Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 09:20, дипломная работа
Цель данного исследования состоит в том, чтобы, опираясь на результаты идентификации сущности и роли имиджа в повышении конкурентоспособности организации, выявить основные факторы его создания и на примере газеты «Работа. Карьера. Образование» предложить методы PR-деятельности по его формированию и поддержанию.
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................9
ГЛАВА 1. Сущностные характеристики понятия «имидж» и его составляющие.......................................................................................................14
1.1.О понятии «имидж....................................................................................14
1.2.Функции имиджа......................................................................................21
1.3.Структурные модели имиджа..................................................................24
ГЛАВА 2. PR-деятельность по формированию имиджа..................................32
2.1. Разработка концепции социально-значимого статуса организации....32
2.1.1 .Миссия организации.............................................................................39
2.1.2. Корпоративные стандарты...................................................................43
2.1.3. Фирменный стиль..................................................................................45
2.2. Формы и методы PR-деятельности по формированию имиджа.....50
ГЛАВА 3. Работа по формированию имиджа СМИ на примере газеты «Работа. Карьера. Образование»........................................................................63
3.1. Имидж реальный.......................................................................................63
3.2. Имидж идеальный.....................................................................................76
3.3. Программа по совершенствованию имиджа газеты
«Работа. Карьера. Образование»........................................................................79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................85
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.......................................91
ПРИЛОЖЕНИЕ....................................................................................................94
Поэтому любую коммуникативную деятельность в отношении бизнес-организации необходимо начинать именно с формулирования ее миссии. Как отмечают авторы книги «Все о PR. Теория и практика паблик рилейшнз» Д.Ньюсом, Дж.В. Терк, Д. Крукеберг, «миссия может быть представлена в виде как пространных комментариев о природе организации, так и одного-двух параграфов».*
* Керлот Х.Э. Словарь менеджера. - M., 2001. - 110 с
** Ньюсом Д., Терк Дж.В., Крукеберг Д. «Все о PR. Теория и практика паблик рилейшнз» - СПб., 2001. — 420 с.
Объем здесь не важен, важно затронуть систему ценностей общественности и потенциальных потребителей, но так, чтобы отличаться од десятков других аналогичных организаций, действующих на том же рынке.
Итак, миссия организации - это ее точка опоры. Это отправной пункт любой коммуникационной кампании. Причем если миссия у организации уже представлена в сформулированном виде, необходимо периодически проводить ее аудит - насколько она соответствует постоянно меняющимся рыночным и социальным условиям.
2.1.2. Корпоративные стандарты
Говоря о внутреннем имидже фирмы, невозможно не упомянуть о корпоративных стандартах - системе инструкций, предписаний, которые обязан выполнять каждый сотрудник фирмы с целью:
а) исключения типовых, воспроизводящихся ошибок;
б) увеличения надежности и КПД бизнес-процессов;
в) превращение удачных ситуаций в тиражируемую технологию.
Кроме того, корпоративные стандарты - это еще и документы, закрепляющие данные правила. Другими словами, корпоративные стандарты - это правила игры, по которым играет компания на рынке. Игра без правил порождает хаос, что, в конечном счете, приводит к проигрышу. Главная цель создания корпоративных стандартов - эффективное управление и координация бизнеса, который с их введением становится более прозрачным и предсказуемым.
В результате введения системы корпоративных стандартов выигрывают все: собственники компании получают возможность сделать бизнес более управляемым, топ-менеджеры получают больше времени на решение стратегических задач, рядовые сотрудники получают ощущение психологического комфорта и безопасности.
Действующие корпоративные стандарты помогают эффективнее решать бизнес-задачи, стоящие перед компанией и ее сотрудниками. Они определяются стратегией компании на данном этапе развития и являются отражением миссии компании и ценностей людей, работающих в ней. Как грамотно составить систему корпоративных стандартов и что она включает?
Для того чтобы внедряемые стандарты были эффективными, они должны быть четко структурированы и предельно ясны как руководству, так и трудовому коллективу.
Эта система может иметь следующую структуру:
а) история компании, миссия, цели, корпоративные ценности, клиенты
и партнеры, политика компании;
б) положения и руководства. Например, «Положение о персонале», «Правила
внутреннего трудового распорядка», «Положение о фирменном стиле»,
«Положение о поощрении» и т.д.;
в) стандарты, описывающие процедуры и регламенты, принятые в компании
(стандарты взаимодействия с внешней средой, стандарты внутренних
коммуникаций, стандарты взаимоотношений с клиентами, стандарты,
регламентирующие выполнение профессиональных функций и т.д.).
(Приложение № 1).
