Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 01:40, контрольная работа
Ответы на вопросы по стратегическому менеджменту.
1 Специфические стратегические проблемы отрасли торговли
1.1 Характеристика нормативной правовой базы по социально-экономическому развитию и применению программно-целевых методов решения проблем в отраслях экономики и в субъектах Российской Федерации
1.1.1 Основные проблемы развития внутренней торговли
1.1.2 Проблемы, связанные с государственным регулированием сектора торговли
1.1.3 Проблемы, связанные с недостаточным уровнем развития инфраструктуры
1.1.4 Недостаточная привлекательность для бизнеса развития торговли в малых и отдаленных населенных пунктах
1.1.5 Проблема недостатка и низкой квалификации кадров
1.1.6 Проблемы, характерные для малого и среднего бизнеса в сфере торговли
1. 2 Цели, задачи и приоритетные направления развития внутренней торговли
1.2.1 Цели стратегии и приоритетные направления развития внутренней торговли
1.2.2 Задачи стратегии
1.2.3 Сценарии развития торговли
2 ТИПОВЫЕ СТРАТЕГИИ И АДЕКВАТНЫЕ ИМ РЫНОЧНЫЕ УСЛОВИЯ (СИТУАЦИИ)
3 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
4 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
5 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Негосударственное частное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Южный институт менеджмента
(НЧОУ ВПО ЮИМ)
Кафедра: «Менеджмента, маркетинга и предпринимательства»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Стратегический менеджмент»
Выполнила:
студентка 4 курса группы 08-зМТ
Беляева А.А.
Вариант 2
Проверил:
преподаватель, рецензент к. э. н.,
доцент Оганесян Л.Л.
Краснодар – 2012
СОДЕРЖАНИЕ
1 Специфические
стратегические проблемы
1.1 Характеристика нормативной правовой базы по социально-экономическому развитию и применению программно-целевых методов решения проблем в отраслях экономики и в субъектах Российской Федерации 3
1.1.1 Основные проблемы развития внутренней торговли 6
1.1.2 Проблемы, связанные с государственным регулированием сектора торговли 7
1.1.3 Проблемы, связанные с недостаточным уровнем развития инфраструктуры 8
1.1.4 Недостаточная привлекательность для бизнеса развития торговли в малых и отдаленных населенных пунктах 10
1.1.5 Проблема недостатка и низкой квалификации кадров 10
1.1.6 Проблемы, характерные для малого и среднего бизнеса в сфере торговли 11
1. 2 Цели, задачи и приоритетные
направления развития
1.2.1 Цели стратегии и
приоритетные направления
1.2.2 Задачи стратегии 17
1.2.3 Сценарии развития торговли 18
2 ТИПОВЫЕ СТРАТЕГИИ И
3 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 30
4 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
5 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
1 Специфические стратегические проблемы отрасли торговли
Основной социальной целью развития
торговли является предоставление потребителям
широкого ассортимента качественной
продукции по доступным ценам. Вследствие
глобализации и интернационализации экономики,
а также роста доходов населения повышаются
требования потребителей к качеству предоставляемых
услуг, ассортименту и качеству реализуемой
продукции. Доля расходов населения на
потребительские товары согласно
международному опыту может достигать
почти 70%.
Основой применения методов программирования
и стратегического планирования
является Федеральный закон
от 20 июля 1995 г. N 115-ФЗ «О государственном
прогнозировании и программах социально-экономического
развития Российской Федерации», в соответствии
с которым Правительством Российской
Федерации разрабатываются программы
социально-экономического развития
Российской Федерации на среднесрочную
перспективу (например, Программа социально-экономического
развития Российской Федерации на среднесрочную
перспективу (2006 – 2008 годы), утвержденная
распоряжением Правительства Российской
Федерации от 19 января 2006 г. N 38-р),
концепция социально-экономического развития
Российской Федерации на долгосрочную
перспективу (например, Концепция долгосрочного
социально-экономического развития Российской
Федерации на период до 2020 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской
Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р).
В числе документов стратегического характера
федерального уровня, затрагивающих в
той или иной части сферу торговли, следует
назвать:
Доктрину продовольственной безопасности
Российской Федерации (утверждена
Указом Президента Российской Федерации
от 30 января 2010 г. N 120);
Программу развития конкуренции в Российской
Федерации (утверждена распоряжением
Правительства Российской Федерации от
19 мая 2009 г. N 691-р);
Концепцию реализации государственной
политики по снижению масштабов злоупотребления
алкогольной продукцией и профилактике
алкоголизма среди населения Российской
Федерации на период до 2020 года (одобрена
распоряжением Правительства Российской
Федерации от 30 декабря 2009 г. N 2128-р);
Концепцию государственной поддержки
организаций народных художественных
промыслов на период до 2015 года (утверждена
Приказом Министерства промышленности
и торговли Российской Федерации от 24
сентября 2009 г. N 854);
Стратегию развития фармацевтической
промышленности Российской Федерации
на период до 2020 года (утверждена Приказом
Министерства промышленности и торговли
Российской Федерации от 23 октября 2009
г. N 965), Стратегию развития легкой промышленности
России на период до 2020 года (утверждена
Приказом Министерства промышленности
и торговли Российской Федерации от 24
сентября 2009 г. N 853), Стратегию развития
автомобильной промышленности Российской
Федерации на период до 2020 года (утверждена
Приказом Министерства промышленности
и торговли Российской Федерации от 23
апреля 2010 г. N 319), другие стратегии развития
отраслей промышленности, производящих
товары потребительского назначения.
