Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 21:47, курсовая работа
Целью курсовой работы является проведение исследования системы управления конфликтами в организации и выявление путей ее совершенствования (на примере ОАО «Мегафон»).
В соответствии с целью курсовой работы поставленны следующие задачи:
– рассмотреть природу и сущность конфликта в организационном поведении, его классификацию;
– показать этапы и причины появления конфликта в организации, а так же способы его разрешения;
– исследовать стили поведения в системе управления конфликтами в организации;
1 ПРИРОДА КОНФЛИКТА В ОРГАНИЗАЦИОННОМ ПОВЕДЕНИИ 4
1.1 Определение и признаки конфликта в организационном поведении 4
1.2 Классификация организационных конфликтов 7
1.3 Этапы развития конфликта, причины его появления и способы разрешения 17
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В ОРГАНИЗАЦИОННОМ ПОВЕДЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ СОЧИНСКОГО ФИЛИАЛА ОАО «МЕГАФОН») 34
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «МЕГАФОН» 34
2.2 Анализ и оценка стратегии поведения персонала в ходе конфликта и его разрешения в ОАО «МЕГАФОН» 38
2.3 Анализ основных ошибок руководителя при управлении конфликтами в ОАО «МЕГАФОН» 46
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В ОРГАНИЗАЦИОННОМ ПОВЕДЕНИИ НА ПРИМЕРЕ СОЧИНСКОГО ФИЛИАЛА ОАО «МЕГАФОН» 51
3.1 Предложения и рекомендации по коррекции и совершенствованию системы управления конфликтами на примере Сочинского филиала ОАО «МЕГАФОН» 51
3.2 Проблемы и перспективы системы управления конфликтами в организационном поведении в российских компаниях 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
Приложения 67
Позитивные: |
Негативные: |
|
|
Конечно, конфликт не всегда имеет отрицательный характер. Во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем и т.д. Это делает процесс принятия решений группой более эффективным, а также дает людям возможность выразить свои мысли и тем самым удовлетворить личные потребности в уважении и власти. Это также может привести к более эффективному выполнению планов, стратегий и проектов, поскольку обсуждение различных точек зрения на эти документы проходит до их фактического исполнения.
Выводы. Следовательно, конфликт по своей природе может являться конструктивным или деструктивным. Поэтому его функции характеризуются с учетом позитивных и негативных последствий. Классифицируя организационные конфликты, выделяют так же конфликты личностные, или психологические, межличностные, или социально-психологические, и социальные. Конфликты в организации классифицируются не только по степени распространения, но и по степени открытости конфликтных взаимодействий. По этому основанию различают открытые и скрытые формы конфликта. Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но даже могут быть и желательны.
Можно выделить следующие три основных стадии развития конфликта:
Каждая из стадий делится на фазы.
Первой фазой предконфликтной стадии является конфликтная ситуация. Это такое положение дел, когда ценности, интересы, установки участников объективно вступают в противоречие друг с другом, но открытого столкновения еще нет.
Конфликтная ситуация не имеет четкого начала и завершения.
Ее элементами являются, прежде всего, участники, к которым относятся:
– противостоящие
друг другу стороны (оппоненты), обладающие
определенными силой, статусом, материальными
и информационными ресурсами, а
также соответствующим рангом (к
первому рангу относятся
– подстрекатели – лица, подталкивающие стороны к противоборству;
– пособники, содействующие им советами, технической поддержкой (в групповых конфликтах обычно все члены группы становятся пособниками лидера);
– организаторы,
планирующие конфликт, но не всегда
участвующие в нем
На поведение человека в конфликтной ситуации влияют личные интересы, планы ближайших и отдаленных действий, оценка своей позиции и шансов на успех, намерений, целей, способов действия противника, общего положения дел.
В соответствии с развитием ситуации поле конфликта сужается или расширяется, захватывая новые сферы организации (стороны могут сознательно переносить его на других).
Со временем конфликтная ситуация может ослабеть или полностью исчезнуть, если перестанет существовать сам объект, породивший ее; сохраняться в прежнем виде; трансформироваться в другую.
Но она
может и обостриться под
Инцидент представляет собой вторую фазу предконфликтной стадии. Он может быть целенаправленно спровоцирован или произойти случайно в силу сложившихся обстоятельств, существовать реально или в воображении сторон.
Здесь противостояние становится открытым и выражается в различных видах конфликтного поведения, которое прямо или косвенно направлено на то, чтобы помешать оппоненту реализовать свои интересы. В результате происходит дальнейшее обострение конфликта – его эскалация.
