Конфликты в организационном поведении и способы их преодоления

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 21:47, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является проведение исследования системы управления конфликтами в организации и выявление путей ее совершенствования (на примере ОАО «Мегафон»).
В соответствии с целью курсовой работы поставленны следующие задачи:
– рассмотреть природу и сущность конфликта в организационном поведении, его классификацию;
– показать этапы и причины появления конфликта в организации, а так же способы его разрешения;
– исследовать стили поведения в системе управления конфликтами в организации;

Содержание

1 ПРИРОДА КОНФЛИКТА В ОРГАНИЗАЦИОННОМ ПОВЕДЕНИИ 4
1.1 Определение и признаки конфликта в организационном поведении 4
1.2 Классификация организационных конфликтов 7
1.3 Этапы развития конфликта, причины его появления и способы разрешения 17
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В ОРГАНИЗАЦИОННОМ ПОВЕДЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ СОЧИНСКОГО ФИЛИАЛА ОАО «МЕГАФОН») 34
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «МЕГАФОН» 34
2.2 Анализ и оценка стратегии поведения персонала в ходе конфликта и его разрешения в ОАО «МЕГАФОН» 38
2.3 Анализ основных ошибок руководителя при управлении конфликтами в ОАО «МЕГАФОН» 46
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В ОРГАНИЗАЦИОННОМ ПОВЕДЕНИИ НА ПРИМЕРЕ СОЧИНСКОГО ФИЛИАЛА ОАО «МЕГАФОН» 51
3.1 Предложения и рекомендации по коррекции и совершенствованию системы управления конфликтами на примере Сочинского филиала ОАО «МЕГАФОН» 51
3.2 Проблемы и перспективы системы управления конфликтами в организационном поведении в российских компаниях 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
Приложения 67

Работа содержит 1 файл

курсовая (Орлова).docx

— 242.74 Кб (Скачать)

Заметим, что торопиться с принятием компромиссных  решений, прерывать поиск подходящих вариантов решения не следует. Иначе  это может прервать обстоятельное  обсуждение сложной проблемы. Каждый раз нужно проверять, эффективен ли в данном случае компромисс по сравнению  с сотрудничеством, уклонением или  приспособлением.

Стиль поведения  в конфликте совпадает по значению со способом его разрешения, т.е. путь к урегулированию конфликтов лежит  через те же пять способов, а именно: уклонение, приспособление, конфронтация, сотрудничество, компромисс.

Определение стратегии разрешения конкретного  конфликта связано с выбором  способа действий, равнозначного  стилю конфликтного поведения. При  этом приходится принимать в расчет ряд существенных обстоятельств, которые  так или иначе сводятся к использованию  мер стимулирования, включая убеждение  и принуждение. [10 c.358]

Основными задачами урегулирования любого конфликта  являются: придание ему функционально  положительного характера; сведение к  минимуму ущерба от негативных последствий. Этого можно добиться, только если участники конфликта проявят  общую заинтересованность к улаживанию конфликта, приложат совместные усилия к поиску оптимального решения.

Разрешение  конфликта может быть полным или  частичным. При полном разрешении конфликтная  ситуация полностью меняется. Бывшие противники идут на примирение, начинают сотрудничать друг с другом. При  частичном разрешении сама причина  конфликта не исчезает. Изменения  происходят только внешне, а внутри сохраняется желание продолжать борьбу. Предпринимаются попытки указать враждующим сторонам на средства, действия, ведущие к взаимопониманию.

Каждый  из способов разрешения конфликта применим только для определенного типа конфликта. Поэтому, учитывая интересы сторон и  их поведение, выбирается наиболее подходящий в данной ситуации способ разрешения конфликта.

Также возможны и собственные предпочтения к  одному из способов, тогда используется тот подход, который дает человеку уверенность в себе в конфликтной  ситуации. При определенных условиях возможно даже использование нескольких способов разрешения конфликта одновременно.

Способ  конфронтации выбирают люди, готовые  на любые активные действия (митинги, демонстрации, голодовки и т.д.) ради достижения своей цели.

