Конфликты в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 09:16, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время особое значение придается принципам управления. Все большее количество компаний пытается отойти от прежних командно-иерархических отношений в своих организациях и усилить позиции путем использования творческих способностей персонала. Роль человека, его профессиональные и личностные качества значительно возрастают. В составе важнейших качеств, которые рекомендуется использовать менеджерам в современных условиях, называются такие, как благожелательное отношение менеджеров ко всем работающим в организации, ответственность менеджеров всех уровней за успешную деятельность фирмы, постоянное совершенствование личной работы и работы организации.

Содержание

Введение....................................................................................................3

1.Понятие конфликта и его природа………………………………………5

1.1.Виды конфликтов……………………………………………………….5

1.2.Причины возникновения конфликтов…………………………………8

2.Управление конфликтом…………………………………………………10

2.1.Стили урегулирования конфликтов…………………………………..11

3.Методы разрешения конфликтов……………………………………….14

3.1.Инструменты решения конфликтов…………………………………..16

Заключение………………………………………………………………...19

Список литературы……………………………………………………….20

Работа содержит 1 файл

Курсовая по менеджменту (МОЯ).docx

— 36.88 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего

Профессионального образования

Дальневосточный государственный технический университет

(ДВПИ  им. В.В. Куйбышева)

Филиал  ДВГТУ в пос. Кировский

Приморского края 
 

КОНФЛИКТЫ В ОРГАНИЗАЦИИ 
 

                                                                                     Курсовой проект по дисциплине:

«Менеджмент»

Студентки Матвеенко  Е.М.

2 курса группы  КР-5711 

Научный руководитель:

ассистент-преподаватель

Тарасова  Е.С. 

Кировский

2007 
 
 
 

Содержание

Введение....................................................................................................3

1.Понятие конфликта и его природа………………………………………5

1.1.Виды конфликтов……………………………………………………….5

1.2.Причины возникновения конфликтов…………………………………8

2.Управление конфликтом…………………………………………………10

2.1.Стили урегулирования конфликтов…………………………………..11

3.Методы разрешения конфликтов……………………………………….14

3.1.Инструменты решения конфликтов…………………………………..16

Заключение………………………………………………………………...19

Список  литературы……………………………………………………….20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                       Введение

        Развитие рыночной экономики трансформирует всю систему общественных отношений. Ключевыми фигурами этого процесса являются бизнесмены и руководители всех уровней. Благодаря их энергии и таланту происходят постоянные изменения экономических процессов. Особое место среди представителей делового мира занимают менеджеры. «Менеджер» означает принадлежность к профессиональной управленческой деятельности. Общие черты управленческой деятельности всех руководителей во всех организациях часто гораздо менее очевидны, чем различия. Многие руководители считают, что повседневная работа начальника цеха или отдела мало отличается от работы тех, кем они руководят.

         Для российских предприятий, многие из которых связывали рост прибыли с увеличением цен на производимую продукцию, в условиях относительно невысокого уровня современной инфляции названные факторы роста прибыли становятся первостепенными задачами. Особое место среди них занимает использование прогрессивных технологий. Но,  как показывает практика, возможности применения прогрессивных технологий наталкиваются не только на финансовые ограничения, но и на психологию персонала. В одном российском предприятии руководителю пришлось потратить много времени, чтобы убедить коллектив направить имевшиеся накопления не на рост заработной платы, а на закупку новой технологии. Решать непростую задачу оптимального сочетания потребностей сегодняшнего дня и завтрашнего дня менеджерам приходится очень часто.

