Конфликты в организационном поведении и способы их преодоления

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 21:47, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является проведение исследования системы управления конфликтами в организации и выявление путей ее совершенствования (на примере ОАО «Мегафон»).
В соответствии с целью курсовой работы поставленны следующие задачи:
– рассмотреть природу и сущность конфликта в организационном поведении, его классификацию;
– показать этапы и причины появления конфликта в организации, а так же способы его разрешения;
– исследовать стили поведения в системе управления конфликтами в организации;

Содержание

1 ПРИРОДА КОНФЛИКТА В ОРГАНИЗАЦИОННОМ ПОВЕДЕНИИ 4
1.1 Определение и признаки конфликта в организационном поведении 4
1.2 Классификация организационных конфликтов 7
1.3 Этапы развития конфликта, причины его появления и способы разрешения 17
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В ОРГАНИЗАЦИОННОМ ПОВЕДЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ СОЧИНСКОГО ФИЛИАЛА ОАО «МЕГАФОН») 34
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «МЕГАФОН» 34
2.2 Анализ и оценка стратегии поведения персонала в ходе конфликта и его разрешения в ОАО «МЕГАФОН» 38
2.3 Анализ основных ошибок руководителя при управлении конфликтами в ОАО «МЕГАФОН» 46
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В ОРГАНИЗАЦИОННОМ ПОВЕДЕНИИ НА ПРИМЕРЕ СОЧИНСКОГО ФИЛИАЛА ОАО «МЕГАФОН» 51
3.1 Предложения и рекомендации по коррекции и совершенствованию системы управления конфликтами на примере Сочинского филиала ОАО «МЕГАФОН» 51
3.2 Проблемы и перспективы системы управления конфликтами в организационном поведении в российских компаниях 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
Приложения 67

Работа содержит 1 файл

курсовая (Орлова).docx

— 242.74 Кб (Скачать)

 

Приложение 1

 

Приложение 2

 

Тест  описания поведения К. Томаса

В своем  подходе к изучению конфликтных  явлений Томас делал акцент на изменении традиционного отношения  к конфликтам. Указывая, что на ранних стадиях их изучения широко использовался  термин «разрешение конфликтов», он подчеркивал, что этот термин подразумевает, что конфликт можно и необходимо разрешать или элиминировать. В последнее время произошло существенное изменение в отношении специалистов к этому аспекту исследования конфликтов. Поэтому акценты должны быть смещены с элиминирования конфликтов на управление ими. В соответствии с этим Томас считает нужным сконцентрировать внимание на следующих аспектах изучения конфликтов: какие формы поведения в конфликтных ситуацияххарактерны для людей; каким образом можно стимулировать продуктивное поведение. 

Для описания типов поведения людей в конфликтных  ситуациях Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями  в которой являются кооперация (К), связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт; и напористость (Н), для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум способам измерения Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:

1.Соперничество (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. (К=0, Н=2)

2. Приспособление, означающее в противоположность соперничеству принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого. (К=2, Н=0)

3. Компромисс. (К=1, Н=1)

4. Избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей. (К=0, Н=0)

5.Сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. (К=2, Н=2) 

К. Томас  считает, что при избегании конфликта  ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведения, как  конкуренция, приспособление и компромисс или один участник оказывается в  выигрыше, а другой проигрывает, либо проигрывают оба, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны  оказываются в выигрыше.   

В своем  опроснике по выполнению типичных форм поведения Томас описывает каждый из пяти перечисленных вариантов  двенадцатью суждениями о поведении  индивида в конфликтной ситуации. В различных ситуациях они  сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых испытуемому предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.

Количество  баллов, набранных испытуемым по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.

Текст опросника:

1а. Иногда  я предоставляю другим возможность  взять на себя ответственность  за решение спорного вопроса.

1б. Чем  обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание  на то, в чем согласны мы  оба.

2а. Я стараюсь  найти компромиссное решение.

2б. Я пытаюсь  уладить дело с учетом всех  интересов другого и моих собственных.

3а. Обычно  я настойчиво стремлюсь добиться  своего.

