Контрольная работа по «Стратегический менеджмент»

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 19:00, контрольная работа

Описание работы

Анализ портфеля фирмы представляет собой один из важнейших инструментов стратегического управления. Он дает наглядное представление о том, что отдельные части фирмы очень взаимосвязаны и что портфель как целое существенно отличается от простой суммы его частей и гораздо важнее для фирмы, чем состояние ее отдельных частей. С помощью анализа портфеля фирмы могут быть сбалансированы такие важнейшие факторы бизнеса, как риск, поступление денег, обновление и отмирание.

Содержание

Введение 3
Оценка диверсифицированного портфеля с
использованием матричного анализа 4
Матрицы, наиболее часто применяемые при оценке диверсифицированного портфеля фирмы 6
2.1 Матрица "рост/доля" 6
2.2. Матрица "привлекательность отрасли/ позиция в конкуренции" 17
2.3. Матрица жизненного цикла 22
Заключение 27
Список использованной литературы 28

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.docx

— 90.48 Кб (Скачать)

    Использование результатов анализа  матрицы для разработки корпоративной стратегии 

    Наиболее  важные стратегические результаты анализа  матрицы "привлекательность/позиция  в конкуренции" касаются оценки инвестиционных приоритетов для каждого вида бизнеса компании. Виды бизнеса в  трех клетках верхней левой части матрицы, где долгосрочная привлекательность отрасли и сила/конкурентная позиция бизнеса благоприятны, являются наиболее приоритетными для инвестиций. Стратегическое предписание для хозяйственных подразделений, попадающих в этих три клетки, - "расти и строить", при этом бизнес, попадающий в клетку "высокая - сильная" (верхний левый угол матрицы), предъявляет самые высокие требования к размеру инвестиций. Далее по приоритету стоят виды бизнеса, помещенные в три ячейки, расположенные по диагонали из левого низшего в правый верхний угол матрицы. Эти виды бизнеса обычно имеют средний приоритет. Они достойны стабильных реинвестиций, чтобы сохранять и защитить свои позиции в отрасли. Однако если бизнес в одной из этих трех ячеек имеет необычно привлекательную возможность, он может иметь более высокий инвестиционный приоритет и получить сигнал для использования более агрессивного стратегического подхода. Рекомендуемые стратегии для хозяйственных подразделений, расположенных в трех клетках в правом нижнем углу матрицы, это обычно сбор урожая или сокращение (в особых случаях, когда существует хорошая потенциальная возможность восстановления позиций, это может быть "обдумывание и пересмотр", использующий некоторые типы стратегии "разворота".

    Девятиклеточная матрица "привлекательность/позиция в конкуренции" имеет три достоинства.

    Во-первых, она вводит промежуточные значения между понятиями "высокая/низкая" и "сильная/слабая". Во-вторых, она  использует значительно более широкий  набор стратегически значимых переменных. Матрица БКГ основывается только на двух показателях: темп роста отрасли  и относительная доля рынка. Матрица GE с девятью клетками учитывает  много факторов при оценке долгосрочной привлекательности отрасли и  силы/позиции в конкуренции хозяйственного подразделения. В-третьих, и это наиболее важно, девятиклеточная матрица указывает направления движения ресурсов корпораций к видам бизнеса, которые вероятнее всего достигнут конкурентного преимущества и смогут лучше всего функционировать. Трудно возражать против концентрации ресурсов в тех хозяйственных подразделениях, которые обладают большей привлекательностью и конкурентной силой, против избирательного подхода к инвестированию в подразделения, занимающие промежуточные позиции, против изъятия ресурсов из сфер деятельности, не обладающих привлекательностью и силой, если только они не обладают высоким потенциалом к восстановлению позиций.

    Однако  матрица GE, так же как и матрица  БКГ, не обеспечивает реальных рекомендаций по разработке специфических стратегий; максимум, что может дать анализ матрицы; "привлекательность/позиция  в конкуренции", это ответ на вопрос, на какую стратегию ориентироваться  в целом: агрессивное расширение, защита и оборона или сбор урожая - сокращение. Такое указание, являясь ценным для управления портфелем компании в перспективе, тем не менее игнорирует вопрос о стратегической координации между различными видами деятельности, а также о том, какие стратегические подходы следует использовать и какие стратегические действия предпринимать на уровне хозяйственных подразделений. Другой слабостью данной матрицы является то, что по ней невозможно определить виды бизнеса, которые готовы стать победителями, так как их отрасли переходят в стадию начала быстрого роста. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.3. Матрица жизненного цикла 

    В основе подхода к портфельному анализу  консалтинговой фирмы Артур Д. Литтл (ADL - аббревиатура названия фирмы Artur D. Little) лежит концепция жизненного цикла отрасли или бизнес - единицы ( LC - сокращение от Life Cycle - жизненный цикл), в соответствии с которой каждая отрасль и отдельно взятый вид бизнеса любой корпорации может находиться на одной из четырех стадий жизненного цикла: рождение, рост (развитие), зрелость и старение (спад).

Стадия

жизненного

цикла

 Ведущая  Сильная  Заметная  Прочная  Слабая   
                
 Рождение  
                
 Рост  
                
 Зрелость  
                
 Старение  
  

      

        

      Рис. 4 Матрица жизненного цикла 

      Помимо  последовательных смен стадий жизненного цикла отрасли может меняться и конкурентное положение одних  видов бизнеса относительно других. Вид бизнеса (СЕБ) может занимать одну из 5 конкурентных позиций: ведущую (доминирующую), сильную, заметную (благоприятную), прочную или слабую, выделяют еще одну позицию - нежизнеспособную, которая чаще всего не рассматривается. 

