Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 14:17, контрольная работа
Самое общее определение конфликта (от лат. conflictus — столкновение) - столкновение противоречивых или несовместимых сил. Более полное определение - противоречие, возникающее между людьми или коллективами в процессе их совместной трудовой деятельности из-за непонимания или противоположности интересов, отсутствия согласия между двумя или более сторонами.
Введение 3
1. Конфликты в организациях 4
1.1. Виды конфликтов 5
1.2. Причины конфликтов 7
1.3. Формы конфликта 9
1.4. Условия и способы разрешения конфликтов 10
1.5. Методы разрешения конфликтов 11
Список литературы 13
Содержание
Введение 3
1. Конфликты в организациях 4
1.1. Виды конфликтов 5
1.2. Причины конфликтов 7
1.3. Формы конфликта 9
1.4. Условия и способы разрешения конфликтов 10
1.5. Методы разрешения конфликтов 11
Список
литературы 13
Самое общее определение конфликта (от лат. conflictus — столкновение) - столкновение противоречивых или несовместимых сил. Более полное определение - противоречие, возникающее между людьми или коллективами в процессе их совместной трудовой деятельности из-за непонимания или противоположности интересов, отсутствия согласия между двумя или более сторонами.
Конфликт
- это факт человеческого существования.
Существуют конфликты между фирмами, компаниями,
ассоциациями, в пределах одной организации
и т.п. Конфликт в организации - организационный
- может принимать различные формы. Но
какова бы ни была природа организационного
конфликта, необходимо изучить, понять
и управлять им. Если конфликт в организации
неуправляем, это может привести либо
к снижению эффективности её работы, либо
к её ликвидации. Управляемый конфликт
обеспечивает процветание организации.
Основой любой организации являются люди (коллектив), и без их функционирование организации невозможно. Трудовой коллектив - формальная общность людей, объединенных совместной деятельностью для достижения определенных целей (производство продукции, ремонт зданий, научные изыскания). в коллективах часто возникают производственные ситуации, в ходе которых между людьми обнаруживаются противоречия по широкому кругу вопросов. Сами по себе эти разногласия и противоречия могут выступать в качестве положительного фактора движения творческой мысли. Однако, становясь острыми, они могут препятствовать успешной совместной работе и вести к конфликтам.
Конфликт в организации - это осознанное противоречие между общающимися членами этого коллектива, который сопровождается попытками его решить на фоне эмоциональных отношений в рамках организации.
Конфликт необходим для продвижения и отбора новаций, развития и движения организации вперед. Конфликты неизбежны, но они могут быть существенно разными:
1.
По своему содержанию: конструктивные
(созидательные) и
2. По направленности конфликты делятся на:
Наиболее нежелательны для руководителя "вертикальные" конфликты, так как в этом случае действия руководителя оцениваются его подчиненными через призму конфликта и в любом поступке по отношению к его оппонентам участники конфликта и наблюдатели будут искать предвзятое отношение. Если в организации бушуют страсти, налицо всеобщий конфликт, значит есть все основания для низкой оценки такого руководителя как управленца.
Чтобы эффективно управлять конфликтом, необходимо знать виды конфликтов, причины их возникновения.
Существуют
четыре основных вида (типа) конфликтов:
внутриличностный, межличностный, между
личностью и группой, межгрупповой и внутриорганизационный.
Все виды тесно связаны между собой. Например, внутриличностный конфликт может заставить индивида действовать агрессивно по отношению к другим и вызвать тем самым межличностный конфликт.
Рассмотрим основные виды конфликтов:
Наиболее ярким примером может служить - непрекращающийся конфликт между профсоюзом и администрацией.
Источниками конфликта могут быть дефицит ресурсов, неодинаковый вклад в дело, недостаток самостоятельности, не оправдавшиеся ожидания и т.п.
По характеру причин конфликты можно разделить на объективные и субъективные. Первые порождены объективными причинами, вторые - субъективными.
1. Управленческие факторы:
а) несовершенство организационной структуры предприятия;
б) нечеткое распределение прав и обязанностей между работниками;
в) несоразмерность прав и ответственности за результаты деятельности;
г) противоречия между функциональными обязанностями, закрепленными в должностных инструкциях, и требованиями к работнику.
2. Организационные факторы:
а) неудовлетворительная организация труда;
б) нарушение режима труда и отдыха;
в) низкий уровень трудовой и исполнительской дисциплины;
г) чрезмерная загруженность работника, ведущая к постоянной спешке при выполнении заданий;
д) неконкретность заданий, что затрудняет выбор средств их выполнения, ведет к неуверенности в действиях;
е) отсутствие гласности.
3. Профессиональные факторы:
а) низкий профессиональный уровень подчиненных, тормозящий выполнение заданий;
б) несовершенство системы подбора и расстановки кадров;
в) неопределенность перспектив профессионального и должностного роста.
4.
Санитарно-гигиенические
а) неблагоприятные условия труда;
б) нарушение режима работы.
5.
Материально-технические
а) дефицит в обеспечении необходимыми средствами и оборудованием;
б) старое оборудование и техническое обеспечение.
6. Экономические факторы:
а) несовершенство системы оплаты труда и премирования;
б) задержки в оплате труда.
Своевременное устранение руководителем перечисленных причин неразрывно связано с совершенствованием системы управления организацией, своевременным разрешением возникающих конструктивных конфликтов.
Ошибочные действия руководителей, ведущие к конфликтам, можно сгруппировать в три направления: нарушения служебной этики; нарушения трудового законодательства; несправедливая оценка подчиненных и результатов их труда.
Любая разновидность конфликтов может осуществляться в двух формах: скрытой и открытой.
Открытый конфликт - это конфликт, когда ясны его мотивы и противоборствующие стороны его не скрывают.
Скрытый конфликт - это конфликт, мотив которого тщательно маскируется за поводом, по которому якобы он возник. Например, одного из сотрудников назначили руководителем подразделения, но в коллективе на эту должность претендовала другая сотрудница. Она недовольна, что ее обошли, но говорить об этом не принято. И развивается скрытый конфликт, основанный на мотивах самоутверждения. При удобном случае она критикует бывшего руководителя, но в то же время отмечает и его достоинства (раньше было больше порядка, было лучше обеспечение ресурсами). Новый руководитель бросается исправлять недочеты, но благодаря недовольной сотруднице всплывает, что-то другое и так без конца. Чтобы потушить скрытый конфликт, необходимо докопаться до истинных мотивов действий его "возбудителя". В этом помогут постоянные контакты руководителя с членами коллектива, знание групповых мнений, анализ позиций членов коллектива.