Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 09:20, дипломная работа
Цель данного исследования состоит в том, чтобы, опираясь на результаты идентификации сущности и роли имиджа в повышении конкурентоспособности организации, выявить основные факторы его создания и на примере газеты «Работа. Карьера. Образование» предложить методы PR-деятельности по его формированию и поддержанию.
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................9
ГЛАВА 1. Сущностные характеристики понятия «имидж» и его составляющие.......................................................................................................14
1.1.О понятии «имидж....................................................................................14
1.2.Функции имиджа......................................................................................21
1.3.Структурные модели имиджа..................................................................24
ГЛАВА 2. PR-деятельность по формированию имиджа..................................32
2.1. Разработка концепции социально-значимого статуса организации....32
2.1.1 .Миссия организации.............................................................................39
2.1.2. Корпоративные стандарты...................................................................43
2.1.3. Фирменный стиль..................................................................................45
2.2. Формы и методы PR-деятельности по формированию имиджа.....50
ГЛАВА 3. Работа по формированию имиджа СМИ на примере газеты «Работа. Карьера. Образование»........................................................................63
3.1. Имидж реальный.......................................................................................63
3.2. Имидж идеальный.....................................................................................76
3.3. Программа по совершенствованию имиджа газеты
«Работа. Карьера. Образование»........................................................................79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................85
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.......................................91
ПРИЛОЖЕНИЕ....................................................................................................94
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................
ГЛАВА 1. Сущностные характеристики понятия «имидж» и его составляющие..................
1.1.О понятии «имидж........................
1.2.Функции имиджа........................
1.3.Структурные модели имиджа........................
ГЛАВА 2. PR-деятельность по формированию имиджа........................
2.1. Разработка концепции социально-значимого статуса организации....32
2.1.1 .Миссия организации...................
2.1.2. Корпоративные стандарты.....................
2.1.3. Фирменный стиль.........................
2.2. Формы и методы PR-деятельности по формированию имиджа.....50
ГЛАВА 3. Работа по формированию имиджа СМИ на примере газеты «Работа. Карьера. Образование»..................
3.1. Имидж реальный......................
3.2. Имидж идеальный.....................
3.3. Программа по совершенствованию имиджа газеты
«Работа. Карьера. Образование»..................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ....................
ПРИЛОЖЕНИЕ....................
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня, когда после распада СССР в 1991 году прошло больше 16 лет, Россия стоит на пути интеграции в мировую экономику и стабильного экономического развития. С появлением рыночной экономики и конкуренции оказалось, что компании с «советской» системой привлечения и обслуживания клиентов стали неконкурентоспособны, неважно, торгуют ли они продуктами или высокими технологиями. В связи с этим появилась необходимость пересмотреть цели и задачи бизнес-структур, создать новую нравственную культуру современного бизнеса на уровне отдельной фирмы и общества в целом.
Следствием этого стало формирование отделов по связям с общественностью, в обязанности которых входит создание благоприятной информационной среды, способствующей достижению взаимопонимания между организацией и ее внутренней и внешней аудиторией; выявление и формирование общих с этими аудиториями представлений и интересов; а также - создание, возвышение, стабилизация, своевременная коррекция и, при необходимости, реабилитация имиджа фирмы.
Английская исследовательница Элери Сэмпсон в своей работе «Имидж-фактор» пишет: «Имидж является образом, яркой картинкой, показывающей то, на что необходимо обратить внимание общественности. Это демонстрация скрытых качественных преимуществ, позволяющая добиться определенных моделей поведения целевых аудиторий»*. Положительный имидж прокладывает дорогу позитивной репутации, создает привлекательный образ в глазах общественности, тем самым, повышая конкурентоспособность фирмы на рынке, привлекая потребителей и партнеров, ускоряя продажи и увеличивая их объем.
* Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. М., 2000. - 630 с.
Он облегчает доступ организации к ресурсам (финансовым, информационным, человеческим, материальным) и ведение операций. Поскольку создание благоприятного имиджа - одно из ключевых звеньев в деятельности фирмы, не приходится удивляться, что его высокая значимость для успеха организации стимулирует развернутые исследования на эту тему.
