Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 21:47, курсовая работа
Целью курсовой работы является проведение исследования системы управления конфликтами в организации и выявление путей ее совершенствования (на примере ОАО «Мегафон»).
В соответствии с целью курсовой работы поставленны следующие задачи:
– рассмотреть природу и сущность конфликта в организационном поведении, его классификацию;
– показать этапы и причины появления конфликта в организации, а так же способы его разрешения;
– исследовать стили поведения в системе управления конфликтами в организации;
1 ПРИРОДА КОНФЛИКТА В ОРГАНИЗАЦИОННОМ ПОВЕДЕНИИ 4
1.1 Определение и признаки конфликта в организационном поведении 4
1.2 Классификация организационных конфликтов 7
1.3 Этапы развития конфликта, причины его появления и способы разрешения 17
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В ОРГАНИЗАЦИОННОМ ПОВЕДЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ СОЧИНСКОГО ФИЛИАЛА ОАО «МЕГАФОН») 34
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «МЕГАФОН» 34
2.2 Анализ и оценка стратегии поведения персонала в ходе конфликта и его разрешения в ОАО «МЕГАФОН» 38
2.3 Анализ основных ошибок руководителя при управлении конфликтами в ОАО «МЕГАФОН» 46
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В ОРГАНИЗАЦИОННОМ ПОВЕДЕНИИ НА ПРИМЕРЕ СОЧИНСКОГО ФИЛИАЛА ОАО «МЕГАФОН» 51
3.1 Предложения и рекомендации по коррекции и совершенствованию системы управления конфликтами на примере Сочинского филиала ОАО «МЕГАФОН» 51
3.2 Проблемы и перспективы системы управления конфликтами в организационном поведении в российских компаниях 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
Приложения 67
Приложение 2
Тест описания поведения К. Томаса
В своем
подходе к изучению конфликтных
явлений Томас делал акцент на
изменении традиционного
Для описания
типов поведения людей в
1.Соперничество (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. (К=0, Н=2)
2. Приспособление, означающее в противоположность соперничеству принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого. (К=2, Н=0)
3. Компромисс. (К=1, Н=1)
4. Избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей. (К=0, Н=0)
5.Сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. (К=2, Н=2)
К. Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс или один участник оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, либо проигрывают оба, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.
В своем
опроснике по выполнению типичных форм
поведения Томас описывает
Количество
баллов, набранных испытуемым по каждой шкале,
дает представление о выраженности у него
тенденции к проявлению соответствующих фор
Текст опросника:
1а. Иногда
я предоставляю другим
1б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, в чем согласны мы оба.
2а. Я стараюсь найти компромиссное решение.
2б. Я пытаюсь
уладить дело с учетом всех
интересов другого и моих
3а. Обычно
я настойчиво стремлюсь
3б. Я стараюсь
успокоить другого и стремлюсь,
4а. Я стараюсь найти компромиссное решение.
4б. Иногда
я жертвую своими собственными
интересами ради интересов
5а. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.
5б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
6а. Я стараюсь
избежать возникновения
6б. Я стараюсь добиться своего.
7а. Я стараюсь
отложить решение сложного
7б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться чего-то другого.
8а. Обычно
я настойчиво стремлюсь
8б. Первым
делом я стараюсь ясно
9а. Думаю,
что не всегда стоит
9б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
10 а. Я
твердо стремлюсь достичь
10б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11а. Первым
делом я стараюсь ясно
11б. Я стараюсь
успокоить другого и стремлюсь,
12а. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
12б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу мне.
13а. Я предлагаю среднюю позицию.
13б. Я пытаюсь
убедить другого в
14а. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
14б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущество своих взглядов.
15а. Я стараюсь
успокоить другого и стремлюсь,
15б. Я стараюсь
сделать все необходимое,
16а. Я стараюсь не задеть чувства другого.
16б. Я пытаюсь
убедить другого в
17а. Обычно
я настойчиво стремлюсь
17б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18а. Если
это сделает другого
18б. Я дам
возможность другому в чем-то
оставаться при своем мнении,
если он также идет мне
19а. Первым
делом я стараюсь ясно
19б. Я стараюсь
отложить решение сложного
20а. Я пытаюсь
немедленно разрешить наши
20б. Я стараюсь
найти наилучшее сочетание
21а. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
21б. Я всегда
склоняюсь к прямому
22а. Я пытаюсь
найти позицию, которая
22б. Я отстаиваю свои желания.
