Контрольная работа по предмету "Стратегический менеджмент"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 01:40, контрольная работа

Описание работы

Ответы на вопросы по стратегическому менеджменту.

Содержание

1 Специфические стратегические проблемы отрасли торговли
1.1 Характеристика нормативной правовой базы по социально-экономическому развитию и применению программно-целевых методов решения проблем в отраслях экономики и в субъектах Российской Федерации
1.1.1 Основные проблемы развития внутренней торговли
1.1.2 Проблемы, связанные с государственным регулированием сектора торговли
1.1.3 Проблемы, связанные с недостаточным уровнем развития инфраструктуры
1.1.4 Недостаточная привлекательность для бизнеса развития торговли в малых и отдаленных населенных пунктах
1.1.5 Проблема недостатка и низкой квалификации кадров
1.1.6 Проблемы, характерные для малого и среднего бизнеса в сфере торговли
1. 2 Цели, задачи и приоритетные направления развития внутренней торговли
1.2.1 Цели стратегии и приоритетные направления развития внутренней торговли
1.2.2 Задачи стратегии
1.2.3 Сценарии развития торговли
2 ТИПОВЫЕ СТРАТЕГИИ И АДЕКВАТНЫЕ ИМ РЫНОЧНЫЕ УСЛОВИЯ (СИТУАЦИИ)
3 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
4 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
5 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Стратегический менеджмент (Автосохраненный).docx

— 129.51 Кб (Скачать)

Негосударственное  частное  образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

Южный институт менеджмента

(НЧОУ ВПО ЮИМ)

 

 

Кафедра: «Менеджмента, маркетинга и предпринимательства»

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине: «Стратегический  менеджмент»

 

 

 

Выполнила:

студентка 4 курса группы 08-зМТ

Беляева А.А.

Вариант 2

 

 

 

Проверил:

преподаватель, рецензент к. э. н.,

доцент  Оганесян Л.Л.  

 

 

 

Краснодар – 2012

СОДЕРЖАНИЕ

1 Специфические  стратегические проблемы отрасли  торговли 3

1.1 Характеристика нормативной правовой базы по социально-экономическому развитию и применению программно-целевых методов решения проблем в отраслях экономики и в субъектах Российской Федерации 3

1.1.1 Основные проблемы развития внутренней торговли 6

1.1.2 Проблемы, связанные с государственным регулированием сектора торговли 7

1.1.3 Проблемы, связанные с недостаточным уровнем развития инфраструктуры 8

1.1.4 Недостаточная привлекательность для бизнеса развития торговли в малых и отдаленных населенных пунктах 10

1.1.5 Проблема недостатка и низкой квалификации кадров 10

1.1.6 Проблемы, характерные для малого и среднего бизнеса в сфере торговли 11

1. 2 Цели, задачи и приоритетные  направления развития внутренней  торговли 15

1.2.1 Цели стратегии и  приоритетные направления развития  внутренней торговли 15

1.2.2 Задачи стратегии 17

1.2.3 Сценарии развития  торговли 18

2 ТИПОВЫЕ СТРАТЕГИИ И АДЕКВАТНЫЕ  ИМ РЫНОЧНЫЕ УСЛОВИЯ (СИТУАЦИИ) 21

3 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 30

4 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43

5 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44

 

 

1 Специфические стратегические проблемы отрасли торговли 

 
    Основной социальной целью развития торговли является предоставление потребителям широкого ассортимента качественной продукции по доступным ценам. Вследствие глобализации и интернационализации экономики, а также роста доходов населения повышаются требования потребителей к качеству предоставляемых услуг, ассортименту и качеству реализуемой продукции. Доля расходов населения на потребительские товары согласно международному опыту может достигать почти 70%.

 

          1. Характеристика нормативной правовой базы по социально-экономическому развитию и применению программно-целевых методов решения проблем в отраслях экономики и в субъектах Российской Федерации

 