Общетеоретическим вопросам формирования корпоративного имиджа и репутации посвящено много публикаций и исследований. Так Г. Даулинг, М.В. Томилова, М.В. Шкадрун рассматривают имидж как результат взаимодействия внешних и внутренних коммуникаций компании. И. Алешина, А.О. Блинов и В.Я. Захаров в своих работах обосновывают использование позитивного корпоративного имиджа для повышения конкурентоспособности российских предприятий. Дж. Балмер, А. Вил сон, Ш. Каудрон определяют соотношение понятий «идентичность», «имидж» и «репутация». Внутренним факторам формирования имиджа уделяется значительное внимание в работах Дж. Балмера, А. Вилсона. Анализ существующих подходов к оценке состояния имиджа проводят Ф. Китчен и А. Лоуренс.
Однако, несмотря на то, что о корпоративном имидже, как инструменте, предназначенном для работы с общественным мнением, написано много, формированию имиджа СМИ уделяется недостаточно внимания.
Сегодня в системе средств массовой информации России происходят существенные преобразования. Одни печатные издания и телерадиопрограммы прекращают свое существование, другие меняют свой стиль, имидж, типологический облик: целевую направленность, учредителя, характер информации и даже аудиторию. Это позволяет им стать успешными, узнаваемыми. Многие СМИ расширяют поле своей деятельности, объединяются в медиа-холдинги и издательские дома, что позволяет им прочно утвердиться в своей информационной нише и завоевать новые аудитории.
Как следствие - доминирование на информационном рынке. В то же время отмечается сокращение спроса на печатную продукцию, рост интереса к Интернет-ресурсам. Все это способствует усилению конкуренции на рынке печатных СМИ.
Рынок печатных СМИ Калининградской области во многом монополизирован*. Лидирующие места в борьбе за читателя занимают издания, чей имидж формировался не один год (например, «Комсомольская правда», «Из рук в руки»). Региональным издателем большинства общероссийских газет является медиагруппа «Западная пресса» крупнейшая издательская структура региона. По данным медиагруппы, она занимает 39% рынка продаж печатной продукции, доля на рынке рекламы в печатных СМИ области - 55%. Сегодня у «Западной прессы» девять газет и десять журнальных проектов со средним совокупным месячным тиражом более 2,6 млн. экземпляров. Газетную часть составляют: «Комсомольская правда в Калининграде» (тираж ежедневного выпуска - 18-19 тыс. экз., «толстушки» - 68 тыс. экз.), «Страна Калининград неделя за неделей» (37 тыс. экз.), телегид «Калининградская антенна» (37 тыс. экз.), «Аргументы и факты - Калининград» (13 тыс. экз.), «ТВ-программа в Калининграде» (более 112 тыс. экз.), «Ва-Банкъ - информ» (150 тыс. экз.), «Московский комсомолец в Калининграде» (3,4 тыс. экз.), «Экспресс газета» (7,4 тыс. экз.), «За рулем - Калининград» (3 тыс. экз.).
Наличие крупного, хорошо известного игрока - одна из особенностей местного печатного рынка. Другая - достаточно большое количество информационных газет бесплатного распространения, пишущих на общественно-политические темы: «Дворникъ», «Гражданин», «Известия Калининграда», «Калининградская вечерка», «Тридцать девятый регион» и т.д.
* Лузин И. Тропа к читателю. - Новый Кенигсберг, 2007, №9.
Сам регион невелик: в Калининграде проживает всего 480 тысяч человек, еще примерно столько же в области. Для 325 зарегистрированных изданий*, существующих в области, объем рынка явно недостаточен. В связи с этим создается ситуация, когда отдельно взятым изданиям сложно строить четкую долгосрочную экономическую политику, контролировать продажи и влиять на рыночную политику. Помощью в данном случае может стать грамотный менеджмент, в том числе в области связей с общественностью.
Актуальность рассматриваемой проблемы, ее практическая значимость, недостаточная изученность особенностей формирования и использования имиджа СМИ в условиях местной экономики определили выбор темы дипломной работы.
Объект исследования дипломной работы - имидж организации.
Предмет исследования - средства формирования имиджа газеты «Работа. Карьера. Образование».