Субъективно возникшая конфликтная ситуация (инцидент) может закончиться как сама по себе, так и по инициативе оппонентов в результате переосмысления ими своих взглядов.
Сложившаяся же объективная ситуация должна соответствующим образом и заканчиваться, т.е. путем устранения объекта, который вызывал ее появление. Но если конфликт успел перерасти в субъективный, многое также зависит от личного подхода участников.
После инцидента
наступает конфликтная стадия вместе
с резким обострением расхождений,
выходом на позиции прямой конфронтации.
Здесь происходит открытое противоборство,
часто связанное с захватом спорного
объекта, прямым насилием над оппонентом,
созданием для него помех и
причинением прямого или
Развитие конфликта на конфликтной стадии проходит несколько этапов.[17 c.301]
1. Возникновение
конфликта и психологическая
подготовка к его
2. Определение
причины возникновения
3. Поиски возможных вариантов решения конфликта.
4. Разработка и выбор вариантов решения конфликта.
5. Процесс урегулирования конфликта.
6. Завершение
процесса урегулирования
С этапами связаны фазы конфликта, которые следует подразделять с точки зрения реальных возможностей его разрешения.
Фазы конфликтной стадии следующие: начало конфликта, развитие конфликта, пик конфликта, затухание конфликта, прекращение конфликта, урегулирование конфликта. Этапы конфликта и возможности решения по фазам представлены в таблице 2.[17 c.306]
Противоборство
заканчивается быстрее при
Таблица 2 - Взаимосвязь фаз и этапов на конфликтной стадии
Наименование фазы конфликта |
Этап конфликта |
Возможности решения конфликта, % |
Начало конфликта |
Этап1.Возникновение и психологическая подготовка к урегулированию конфликта. Этап2.Определение истинной проблемы, вызвавшей конфликт |
90 |
Развитие конфликта |
Этап3.Поиски возможных вариантов решения конфликта |
45 |
Пик конфликта |
Этап4.Разработка и выбор вариантов решения конфликта |
5 |
Затухание конфликта |
Этап 5. Процесс урегулирования конфликта |
20 |
Прекращение конфликта |
Этап 6. Процесс урегулирования конфликта |
50 |
Урегулирование конфликта |
Этап7.Завершение процесса урегулирования конфликта |
100 |
Первой
фазой уже послеконфликтной стадии
является ослабление противостояния.
На этой фазе своего развития конфликт
может прекратиться как в итоге
изменения объективной
Далее наступает заключительная фаза послеконфликтной стадии – подведение итогов, оценка результатов.
Результатом завершения конфликта могут быть:
Доказано, если руководитель «входит и управляет конфликтом» в начальной фазе, он разрешается на 92%; если на фазе подъема - на 46%, а на стадии пик - менее 5%, на стадии спада - около 20%, на стадии вторичный период роста - менее 7%, на стадии вторичный пик - менее 2%.[28 c.448]
Причины конфликта – это проблемы, явления, события, которые предшествуют конфликту и при определенных ситуациях вызывают его. Выявление причин конфликтов раскрывает источники их возникновения и способствует дальнейшему их урегулированию.
Каждый конфликт имеет свой источник возникновения. Источники, порождающие конфликты, можно сгруппировать:
Каждый конфликт своеобразен, и все-таки существуют некоторые общие черты, потому что, как правило, в центре любого конфликта – столкновение несходных потребностей, а также статусов или условий распределения.
Среди огромного множества причин конфликтов можно выделить четыре группы причин: объективные, организационно-управленческие, социально-психологические, личностные.
Первые две группы носят в основном объективный характер, третья и четвертая – субъективный.
Объективные
причины, как правило, приводят к
созданию предконфликтной обстановки.
К их числу можно отнести
Конфликты никогда не возникают только из-за тяжелых условий работы или какой-то определенной ситуации в организации: к этому всегда причастны люди. Следовательно, можно сказать, что в возникновении и развитии конфликта большую роль играют также и субъективные причины, ведь поступки, вызванные личными чувствами и интересами, другим людям особенно трудно понять. Личные качества, взгляды и манера поведения не менее важны, чем отношения между конфликтующими сторонами.
Разумеется,
что четкую грань между объективными
и субъективными причинами
Проведенный Анцуповым А.Я. и Шипиловым А.И. анализ более 2 тысяч реальных конфликтов среди руководителей среднего звена показал, что к множеству объективных причин, приводящих к конфликтам, можно отнести [5c.551]:
Вторая группа объективных причин носит организационно-управленческий характер. [8 c.504]:
Информация о работе Конфликты в организационном поведении и способы их преодоления