Конфликты в организационном поведении и способы их преодоления

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 21:47, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является проведение исследования системы управления конфликтами в организации и выявление путей ее совершенствования (на примере ОАО «Мегафон»).
В соответствии с целью курсовой работы поставленны следующие задачи:
– рассмотреть природу и сущность конфликта в организационном поведении, его классификацию;
– показать этапы и причины появления конфликта в организации, а так же способы его разрешения;
– исследовать стили поведения в системе управления конфликтами в организации;

Содержание

1 ПРИРОДА КОНФЛИКТА В ОРГАНИЗАЦИОННОМ ПОВЕДЕНИИ 4
1.1 Определение и признаки конфликта в организационном поведении 4
1.2 Классификация организационных конфликтов 7
1.3 Этапы развития конфликта, причины его появления и способы разрешения 17
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В ОРГАНИЗАЦИОННОМ ПОВЕДЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ СОЧИНСКОГО ФИЛИАЛА ОАО «МЕГАФОН») 34
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «МЕГАФОН» 34
2.2 Анализ и оценка стратегии поведения персонала в ходе конфликта и его разрешения в ОАО «МЕГАФОН» 38
2.3 Анализ основных ошибок руководителя при управлении конфликтами в ОАО «МЕГАФОН» 46
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В ОРГАНИЗАЦИОННОМ ПОВЕДЕНИИ НА ПРИМЕРЕ СОЧИНСКОГО ФИЛИАЛА ОАО «МЕГАФОН» 51
3.1 Предложения и рекомендации по коррекции и совершенствованию системы управления конфликтами на примере Сочинского филиала ОАО «МЕГАФОН» 51
3.2 Проблемы и перспективы системы управления конфликтами в организационном поведении в российских компаниях 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
Приложения 67

Работа содержит 1 файл

курсовая (Орлова).docx

— 242.74 Кб (Скачать)

Структурно-организационные  причины характеризуются несоответствием  структуры организации требованиям  деятельности. Чем больше несоответствие, тем больше возникает конфликтов.

Функционально-организационные  причины конфликтов вызваны плохой отлаженностью функциональных связей организации с внешней средой, между структурными элементами организации, между отдельными работниками.

Личностно-функциональные причины – не соответствие работника  по профессиональным, нравственным и  другим качествам требованиям занимаемой должности.

Ситуативно-управленческие причины конфликтов возникают при  допущении ошибок в процессе решения  управленческих и других задач, как  руководителями, так и подчиненными.

Социально-психологические  причины конфликтов связаны с  непосредственным взаимодействием  людей, включением их в социальные

группы. К этим причинам относятся:

  1. потери и искажения информации в процессе коммуникации;
  2. несбалансированное ролевое взаимодействие людей;
  3. несовпадение оценки одних и тех же событий;
  4. разный выбор оценки деятельности;
  5. психологическая несовместимость;
  6. конкуренция и др.

Личностные  причины конфликтов характеризуются  индивидуально-психологическими особенностями  участников конфликта: оценка поведения  другого как недопустимого; низкий уровень социально-психологической  компетентности; низкая конфликтоустойчивость; плохая способность к эмпатии; завышенный или заниженный уровень притязаний; холерический тип характера и  др. [16c.459]

Важную  роль в возникновении и развитии конфликта имеют его участники[16c.464]:

а) инициаторы (зачинщики);

б) организаторы;

в) пособники;

г) посредники (медиаторы).

Инициаторы (зачинщики) – те участники конфликта, которые берут на себя инициативу в развязывании конфликта между  другими лицами, группами или государствами. Ими могут быть как отдельные  лица, так и различные объединения  и даже государства.

Организаторы  – группа лиц (или отдельное лицо), разрабатывающая общий план противоборства с оппонентом с целью разрешения противоречия в свою пользу.

Пособники – лица, которые помогают участникам конфликта в его развязывании, организации и развитии. Пособниками  могут выступать как спонтанные группы лиц, так и специально созданные, а также отдельные личности.

Посредники (медиаторы) – третья сторона в конфликте и его косвенные участники. Роль посредника – это роль авторитетного помощника, призываемого субъектами конфликта для разрешения проблемы. В этой роли могут выступать как отдельные лица, так и организации и государства, которые выбираются обоими субъектами конфликта.Он должен занимать также нейтральную позицию по отношению к его участникам.

Существенное  влияние на причины возникновения конфликта и всю его динамику так же оказывает среда конфликта.