  
    Основой применения методов программирования и стратегического планирования является Федеральный закон  от 20 июля 1995 г. N 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», в соответствии с которым Правительством Российской Федерации разрабатываются программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (например, Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 – 2008 годы), утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. N 38-р), концепция социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу (например, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р).  
    В числе документов стратегического характера федерального уровня, затрагивающих в той или иной части сферу торговли, следует назвать:  
    Доктрину продовольственной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. N 120);  
    Программу развития конкуренции в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. N 691-р);  
    Концепцию реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 2128-р);  
    Концепцию государственной поддержки организаций народных художественных промыслов на период до 2015 года (утверждена Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 24 сентября 2009 г. N 854);  
    Стратегию развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 23 октября 2009 г. N 965), Стратегию развития легкой промышленности России на период до 2020 года (утверждена Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 24 сентября 2009 г. N 853), Стратегию развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 23 апреля 2010 г. N 319), другие стратегии развития отраслей промышленности, производящих товары потребительского назначения.  
    Нормативной основой разработки программ на федеральном уровне являются нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации и Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594.  
    Примером применения программного метода для решения проблем в секторах промышленности и торговле, представляемых субъектами малого и среднего предпринимательства, является Ведомственная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в отраслях промышленности и в торговле», утвержденная Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2010 г. N 123.  
    Примерами применения стратегического планирования и программирования социально-экономического развития отдельных регионов Российской Федерации являются Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. N 2094-р), Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2010 г. N 1120-р), Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 г. N 132-р).  
    В рамках Ведомственной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в отраслях промышленности и торговли» (утверждена Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2010 г. N 123) предусмотрена методическая поддержка со стороны Министерства промышленности и торговли Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации по формированию региональных программ в области развития торговли.  
 

          1. Основные проблемы развития внутренней торговли

 

  
    Согласно результатам анализа  развития торговли в Российской Федерации  и зарубежных странах можно выделить основные показатели, характеризующие  отставание российского ритейла  от развитых стран:  
 

Показатель 

Россия 

Развитые страны ЕС <2>

Разрыв, раз 

Обеспеченность современными торговыми площадями <1>, м2/тыс. чел.

73

более 500

более 7 раз 

Доля современных форматов <1>

35%

более 70%

более 2 раз 

Доля 5 крупнейших компаний <1> (степень консолидации)

11%

более 60%

6 и более раз 

Доля дистанционной торговли

1,8%

более 5%

3 и более раз 


 

  
    

 

 

    <1> На примере продовольственной  торговли.  
    <2> На примере Германии, Великобритании, Франции, Швеции, Дании, Нидерландов и др.  
  
 
  

 

 

 

1.1.2 Проблемы, связанные с государственным регулированием сектора торговли  

 
    До последнего времени регулирование  отрасли торговли в России характеризовалось  низкой степенью вмешательства со стороны  государства:  
    в процесс взаимодействия производителей и торговых организаций;  
    отсутствие механизмов защиты внутреннего рынка от иностранных розничных компаний;  
    отсутствие ценового контроля по большинству товарных позиций;  
    отсутствие требований экологического контроля для торговых организаций;  
    слабое вмешательство со стороны ФАС России;  
    отсутствие внимания к вопросам подготовки кадров;  
    отсутствие регулирования оптовых и дистрибуционных компаний;  
    существенное делегирование полномочий по работе с отраслью регионам.  
    Такая регуляторная политика привела к ряду как положительных, так и отрицательных эффектов как для самой отрасли, так и для потребителей и государства. Так, например, отсутствие жесткого регулирования, с одной стороны, способствовало высокой инвестиционной привлекательности и быстрым темпам развития отрасли, а с другой, привело к возникновению высоких входных барьеров на региональные рынки, выраженных в протекционистских мерах со стороны администраций регионов.  
    Для потребителей основным положительным фактором стало существенное увеличение количества форматов современной торговли, которые позволили снизить цены (по сравнению с традиционными форматами) и повысить качество обслуживания. Однако, с другой стороны, высокая неравномерность развития сектора привела к сильной диспропорции в обеспеченности торговыми площадями современных форматов, уровням цен между различными регионами. Хаотичная застройка муниципальных образований привела к таким проблемам, как ухудшение исторического облика городов и снижение транспортно-пропускной способности.  
    Действующую нормативную правовую базу, регулирующую отношения в сфере торговли, характеризуют:  
    недостаточная системность действующих нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере торговли;  
    избыточность правового регулирования.  
 

