Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 21:47, курсовая работа
Целью курсовой работы является проведение исследования системы управления конфликтами в организации и выявление путей ее совершенствования (на примере ОАО «Мегафон»).
В соответствии с целью курсовой работы поставленны следующие задачи:
– рассмотреть природу и сущность конфликта в организационном поведении, его классификацию;
– показать этапы и причины появления конфликта в организации, а так же способы его разрешения;
– исследовать стили поведения в системе управления конфликтами в организации;
1 ПРИРОДА КОНФЛИКТА В ОРГАНИЗАЦИОННОМ ПОВЕДЕНИИ 4
1.1 Определение и признаки конфликта в организационном поведении 4
1.2 Классификация организационных конфликтов 7
1.3 Этапы развития конфликта, причины его появления и способы разрешения 17
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В ОРГАНИЗАЦИОННОМ ПОВЕДЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ СОЧИНСКОГО ФИЛИАЛА ОАО «МЕГАФОН») 34
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «МЕГАФОН» 34
2.2 Анализ и оценка стратегии поведения персонала в ходе конфликта и его разрешения в ОАО «МЕГАФОН» 38
2.3 Анализ основных ошибок руководителя при управлении конфликтами в ОАО «МЕГАФОН» 46
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В ОРГАНИЗАЦИОННОМ ПОВЕДЕНИИ НА ПРИМЕРЕ СОЧИНСКОГО ФИЛИАЛА ОАО «МЕГАФОН» 51
3.1 Предложения и рекомендации по коррекции и совершенствованию системы управления конфликтами на примере Сочинского филиала ОАО «МЕГАФОН» 51
3.2 Проблемы и перспективы системы управления конфликтами в организационном поведении в российских компаниях 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
Приложения 67
- заботиться о разумном
Ошибки руководителя:
- распространение слухов о
- отсутствие исторических
- конфликт учредителей на
- работа на «выжимание»
- отсутствие системы поощрения на предприятии.
Анализ ошибок: у подчиненных не будет чувства уверенности, как в долгом существовании этого предприятия, так и в сроках своего пребывания на нем. Решения будут приниматься медленно и безынициативно, с оглядкой на руководство. Общая атмосфера уныния будет способствовать вспышкам немотивированного раздражения. Люди будут сбрасывать с себя ответственность за совершенные действия и с трудом продвигаться к намеченным целям.
4. На работе должен
- лица с более высоким статусом
не подчеркивают своего
- лица с менее высоким статусом должны быть ответственны за аргументацию своего мнения;
- в ходе дискуссий не переходят
на личную жизнь, как
Ошибки руководителя:
- руководитель не имеет права
отчитывать за нерадивость
- нельзя использовать свою
Анализ ошибок: у подчиненных
будет отсутствовать всякое уважение
к руководящему составу. Указания не
будут выполняться в срок и
с достаточной
5. «Один - за всех и все - за одного!» Конфликты могут быть внутри, но они не выносятся наружу. В этом заключается лояльность организации. Быть внутри и свидетельствовать против - недопустимо. Не нравится - нужно увольняться из организации и злословить за ее стенами.
Ошибки руководителя:
- подчиненного заставляет выполнять не свою работу;
- начальник вынужден постоянно
брать на себя блок работы,
которую должен выполнить
Анализ ошибок: латание дыр вместо работы. Человек не имеет четко очерченных границ обязанностей и прав. Обычно, причина этого кроется в отсутствие организационного порядка у руководства.
Современный руководитель, предприниматель, менеджер должен знать и применять на практике законы своей страны и нормы международного права. Конституцией РФ гарантируются права человека на труд, на защиту от безработицы, на свободный выбор работы, на достойную и равную оплату за равный труд без дискриминации, на благоприятные условия труда.[1 с.48]
Выводы: Работа руководителя в значительной степени состоит из разрешения постоянно возникающих противоречий. Однако далеко не все они доходят до конфликтов, многие руководители успевают своевременно их разрешить. Именно в этом и состоит искусство руководить - предвидеть конфликты, разрешать их в зародыше. Но не всегда руководитель знает как правильно разрешить тот или иной конфликт в положительную сторону. В некоторых случаях очень важно проводить анализ ошибок руководителя в конфликтных ситуациях для того что бы их исключать. Типичная ошибка руководителей - стремление стать «своим» среди подчиненных. Лучше все же сохранять дистанцию, разделять личное и служебное, не допускать панибратства. В противном случае приказ как форма распоряжения будет неэффективен. Руководитель не имеет морального права скрывать от своих сотрудников важную для них информацию. Вместе с тем он обязан пресекать сплетни и доносы. Любой начальник сталкивается с жалобами со стороны своих сотрудников по поводу условий работы, отношений внутри коллектива или с другими подразделениями. Даже если руководитель не в состоянии сам решить проблему, он обязан внимательно выслушать подчиненного. Недопустимо игнорировать обращения подчиненных, поскольку, жалобщики - не предатели. Очень может статься, что жалобщик оказывает вам большую услугу, сообщая о ситуации, от которой страдают другие, но молчат. В этом смысле жалобы заслуживают благодарности руководителя, а не наказания.
Проведение анализа конфликтных ситуаций на ОАО «МЕГАФОН» показало, что для разрешения конфликтных ситуаций не создана соответствующая конфликтная комиссия, в обязанности которой должны входить вопросы разрешения конфликтов и полномочия их разрешения.
На сегодняшний день на ОАО «МЕГАФОН» решение принимается непосредственно директором, так как никто другой не уполномочен решать такие проблемы. Научные разработки применяются в недостаточной степени.