С точки  зрения уровней социальной системы  различают микро- и макросреду конфликта. [19 c.136]

Микросреда  конфликта – это совокупность условий взаимодействия людей, непосредственно  влияющих на межличностный и межгрупповой конфликт. Масштаб микросреды –  это малая социальная группа.

Макросреда  конфликта включает в себя те условия, которые влияют на развитие конфликтов между большими социальными группами и государствами. Хотя опосредовано макросреда влияет, конечно, и на развитие конфликтов на уровне отдельных личностей  и малых групп.

По природе  составляющих ее компонентов можно  выделить три вида среды конфликта: физическую, общественно-психологическую  и социальную. Все они проявляются  как на микро-, так и на макроуровнях социальной системы и могут служить  не только условиями протекания конфликта, но его объектом. Так, борьба может  вестись за чистый воздух, улучшение социально-психологического климата на предприятии или социальных условий жизни людей.

Физическая  среда конфликта - это совокупность физических, географических, климатических  и экологических условий и  факторов, в которых протекает  противоборство.

На микроуровне  физическая среда конфликта включает совокупность таких внешних условий  взаимодействия людей, как чистота  воздуха, уровень освещенности и  шума на рабочем месте.

На макроуровне  физическая среда представлена географическими, климатическими и экологическими факторами, которые могут оказывать существенное влияние на развитие конфликта. Известно, какое большое значение для хода военных операций имеют климатические  условия. Как и на микроуровне, на макроуровне физическая среда может  выступать также в качестве объекта  конфликта. Примером может служить  деятельность Гринпис (международная  организация по защите окружающей среды), которая ведет порой отчаянную  борьбу за сохранение ее в чистом виде.

Общественно-психологическая  среда конфликта - это совокупность тех настроений, мнений, забот, чувств и переживаний, в которых развивается  конфликт. Эти факторы являются объективными для участников конфликта, ибо они  заданы им изначально и не зависят  от их воли, сознания и желаний.

На микроуровне, например, в рамках организации, общественно-психологическая  среда – это психологический  климат данного коллектива, его общий  настрой, который может быть в  большей или меньшей степени  мажорным или минорным, оптимистическим  или пессимистическим и т.д.

На макроуровне  социальной системы, то есть на уровне всего общества, общественно-психологическая  среда определяется господствующими  в обществе настроениями, чувствами  и эмоциями, которые проявляются  на уровне больших социальных групп  и всего народа.

Социальная  среда конфликта представляет совокупность общественных условий, при которых  возникает и развивается противоборство сторон. Самыми общими и фундаментальными факторами социальной среды конфликта являются тип цивилизации, общественно-экономические условия жизни и социально-политическое устройство общества.

Можно с  большой степенью надежности утверждать, что улучшение положения дел  в социальной сфере жизни людей  будет способствовать резкому снижению уровня конфликтности, как на уровне всего общества, так и внутри организации, на межличностном и внутриличностном уровнях.

К личностным элементам конфликта относятся  психофизиологические, психологические, этические и поведенческие свойства отдельной личности, которые оказывают  влияние на возникновение и развитие конфликтной ситуации. Черты характера  личности, ее привычки, чувства, воля, интересы и мотивы – все эти и многие другие ее качества играют огромную роль в динамике любого конфликта. Но в  наибольшей степени их влияние обнаруживается на микроуровне в межличностном  конфликте и в конфликте внутри организации.

Среди личностных элементов конфликта, прежде всего, следует назвать основные психологические  доминанты поведения: черты характера  и типы личностей; установки личности, образующие идеальный тип индивидуальности; неадекватные оценки и восприятия манеры поведения; этические ценности.

Различия  названных характеристик людей  их несовпадение и противоположный  характер могут служить основанием конфликта. Важнейшую роль, среди  личностных факторов конфликта, играют основные психологические доминанты  поведения личности: ценностные ориентации, цели, мотивы, интересы, потребности. Все они имеют внутреннюю взаимосвязь и вытекают один из другого.

Важно также  поддерживать баланс взаимозависимости. Стремление человека к свободе и  независимости естественно. Каждый стремится делать то, что ему нравится, что он хочет делать и когда  хочет. Однако свобода одного не может и не должна ограничивать свободу другого. Слишком большая зависимость одного партнера от другого может привести к конфликту, поэтому важно поддержание комфортного баланса взаимозависимости.[21, c.415]

В процессе взаимодействия люди не только оказывают  ненормативные услуги, но и могут  нанести ущерб. Человеку присуще  чувство мести, поэтому он стремится  в той или иной степени нанести  ответный ущерб. Степень реализации ущерба зависит от воспитания, мировоззрения, страха наказания. С профилактической точки зрения очень важно нанесение  ущерба окружающим.

