Контрольная работа по "Стратегический менеджмент"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 10:51, контрольная работа

Описание работы

Разработка всех видов управленческих решений в форме прогнозов, стратегических программ и планов невозможна без использования системы показателей. Только с их помощью могут быть реализованы логика, принципы и методологические подходы стратегического планирования.

Содержание

1. Система показателей и методы стратегического планирования 3

2. Стратегическое планирование научно-технического прогресса 12

Работа содержит 1 файл

Система показателей и методы стратегического планирования 3.docx

— 27.42 Кб (Скачать)

. Система показателей  и методы стратегического планирования 3

2. Стратегическое  планирование научно-технического  прогресса 12

     1. Система показателей  и методы стратегического  планирования.

     Разработка  всех видов управленческих решений  в форме прогнозов, стратегических программ и планов невозможна без  использования системы показателей. Только с их помощью могут быть реализованы логика, принципы и методологические подходы стратегического планирования.

     Под показателем в современном учете  и статистике понимается количественно  качественная характеристика социально-экономических  явлений и процессов в обществе. Причем качественная сторона его  отображает сущность явлений или  процесса в конкретных условиях места  и времени, а количественная- его размер, абсолютную или относительную величину. Применительно к стратегическому планированию, под показателем следует понимать меру (количественную или качественную) планового задания, придающую его количественную или качественную определенность.

     Современная система показателей в целом  позволяет характеризовать содержание основных социально-экономических  процессов, происходящих в обществе, его отдельных подсистемах и  используется в их государственном  регулировании. В связи с данным обстоятельством, учетом особенностей различных уровней регулирования  и планирования различают несколько  систем показателей:

     -- Систему показателей планирования  в целом. Она включает в себя  кроме показателей федеральных  программ, комплексных социально-экономических  прогнозов, показатели системы  национальных счетов, государственного  бюджета, сводного финансового  плана страны;

     -- Систему показателей, используемых  в процессе разработки рабочими  органами государственной власти, комплексных прогнозов социально-экономического  развития страны, федеральных стратегических  программ, государственного бюджета  страны;

     -- Систему показателей развития  субъектов федерации, включая  показатели региональных целевых  программ и местных бюджетов;

     -- Систему показателей развития  отдельной отрасли;

     -- Систему показателей прогнозов,  стратегических программ и планов  развития коммерческих организаций  и их ассоциаций (объединений).

     Используемая  в стратегическом планировании система  показателей должна отвечать определенным требованиям. К важнейшим из них  обычно относят:

     1. Единство и обязательность показателей  для данного уровне планирования. Данная задача решается путем разработки перечня как утверждаемых, так и используемых для расчетов показателей.

     2. Показатели должны обладать способностью агрегироваться и дезагрегироваться (укрупняться и разукрупняться), быть сопоставимыми.

     3. Показатели используемые в стратегическом планировании должны иметь четкую меру, то есть быть определенными, измеряемыми.

     4. В целом система показателей  должна обеспечивать комплексную  характеристику всех аспектов  функционирования планируемых объектов.

     5. Система показателей должна быть  гибкой, адаптивной, способной отражать  все изменения в состоянии  объекта планирования.

     6. Показатели стратегических программ  и планов должны содержать  указания на конкретных исполнителей  плановых заданий, т.е. быть  адресными.

     7. Показатели, используемые в стратегическом  планировании, должны ориентировать  соответствующие объекты - планирования  на рост продуктивности, результативности  и эффективности.

     8. Число показателей, содержащихся  в прогнозах, стратегических программах  и планах всех уровней и  временных горизонтов должно  быть численно ограниченным.

     В зависимости от связи с объектами  стратегического планирования и  содержанием меры, показатели могут  быть классифицированы. Различают следующие группы показателей: а) конечные и промежуточные; б) натуральные и стоимостные; в) количественные и качественные; г) объемные и сетевые; д) абсолютные и относительные; е) утверждаемые, расчетные и информационные (справочные).

