Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 07:29, курсовая работа
Очевидно, каждому человеку приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями. Конфликты проявляются в деятельности всех социальных институтов, социальных групп, во взаимоотношениях между людьми. Ничего странного в этом нет. Руководителю , да и каждому культурному человеку необходимо иметь хотя бы элементарные представления о конфликтах, способах поведения при их возникновении, к сожалению, для большинства людей характерно неумение находить достойный выход из них. Кроме того, как только возникает конфликт, а он всегда связан с эмоциями, мы начинаем испытывать дискомфорт, напряжение, которые могут привести даже к стрессовым ситуациям, нанося тем самым ущерб здоровью участников конфликта.
Введение 3
1.КОНФЛИКТ В ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.1 Сущность, типы и функции конфликта 5
1.2 Этапы развития конфликта 11
1.3 Причины конфликтов 13
2. ВИДЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ КОНФЛИКТОВ 17
2.1 Производственные 17
2.2 Трудовые 19
2.3 Инновационные 22
3. УРЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТОВ 25
3.1 Особенности управления и стадии развития конфликта 25
3.2 Переговоры, как метод решения конфликта 28
3.3 Поведение руководителя 32
4. ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТОВ 35
4.1 Методы профилактики конфликтов 35
4.2 Этические нормы и юмор. 36
Заключение 40
Используемая литература 43
Министерство образования и науки РХ
Хакасский технический институт-филиал Федерального Государственного Образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Сибирского Федерального Университета»
КУРСОВАЯ РАБОТА
« Методы управления
организационными конфликтами»
Баранова Е.В.
Абакан
2012
Очевидно, каждому человеку приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями. Конфликты проявляются в деятельности всех социальных институтов, социальных групп, во взаимоотношениях между людьми. Ничего странного в этом нет. Руководителю , да и каждому культурному человеку необходимо иметь хотя бы элементарные представления о конфликтах, способах поведения при их возникновении, к сожалению, для большинства людей характерно неумение находить достойный выход из них. Кроме того, как только возникает конфликт, а он всегда связан с эмоциями, мы начинаем испытывать дискомфорт, напряжение, которые могут привести даже к стрессовым ситуациям, нанося тем самым ущерб здоровью участников конфликта.
Воспоминания о конфликтах, как правило, вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, доказать свою правоту, обиды... В результате сложилось мнение, что конфликт – всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас, а в особенности для руководителей, менеджеров, так как им приходится сталкиваться с конфликтами чаще других. Конфликты рассматриваются как нечто такое, чего по возможности следует избегать.
Конфликты возникают практически во всех сферах человеческой жизни.
Существуют
различные определения
Конфликт (лат. сonflictus – столкновение) – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.
Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому конфликт – это отсутствие согласия между двумя или более сторонами – лицами или группами.
Наблюдения показывают, что 80 % конфликтов возникает помимо желания их участников. Происходит это из-за особенностей нашей психики и того, что большинство людей либо не знает о них, либо не придает им значения.
Таким образом, конфликт может быть функциональным и вести к повышению эффективности организации. Или он может быть дисфункциональным и приводить к снижению личной удовлетворённости, группового сотрудничества и эффективности организации. Роль конфликта, в основном, зависит от того, насколько эффективно им управляют. Чтобы управлять конфликтом, необходимо знать причины его возникновения, тип, возможные последствия для того, чтобы выбрать наиболее эффективный метод его разрешения.
Поэтому
актуальность данной курсовой работы
состоит в формирование благоприятного
социально-психологического климата трудового
коллектива. Что является одним из важнейших
условий борьбы за рост производительности
труда и качество выпускаемой продукции.
Конфликтом принято называть трудноразрешимое противоречие. Обычно с конфликтом ассоциируются угрозы, враждебность, непонимание, попытка доказать свою правоту, обиды. В основном конфликт рассматривается как явление негативное и нежелательное, которого следует избегать. Так считали представители различных школ управления, в том числе и сторонники школы человеческих отношений, которые полагали, что конфликт — это признак неэффективной деятельности фирмы и плохого управления.
Однако
некоторые современные
В современном обществе роль конфликтов так велика, что во второй половине XX в. выделилась специальная наука — конфликтология, базирующаяся на достижениях философии, психологии и , социологии.
Многочисленные конфликты, происходящие в организациях, в зависимости от их характера подразделяются на две крупные группы: объективные и субъективные.
В основе объективного конфликта лежит реальная проблема. Причинами объективных конфликтов могут быть распределение ре-сов, несправедливое вознаграждение, неудовлетворительные коммуникации и т.п. В субъективном конфликте объект конфликта отсутствует, что затрудняет его разрешение. Субъективные конфликты могут быть вызваны разными представлениями о целях и ценностях, ложными психологическими установками и др. Существует четыре основных типа конфликтов: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой.
Внутриличностный конфликт. Обычно это ролевой конфликт. Например, руководитель получает от вышестоящих начальников взаимоисключающие задания: один заместитель директора магазина требует от заведующего секцией реализовать данный товар, а другой — передать его в другую секцию. Внутриличностный конфликт связан обычно с низкой степенью удовлетворенности работой, малой уверенностью в себе, стрессами.