Способ  сотрудничества выбирают люди, стремящиеся  поддержать сильные межличностные  отношения и путем открытого  коллективного обсуждения достичь  удовлетворения интересов обеих  сторон.

Способ  компромисса используется достаточно широко. Например, когда оппоненты  имеют прямо противоположные  цели, когда у обеих сторон недостаточно ресурсов, когда обе стороны считают, что лучше мирно договориться, чем нести большие потери, когда  другие способы не дают успеха.

Выводы. Таким образом конфликт должен восприниматься вполне нормальным общественным явлением, свойством социальных систем, процессом и способом взаимодействия людей. Конфликт предстает как осознание на уровне отдельного человека, социальной группы или более широкой общности противоречивости процесса взаимодействия и отношений, различий, а то и несовместимости интересов, ценностных оценок и целей, как осмысленное противостояние.

 

 2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В ОРГАНИЗАЦИОННОМ ПОВЕДЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ СОЧИНСКОГО ФИЛИАЛА ОАО «МЕГАФОН»)

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «МЕГАФОН»

 

Открытое  акционерное общество «МЕГАФОН» основано в августе 2001 года. В ОАО “МЕГАФОН” в качестве учредительных документов выступают Устав и Учредительный договор. В уставе указываются наименование организации, адрес, юридический статус, цели и виды деятельности и другое.

Основные  положения Устава ОАО «МЕГАФОН»[4]

1. ОАО  «МЕГАФОН» именуемое в дальнейшем «Обществом», является юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации. Права и обязанности юридического лица приобретает с момента его государственной регистрации. Общество имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде общей юрисдикции, арбитражном суде и третейском суде.

2. Общество  осуществляет свою деятельность  в соответствии с законодательством  Российской Федерации и настоящим  Уставом.

3. Общество  несет ответственность по своим  обязательствам всем принадлежащим  ему имуществом. Общество не отвечает  по обязательствам своих акционеров.

4. Общество  вправе создавать свои филиалы  и открывать представительства  в соответствии с настоящим  Уставом, законодательством Российской  Федерации и законодательством  иностранного государства по  месту нахождения филиала или  представительства.

5. Общество  в соответствии с законодательством  выполняет договорные обязательства,  создает условия для работы  со сведениями, составляющими государственную  тайну.

Цели и виды деятельности Общества.[3]

 Основной  целью деятельности является  извлечение прибыли.

 Основными видами деятельности являются:

1) предоставление  услуг подвижной радиотелефонной  связи в различных диапазонах, услуг связи по передаче данных  для целей передачи голосовой  информации, услуг связи в сети  передачи данных, услуг местной  и внутризоновой телефонной связи;

2) предоставление  в аренду каналов связи;

3) предоставление  телематических услуг связи;

4) предоставление  услуг междугородной и международной  телефонной связи;

5) предоставление  услуг связи для целей кабельного  вещания;

6) предоставление  услуг связи по передаче данных;

7) разработка, внедрение, эксплуатация и развитие  сетей связи на территории  Российской Федерации, а также  управление телефонными сетями  на территории Российской Федерации;

8) предоставление  услуг связи юридическим лицам  и населению;

9) проектирование, производство, эксплуатация, развитие  и реализация аппаратуры связи,  систем автоматического контроля, информационных систем и систем  обучения;

10) проектирование, производство и реализация технологического  оборудования и товаров народного  потребления;

11) организация  научных и прочих исследований  в области средств связи, а  также внедрение и использование  результатов;

12) ремонт  и техническое обслуживание средств  связи отечественного и иностранного  производства;

13) рекламная  деятельность, оказание маркетинговых  услуг и услуг, связанных с  продвижением на рынке;

14) иные  виды деятельности, не запрещенные  действующим законодательством  Российской Федерации, в том  числе не предусмотренные настоящим  Уставом.

Отдельными  видами деятельности, перечень которых  определяется федеральными законами, Общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Численный состав организации представлен  в таблице 3

Таблица 3

Численный состав организации ОАО «МЕГАФОН»

Наименование

Численность

Административный персонал:

- директор;

- зам. директора;

- главный бухгалтер;

- бухгалтер;

- начальники отделов.

