Z - это имена объектов О.
Прагматика - раздел семиотики, изучающий отношение использующего знаковую систему к самой знаковой системе.
В геомаркетинге задача графической интерпретации данных на тематических картах решается методами картографической семиотики.
Интерпретируемые явления могут иметь различную локализацию и разный характер пространственного распространения, т.е. соответствовать точечным, линейным и площадным объектам. Это определяет и разные способы отображения этих объектов системами знаков: способ условных знаков, способ линейных знаков, способ ареалов, включающий методы количественного или качественного фона, способы диаграмм и картограмм.
Способ точечных условных знаков (значков). Применяют для объектов, локализованных в пунктах и не выражающихся в масштабе карты. Он заключается в использовании геометрических, буквенных или наглядных обозначений, показывающих местоположение объекта, его качественные и количественные характеристики. Реализация этого способа в геомаркетинговых технологиях основана на активизации или создании точечного слоя (слоев) и применении библиотек условных знаков. Условный знак является характерным знаковым семиотическим образом.
Для построения условных знаков используют набор графических методов и средств. Условные знаки могут различаться по форме, размерам, ориентировке, цвету, насыщенности цвета, внутренней структуре. Эти характеристики называют графическими переменными. На основе комбинаций графических переменных получают разные варианты условных знаков. Для упрощения работы применяют существующие библиотеки условных знаков. Количество знаков в таких библиотеках доходит до 10000, и они позволяют описать широкий набор объектов.
В геомаркетинге наряду с существующими условными знаками в качестве дополнительных знаков можно использовать элементы деловой графики для отражения экономических или статистических характеристик.
Существуют правила стандартизации систем условных знаков -закрепления определенных обозначений за определенными объектами. В настоящее время стандартные условные обозначения приняты и официально закреплены для топографических и общегеографических карт разных масштабов. Они обязательно должны применяться на всех государственных топографических картах.
Способ линейных знаков. Применяют для объектов, локализованных на линиях, - для рек, дорог, границ. С помощью линейных знаков передают качественные и количественные свойства объекта. Реализуется этот способ в геомаркетинге путем активизации или создания линейного слоя (слоев), задания характеристики линейного объекта, построения этого объекта и редактирования. Все это обеспечивается возможностями ГИС.
Способ изолиний применяют для явлений, имеющих сплошное, непрерывное распределение на значительной территории.
Изолинии- линии равных значений какого-либо количественного показателя: демографической, экологической, экономической ситуации. С их помощью можно передавать не только количественные характеристики явлений, но и их динамику, перемещение, связь одних явлений с другими (существуют специальные изолинии взаимосвязи - изокорреляты).
Изолинии
применяют также для
Способ ареалов. Применяют для обозначения на карте района, в пределах которого распространены те или иные однородные объекты - природные ресурсы, предпочтение политической партии, результаты голосований и т.п.
Методы качественного или количественного фона (ареальные условные знаки) применяют для явлений, которые распространены на обширных площадях. Реализация этих методов в геомаркетинге основана на активизации или создании ареального слоя (слоев), задании характеристики площадного объекта, построении этого объекта и редактировании.
Качественный фон (цвет, штриховка) применяют для отображения (сегментации) территории по выбранному качественному признаку. С его помощью отображают заранее классифицированные явления, например результаты голосования в первом и втором турах выборов и т.п.
Количественный фон применяют для передачи количественных аспектов районирования чаше всего одного (или близких) явления. Например, с его помощью можно выделить области с разным уровнем экономического или социального развития, регионы с различной экологической обстановкой и др.
Информация о работе Лекции по «Практический менеджмент информационных товаров и услуг»