На основании анализа причин возникновения конфликтов, предлагается разработать систему управления конфликтными ситуациями включающую следующие мероприятия:
1) создать конфликтную комиссию или ввести должность штатного психолога для разрешения конфликтных ситуаций на предприятии.
Конфликтная комиссия создается начальником отдела кадров, который наделит соответствующими полномочиями. Затем необходимо обучить членов комиссии новым методикам разрешения конфликтных ситуаций, которые предложены в форме опросов, анкет и сводных таблиц.
Для
эффективного выполнения задач по психологической
разгрузке сотрудников
- именно психолог может оказать квалифицированную помощь ;
- на психолога будет возложены задачи по выявлению, предотвращению и профилактике конфликтов;
-
штатный психолог будет
- вести фиксацию конфликтных ситуаций в коллективе;
-
участвовать в подборе
-
разрабатывать систему
Психолог,
работающий в организации на постоянной
основе, чаще всего, является сотрудником
отдела кадров. Он может участвовать
в проведении собеседований при
приеме на работу, давая оценку личных
качеств кандидата; проводить тренинговые
занятия с персоналом, обеспечивая
обратную связь; заниматься консультативной
работой, помогая разобраться
Основными задачами штатного психолога в ОАО «МЕГАФОН» будут являться: снижение конфликтов в организации; устранение социально-психологической напряженности среди сотрудников; уменьшение текучести кадров. Рассчитаем затраты на введение должности штатного психолога. (см. табл.6)
Таблица 6 Затраты на введение должности штатного психолога
Затраты |
Рублей в месяц |
Рублей в год |
1. Заработная плата штатного |
7000 |
84000 |
В т.ч. НДФЛ |
910 |
10920 |
3. Страховые взносы (34,2%) |
2394 |
28728 |
4. Общехозяйственные расходы |
540 |
6 480 |
5. Прочие расходы |
320 |
3 840 |
Итого |
10254 |
123048 |
Финансовое положение предприятия в силах себе позволить ввести штатную единицу такого рода.
Так как штатный психолог будет являться сотрудником отдела кадров, то введение этой должности не изменит организационную структуру предприятия.
На сегодняшний день в ОАО «МЕГАФОН» решение принимается непосредственно заместителем директора, так как никто другой не уполномочен решать такие проблемы. Научные разработки применяются в недостаточной степени;
3) обязать руководителей предприятия и подразделений изучить методы разрешения конфликтных ситуаций и использовать их в управленческой деятельности;
4) в целях
совершенствования
Консалтинговая компания "ЭКОбизнес" проводит выездные корпоративные тренинги в Сочи. В конце тренинга участники получают свидетельства, фотографии, сделанные на тренинге. Возможна запись работы на видео. Стоимость этих тренингов от 6000 рублей.
5) внедрение программы ''Психодиагностика'' в прикладные программы предприятия как инструмента для осуществления серьезной аналитической работы руководителя.
На данный момент работники ОАО «МЕГАФОН» работают в программе «1С: Предприятие 8.0». Руководителю предприятия предлагается использовать программу ''1С: Зарплата и Управление Персоналом 8.0'' с модулем ''Психодиагностика'', разработанным компанией 1С: ВДГБ совместно с группой преподавателей кафедр психологии личности и общей психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова под руководством доктора психологических наук, профессора А.Н. Гусева.
Это тестирование можно использовать в организации при приеме сотрудника на работу или при аттестации персонала.[34] После проведения этих мероприятий результаты тестирования, будут бесценной информацией. С помощью расшифровки тестов можно понять, как думают люди, участвующие в конфликте, на чем основана их позиция и как даже прямо противоположные точки зрения соединить, сняв напряженность. С помощью тестов можно подобрать взаимодополняющих людей в команду.
Программа ''Психодиагностика'' позволит руководителя самостоятельно получить достаточно полный психологический портрет сотрудников в любое время, сэкономив при этом значительные средства и время. Кроме того, с помощью этой программы можно сопоставлять результаты, полученные по разным психологическим тестам между собой, с профилем ''идеального сотрудника'' и с персональными данными сотрудника или кандидата на должность
5) необходимо
усиление морального и
Таким образом,
в конфликтной ситуации или в
общении с трудным человеком
следует использовать такой подход,
который в большей степени
соответствовал бы конкретным обстоятельствам,
и при котором можно
Нужно добиться
компромисса, приспособившись к
нуждам другого человека, настойчиво
добиваться осуществления своих
истинных интересов в другом аспекте,
уклониться от обсуждения конфликтного
вопроса, если он не очень важен для
вас, использовать стиль сотрудничества
для удовлетворения наиболее важных
интересов обеих сторон. Поэтому
лучшим способом разрешения конфликтной
ситуации является сознательный выбор
оптимальной стратегии
Для предотвращения конфликтов рекомендуется использовать несколько эффективных стратегий управления конфликтными ситуациями.[30c.448]
1. Стратегия предотвращения
а) устранить реальный предмет конфликта;
б) привлечь в качестве арбитра незаинтересованное лицо с готовностью подчиниться его решению;
в) сделать так, чтобы один из конфликтующих отказался от предмета конфликта в пользу другого.
2. Стратегия подавления
а) целенаправленно и
б) разработать систему правил,
норм, предписаний, упорядочивающих
взаимоотношения между
в) создавать и непрерывно поддерживать
условия, которые затрудняют или
препятствуют непосредственному
3. Стратегия отсрочки. Это временные
меры, помогающие лишь ослабить
конфликт с тем, чтобы позже,
когда созреют условия,
а) изменить отношение одного конфликтующего к другому;
б) изменить представление конфликтующего о конфликтной ситуации (условиях конфликта, взаимоотношениях людей, связанных с ним и т. п.);
Информация о работе Конфликты в организационном поведении и способы их преодоления