1.1.3 Проблемы, связанные с недостаточным уровнем развития инфраструктуры  

 
    Одной из наиболее острых проблем, препятствующих развитию сектора внутренней торговли в России, является недостаточный уровень развития инфраструктуры, а именно неразвитость торговой инфраструктуры по сравнению с зарубежной, неприспособленность инфраструктуры, созданной до 1990-х годов, для развития современных форм торговли, недостаточные темпы и объемы строительства новых торговых площадей. Под инфраструктурой в данном случае понимаются не только базовые инфраструктурные объекты, такие как дороги, порты, склады, торговые объекты, сети электроснабжения, но и инфраструктура услуг для сектора торговли, включающая наличие необходимого количества высокоразвитых логистических компаний, дистрибуторов и оптовых поставщиков, сертифицирующих и лицензирующих организаций, компаний, работающих на рекламном рынке, образовательных учреждений. К проблемам в области инфраструктуры услуг относятся и слабые хозяйственные связи между производителями и организациями торговли; недостаточный уровень развития кооперации; наличие большого числа посредников между небольшими производителями и небольшими торговыми организациями.  
    Основное беспокойство у торговых организаций всех товарных сегментов вызывает низкая обеспеченность дорогами многих населенных пунктов и даже отсутствие дорожной связи между отдельными территориями. Такое положение дел не позволяет в срок и в достаточном количестве осуществлять поставки товаров во многие регионы, нарушает процесс товарообмена между регионами.  
    Аналогично складывается ситуация и со складскими площадями. Для таких товаров, как продукты питания, требующих особых условий хранения, проблема отсутствия складов приводит к тем же последствиям, что и низкая обеспеченность дорогами.  
    Проблему представляет собой также сложность и недостаточная прозрачность процедуры получения земли и разрешений на строительство торговых и логистических объектов.  
    Зачастую подведение коммуникаций приходится самостоятельно осуществлять компаниям, строящим объект, что приводит к удорожанию стоимости строительства до трех раз. Такая ситуация снижает инвестиционную привлекательность отрасли и тормозит строительство новых торговых и логистических объектов.  
    Кроме того, в настоящее время технологические потребности производителей сельскохозяйственной и рыбной продукции, а также оптовых продавцов в материально-технической базе хранения оказались в значительной мере неудовлетворенными. Вследствие нехватки складских площадей произведенная продукция частично хранится в малоприспособленных или неприспособленных помещениях, в которых невозможно обеспечить оптимальные условия хранения. В результате такого хранения значительно увеличиваются товарные потери, снижается рентабельность производственных и торговых предприятий.  
    Исторически сложилось, что преобладающей тенденцией стало размещение хранилищ в местах потребления. В результате этого ощущается острая нехватка складов и холодильников в местах производства сельскохозяйственного сырья или вылова рыбы.  
 

1.1.4 Недостаточная привлекательность для бизнеса развития торговли в малых и отдаленных населенных пунктах  

 
    В России отдаленные и труднодоступные  территории зачастую характеризуются  острым дефицитом и даже полным отсутствием  торговых площадей. Около 5% населения  России не имеют доступа к  торговым объектам, вследствие того, что для розничных компаний нецелесообразно с экономической точки зрения открывать магазины в населенных пунктах с невысоким платежеспособным спросом и с недостаточно развитой инфраструктурой. Особенно характерна подобная ситуация для городов Крайнего Севера, Дальнего Востока и Северного Кавказа, удаленных от городов сельских районов.  
    Среди основных проблем можно выделить:  
    - отсутствие платежеспособного спроса;  
    - отсутствие развитой инфраструктуры;  
    - отсутствие предложения логистических услуг;  
    - отсутствие квалифицированных кадров среднего и высшего звена.  
 

1.1.5 Проблема недостатка и низкой квалификации кадров  

 
    Торговая отрасль обеспечивает рабочими местами пятую часть экономически активного населения страны с уровнем оплаты труда, соответствующим среднему по стране. Однако в отрасли наблюдается значительный дефицит и недостаточная квалификация кадров, которые обусловлены главным образом быстрым ростом торговой отрасли в последние годы, низким социальным престижем низко квалифицированных работ, недостаточным качеством обучения торговым специальностям в российских вузах.  
    Персонал, занятый в розничной торговле, условно можно разделить на три категории:  
    низко квалифицированный персонал, например, кассиры, продавцы, операторы торгового зала, грузчики;  
    персонал средней квалификации, например, менеджеры магазинов, руководители отделов;  
    топ-менеджмент, высшее руководство розничных компаний.  
    Наибольший дефицит трудовых ресурсов наблюдается на уровне низко квалифицированного персонала и сотрудников средней квалификации. Проблемы с набором персонала низкой квалификации связаны, в первую очередь, с низким уровнем оплаты труда, высокой текучестью кадров, низкой мотивацией к работе и низкой степенью престижности профессии. Текучесть персонала данной категории может доходить до 80% в год, а спрос может превышать предложение в отдельных случаях в два раза.  
    Также существует дефицит кадров средней и высшей квалификации, который связан, с одной стороны, с быстрым ростом розничной торговли, с другой стороны, с недостаточным качеством подготовки выпускников вузов, обучающихся торговым специальностям.  
 

Информация о работе Контрольная работа по предмету "Стратегический менеджмент"