23а. Как
правило, я озабочен тем,
23б. Иногда
я предоставляю другим
ответственность за решение спорного вопроса.
24а. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.
24б. Я стараюсь
убедить другого в
25б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
26а. Я предлагаю среднюю позицию.
26б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого.
27а. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
27б. Если
это сделает другого
28а. Обычно
я настойчиво стремлюсь
28б. Улаживая спорную ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.
29а. Я предлагаю среднюю позицию.
29б. Думаю,
что не всегда стоит
30а. Я стараюсь не задеть чувств другого.
30б. Я всегда
занимаю такую позицию в
Проанализируйте свои действия по 11 позициям в конфликтах, которые происходили с вашим участием, и оцените их по пятибалльной шкале по следующей матрице: оценка 1 означает, что Вы ведете себя так всегда, а оценка 5, что для вас не характерно такое поведение (см.табл.1).
Таблица 1
Тест
№ п/п |
Позиция |
Оценка |
1 |
Критически оцениваю партнера |
1 2 3 4 5 |
2 |
Приписываю ему низменные или плохие намерения |
1 2 3 4 5 |
3 |
Демонстрирую знаки |
1 2 3 4 5 |
4 |
Обвиняю и приписываю ответственность только партнеру |
1 2 3 4 5 |
5 |
Игнорирую интересы соперника |
1 2 3 4 5 |
6 |
Вижу все только со своей позиции |
1 2 3 4 5 |
7 |
Уменьшаю заслуги партнера |
1 2 3 4 5 |
8 |
Преувеличиваю свои заслуги |
1 2 3 4 5 |
9 |
Задеваю “больные точки” и уязвимые места партнера |
1 2 3 4 5 |
10 |
Выдвигаю перед партнером |
1 2 3 4 5 |
11 |
Раздражаюсь, перехожу на крик. |
1 2 3 4 5 |
Обработка результатов
Отклонение
вправо от оценки «3» по среднему арифметическому
по всем позициям свидетельствует о
том, что вы обладаете достаточными
навыками рационального поведения
в конфликте. Отклонение влево от
выбранного показателя свидетельствует
о том, что вы не обладаете достаточными
навыками рационального поведения.
В этом случае вам необходимо проанализировать
причины недостаточно развитых навыков
рационального поведения в
Тест «Самооценка конфликта»
Выберите в каждом вопросе один из трех вариантов ответа. Если на какой-либо вопрос вы не сможете найти ответа, то при подсчете набранных баллов присвойте этому вопросу два очка.
1. Представьте, что в
а) избегаю вмешиваться в ссору;
б) я могу вмешаться, встать на сторону потерпевшего, того, кто прав;
в) всегда вмешиваюсь и до конца отстаиваю свою точку зрения.
2. На собрании вы критикуете
руководство за допущенные
а) всегда критикую за ошибки;
б) да, но в зависимости от моего личного отношения к нему;
в) нет.
З. Ваш непосредственный начальник излагает свой план работы, который вам кажется нерациональным. Предложите ли вы свой план, который кажется вам лучше?
а) если другие меня поддержат, то да;
б) разумеется, я предложу свой план;
в) боюсь, что за это меня могут лишить премиальных.
4. Любите ли вы спорить со своими коллегами, друзьями?
а) только с теми, кто не обижается и когда споры не портят наши отношения;
б) да, но только по принципиальным, важным вопросам;
в) я спорю со всеми и по любому поводу.
5. Кто-то пытается пролезть
а) думаю, что и я не хуже его, тоже пытаюсь обойти очередь;
б) возмущаюсь, но про себя;
в) открыто высказываю свое негодование.
6 . Представьте, что
а) выскажусь и о положительных, и об отрицательных сторонах этого проекта;
б) выделю положительные стороны проекта и предложу предоставить автору возможность продолжить его разработку;
Информация о работе Конфликты в организационном поведении и способы их преодоления