г) инструкции, являющиеся алгоритмом действия сотрудников при
выполнении какого-либо задания или мероприятия. Это могут быть
должностные инструкции, описание рабочего задания, инструкции по
проведению презентации и т.д.
2.1.3. Фирменный стиль.
Среди определений фирменного стиля, наиболее удачным является предложенное А.Добробабенко: «Фирменный стиль - это набор цветовых, графических, словесных, типографических, дизайнерских постоянных элементов (констант), обеспечивающих визуальное и смысловое единство товаров (услуг), всей исходящей от фирмы информации ее внутреннего и внешнего оформления»*. Фирменный стиль - это средство формирования имиджа компании, а также определенный носитель информации.
Среди основных функций фирменного стиля выделяют:
а) идентификация. Фирменный стиль позволяет потребителю без особых
усилий узнать нужный товар (фирму, услугу) по некоторым внешним
признакам;
б) доверие. Если потребитель однажды убедился в качестве продукции
(услуг), то это доверие будет в значительной степени распространяться на
всю остальную продукцию фирмы. Кроме того, наличие фирменного стиля
само по себе вызывает доверие;
в) реклама. Наличие фирменного стиля значительно повышает
эффективность рекламы. Помимо этого, все объекты, содержащие элементы
фирменного стиля фирмы, сами являются рекламой.
Цель фирменного стиля - закрепить в сознании покупателей положительные эмоции, связанные с оценкой качества продукции, ее безупречности, высокого уровня обслуживания и обеспечить продукцию предприятия и само предприятие особой узнаваемостью.
* Добробабенко А. Создание корпоративного стиля. Минск. Новое знание , 2002 г. - С. 12
Таким образом, наличие фирменного стиля косвенного гарантирует высокое качество товаров и услуг, так как оно свидетельствует об уверенности его владельца в положительном впечатлении, которое он производит на потребителя.
Фирменный стиль обеспечивает организацию следующими преимуществами, выполняя следующие функции:
а) повышение корпоративного духа, единства сотрудников и создание ощущения приобщенности к общему делу, воспитывает фирменный патриотизм;
б) позитивное влияние на эстетический уровень, внешний вид товаров и помещений фирмы;
в) помощь потребителю ориентироваться потребителю в потоке рекламной информации, быстро и безошибочно находить нужную фирму;
г) указывает потребителю взятие фирмой ответственности за произведенный товар;
д) указывает обществу на стабильность и долговременность, работы компании.
е) сокращает затраты на рекламу и PR, одновременно усиливая ее эффект и создавая сильный бренд.
Если же подытожить все преимущества, которые дает использования фирменного стиля, то можно назвать его одним из главных средств формирования благоприятного имиджа фирмы.
Основными элементами фирменного стиля являются:
а) торговая марка (бренд);
б) фирменное наименование;
в) фирменная шрифтовая надпись (логотип);
г) фирменный блок;
д) фирменный лозунг (слоган);
е) фирменный цвет (цвета);
ж) фирменный комплект шрифтов;
з) корпоративный герой;
и) постоянный коммуникант (лицо фирмы);
к) товарный знак;
л) другие фирменные константы (печатная и сувенирная реклама: плакаты, листовки, проспекты, каталоги, буклеты, календари, пакеты, авторучки, поздравительные открытки; элементы делопроизводства: фирменные бланки, конверты, папки для документов, записные книжки и т.д.; фирменная одежда сотрудников; элементы служебных интерьеров и т.д.).
Элементами фирменного стиля организации с некоторыми оговорками можно назвать определенные внутрифирменные стандарты, например это обязательная вежливость обслуживающего персонала, быстрота обслуживания покупателей, форма одежды продавцов и т.д.
Основными носителями элементов фирменного стиля являются следующие:
а) печатная реклама компании: плакаты, листовки, проекты, каталоги, календари (настенные и карманные) и т.д.;
б) средства паблик-рилейшнз: пропагандистский проект, журналы, оформление залов для пресс-конференций и т.д.;
в) сувенирная реклама: пакеты, авторучки, настольные приборы, сувенирная поздравительная открытка, и др.;
г) элементы делопроизводства: фирменные бланки (для международной переписки, для коммерческого письма, для приказов, для внутренней переписки и т.д.), фирменные конверты (обычные и для международной переписки), фирменные папки-регистраторы, фирменные записные книжки, фирменные настольные семидневники, фирменные блоки бумаг для записей и т.д.;
д) документы и удостоверения: пропуски, визитные карточки, удостоверения сотрудников, значки стендистов и т.д.;
е) элементы служебных интерьеров: панно на стенах, настенные календари, наклейки большого формата. Нередко весь интерьер оформляется в фирменных цветах;
ж) другие носители: фирменное рекламное знамя, вымпелы, фирменная упаковочная бумага, ярлыки, пригласительные билеты, одежда сотрудников, изображения на бортах транспортных средств фирмы и т.д.