Нормативной основой разработки программ
на федеральном уровне являются
нормы Бюджетного кодекса Российской
Федерации и Порядок разработки и реализации
федеральных целевых программ и межгосударственных
целевых программ, в осуществлении которых
участвует Российская Федерация, утвержденный
Постановлением Правительства
Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N
594.
Примером применения программного метода
для решения проблем в секторах промышленности
и торговле, представляемых субъектами
малого и среднего предпринимательства,
является Ведомственная целевая
программа «Развитие малого и среднего
предпринимательства в отраслях промышленности
и в торговле», утвержденная Приказом
Министерства промышленности и торговли
Российской Федерации от 15 февраля 2010
г. N 123.
Примерами применения стратегического
планирования и программирования
социально-экономического развития отдельных
регионов Российской Федерации являются
Стратегия социально-экономического развития
Дальнего Востока и Байкальского региона
на период до 2025 года (утверждена распоряжением
Правительства Российской Федерации от
28 декабря 2009 г. N 2094-р), Стратегия социально-экономического
развития Сибири до 2020 года (утверждена
распоряжением Правительства Российской
Федерации от 5 июля 2010 г. N 1120-р), Концепция
устойчивого развития коренных
малочисленных народов Севера, Сибири
и Дальнего Востока Российской Федерации
(утверждена распоряжением Правительства
Российской Федерации от 4 февраля 2009 г.
N 132-р).
В рамках Ведомственной целевой программы
«Развитие малого и среднего предпринимательства
в отраслях промышленности и торговли»
(утверждена Приказом Министерства промышленности
и торговли Российской Федерации от 15
февраля 2010 г. N 123) предусмотрена методическая
поддержка со стороны Министерства
промышленности и торговли Российской
Федерации органам государственной власти
субъектов Российской Федерации по формированию
региональных программ в области развития
торговли.
Согласно результатам
Показатель |
Россия |
Развитые страны ЕС <2> |
Разрыв, раз |
Обеспеченность современными торговыми площадями <1>, м2/тыс. чел. |
73 |
более 500 |
более 7 раз |
Доля современных форматов <1> |
35% |
более 70% |
более 2 раз |
Доля 5 крупнейших компаний <1> (степень консолидации) |
11% |
более 60% |
6 и более раз |
Доля дистанционной торговли |
1,8% |
более 5% |
3 и более раз |
<1> На примере продовольственной
торговли.
<2> На примере Германии, Великобритании,
Франции, Швеции, Дании, Нидерландов и
др.
1.1.2 Проблемы, связанные с государственным регулированием сектора торговли
До последнего времени регулирование
отрасли торговли в России характеризовалось
низкой степенью вмешательства со стороны
государства:
в процесс взаимодействия производителей
и торговых организаций;
отсутствие механизмов защиты внутреннего
рынка от иностранных розничных компаний;
отсутствие ценового контроля по большинству
товарных позиций;
отсутствие требований экологического
контроля для торговых организаций;
слабое вмешательство со стороны ФАС России;
отсутствие внимания к вопросам подготовки
кадров;
отсутствие регулирования оптовых и дистрибуционных
компаний;
существенное делегирование полномочий
по работе с отраслью регионам.
Такая регуляторная политика привела
к ряду как положительных, так и отрицательных
эффектов как для самой отрасли, так и
для потребителей и государства. Так, например,
отсутствие жесткого регулирования, с
одной стороны, способствовало высокой
инвестиционной привлекательности и быстрым
темпам развития отрасли, а с другой, привело
к возникновению высоких входных барьеров
на региональные рынки, выраженных в протекционистских
мерах со стороны администраций регионов.
Для потребителей основным положительным
фактором стало существенное
увеличение количества форматов современной
торговли, которые позволили снизить цены
(по сравнению с традиционными форматами)
и повысить качество обслуживания. Однако,
с другой стороны, высокая неравномерность
развития сектора привела к сильной
диспропорции в обеспеченности торговыми
площадями современных форматов, уровням
цен между различными регионами. Хаотичная
застройка муниципальных образований
привела к таким проблемам, как ухудшение
исторического облика городов и снижение
транспортно-пропускной способности.
Действующую нормативную правовую базу,
регулирующую отношения в сфере торговли,
характеризуют:
недостаточная системность действующих
нормативных правовых актов, регулирующих
отношения в сфере торговли;
избыточность правового регулирования.
