Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 18:24, курс лекций
Информатизация общества повлекла за собой возникновение новых понятий: информационная культура, информационный бизнес, информационный продукт, информационная услуга и т.д.
Информационной культурой называют уровень знаний (интеллекта) и умение целенаправленно работать с информацией, используя современные информационные технологии.
Раздел 1.Рынок информационных товаров и услуг
§1.1.Основные понятия рынка информационных товаров и услуг
§1.2.Классификации информационных товаров и услуг
§1.3. Роль информационных товаров и услуг в профессиональной деятельности
Раздел 2.Состояние мирового рынка информационных товаров и услуг
§2.1.Этапы развития мирового рынка информации
§2.2.Базы данных деловой и научно-технической информации
§2.2.1. Ресурсы международной статистики
§2.3. Деловые ресурсы и потребительская информация в Интернете
§2.4. Управляющие информационные системы и программные продукты
§2.4.1.Системы поддержки принятия решений
§2.4.3. Искусственный интеллект
§2.4.4. Экспертные системы
§2.4.5. Географические информационные системы
Раздел 3.Состояние российского рынка информационных товаров и услуг
§3.1. Базы данных деловой информации
§3.1.1.Биржевая и финансовая информация
§3.1.2.Статистическая информация
§3.1.3. Коммерческая информация
§3.2. Научно-техническая и специальная информация
§3.2.1. Справочно-правовая информация
§3.2.2.Информационные образовательные ресурсы
§3.2.3.Система научно-технической информации
Раздел 4. Практика менеджмента на рынке информационных товаров и услуг
§4.1. Государственное управление информационными ресурсами
§4.2.Управление информационными ресурсами на предприятии
§4.3. Использование управляющих информационных систем и программных продуктов
§4.4. Задачи управления с помощью геоинформационных технологий
§4.4.1.Задачи поиска
§4.4.2.Задача пространственного сегментирования
§4.4.3.Задача геомаркетингового прогнозирования
§4.4.4.Количественная оценка спроса
§4.4.5.Задача геокодирования
§4.4.6.Задача графического представления геомаркетинговых данных
§4.4.7.Задача оценки природных ресурсов
§4.4.8.Задача размещения
§4.4.9.Задача оценки земельных ресурсов
§4.4.10.Операции с недвижимостью
В
России геоинформационные технологии
эффективно используются в нефтегазовой
отрасли, при экологическом мониторинге,
исследовании природных ресурсов, развитии
транспортных сетей.
§4.4.1.Задачи
поиска
Задача информационного поиска
Информационный поиск – процесс отыскания в некотором массиве знаний или данных, нужных для решения проблем, задач и принятия решений. Информационная потребность отражает намеченные цели поиска.
Информация, полученная в результате поиска, может быть определена тремя характеристиками: формальной релевантностью, смысловой релевантностью, пертинентностью.
Формальной релевантностью называют соответствие поискового образа документа поисковому предписанию или формальному соответствию.
Смысловая релевантность предусматривает сравнение текста документа и текста запроса на естественном языке. Это семантическая операция. Она несет в себе долю неопределенности. Критерий смыслового соответствия формируется человеком и устанавливает адекватность выдачи смысловому запросу. Формальная и смысловая релевантность могут не удовлетворить информационные потребности пользователя.
Пертинентность – соответствие найденных знаний или данных информационным потребностям, устанавливаемое при информационном поиске.
В
геомаркетинге поиск
Задача поиска пространственного объекта.
Эту задачу можно разбить на три подзадачи:
В отличии от известных методов поиска информации, в геомаркетинговых системах, построенных на ГИС, имеется возможность визуализации результатов поиска.
Все три подзадачи решаются инструментальными возможностями, заложенными в ГИС и соответственно в геомаркетинговую систему.
§4.4.2.Задача
пространственного
сегментирования
При решении геомаркетинговых задач необходимо создание некой пространственной (картографической основы), на которую будут наноситься результаты исследований или решения задач либо данные для поддержки принятия решений.
Возникает задача пространственного сегментирования: необходимо провести пространственную группировку (объединение или вычленение) объектов в соответствии с заданными тематическими характеристиками этих объектов или исследуемого явления.Для учета местных особенностей и некоторых видов сегментации необходим анализ места как среды маркетинга. Технологией анализа места служит районирование.
Районирование
в геомаркетинге
– это способ сегментирования рынка путем
пространственно локализованных потребителей
при демографической, социальной и других
видах сегментации. В геомаркетинге существует
не членение территории, а привязка расчлененных
территориальных образований к рыночным
характеристикам.
§4.4.3.Задача
геомаркетингового
прогнозирования
Проблема прогнозирования является наиболее сложной в геомаркетинге.
Комплексное исследование окружающей среды в настоящее время эффективно на основе применения ГИС-технологий и геоинформационных систем. В основу исследования заложен анализ природной и социальной среды как совокупности геоинформационных объектов. Такой подход приводит к появлению новой технологии – геоинформационного прогнозирования.