В настоящее  время особое значение придается  принципам управления. Все большее  количество компаний пытается отойти от прежних командно-иерархических  отношений в своих организациях и усилить позиции путем использования  творческих способностей персонала. Роль человека, его профессиональные и  личностные качества значительно возрастают. В составе важнейших качеств, которые рекомендуется использовать менеджерам в современных условиях, называются такие, как благожелательное отношение менеджеров ко всем работающим в организации, ответственность менеджеров всех уровней за успешную деятельность фирмы, постоянное совершенствование личной работы и работы организации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                               1.Понятие конфликта и его природа

        Конфликт-это воспринимаемая несовместимость действий и целей. Составляющие таких конфликтов одинаковы на всех уровнях - у держав, наращивающих гонку вооружения, у воюющих сторон, у сотрудников компании, спорящих с руководством из – за заработной платы, и т.д. Участники конфликта ощущают, что выигрыш для одной стороны- это проигрыш для другой.

Достаточно  отметить, что примерно 70-80% своего рабочего времени руководитель находится  под воздействием скрытых и явных  противоречий, игнорирование которых  может привести к конфликтам, а  участие в конфликтных ситуациях  занимает до 20% рабочего дня менеджера.

В то же время организации, в которых  отсутствуют конфликты, по всей видимости, обречены на угасание. Конфликты порождают  ответственность, решимость и неравнодушие. Будучи распознаны и поняты, они  могут  стимулировать улучшение  отношений между людьми. В отсутствие конфликтов люди редко осознают и  решают свои проблемы. 

1.1.Виды  конфликтов

Конфликты подразделяются:

        Внутриличностные  кофликты. Вкаждой личности обычно сочетаются конкурирующие потребности и роли; различные способы выражения побудительных мотивов; разного рода барьеры, возникающие между побудительным мотивом и целью; положительные и отрицательные ощущения, связанные с желаемой целью. Все это усложняет процесс адаптации человека к существующей ситуации и часто приводит к конфликтам. Например, при разработке стратегического плана развития организации руководитель может быть абсолютно уверен в правильности сформулированной цели. В процессе же его реализации, по мере того как возникает необходимость привлекать ресурсы и выполнять план, его возможные отрицательные последствия становятся более значительными, чем они казались на стадии разработки. В результате этого может возникнуть множество внутриличностных конфликтов и стрессов, которые вызывают нерешительность, определенный моральный дискомфорт и даже депрессию.

              Межличностные конфликты. Межличностные отношения являются важными движущими силами поведения людей. Они являются серьезной проблемой, ибо оказывают значительное влияние на человеческие эмоции. Чаще всего менеджеры, конфликтующие со своими подчиненными, начальниками или коллегами, склоны искать причину этого в особенностях характера или каких- либо изъянах другой стороны. Однако это не всегда так. К причинам возникновения межличностных конфликтов помимо индивидуальных различий можно отнести несовместимость ролей; дефицит информации; стресс, обусловленный окружающей средой. Например, ролевой конфликт может возникнуть, когда, с одной стороны, компания стремится сократить запасы готовой продукции с целью сокращения затрат, а с другой стороны- с целью увеличения доходов стремится увеличить объемы продаж. В этом случае роли менеджера по производству и менеджера по продажам, функции и задачи которых взаимозависимы, в ряде случаев оказываются несовместимыми: может сложиться такая ситуация, когда покупателям подтвердят такие сроки поставки, которые невыполнимы из-за низкого уровня товарных запасов, поддерживаемых производственным отделом.

        Межгрупповые конфликты. Межгрупповое поведение возникает тогда, когда индивидуумы, принадлежащие к одной группе, взаимодействуют коллективно или индивидуально с другой группой или ее членами в соответствии с тем, что диктует им групповая принадлежность. Круг людей, включающий «нас» (позиция внутри группы), исключает «их» (позиция за пределами группы). Таким образом, сам опыт образования групп может способствовать внутригрупповой пристрастности и конфронтации между различными группами. Острые конфликты часто разгораются из-за работы, поощрений и наград и т.д. В основе межгруппового конфликта лежит борьба за ресурсы, взаимозависимость задач, неопределенность в сфере полномочий, борьбы за статус. Например, группы внутри организации могут соперничать друг с другом из-за бюджетных средств, помещений, персонала и т.д.