3б. Я стараюсь  успокоить другого и стремлюсь,  главным образом, сохранить наши  отношения.

4а. Я стараюсь  найти компромиссное решение.

4б. Иногда  я жертвую своими собственными  интересами ради интересов другого  человека.

5а. Улаживая  спорную ситуацию, я все время  стараюсь найти поддержку у  другого.

5б. Я стараюсь  сделать все, чтобы избежать  бесполезной напряженности.

6а. Я стараюсь  избежать возникновения неприятностей  для себя.

6б. Я стараюсь  добиться своего.

7а. Я стараюсь  отложить решение сложного вопроса  с тем, чтобы со временем  решить его окончательно.

7б. Я считаю  возможным в чем-то уступить, чтобы  добиться чего-то другого.

8а. Обычно  я настойчиво стремлюсь добиться  своего.

8б. Первым  делом я стараюсь ясно определить  то, в чем состоят все затронутые  интересы и спорные вопросы.

9а. Думаю,  что не всегда стоит волноваться  из-за каких-то возникающих разногласий.

9б. Я предпринимаю  усилия, чтобы добиться своего.

10 а. Я  твердо стремлюсь достичь своего.

10б. Я пытаюсь  найти компромиссное решение.

11а. Первым  делом я стараюсь ясно определить  то, в чем состоят все затронутые  интересы и спорные вопросы.

11б. Я стараюсь  успокоить другого и стремлюсь,  главным образом, сохранить наши  отношения.

12а. Зачастую  я избегаю занимать позицию,  которая может вызвать споры.

12б. Я даю  возможность другому в чем-то  остаться при своем мнении, если  он также идет навстречу мне.

13а. Я предлагаю  среднюю позицию.

13б. Я пытаюсь  убедить другого в преимуществах  своей позиции.

14а. Я сообщаю  другому свою точку зрения  и спрашиваю о его взглядах.

14б. Я пытаюсь  показать другому логику и  преимущество своих взглядов.

15а. Я стараюсь  успокоить другого и стремлюсь,  главным образом, сохранить наши  отношения.

15б. Я стараюсь  сделать все необходимое, чтобы  избежать напряженности.

16а. Я стараюсь  не задеть чувства другого.

16б. Я пытаюсь  убедить другого в преимуществах  моей позиции.

17а. Обычно  я настойчиво стремлюсь добиться  своего.

17б. Я стараюсь  сделать все, чтобы избежать  бесполезной напряженности.

18а. Если  это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять  на своем.

18б. Я дам  возможность другому в чем-то  оставаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

19а. Первым  делом я стараюсь ясно определить  то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

19б. Я стараюсь  отложить решение сложного вопроса  с тем, чтобы со временем  решить его окончательно.

20а. Я пытаюсь  немедленно разрешить наши разногласия.

20б. Я стараюсь  найти наилучшее сочетание выгод  и потерь для нас обоих.

21а. Ведя  переговоры, я стараюсь быть внимательным  к желаниям другого.

21б. Я всегда  склоняюсь к прямому обсуждению  проблемы.

22а. Я пытаюсь  найти позицию, которая находится  посередине между моей и той,  которая отстаивается другим.

22б. Я отстаиваю  свои желания.

23а. Как  правило, я озабочен тем, чтобы  удовлетворить желания каждого  из нас.

23б. Иногда  я предоставляю другим возможность  взять на себя

ответственность за решение спорного вопроса.

24а. Если  позиция другого кажется ему  очень важной, я постараюсь пойти  навстречу его желаниям.

24б. Я стараюсь  убедить другого в необходимости  прийти к компромиссу. 25а. Я  пытаюсь показать другому логику  и преимущество своих взглядов.

25б. Ведя  переговоры, я стараюсь быть внимательным  к желаниям другого.

26а. Я предлагаю  среднюю позицию.

26б. Я почти  всегда озабочен тем, чтобы  удовлетворить желания каждого.

27а. Зачастую  я избегаю занимать позицию,  которая может вызвать споры.

27б. Если  это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять  на своем.

28а. Обычно  я настойчиво стремлюсь добиться  своего.