     Деление показателей, используемых в стратегическом планировании на конечные и промежуточные связано с особенностями удовлетворения потребностей общества на различных уровнях управления и планирования. Поэтому конечные результаты и показатели их выражающие в зависимости от уровней их рассмотрения имеют определенное содержание и границы. Так, на уровне первичного звена национальной экономики конечные результаты (общественные потребительные стоимости) представляют собой блага, удовлетворяющие потребности товаропроизводителей, физических лиц в средствах производства и предметах потребления; на втором уровне -- это блага, удовлетворяющие производственные и непроизводственные потребности субъектов федерации (регионов) и отраслевых систем разной степени мощности и сложности; на третьем -- блага, удовлетворяющие потребности общества в целом.

     Таким образом, под конечными показателями на микроуровне понимают показатели, характеризующие объемы продукции, выходящие за пределы коммерческой организации, не идущими на цели внутреннего потребления у отдельных хозяйствующих субъектов. На макроуровне под конечными показателями имеют ввиду такие, которые характеризуют продукцию (услуги), используемую для удовлетворения нужд производственного и непроизводственного накопления, для личного и общественного непроизводственного потребления, возмещения выбытия и капитального ремонта элементов основного капитала и на экспорт (за вычетом импорта).

     В свою очередь, под промежуточными показателями, понимают такие, которые характеризуют  продукцию, необходимую для изготовления конечной, или же продукт, предназначенный для дальнейшей его переработки в производстве.

     Натуральные и стоимостные показатели. Натуральные  показатели характеризуют вещественную сторону производства. Они дают возможность  установить прямое соответствие между  объемом производства продукции  в ее конкретно-вещественной форме  и объемом потребностей в этой продукции, направление движения товарных потоков. Натуральные показатели, измеряются в единицах, которые связаны с  характером продукции. Однако сфера  применения натуральных показателей  в чистом виде относительно ограничена, поскольку они характеризуют  лишь частные связи и пропорции  в национальной экономике. Для расширения сферы их использования, разрабатывают  условно-натуральные показатели. Их устанавливают путем приведения многообразия натурального выражения  данного вида продуктов к единому  измерителю при помощи переводных коэффициентов. Общий основой для установки условно-натуральных показателей выбирается какое-либо решающее потребительское свойство продукции или работ, имеющее наибольшее экономическое значение. Например, все виды топлива в условном исчислении измеряются при помощи переводных коэффициентов, отражающих потребность в топливе для получения 7000 ккал (1 т угля равна 1 ед.; нефти -- 1,5 ед.).

     Стоимостные показатели. В рыночном хозяйстве  чрезвычайно велика роль стоимостных  показателей. С их помощью выражаются совокупные результаты воспроизводственного процессе (производство валового внутреннего продукта, валового национального продукта, промежуточное потребление, валовая добавленная стоимость, стоимость основного капитала и его потребления, заработная плата по экономике в целом, валовая чистая прибыль, объем реализованной продукции, амортизация основных средств и т.д.). Они позволяют обеспечить взаимную увязку всех разделов прогнозов, стратегических программ и планов, определить направления в развитии различных отраслей, регионов, темпов их роста, структуру национальной экономики, важнейшие взаимосвязи и пропорции в ней, темпы экономического роста. С помощью стоимостных показателей составляются различные экономические балансы.

     На  микроуровне стоимостные показатели позволяют увязать задания по производству продукции с заданиями по снижению издержек производства и обращения, росту производительности труда, повышению рентабельности и т.д.