Межличностный конфликт. Это один из самых распространенных конфликтов. Он возникает обычно между людьми с разными чертами характера, разными взглядами и ценностями. Как правило, взгляды и цели таких людей различаются в корне.
По мнению новосибирских ученых Ф. Бородкина и Н. Коряка, применительно к межличностным конфликтам существует шесть типов «конфликтных» личностей, которые сознательно или случайно провоцируют столкновение окружающих. Это демонстративные, ригидные, неуправляемые, сверхточные, целенаправленно конфликтные и бесконфликтные личности. Демонстративные личности, стремясь быть в центре внимания, часто становятся инициаторами споров, которые ведут с излишней эмоциональностью. Ригидные личности отличаются завышенной самооценкой, некритически относятся к своим поступкам, болезненно обидчивы. Неуправляемые личности излишне импульсивны и непредсказуемы в своем поведении. Сверхточные люди характеризуются, как правило, мелочностью, излишней требовательностью, мнительностью и подозрительностью. Целенаправленно конфликтные люди используют конфликт в качестве средства для достижения собственных целей. Они часто манипулируют окружающими в своих интересах. Бесконфликтные личности отличаются стремлением всем угодить и часто создают при этом новые конфликты.
Конфликт между личностью и группой. Этот конфликт возникает, как правило, когда личность занимает позицию, отличающуюся от позиции группы.
Например, обсуждая возможность увеличения объема продаж, большинство будет считать, что этого можно добиться путем снижения цены, а кто-то будет утверждать, что такая тактика приведет к уменьшению прибыли и создаст мнение, что их продукция по качеству ниже, чем продукция конкурентов.
Межгрупповой конфликт. Это, как правило, конфликт между подразделениями организации.
Например, отдел сбыта, ориентированный на покупатели, требует улучшения качества продукции путем увеличения затрат на производство, а производственный отдел предприятия, заботясь Ш соотношении затрат и эффективности, считает невозможным увеличение затрат. Причинами межгрупповых конфликтов в организациях часто бывают стремление подчинить, различие исходных позиций, различия в групповой идентификации.
Под стремлением подчинить обычно понимают попытки подразделения (формальной группы) расширить сферу своих полномочий. Рост подразделения сопровождается увеличением количества должностей, а следовательно, повышаются шансы продвижения по службе. Такие подразделения рассматривают будущее с позиции максимального достижения своих целей и стремятся получить максимально полный набор средств для достижения этих целей, включая дополнительные фонды и власть. При этом, как правило, не учитываются интересы других подразделений и не принимаются во внимание другие цели, которые могли бы быть достигнуты, если бы дефицитные ресурсы организации были направлены в другие подразделения.
Нередко взаимодействующие группы вступают в конфликт потому, что находятся на разных исходных позициях, определяемых разными жизненными ценностями или трудностями в общении из-за разницы в образовании, следовательно, во взглядах, лексике и т.п.
Например,
такие конфликты могут
Помимо различия исходных позиций, причиной межгруппового конфликта может стать различие в групповой идентификации, так как каждая группа склонна считать свои функции более важными для организации, чем функции других групп. При этом работники склонны идентифицировать себя со своими подразделениями.
Функции конфликтов
Конфликты могут выполнять самые разные функции, как позитивные, так и негативные. Основные функции конфликтов представлены в табл.1.
Позитивные функции организационных конфликтов можно свести к трем основным функциям: информативной, интегративной, инновационной.
Информативная
функция имеет две стороны: сигнализирующую
и коммуникативную. Сигнализирующая
сторона заключается в том, что
администрация начинает обращать внимание
на нетерпимые условия труда, произвол,
различного рода злоупотребления. Стремясь
не допустить эскалации конфликта, она
принимает меры для смягчения создавшейся
ситуации. Коммуникативная сторона состоит
в том, что оппонентам необходимо располагать
информацией, позволяющей сделать выводы
о стратегии и тактике своего противника,
ресурсах, которыми он располагает. Расширяя
информационный потенциал, стороны невольно
усиливают коммуникативный обмен друг
с другом, получая гораздо больший объем
информации о факторах и причинах конфликта,
интересах и целях противника, позициях
и программах выхода из конфликта.
Таблица 1. Функции конфликтов
Позитивные | Негативные |
Разрядка
напряженности между Получение новой
информации об оппоненте Сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним врагом Стимулирование
к изменениям и развитию Снятие синдрома покорности у подчиненных Диагностика возможностей оппонентов |
Большие эмоциональные,
материальные затраты на участие
в конфликте
Увольнение сотрудников,
снижение дисциплины, ухудшение социально- Представление
о побежденных группах, как о
врагах Чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе После завершения конфликта уменьшение степени сотрудничества между частью сотрудников. Сложное восстановление деловых отношений( «шлейф конфликта») |
Интегративная функция. Производственный конфликт влияет на соотношение индивидуальных, групповых, коллективных интересов, способствует образованию групп, установлению и сохранению нормативных и физических границ между ними. Эта функция связана с процессами внутри конфликтующих сторон и взаимодействие между ними. Суть его заключается в тенденции каким-либо образом благоприятствовать членам собственной группы в провес членам другой группы. Этот эффект может действовать в с разных ситуациях, в результате чего устанавливаются границы между теми.