    Таблица 1. Характеристики стадий жизненного цикла отрасли 

Факторы

Стадия  жизненного цикла

Рождение Рост Зрелость Спад
Темп  роста ? Выше темпа  роста ВНП Ниже темпа  роста ВНП Меньше нуля
Продуктовая линия Базовая Разнообразная Обновленная Сужающаяся
Число конкурентов Возрастающее Большое и возрастающее Постоянно Сокращающееся
Деление рынка Фрагментарное Фрагментарное, несколько лидеров Концентрация Дальнейшая  концентрация
Стабильность  доли рынка Непостоянная Позиции лидеров  меняются Закрепившиеся лидеры Высокая
Постоянство потребителей Отсутствует Некоторое, агрессивность покупателей Наличие определенных покупательских предпочтений Высокое
Стартовые барьеры Отсутствуют Достаточно низкие Высокие Очень высокие
Объем продаж Быстро растет Быстро растет Достигает предельно  высокого уровня Падает
Прибыль Отсутствует, все поглощают инвестиции Появляется и быстро растет Достигает максимального уровня, стабилизируется или начинает медленно снижаться Снижается
Поток денежной наличности (Cash Flow) Отрицательный, так как поглощается на развитие рынка Может оставаться отрицательным Становится  положительным и постепенно нарастает Снижается медленнее, чем прибыль

 

      Таблица 2. Характеристики конкурентных позиций бизнес - единиц 

 Позиции бизнеса

 Характеристика  позиции

 Ведущая (доминирующая)

 Данную  позицию в отрасли может занимать только один представитель бизнеса (если таковой вообще имеется). Он устанавливает  стандарт для отрасли и контролирует поведение других конкурентов. Такая позиция часто является результатом квазимонополии или надежно защищенного технологического лидерства. Ведущий бизнес имеет широкий выбор стратегических вариантов, которыми он может воспользоваться по собственному усмотрению

 Сильная

 Такой вид бизнеса выбирает свою стратегию  независимо от действий конкурентов и имеет перед ними определенные преимущества. Относительная доля рынка может быть в 1,5 раза больше доли самого крупного конкурента, но абсолютного преимущества нет.

 Заметная (благоприятная)

 Это, как правило, один из лидеров в  слабо концентрированных отраслях, где все участники находятся примерно на одном уровне и никто не занимает доминирующих позиций. Этот вид бизнеса характеризуется относительной безопасностью, если у него есть своя рыночная ниша. Обычно в этом случае ему удается вскоре значительно улучшить свое конкурентное положение.

 Прочная

 В этой позиции вид бизнеса добивается прибыли, специализируясь в узкой  и относительно защищенной нише, будь то небольшая часть большого рынка или определенный тип продукции. Может долго сохранять такое положение, но практически не имеет шансов улучшить его.

 Слабая

 Вид бизнеса имеет ряд критически слабых сторон, мешающих ему в конечном счете стать центром генерации прибыли для компании. Слабость может объясняться самой спецификой бизнеса (слишком малый его размер или отсутствие важных ресурсов для поддержания) или ошибками, допущенными в прошлом при его развитии. Такой бизнес не может выжить самостоятельно в условиях сложившейся в отрасли конкуренции.

 Нежизне-способная

 Такой вид бизнеса не имеет сильных  сторон, и они не могут появиться  в будущем. Можно попытаться на некоторое время продлить его существование либо ликвидировать (деинвестировать) СЕБ

 

      В матрице ADL/LC задается многофакторная интегральная оценка как конкурентной позиции СЕБ, так и жизненного цикла отрасли. Методики расчета указанных параметров совпадают с теми, которые мы рассматривали при анализе модели GE/Mc Kinsey. Отличия заключаются в выборе конкретных факторов и их общей совокупности. В модели ADL/LC в расчете конкурентной позиции используются до 6 переменных (факторов), а жизненного цикла – до 10.

      В соответствии с полученными интегральными  оценками параметров каждой конкурентной СЕБ организации все отдельные  бизнесы заносятся в конкретные клетки и точки матрицы. Каждая клетка матрицы ADL/LC характеризует бизнес с разных сторон, но при этом 4 аспекта являются ведущими:

  1. каждый бизнес имеет свою конкурентную позицию в общем бизнес-пространстве компании в координатах модели ADL/LC;
  2. для каждой клетки характерна своя степень прибыльности и свой поток денежной наличности;
  3. каждой клетке присущ свой набор типовых стратегических решений как минимум по трем вопросам: изменение доли рынка, получение инвестиций, изменение стратегической позиции;
  4. для каждой клетки характерны свои возможные стратегические маршруты по линии Естественного развития и линии Избирательного развития, а также свой набор так называемых «типовых стратегических уточнений».

      Для всех ячеек матрицы, которые пересекает та или иная линия развития (рис. 4) возможен выбор как минимум из 2 альтернатив будущего стратегического маршрута. Так, для бизнеса, попавшего в клетку Прочная - Развитие возможен стратегический выбор между линиями Естественное развитие и Избирательное развитие. По СЕБ, оказавшимся в таких ячейках, сначала делается выбор одного конкретного стратегического маршрута, затем в рамках данного маршрута выбирается возможная типовая стратегия, которая впоследствии конкретизируется выборкой из набора типовых стратегических уточнений. Выбор уточненной стратегии – это шаг от стратегического к оперативному планированию, который является уникальным вкладом ADL в развитие методики стратегического планирования.

      Процесс стратегического планирования путем позиционирования СЕБ позволяет проанализировать положение бизнес - единиц и выработать обобщенные рекомендации их стратегического развития.   

    Преимущества  и недостатки матрицы  жизненного цикла 

Информация о работе Контрольная работа по «Стратегический менеджмент»