Геоинформационное прогнозирование представляет собой набор методов получения и анализа информации об окружающей среде и разработки прогнозных оценок для поддержки принятия решений.
Цель
геомаркетингового
Геомаркетинговое прогнозирование как технология интегрирует статистические и эвристические методы прогнозирования
На методах математической статистики базируются два способа разработки прогнозов: экстаполяция и моделирование.
Экстраполяция в качестве базы прогнозирования использует прошлый опыт, который пролонгируется на будущее.
При моделировании строится прогнозная модель, характеризующая зависимость изучаемого параметра от ряда факторов, на него влияющих. Она связывает условия, которые, как ожидается, будут иметь место, и характер их влияния на изучаемый параметр.
Эвристические методы прогнозирования предполагают, что подходы, используемые для формирования прогноза, не изложены а явной форме и неотделимы от лица, делающего прогноз. Здесь существенную роль играет интуиция, опыт, творчество и воображение. К данному методу относятся социологические исследования, экспертный анализ и прогнозирование по аналогам (метод прецедентов).
При геомаркетинговом прогнозировании можно выделить три качественных этапа обработки информации:
Прогнозные модели и их характеристики
При проведении прогнозирования может создаваться прогнозная модель, исследование и использование которой позволяет получить информацию о возможных состояниях объекта в будущем и (или) путях и сроках осуществления этих состояний.
Геомаркетинговые данные носят временной характер. Если прогноз необходим на определенный период времени в будущем, в качестве исходных данных используют временные ряды или временные модели. В этих случаях прогноз основывается на ретроспективном анализе данных и определении следующих характеристик.
Прогнозная ретроспектива - процедура моделирования «назад» на некий временной период прогнозирования, на котором исследуется объект прогнозирования и прогнозный фон (среда) с целью получения их систематизированного описания.
Период упреждения прогноза - промежуток времени, на который разрабатывается прогноз.
Период основания прогноза - промежуток времени, на базе которого строится ретроспектива.
Прогнозный
горизонт -
максимально возможный период упреждения
прогноза заданной точности и достоверности.
Верификация прогноза
Верификация - это проверка правильности. В геомаркетинге получение прогнозных оценок должно быть подвергнуто верификации для определения их надежности. Цель верификации прогноза - оценка его функциональной полноты, точности и достоверности. Применяют разные виды верификации.
Прямая верификация прогноза - разработка того же прогноза другим методом.
Косвенная верификация прогноза - сопоставление прогноза с прогнозом или данными, полученными из других источников
Инверсная верификация - проверка адекватности прогностистической модели в ретроспективном периоде.
Консеквентная верификация - аналитическое или логическое выведение прогноза из ранее полученных прогнозов.
Верификация оппонентом - опровержение критических замечаний оппонента по прогнозу.
Верификация экспертом - сравнение прогноза с мнением эксперта.
После выполнения и верификации прогноза необходимо оценить его качество. Для этой цели используют специальные показатели.
Полнота прогноза - доля вариантов прогноза из множества возможных и (или) доля функций объекта прогнозирования, рассмотренных в процессе прогнозирования.
Точность прогноза - оценка доверительного интервала прогноза для заданной доверительной вероятности.
Достоверность прогноза - оценка доверительной вероятности осушествления прогноза для заданной точности (доверительного интервала).
Ошибки прогноза - апостериорная величина отклонения прогноза от действительного состояния объекта.
Источник ошибки прогноза - фактор, могущий привести к появлению ошибки прогноза.
Выбор метода прогнозирования
При выборе метода прогнозирования следует учитывать для какого метода управления предполагается использовать прогноз, поскольку различные типы управления предъявляют различные требования к виду результатов и точности прогнозирования
Текущее управление предусматривает, что последствия управляющего воздействия будут аналогичны ранее наблюдавшимся при управлении другими объектами. В таких случаях используют прогнозирование по аналогии (прецедент или модель).
Системное управление требует анализа множества элементов объекта и среды, а также связей между ними. При таком типе управления чаще всего применяют экспертное, функционально-логическое, структурное прогнозирование.
Ситуационное
управление
предполагает необходимость в прогнозе
последствий принимаемых решений. Результат
такого прогноза может носить качественный
(хуже, лучше или предпочтительно, недопустимо
и т.д.) или количественный характер. Поэтому
при таком типе управления чаще должны
использовать экспертное, функционально-логическое,
структурное или математическое прогнозирование
§4.4.4.Количественная оценка спроса
Количественная оценка спроса является обязательной в геомаркетинговых исследованиях. Она необходима для определения цен на услуги или товары и служит основой анализа перспектив коммерческой деятельности. В то же время оценка сама зависит от принятой структуры цен. Каждой конкретной структуре цен соответствует своя система показателей спроса.
Информация о работе Лекции по «Практический менеджмент информационных товаров и услуг»