     Стоимостные и натуральные показатели выступают  в форме количественных и качественных. Количественные показатели характеризуют прямые непосредственные результаты производства или работ. Они могут быть объемными и сетевыми. Объемные показатели отражают размеры производства продукции, задания по объему капитальных работ, производительность труда в рублях на 1 работника и т.д. Сетевые -- выражают задания по развитию различных отраслей социальной инфраструктуры. Это: количество школ, больниц, учреждений культуры и т.д., а также контингенты врачей, учителей, школьников, студентов и т.д. Качественные показатели характеризуют потребительную стоимость продукции (ее полезность), условия развития как общественного, так и индивидуального (уровень хозяйственных субъектов) производства, степени их эффективности, т.е. Издержки производства, динамику его роста, технический уровень, степень использования материальных ресурсов и т.д. Качественные показатели делятся на две группы: технико-экономические и экономические показатели. Технико-экономические показатели охватывают технико-экономические нормы и измерители и отражают эффективность использования основных и оборотных фондов. К ним относятся, например, такие как: съем стали с 1 м2 пода печи, время оборота вагона, расход металла на 1 машину и т.д. Экономический показатели характеризуют эффективность использования трудовых и финансовых pecурсов. Они являются важнейшими синтетическими показателями, отражающими в обобщенном виде качество работы коммерческих организаций и отраслей национальной экономики. К числу экономических показателей относят: производительность труда, уровень издержек производства и обращения, рентабельность, фондоотдача и т.д.

     Следует иметь в виду, что деление показателей, используемых в стратегическом планировании на качественные и количественные в  известной мере носит условный характер, так как качественные показатели имеют количественную определенность, а количественные -- качественную характеристику.

     Показатели  прогнозов, стратегических программ и  планов рассматриваются как в  абсолютном, так и в относительном  выражении.

     Абсолютные  показатели выражают количественную характеристику измеряемого процесса или явление. Относительные же -- характеризуют эти явления на основе определенной базы. С помощью относительных показателей определяются темпы роста и прироста, дается обобщенное представление о динамике соответствующих величин во времени.

     Среди показателей стратегических программ и планов различают: утверждаемые, расчетные  и информационные (справочные) показатели. Утверждаемые показатели являются обязательным для исполнения. Значительная их часть  имеет адресный характер. Это показатели: государственного бюджета, бюджетов субъектов  Российской Федерации, объема производства фирмы, важнейших видов ее продукции, уровень издержек производства, производительность труда и т.д. Количество утверждаемых показателей в рыночном хозяйстве  сокращается при переходе от планов коммерческих организаций, к планам субъектов федерации и страны в целом. К расчетным показателям  относят такие, с помощью которых обосновываются утверждаемые. Информационные (справочные) показатели- это различного рода аналитические показатели типа: «в расчете на душу населения», «на 100000 населения», «доля» и т.д. Они позволяют сравнивать уровни развития отдельных субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, регионов), фирм, отраслей и т.д.

     Важной  составной частью методологии стратегического  планирования является методика стратегического  планирования.

     Методика  стратегического  планирования -- это совокупность методов, приемов разработки, обоснования и анализа прогнозов, стратегических программ и планов всех уровней и временных горизонтов, системы расчетов плановых показателей, их взаимной увязки. Под методом стратегического планирования понимают конкретный способ, технический прием, с помощью которого решается какая-либо проблема планирования, рассчитываются числовые значения показателей прогнозов, стратегических программ и планов.

     Составление различных плановых документов предполагает выявление и решение многообразных  экономических, социальных, научно-технических  и других проблем. Проблемы стратегического  планирования (проблема -- греч. -- задача, задание) -- теоретические и практические вопросы, требующие разрешения; различие между фактическим и желательным состоянием объекта планирования.

     Проблемы  различают по характеру их структурности, то есть по степени развитости связей между явлениями и процессами, между факторами, причинами и  следствиями. Выделяют 4 класса проблем:

     1. Стандартные (хорошо структурированные)  проблемы. Связи здесь строго  детерминированы, т.е. изменение  фактора -- причины ведет к однозначному  изменению результативного признака (пример такой проблемы: определить сколько потребуется условного топлива для выработки определенного количества электроэнергии на тепловых станциях).

Информация о работе Контрольная работа по "Стратегический менеджмент"