14 человек

Основные рабочие:

- водители;

- работники отделов;

- грузчики;

- сотрудники охраны и др.

51 человек

Вспомогательные рабочие:

- уборщицы и др.

9 человек

Итого:

74 человека


 

Организационная структура ОАО «МЕГАФОН» является линейно-функциональной. Эта организационная структура управления – одна из эффективных организационных структур управления. Во главе каждого структурного подразделения находится руководитель, который наделен всеми полномочиями, осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками. Все функции управления перераспределены по функциональным подразделениям (приложение 1).

Доходы, получаемые от деятельности предприятия, представлены в таблице 4.

Таблица 4

Динамика показателей характеризующих прибыльность и убыточность ОАО «МЕГАФОН»

Наименование показателя

2009

2010

1 кв. 2011

2кв. 2011

Выручка, тыс. руб. 

13 504 088

18 605 440

13 912 548

7 114 113

Валовая прибыль, тыс. руб.

7 459 953

10 184 375

7 277 226

3 727 810

Чистая прибыль (нераспределенная прибыль/непокрытый убыток), тыс. руб.

3 694 674

3 130 696

4 144 238

1 919 690

Рентабельность собственного капитала, %

29%

19%

21%

9%

Рентабельность активов, %

14%

6%

8%

2%

Коэффициент чистой прибыльности, %

27%

17%

16%

27%

Рентабельность продукции (продаж), %

39%

31%

31%

31%

Коэффициент чистой прибыльности, %

27%

17%

16%

27%

Рентабельность продукции (продаж), %

39%

31%

31%

31%

Оборачиваемость капитала     

0,72

0,43

0,44

0,11


 

Выручка от реализации возрастает в соответствии с увеличением числа абонентов Компании. Валовая прибыль Компании увеличивается в соответствии с ростом выручки от реализации. Рост рентабельности активов, как и рост рентабельности собственного капитала связан с ростом чистой прибыли компании.

Выводы. ОАО «МегаФон» – ведущий универсальный оператор связи России. Компания лидирует на рынке мобильного доступа в сеть Интернет, а также является вторым по размеру выручки и числу абонентов оператором мобильной связи в стране. Организационная структура управления ОАО «МЕГАФОН» является одной из простейших. Она позволяет директору оперативно управлять работой предприятия и находиться в курсе событий. Линейно-функциональная структура управления является логически более стройной и формально определенной, но вместе с тем и менее гибкой. Каждый из руководителей обладает всей полнотой власти, но относительно небольшими возможностями решения проблем, требующих узких, специальных знаний. По итогам 2011 года все финансовые показатели значительно выросли, по сравнению с 2009 и 2010 годом, в связи с увеличением числа абонентов и предоставлением широкого спектра услуг.

2.2 Анализ и оценка стратегии поведения персонала в ходе конфликта и его разрешения в ОАО «МЕГАФОН»

 

Для диагностики  стратегий поведения персонала  в ходе конфликта необходимо разработать  модели поведения.

Модели  поведения в конфликтной ситуации персонала ОАО «МЕГАФОН» были разработаны на основе теста К. Томаса (приложение 2).

Для описания типов поведения людей в конфликтных  ситуациях Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация и напористость. Соответственно этим двум способам измерения Томас выделяет такие способы регулирования конфликтов, как компромисс, соперничество, избегание , приспособление и сотрудничество.

В своем  опроснике по выполнению типичных форм поведения Томас описывает каждый из пяти перечисленных вариантов  двенадцатью суждениями о поведении  индивида в конфликтной ситуации.

В соответствии с этим тестом было опрошено 16 человек  – работников ОАО «МЕГАФОН». Из 16 опрашиваемых человек ответы распределились следующим образом.

Склонны к использованию стратегии соперничества (подавления) 9 человек, к сотрудничеству и приспособлению по 3 человека, 4 человека склонны к компромиссу и один человек по возможности избежит  его. Графические результаты представлены на рисунке 3.

Информация о работе Конфликты в организационном поведении и способы их преодоления