Человеку  свойственна также оценка самого себя, своего поведения, результатов  деятельности. Оценивая себя, человек  выбирает положительные стороны  и успехи в работе. Окружающие чаще оценивают негативные стороны поведения, недочеты в работе. Сохранение баланса  самооценки и оценки окружающими  способствует предотвращению конфликтов. При рассмотрении этих балансов надо учитывать, что речь идет о субъективной, а не объективной, оценке баланса. [19 c.142]

Неумение  управлять собой ведет к конфликтам.

Поведение участников конфликта складывается по-разному. В конфликтологии существует пять стилей конфликтного поведения: уклонение, приспособление, конфронтация, сотрудничество, компромисс.

Уклонение – характеризуется желанием уйти от конфликта, нежеланием прилагать  какие-либо усилия для достижения своих  целей. Применяется в тех случаях, когда:

  1. предмет спора не имеет существенного значения для участника конфликта;
  2. участник понимает, что может достичь своей цели неконфликтным путем;
  3. оба участника равны между собой по силе и не хотят портить свои взаимоотношения;
  4. один из участников понимает, что он не прав или имеет соперника сильнее себя;
  5. требуется отсрочить острое столкновение, чтобы лучше проанализировать ситуацию и тщательнее подготовиться к дальнейшей борьбе;
  6. нужно избежать контакта с трудным по психическому состоянию человеком, который преднамеренно ищет повод для конфликта.

Приспособление  – стиль поведения в конфликте, при котором сторона частично или полностью отказывается от удовлетворения своих интересов. Этот стиль поведения  предполагает в большей мере учитывать  интересы оппонентов и не избегать совместных действий. Применяется в  тех случаях, когда:

  1. участник не считает возникшую ситуацию для себя существенной и потому уступает другой стороне, если обладает более высоким рангом, или приспосабливается к ней, если обладает более низким рангом;
  2. участники намеренно уступают друг другу, осознавая, что приобретают больше, чем теряют;
  3. создается тупиковая ситуация, которая требует ослабления ради сохранения добрых взаимоотношений;
  4. одна из сторон хочет оказать поддержку другой на добровольной основе;
  5. у участников нет цели нанести непоправимый ущерб друг другу;
  6. оба участника конфликта охвачены чувством обиды и раздражения, а их интересы не поддаются сглаживанию.

Конфронтация  – стиль поведения, характеризующийся  высокой степенью настойчивости  в удовлетворении собственных интересов, возможно даже в ущерб другой стороне. При этом проявляется желание  любым путем одержать победу в  конфликте. Этот стиль выбирают в  ситуациях, когда:

  1. предмет конфликта имеет большое значение для участника;
  2. участник уверен в своей победе и располагает всеми необходимыми средствами для достижения собственной цели;
  3. участник конфликта уверен, что его вариант решения проблемы наиболее подходящий в данной ситуации, и вместе с тем, имея более высокий ранг, настаивает на его принятии;
  4. у участника конфликта нет другого выбора, и он практически ни чем не рискует в данный момент.

Сотрудничество – дает возможность сто процентного удовлетворения интересов партнеров, обеспечивает плодотворные взаимовыгодные отношения в будущем. Этот стиль предполагает поиск такого решения, которое удовлетворило бы обе конфликтующие стороны. Применение этого стиля возможно, когда:

  1. проблема важна для обеих сторон, каждая из которых не намерена уклоняться от ее совместного решения;
  2. участники конфликта равны между собой;
  3. каждая сторона стремится обсудить спорный вопрос, чтобы найти решение, устраивающее обе стороны;
  4. между оппонентами существует доверие и они принимают во внимание стремления и предпочтения друг друга.

Компромисс  – этот стиль характеризуется  принятием точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени. Способность  к компромиссу высоко ценится  в управленческих ситуациях, т.к. это  сводит к минимуму недоброжелательность и часто дает возможность быстро разрешить конфликт к удовлетворению обеих сторон. Этот стиль применяется, когда:

  1. участники конфликта хорошо осведомлены о его причинах и развитии, чтобы судить о реально складывающихся обстоятельствах;
  2. участники сознают необходимость смириться с данным положением дел и довольствоваться временным, но подходящим вариантом решения;
  3. участники конфликта, обладающие разным рангом, хотят сохранить взаимоотношения, стремятся договориться между собой, чтобы избежать ненужных потерь;
  4. участники меняют свои цели из-за изменений, происшедших в процессе конфликта;
  5. другие стили поведения в данном конфликте не эффективны.

Информация о работе Конфликты в организационном поведении и способы их преодоления