28б. Улаживая  спорную ситуацию, я обычно стараюсь  найти поддержку у другого.

29а. Я предлагаю  среднюю позицию.

29б. Думаю,  что не всегда стоит волноваться  из-за каких-то возникающих разногласий.

30а. Я стараюсь  не задеть чувств другого.

30б. Я всегда  занимаю такую позицию в спорном  вопросе, чтобы мы могли совместно  с другим заинтересованным человеком  добиться успеха.

 

Приложение 3

Тест  на поведение в конфликте

 

Проанализируйте свои действия по 11 позициям в конфликтах, которые происходили с вашим  участием, и оцените их по пятибалльной шкале по следующей матрице: оценка 1 означает, что Вы ведете себя так  всегда, а оценка 5, что для вас не характерно такое поведение (см.табл.1).

Таблица 1

Тест 

№ п/п 

Позиция

Оценка

1

Критически оцениваю партнера

1 2 3 4 5

2

Приписываю ему низменные или  плохие намерения

1 2 3 4 5

3

Демонстрирую знаки превосходства

1 2 3 4 5

4

Обвиняю и приписываю ответственность  только партнеру

1 2 3 4 5

5

Игнорирую интересы соперника

1 2 3 4 5

6

Вижу все только со своей позиции

1 2 3 4 5

7

Уменьшаю заслуги партнера

1 2 3 4 5

8

Преувеличиваю свои заслуги

1 2 3 4 5

9

Задеваю “больные точки” и уязвимые места партнера

1 2 3 4 5

10

Выдвигаю перед партнером множество  претензий

1 2 3 4 5

11

Раздражаюсь, перехожу на крик.

1 2 3 4 5


 

 

Обработка результатов

Отклонение  вправо от оценки «3» по среднему арифметическому  по всем позициям свидетельствует о  том, что вы обладаете достаточными навыками рационального поведения  в конфликте. Отклонение влево от выбранного показателя свидетельствует  о том, что вы не обладаете достаточными навыками рационального поведения. В этом случае вам необходимо проанализировать причины недостаточно развитых навыков  рационального поведения в конфликте  и заняться тренировками.

 

Приложение 4

Тест  «Самооценка конфликта»

 

Выберите в каждом вопросе один из трех вариантов ответа. Если на какой-либо вопрос вы не сможете найти ответа, то при подсчете набранных баллов присвойте этому вопросу два очка.

1. Представьте, что в общественном  транспорте начинается спор. Что  вы предпримете?

а) избегаю вмешиваться в ссору;

б) я могу вмешаться, встать на сторону  потерпевшего, того, кто прав;

в) всегда вмешиваюсь и до конца  отстаиваю свою точку зрения.

2. На собрании вы критикуете  руководство за допущенные ошибки?

а) всегда критикую за ошибки;

б) да, но в зависимости от моего  личного отношения к нему;

в) нет.

З. Ваш непосредственный начальник  излагает свой план работы, который  вам кажется нерациональным. Предложите ли вы свой план, который кажется  вам лучше?

а) если другие меня поддержат, то да;

б) разумеется, я предложу свой план;

в) боюсь, что за это меня могут  лишить премиальных.

4. Любите ли вы спорить со  своими коллегами, друзьями?

а) только с теми, кто не обижается  и когда споры не портят наши отношения;

б) да, но только по принципиальным, важным вопросам;

в) я спорю со всеми и по любому поводу.

5. Кто-то пытается пролезть вперед  вас без очереди. Ваша реакция.

а) думаю, что и я не хуже его, тоже пытаюсь обойти очередь;

б) возмущаюсь, но про себя;

в) открыто высказываю свое негодование.

6 . Представьте, что рассматривается  проект, в котором есть смелые  идеи, но есть и ошибки. Вы знаете, что от вашего мнения будет  зависеть судьба этой работы. Как вы поступите?

а) выскажусь и о положительных, и об отрицательных сторонах этого  проекта;

б) выделю положительные стороны  проекта и предложу предоставить автору возможность продолжить его  разработку;

Информация о работе Конфликты в организационном поведении и способы их преодоления