1.1.3 Проблемы, связанные с недостаточным уровнем развития инфраструктуры
Одной из наиболее острых проблем, препятствующих
развитию сектора внутренней
торговли в России, является недостаточный
уровень развития инфраструктуры, а именно
неразвитость торговой инфраструктуры
по сравнению с зарубежной, неприспособленность
инфраструктуры, созданной до 1990-х годов,
для развития современных форм
торговли, недостаточные темпы и объемы
строительства новых торговых площадей.
Под инфраструктурой в данном случае понимаются
не только базовые инфраструктурные объекты,
такие как дороги, порты, склады, торговые
объекты, сети электроснабжения, но и инфраструктура
услуг для сектора торговли, включающая
наличие необходимого количества высокоразвитых
логистических компаний, дистрибуторов
и оптовых поставщиков, сертифицирующих
и лицензирующих организаций, компаний,
работающих на рекламном рынке, образовательных
учреждений. К проблемам в области
инфраструктуры услуг относятся и слабые
хозяйственные связи между производителями
и организациями торговли; недостаточный
уровень развития кооперации; наличие
большого числа посредников между небольшими
производителями и небольшими
торговыми организациями.
Основное беспокойство у торговых организаций
всех товарных сегментов вызывает низкая
обеспеченность дорогами многих населенных
пунктов и даже отсутствие дорожной связи
между отдельными территориями. Такое
положение дел не позволяет в срок
и в достаточном количестве осуществлять
поставки товаров во многие регионы, нарушает
процесс товарообмена между регионами.
Аналогично складывается ситуация и со
складскими площадями. Для таких товаров,
как продукты питания, требующих
особых условий хранения, проблема отсутствия
складов приводит к тем же последствиям,
что и низкая обеспеченность дорогами.
Проблему представляет собой также сложность
и недостаточная прозрачность процедуры
получения земли и разрешений
на строительство торговых и логистических
объектов.
Зачастую подведение коммуникаций приходится
самостоятельно осуществлять компаниям,
строящим объект, что приводит к удорожанию
стоимости строительства до трех раз.
Такая ситуация снижает инвестиционную
привлекательность отрасли и тормозит
строительство новых торговых и логистических
объектов.
Кроме того, в настоящее время технологические
потребности производителей сельскохозяйственной
и рыбной продукции, а также оптовых
продавцов в материально-технической
базе хранения оказались в значительной
мере неудовлетворенными. Вследствие
нехватки складских площадей произведенная
продукция частично хранится в малоприспособленных
или неприспособленных помещениях,
в которых невозможно обеспечить оптимальные
условия хранения. В результате такого
хранения значительно увеличиваются товарные
потери, снижается рентабельность производственных
и торговых предприятий.
Исторически сложилось, что преобладающей
тенденцией стало размещение
хранилищ в местах потребления. В результате
этого ощущается острая нехватка складов
и холодильников в местах производства
сельскохозяйственного сырья или вылова
рыбы.
1.1.4 Недостаточная привлекательность для бизнеса развития торговли в малых и отдаленных населенных пунктах
В России отдаленные и труднодоступные
территории зачастую характеризуются
острым дефицитом и даже полным отсутствием
торговых площадей. Около 5% населения
России не имеют доступа к
торговым объектам, вследствие того, что
для розничных компаний нецелесообразно
с экономической точки зрения открывать
магазины в населенных пунктах с невысоким
платежеспособным спросом и с недостаточно
развитой инфраструктурой. Особенно характерна
подобная ситуация для городов Крайнего
Севера, Дальнего Востока и Северного
Кавказа, удаленных от городов сельских
районов.
Среди основных проблем можно выделить:
- отсутствие платежеспособного спроса;
- отсутствие развитой инфраструктуры;
- отсутствие предложения логистических
услуг;
- отсутствие квалифицированных кадров
среднего и высшего звена.
1.1.5 Проблема недостатка и низкой квалификации кадров
Торговая отрасль
Персонал, занятый в розничной торговле,
условно можно разделить на три
категории:
низко квалифицированный персонал, например,
кассиры, продавцы, операторы торгового
зала, грузчики;
персонал средней квалификации, например,
менеджеры магазинов, руководители отделов;
топ-менеджмент, высшее руководство розничных
компаний.
Наибольший дефицит трудовых ресурсов
наблюдается на уровне низко квалифицированного
персонала и сотрудников средней квалификации.
Проблемы с набором персонала низкой квалификации
связаны, в первую очередь, с низким уровнем
оплаты труда, высокой текучестью
кадров, низкой мотивацией к работе и низкой
степенью престижности профессии. Текучесть
персонала данной категории может доходить
до 80% в год, а спрос может превышать предложение
в отдельных случаях в два раза.
Также существует дефицит кадров средней
и высшей квалификации, который связан,
с одной стороны, с быстрым ростом розничной
торговли, с другой стороны, с недостаточным
качеством подготовки выпускников вузов,
обучающихся торговым специальностям.
Информация о работе Контрольная работа по предмету "Стратегический менеджмент"