        Организационные  конфликты. Достаточно широкие возможности для возникновения конфликтов существуют как в классических, так и в современных структурах. Неотъемлемыми составными частями конфликта в организации являются внутриличностный, межличностный и групповой конфликты.

В компаниях  часто возникают конфликты, связанные  с иерархией; функциональные конфликты, конфликты между штабным и  линейным персоналом, менеджеры на местах могут рассматривать рекомендации сотрудников центрального офиса  компании как угрозу для себя.

Некоторые компании могут использовать в формировании отношений между подразделениями  политическое влияние, что также  может приводить к конфликтам.

         Рациональные конфликты  – это конфронтация между индивидуумами или группами, которая повышает результативность деятельности организации. Последствия таких конфликтов оказывают положительное влияние на решение возникшей проблемы. Например, межличностный или межгрупповой конфликт, возникший в компании в процессе формулирования и анализа различных путей достижения поставленной цели - снижение себестоимости продукции, - дает возможность выбрать из предложенных вариантов решения проблемы наиболее оптимальный. Такое столкновение мнений носит конструктивный характер. Позитивные результаты рациональных конфликтов состоят в том, что они побуждают участников к апробации новых идей, идентификации и устранению проблем.

           Иррациональные конфликты  – это любой вид конфронтации или взаимодействия между индивидуумами или группами, который может нанести вред организации или послужить препятствием достижению целей, стоящих перед ней. Такие конфликты оказывают разрушительное воздействие на организацию. Негативные эффекты могут быть следствием продолжительности того или иного конфликта, его интенсивности, размаха, напряженности.

                            1.2. Причины возникновения конфликтов

  Для эффективного управления конфликтом необходимо понимать его сущность и природу,  иметь возможность действовать на причины его возникновения и менять условия его развития.

           Факторы, вызывающие возникновения  конфликта, можно разделить на  три группы:

Индивидуальные  характеристики человека;

Ситуационные  условия;

Структурные факторы.

Индивидуальные  характеристики человека играют важную роль  в процессе конфликта. Часто именно различие в ценностях, отношениях и убеждениях людей могут явиться причиной возникновения конфликтной ситуацией. Реальным источником конфликта могут стать наши чувства относительно того, какие решения или действия являются правильными, а какие нет; предрасположенность к определенной реакции (положительной или отрицательной) на то или иное событие. Сотрудник, заинтересованный в автономной и независимой работе, по всей видимости, негативно отреагирует на попытки поставить его в условия жесткого контроля.

           

  Ситуационные условия. Сложившаяся в организации система связей между сотрудниками в определенных условиях может способствовать развитию конфликта в случае, если она является определяющим фактором во взаимоотношениях между людьми. В частности, на возможность возникновения конфликта может повлиять слишком высокий уровень взаимодействия, необходимость обеспечивать согласие сторон по каким-либо вопросам, различие в статусе, неопределенность ответственности сторон.

Структурные факторы, являющиеся причины возникновения конфликтов, связаны с организацией работы в компании, ее стратегией и политикой, иерархией власти и т.д.

           В основе конфликта может также  лежать различие между подразделениями  компаний, осуществляющими основные  и вспомогательные виды деятельности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                         2. Управление конфликтом

         Конфликт как процесс представляет  собой сложное и динамичное  явление. Поскольку менеджеры  неизбежно работают в условиях  конфликтов, имеющих различный характер, они вынуждены ими управлять.  Управление конфликтом предполагает  активное участие руководителя  в разрешении конфликтной ситуации. Неспособность менеджеров управлять  конфликтом может привести к  катастрофическим последствиям. Конфликты  способны вызвать у сотрудников  чувство отчуждения, отрицательно  повлиять на эффективность их  работы.

           В силу того что в основе  конфликтов лежат различные причины,  а сами конфликты играют как  отрицательную, так и положительную  роль в деятельности организации,  то и стратегии их разрешения  формулируются в зависимости  от сложившейся ситуации.

Информация о работе Конфликты в организации