Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 10:51, контрольная работа
Разработка всех видов управленческих решений в форме прогнозов, стратегических программ и планов невозможна без использования системы показателей. Только с их помощью могут быть реализованы логика, принципы и методологические подходы стратегического планирования.
1. Система показателей и методы стратегического планирования 3
2. Стратегическое планирование научно-технического прогресса 12
. Система показателей
и методы стратегического
2. Стратегическое
планирование научно-
1. Система показателей и методы стратегического планирования.
Разработка
всех видов управленческих решений
в форме прогнозов, стратегических
программ и планов невозможна без
использования системы
Под
показателем в современном
Современная
система показателей в целом
позволяет характеризовать
--
Систему показателей
--
Систему показателей,
--
Систему показателей развития
субъектов федерации, включая
показатели региональных
-- Систему показателей развития отдельной отрасли;
--
Систему показателей прогнозов,
Используемая в стратегическом планировании система показателей должна отвечать определенным требованиям. К важнейшим из них обычно относят:
1.
Единство и обязательность
2. Показатели должны обладать способностью агрегироваться и дезагрегироваться (укрупняться и разукрупняться), быть сопоставимыми.
3. Показатели используемые в стратегическом планировании должны иметь четкую меру, то есть быть определенными, измеряемыми.
4.
В целом система показателей
должна обеспечивать
5.
Система показателей должна
6.
Показатели стратегических
7. Показатели, используемые в стратегическом планировании, должны ориентировать соответствующие объекты - планирования на рост продуктивности, результативности и эффективности.
8.
Число показателей,
В зависимости от связи с объектами стратегического планирования и содержанием меры, показатели могут быть классифицированы. Различают следующие группы показателей: а) конечные и промежуточные; б) натуральные и стоимостные; в) количественные и качественные; г) объемные и сетевые; д) абсолютные и относительные; е) утверждаемые, расчетные и информационные (справочные).
Деление показателей, используемых в стратегическом планировании на конечные и промежуточные связано с особенностями удовлетворения потребностей общества на различных уровнях управления и планирования. Поэтому конечные результаты и показатели их выражающие в зависимости от уровней их рассмотрения имеют определенное содержание и границы. Так, на уровне первичного звена национальной экономики конечные результаты (общественные потребительные стоимости) представляют собой блага, удовлетворяющие потребности товаропроизводителей, физических лиц в средствах производства и предметах потребления; на втором уровне -- это блага, удовлетворяющие производственные и непроизводственные потребности субъектов федерации (регионов) и отраслевых систем разной степени мощности и сложности; на третьем -- блага, удовлетворяющие потребности общества в целом.
Таким образом, под конечными показателями на микроуровне понимают показатели, характеризующие объемы продукции, выходящие за пределы коммерческой организации, не идущими на цели внутреннего потребления у отдельных хозяйствующих субъектов. На макроуровне под конечными показателями имеют ввиду такие, которые характеризуют продукцию (услуги), используемую для удовлетворения нужд производственного и непроизводственного накопления, для личного и общественного непроизводственного потребления, возмещения выбытия и капитального ремонта элементов основного капитала и на экспорт (за вычетом импорта).
В свою очередь, под промежуточными показателями, понимают такие, которые характеризуют продукцию, необходимую для изготовления конечной, или же продукт, предназначенный для дальнейшей его переработки в производстве.
Натуральные
и стоимостные показатели. Натуральные
показатели характеризуют вещественную
сторону производства. Они дают возможность
установить прямое соответствие между
объемом производства продукции
в ее конкретно-вещественной форме
и объемом потребностей в этой
продукции, направление движения товарных
потоков. Натуральные показатели, измеряются
в единицах, которые связаны с
характером продукции. Однако сфера
применения натуральных показателей
в чистом виде относительно ограничена,
поскольку они характеризуют
лишь частные связи и пропорции
в национальной экономике. Для расширения
сферы их использования, разрабатывают
условно-натуральные
Стоимостные показатели. В рыночном хозяйстве чрезвычайно велика роль стоимостных показателей. С их помощью выражаются совокупные результаты воспроизводственного процессе (производство валового внутреннего продукта, валового национального продукта, промежуточное потребление, валовая добавленная стоимость, стоимость основного капитала и его потребления, заработная плата по экономике в целом, валовая чистая прибыль, объем реализованной продукции, амортизация основных средств и т.д.). Они позволяют обеспечить взаимную увязку всех разделов прогнозов, стратегических программ и планов, определить направления в развитии различных отраслей, регионов, темпов их роста, структуру национальной экономики, важнейшие взаимосвязи и пропорции в ней, темпы экономического роста. С помощью стоимостных показателей составляются различные экономические балансы.