Фирменный стиль в одежде указывает не только на принадлежность работника к фирме, но и на соответствие параметрам профессии.
Если говорить про банковских служащих, работников торговли, педагогов или врачей, то к их внешнему виду применяются требования, отличные от требований для производственных рабочих.
Деловой костюм должен соответствовать ряду требований: использование в одежде фирменного цвета, эмблем; соответствие современным тенденциям моды; цвет одежды выбирается не слишком светлым и не черным.
Главное требование - элегантность, консерватизм и чувство меры. При этом следует помнить, что элегантность - понятие интернациональное. Достижение единства в разнообразии и разнообразия в единстве - путь развития фирменного стиля в одежде.
Итак, перед каждой организацией стоит сложная задача - разработать с помощью PR-технологий стратегию формирования позитивного и эффективного имиджа, соответствующую общей стратегии ее развития. Формирование имиджа начинается с выявления сложившихся у аудитории представлений об объекте, определения предпочтений, ожиданий и требований аудитории к претендующему на положительный имидж объекту. Когда вся необходимая информация собрана, возможен переход к конструированию и разработке стратегии формирования имиджа. Следом, действуя по намеченной стратегии, осуществляется перевод сконструированной модели в реальные контексты (визуальный, вербальный, событийный и др.), вынесение объекта на суд общественности. После этого остается вести контроль над реализацией плана и замер промежуточных результатов. При необходимости следует провести корректировку модели и стратегии. Благодаря продуманным и спланированным PR-мероприятиям в сознании аудитории закрепляется положительный имидж организации, возрастает и укрепляется ее престиж.
2.2. Формы и методы PR-деятельности по формированию имиджа
Для нынешней ситуации на рынке товаров и услуг характерна жесткая конкуренция всех организаций и корпораций, ведущих широкомасштабное наступление в борьбе за клиента, порой весьма некорректное к общественности. В связи с этим возрастает роль ССО в формировании положительного общественного мнения с целью достижения взаимопонимания, согласия, социального партнерства и создания благоприятных обстоятельств. Достигается это путем выявления и создания общих с аудиторией представлений и интересов.
Формы и методы PR, традиционно используемые компаниями для формирования имиджа, могут быть интегрированы в единую систему организации взаимодействия с обществом, т.е. должны образовывать целостную структуру, способную решать задачи и достигать социальные цели, поставленные перед фирмой.
Имидж может формироваться с помощью:
а) фирменного стиля - основа имиджа, главное средство его формирования;
б) визуальных средств - дизайнерские приемы формирования имиджа, включающие создание упаковки, оформление витрин, офисов, выставок, разработку макетов объявлений;
в) оригинал-макетов - могут быть различными, но один элемент (деталь), постоянно присутствующий во всех позициях, делает целую серию макетов узнаваемыми. Важную роль играет также цвет;
г) вербальных (словесных) средств - специально подобранная стилистика, ориентированная на нужды потребителя;
д) рекламных средств - использованные в каждом конкретном случае рекламные средства, способствующие формированию благоприятного отношения.
Способствуют формированию имиджа и PR-мероприятия - продуманные, спланированные, постоянные усилия по установлению и укреплению взаимопонимания между предприятием и общественностью. Это выставки, презентации, пресс-конференции, спонсорские мероприятия. При проведении PR-мероприятий необходимо, чтобы специфика фирмы соответствовала специфике проводимого мероприятия. Немаловажно отношение целевых групп к проводимым PR-акциям, масштаб аудитории спонсируемой акции.
Формы и методы PR-деятельности по созданию имиджа компании могут быть разными. Ф. Джефкинс и Д. Ядин выделяют внутреннюю и внешнюю направленность этих форм и методов.
PR, ориентированный на внутреннюю аудиторию: *
а) внутрифирменные издания - один из самых эффективных инструментов для стабилизации работы коллектива, предназначенный для удержания старых специалистов и быстрой адаптации новых, для мотивации сотрудников и формирования корпоративной культуры компании, ее имиджа. Сегодня корпоративные издания можно разделить на узкоцелевые, профильные и условно корпоративные. Узкоцелевые издания рассказывают исключительно о компании, ее корпоративной культуре, ее целях, продуктах и услугах - среди корпоративных изданий таких большинство. Профильные издания продвигают не только компанию, но и бизнес-направление в целом: они, как правило, содержат аналитические обзоры, интервью, «круглые столы», посвященные тенденциям и перспективам развития направления.