Цель данного исследования состоит в том, чтобы, опираясь на результаты идентификации сущности и роли имиджа в повышении конкурентоспособности организации, выявить основные факторы его создания и на примере газеты «Работа. Карьера. Образование» предложить методы PR-деятельности по его формированию и поддержанию.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
- выявить основные средства формирования имиджа;
- разработать концепцию социально-значимого статуса организации;
- предложить программу по совершенствованию имиджа газеты;
- обосновать эффективность применения предлагаемой стратегии.
*http://www.exp-edition.ru/rev
Теоретической и методологической основой дипломной работы послужили использованные фундаментальные исследования теории связей с общественностью, управления, маркетинговых коммуникаций, представленные в зарубежной и отечественной литературе. В работе использованы следующие методы: наблюдение, интервью, анкетирование.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературных источников и трех приложений.
ГЛАВА 1. Сущностные характеристики понятия «имидж» и его составляющие
1.1 О понятии «имидж»
Имидж - это искусственно формируемый образ кого-либо или чего-либо. Это воплощение стратегических установок компании в конкретных жизненных ситуациях. Он включает как визуальный, так и вербальный компонент и дает более полное представление об организации. Имидж фирмы отражает то, к чему стремятся каждый сотрудник и коллектив в целом. Имидж -достаточно многоплановая категория, включающая социологический, художественный, психологический, экономический, политический и иные аспекты.
Д. Доти в книге «Паблисити и паблик рилейшнс» дает широкую и понятную трактовку имиджу: «... это всё и все, имеющие хоть какое-то отношение к компании и предлагаемым ею товарам и услугам...Это произведение, постоянно создающееся как словами, так и образами, которые причудливо перемешиваются и превращаются в единый комплекс».*
М. Спиллейн, в книге «Создайте свой имидж» пишет: «Создание имиджа является неотъемлемой частью существования каждой организации. Независимо от того, что это - многонациональный конгломерат или небольшая компания, четкий имидж необходим для общения с покупателями, клиентами и многочисленными составляющими этой организации. Это то, что она предлагает и к чему стремится».**
М.В. Томилова в статье «Модель имиджа организации» характеризует имидж как «целостное восприятие (понимание и оценка) организации
*Доти Д. Паблисити и паблик рилейшнз.- М.,1999, с.237.
** Спиллейн М. Создайте свой имидж. - М., 1996, с.293.
различными группами общественности, формирующееся на основе хранящейся в их памяти информации о различных сторонах деятельности организации»*.
Другими словами, содержание понятия имиджа организации включает две составляющие. Описательную (информационную) составляющую, которая представляет собой образ организации, или совокупность всех представлений (знаний) об организации. И составляющую, связанную с отношением, или оценочную составляющую. Оценочная составляющая существует в силу того, что хранящаяся в памяти информация не воспринимается безразлично, а пробуждает оценки и эмоции, которые могут обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа организации могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением. Люди оценивают организацию через призму своего прошлого опыта, ценностных ориентации, общепринятых норм и моральных принципов. Образ и оценка поддаются лишь условному концептуальному различению. В реальности они неразрывно связаны и образуют единое целое.
Таким образом, имидж организации можно рассматривать как существующую в сознании людей систему представлений (образов) и оценок, объектом которых она является.
При конструировании определения понятия «имидж», в частности -«имидж организации», С.К. Сергиенко предлагает учитывать следующие взаимно противоположные категории**:
1. Объективное - субъективное. Имидж может пониматься не только как определённое содержание массового или индивидуального сознания, но и
* Томилова М.В. Модель имиджа организации/ М.В. Томилова// Маркетинг в России и за рубежом. 1998. -№1. -С. 12-18.
** Сергиенко С.К. Автореф. на соиск. д. психол. н. М., 2000. [Электронный ресурс] // http://media.utmn.ru
как набор атрибутов предприятия, его товаров и услуг, его рекламной продукции и т.п. (например, логотип, слоган, отличительные особенности деловой этики).
2. Естественное - искусственное. Есть два полярных представления о том,
как создаётся имидж организации.
Первое. Имидж складывается в достаточной степени стихийно, как «естественный» результат деятельности организации, как оценка реальных характеристик процессов и продуктов этой деятельности в социальной среде. Второе. Организация целенаправленно создаёт выгодный для себя имидж, используя специальные социо- и психотехнические средства. Такой имидж может иметь мало общего с реальным положением дел в организации (самый яркий пример здесь - деятельность «МММ»).