На микроуровне стоимостные показатели позволяют увязать задания по производству продукции с заданиями по снижению издержек производства и обращения, росту производительности труда, повышению рентабельности и т.д.
Стоимостные и натуральные показатели выступают в форме количественных и качественных. Количественные показатели характеризуют прямые непосредственные результаты производства или работ. Они могут быть объемными и сетевыми. Объемные показатели отражают размеры производства продукции, задания по объему капитальных работ, производительность труда в рублях на 1 работника и т.д. Сетевые -- выражают задания по развитию различных отраслей социальной инфраструктуры. Это: количество школ, больниц, учреждений культуры и т.д., а также контингенты врачей, учителей, школьников, студентов и т.д. Качественные показатели характеризуют потребительную стоимость продукции (ее полезность), условия развития как общественного, так и индивидуального (уровень хозяйственных субъектов) производства, степени их эффективности, т.е. Издержки производства, динамику его роста, технический уровень, степень использования материальных ресурсов и т.д. Качественные показатели делятся на две группы: технико-экономические и экономические показатели. Технико-экономические показатели охватывают технико-экономические нормы и измерители и отражают эффективность использования основных и оборотных фондов. К ним относятся, например, такие как: съем стали с 1 м2 пода печи, время оборота вагона, расход металла на 1 машину и т.д. Экономический показатели характеризуют эффективность использования трудовых и финансовых pecурсов. Они являются важнейшими синтетическими показателями, отражающими в обобщенном виде качество работы коммерческих организаций и отраслей национальной экономики. К числу экономических показателей относят: производительность труда, уровень издержек производства и обращения, рентабельность, фондоотдача и т.д.
Следует иметь в виду, что деление показателей, используемых в стратегическом планировании на качественные и количественные в известной мере носит условный характер, так как качественные показатели имеют количественную определенность, а количественные -- качественную характеристику.
Показатели прогнозов, стратегических программ и планов рассматриваются как в абсолютном, так и в относительном выражении.
Абсолютные показатели выражают количественную характеристику измеряемого процесса или явление. Относительные же -- характеризуют эти явления на основе определенной базы. С помощью относительных показателей определяются темпы роста и прироста, дается обобщенное представление о динамике соответствующих величин во времени.
Среди показателей стратегических программ и планов различают: утверждаемые, расчетные и информационные (справочные) показатели. Утверждаемые показатели являются обязательным для исполнения. Значительная их часть имеет адресный характер. Это показатели: государственного бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, объема производства фирмы, важнейших видов ее продукции, уровень издержек производства, производительность труда и т.д. Количество утверждаемых показателей в рыночном хозяйстве сокращается при переходе от планов коммерческих организаций, к планам субъектов федерации и страны в целом. К расчетным показателям относят такие, с помощью которых обосновываются утверждаемые. Информационные (справочные) показатели- это различного рода аналитические показатели типа: «в расчете на душу населения», «на 100000 населения», «доля» и т.д. Они позволяют сравнивать уровни развития отдельных субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, регионов), фирм, отраслей и т.д.
Важной составной частью методологии стратегического планирования является методика стратегического планирования.
Методика стратегического планирования -- это совокупность методов, приемов разработки, обоснования и анализа прогнозов, стратегических программ и планов всех уровней и временных горизонтов, системы расчетов плановых показателей, их взаимной увязки. Под методом стратегического планирования понимают конкретный способ, технический прием, с помощью которого решается какая-либо проблема планирования, рассчитываются числовые значения показателей прогнозов, стратегических программ и планов.
Составление
различных плановых документов предполагает
выявление и решение
Проблемы различают по характеру их структурности, то есть по степени развитости связей между явлениями и процессами, между факторами, причинами и следствиями. Выделяют 4 класса проблем:
1.
Стандартные (хорошо
Информация о работе Контрольная работа по "Стратегический менеджмент"